Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Идеи натурф-фии и гуманизма в ф. эпохи Возрождения

Читайте также:
  1. N6 Философия Средних веков и Возрождения
  2. VI. ПАМЯТНИКИ ЭПОХИ РАННЕГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
  3. VII. ПАМЯТНИКИ ЭПОХИ ПОЗДНЕГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
  4. Анропоцентризм мыслителей Эпохи возрождения и их гуманистические идеалы.
  5. Античные и средневековые истоки гуманизма Возрождения
  6. Антропологический характер философии эпохи Возрождения и ее основные направления.
  7. Антропоцентризм (Пико делла Мирандолла) и пантеизм (Дж.Бруно) философии эпохи Европейского Возрождения.
  8. Антропоцентризм и гуманизм в философии Возрождения.
  9. Антропоцентризм и гуманизм в философской мысли Возрождения.
  10. АНТРОПОЦЕНТРИЗМ И ГУМАНИЗМ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

Даосизм-древнейшее фил. учение Китая, которое пытается объяснить основы построения и существования окру­жающего мира и найти путь, по которому должны следовать человек, природа и космос.Основателем даосизма считается Лао Цзы.

Основным понят.даосизма явл "Дао". "Дао" имеет два значения: путь, по которому в своем развитии должны идти человек и природа,мировой закон, обеспеч. сущест-е мира; субстанция, от которой произошел весь мир, первоначало.

Основные идеи Фил.даосизма: все в мире взаимосвяз, материя, из которой состоит мир, едина; существует круго­оборот материи в природе ("все происходит из земли и ухо­дит в землю"), то есть сегодняшний человек вчера был во­площен в виде иных форм, существующих во вселенной- камня, дерева, животных, и после смерти то, из чего состоял человек, станет "строительным материалом" иных форм жизни или явлений природы;особа императора священна, только император имеет духов­ный контакт с богами и высшими силами; познание истины - освобождение от жела­ний и страстей;

В индийской философии главное это изучение человека; его нравственному совершенствованию. В качестве первоосновы бытия выступает Брахман – универсальное, безличное духовное начало из которого рождается весь мир. Эта универсальность достигается им через познание самого себя. Брахман совпадает и в тоже время противопост Атману. Атман – теория индивид души. Брахман в индивиде осознаёт самого себя и переходит вАтмана, но на высшем уровне развития возврат к Брахману.

Учение о законе жизни и воздаяния: человеческая жизнь – цепь рождений, которая не имеет конца. Определяется будущее развитие законом причин наследственных связей. Воздаяние – это и награда и наказание. Рождение определяется предыдущими жизнями. Важнейшая задача - нравственное совершен и освобождение от страстей, до растворения Брахмана в Атмане.

Смысл индийской философии - Жизнь мыслится так: человек не венец творения бога и не обладатель одной единственной жизнью. Смысл индийской философии в том, что в отличие от западной, она направлена на внутренне нравственное самосовершенствование.

Философия Древней Греции. Рассвет греческой культуры, к-рая заслуженно считается колыбелью европейской цивилизации пришелся на 6-4 вв до н.э. 1. удачное географическое положение: Греция находилась на пересечении торговых путей (роль инф-ых потоков – сведения изо всех уголков мира).2 греки создали превосходную по тем временам сис-му образования, красота и гармония тела были у греков своеобразн. культом. 3. В Афинах царило уважение к личности. 4. Сущ-ла частная собственность на землю. Тот грек, к-рый владел хотя бы клочком земли, имел право голоса, при решение важных политических вопросов (незав-ть, уважение к гос-ву). 5. Религия не играла в жизни об-ва такой исключит.роли, как на Востоке, ее сдерживающее влияние на свободу мысли почти не ощущалось.Греч. Ф-фы стремились познать мир как единое целое, находящееся в непрер. дв-ии. Они пытались разобраться в природе бытия – вещест-но оно или духовно? В их взглядах на природу было много наивного т. к. науч. эксперимента еще не было. Диалог был естественной формой мышления.

 

20.Диалектика и естественнонаучная ориентация в философии милетской школы и Гераклита.

Милетская школа получила свое назв. от назв. города, где она была основана: Милета - поли­са в Малой Азии.Представит. школы явл. Фалес, Анакси­мандр,Анаксимен.Философы милет. школы:выступали с материалистич. позиций;занимались не только фил., но и другими науками-точными и естественными;пытались объяснить законы природы (за что получили свое второе название - школа "физиков");искали первоначало - субстанцию, из которой возник окру­ж-ий мир. Фалес -основатель милет­. школы, один из самых первых выдающ. греч.уче­ных и фил.Первоначалом всего сущего считал воду (архэ);представл. Землю как плоск. диск, который покоит­ся на воде;считал, что неживая природа, все вещи имеют душу (был гилозоистом-одушевлял все сущее);допускал наличие множества богов;считал центром вселенной Землю;точно определил продолжит. года - 365 дней;сделал ряд математич. открытий (теорема Фалеса и др.). Анаксимандр ученик Фалеса:первоначало-"апейрон" – вечн, бесконечн субстанцию, из которой все воз­никло,первым выдвинул идею о происх.человека в резуль­тате эволюции от других животных. Анаксимен -ученик_Анаксимандра:”Архэ”- воздух;

выдвинул идею о том, что все вещества на Земле - результат различной концентрации воздуха (воздух, сжимаясь, пре­вращается сначала в воду, затем в ил, затем - в почву, ка­мень и т. д.);отождествлял божества с силами природы и небесными све­тилами. Гераклит_из_Эфеса -крупный древнегреч. философ-материалист,первоначалом всего сущего считал огонь;вывел закон единства и борьбы противоположностей - клю­чевой закон диалектики (наиболее важное философское от­крытие Гераклита);считал, что весь мир находится в постоянном движении и изменении ("в одну и ту же реку нельзя войти дважды");был сторонником круговорота веществ в природе и циклич­ности истории;признавал относит-ость окруж. мира ("морская вода грязная для чел-ка, но чистая для рыб", в разных си­туациях один и тот же поступок чел-ка может быть и хо­рошим, и плохим);всеобъемлющим божеством считал Логос Мировой Разум;движущей силой всех процессов считал борьбу: "война (борьба) есть отец всему и мать всему".

 

21. Философия пифагореизма и ее традиции в европейской философии и науке.

Пифагор-создатель древнегреческой религи­озно-философской школы, которая впоследствии получила названия пифагорейства. Основал пифаго­рейский союз. Значительное внимание Пифагор и пифагорейцы уделяли развитию математики. Пифагор исследует взаимоотноше­ния чисел. Он считал основой всего сущего - числа, являвшиеся фундаментом, который образует порядок во Вселенной и обществе. Поэтому познание мира должно заключаться в позна­нии чисел, управляющим этим миром. Всю окружающую действительность, все происходящее можно свести к числу и измерить с помощью числа. Пифагор впервые поставил вопрос о значении количественной стороны окружающего мира. Пифагорейцы все числа делят на четные и нечетные. Основные-первые 4 числа арифметического ряда- 1, 2, 3, 4. Основа всех чисел-еди­ница, к-рая рассматривается как четно-нечетное число. Единица – мельчайшая единица всего. Ноль они не знали. Числа- зеркальная сущность вещей. Нечетные числа- мужские, четные- жен­ские. В геометрич. интерпретации этим числам соответствуют: точка, прямая, куб, квадрат. Сумма этих основных чисел дает число 10, к-рое пифагорейцы считали идеальным числом и сообщали ему почти божественную сущность.Совершенное число 10 обозначалось в виде соверщенного труголь­ника. Пифагорейское учение является первой попыткой постижения колич.стороны мира. Матем. подход к миру закл. в определении количественных отношений между реально существ.вещами. Возмож­ность мысленной манипуляции с числами (как с абстрактными объектами) ведет к тому, что эти числа могут быть.понимаемы как самостоятельно существующие объекты. Эти числа были про­возглашены собственно сущностью вещей. С помощью этой операции пифагорейцы приходят к идеалистическому объяснению действитель­ности. Религию и мораль Пифагор считал основными атрибутами упорядочения общества Его учение о бес­смертии души (и ее перевоплощении) строится на принципах полной подчиненности человека богам. В истории философии идеализм обращался к пифагорейству, как правило, лишь тогда, когда он играл открыто реакционную историческую роль (один из крупнейших представителей идеалистической диалектической философии, Гегель, в «Истории философии» оценивает пифагорейство весьма критически). Метафизический подход к вопросу бытия, характерный для пифагорейской философии, был источником появления ряда реакционных философских направлений.Пифагорейство, таким образом, является первым идеалистическим философским направлением в античной Греции. Математическая проблематика выливается у них в мистику и обожествление чисел, которые они считают единственно истинно сущим.

 

 

22. Философия элеатов: от диалектики стихий к диалектике понятий.

Элеаты изучали проблемы познания, жестко разделяли чувственное познание и высшее духовное идеалистическое. Были сторонника монизма – выводили всю множест явлений из единого первоначала. Считали все сущее материальным выражением идей (предвестники идеализма). Преобладание бытия: бытие есть а небытия нет, бытие едино и неделимо, бытие познаваемо. Признаки бытия: едино, единственно, неизменно, бытие и мысль – одно. Оно может быть постигнуто лишь мыслью.

КСЕНОФАН.Поэт фил. вообще много путешествовал. В конце жизни поселился в Элее, где под его влиянием возникла школа элеатов. Критиковал представления о множесте богов. (Если бы лошади могли рисовать то они изобразили бы своих богов в виде лошадей). Он пантеист. Мир вечен и неуничтожим, представляет собой нечто единое и это единое и есть бог. Природа не божественна. Все что рождается и растет есть вода и земля. О природе богов не может быть истинного знания только мнение. Мир вечен и неуничтожим. Представляет собой нечто единое и это единое есть бог. Мир – воплощение свойств бога. Бог – атрибут мира. Бог есть абсолютный, вечный и бесконечный космос. Бог – шаровидное, неподвижное, неизменное существо, но не чувствен образ, а понятийная конструкция.

ПАРМЕНИД. Составил законы для Элеи, которые там долго действовали. Мир - вещ.шар, в котором нигде нет пустоты и, следовательно возможности движения. (все заполнено) Всякая мысль есть мысль о существующем. Поэтому несуществ. никак нельзя мыслить как несущ., откуда несуществ. нет. Отсюда невозможно возникновение и уничтожение.из абсолютной заполненности следует, что мир не имеет частей. Он един. Множество - обман чувств. Отсюда же следует вывод о невозможности движения, возникновения, уничтожения. Представления о движении - лишь мнение, повседневные представления, от которых следует отличать философию, как учение о истине, недоступной восприятиям. Центральная идея – соотношение мышления и бытия. Знающее бытие – знает истину. Истинная картина мира открывается только умом. Мир не знает ни возникновения, ни гибели. Мир вечен, неизменен, неподвижен. Мысль – всегда бытие. Черты истины: неизменность, единственность и неделимость. Ничто не меняется (в противоположность Гераклиту). Характеризует бытие: - не возникло, никогда не погибнет, имеет вневременную природу. – единственно, целосно, не имеет частей – совершенно (закончено)

ЗЕНОН. Ученик Парменида. Выдвинул ряд положений в защ. учения П. (апории) Доказывал невозможность движения (метафизика). Предположение, что движение мыслимо приводит к противоречиям - оно не может осуществиться. (Для того чтобы двигаться стрела должна в один момент времени находиться в опр. месте и не находиться в нем. Но это противоречиво - невозможно) В этих парадоксах вопрос не в том, возможно ли восприятие движения чувствами, а в том, можно ли мыслить движение при условии, что пространство состоит из бесконечного множества неделимых частей (актуальная бесконечность), а время из бесконечного множества неделимых моментов.

В этих апориях впервые в истории человечества обсуждаются проблемы непрерывности и бесконечности. Апории дали толчок развитию диалектики. Существует только то, что можно доказать логически.

 

 

23. Атомистический материализм Демокрита и Эпикура. Демокрит был учеником Левкиппа и основные положения атомистической теории взял у него, но развил их дальше. Демокрит утверждает, что все существующее состоит из атомов и пустоты. Атомы - это неделимые частицы. Атомы нельзя видеть, их можно только мыслить. Атомы соединяются между собой и образуются вещи. Атомы Демокрита различаются по форме и величине; двигаясь в пустоте, они соединяются ("сцепляются") между собой в силу различия по форме: у Демокрита есть атомы круглые, пирамидальные, кривые, заостренные, даже "с крючками". Так из них образуются тела, доступные нашему восприятию. Атомы едины, неделимы, неизменны и неуничтожимы. Кроме них существует еще пустота, так как без пустоты не было бы возможности перемещения, а также уплотнения и сгущения. Пустота по своему характеру однородна, она может отделять тела между собой, а может находиться и внутри самих тел и отделять отдельные часть этих тел. Атомы же не содержат пустоты, они отличаются абсолютной плотностью.Атомы, по Демокриту, суть бесконечны, если речь идёт об их величине, числе, а также бесконечны они и относит. различия форм.это выраженная в духе того времени мысль о бесконечности материи.Атомы обладают свойством движения от природы, и передается оно посредством столкновения атомов. Движение выступает основным источником развития. Демокрит считает, что первичного движения, первого толчка никогда не было, так как движение - способ существования атомов. Он полагал, вслед за Левкиппом, что не только ничего не возникает из ничего, как это считали предшествующие философы, но и что ничего не возникает без причины. Все происходит по строгой необходимости.Демокрит придавал большое значение чувственному познанию. Он выдвинул теорию истечения для объяснения восприятия внешних предметов органами чувств. По этой теории из предметов истекают так называемые образы(эйдолы), подобия этих предметов. Когда они попадают в глаз, то появляются представления о предмете. Чувственное познание, по мнению Демокрита, не является достоверным познанием. Познание при помощи чувств он называет "темным", оно не истинно. Подлинной формой познания выступает лишь познание при помощи рассуждений.Объясняя психическую деятельность человека, Демокрит пишет, что душа - это движущее начало и орган ощущения и мышления. Для того, чтобы приводить в движение тело, душа сама должна быть материальной и движущейся. Она состоит из атомов, поэтому она смертна, так как после смерти человека атомы души тоже рассеиваются.Учение Демокрита было дополнено и развито Эпикуром. Эпикур приписывает атомам еще одно свойство - тяжесть. Он также допускает и признает закономерным и определенное отклонение от прямолинейного движения, это дает возможность более "диалектического" понимания проблемы движения. Согласно Эпикуру, душа - это не нечто бестелесное, а структура атомов, тончайшая материя, рассеянная по всему организму. Отсюда вытекает и отрицание бессмертия души. Свою теорию Эпикур распространяет и на область этики и общественного устройства. В этике он исходил из индивидуалистических, в сущности сенсуалистских позиций. Человек, по Эпикуру, является чувствующим существом, и его чувства суть основной критерий морали. Высшим благом Эпикур признавал блаженство, наслаждение. Оно состоит в удовлетворении естественных потребностей и в достижении определенного душевного равновесия - спокойствия души, а тем самым и счастья. Эти моральные требования он считал естественными, вытекающими из человеческой сущности.Общество, считал он, является совокупностью индивидов, которые договорились между собой о том, что не будут вредить друг другу. Эпикур в определенной мере предвосхищает позднейшую теорию общественного договора.

24.Философия Сократа. Сокрастический метод в философии. Сократ не оставил значительных философ.произведе­ний, но вошел в историю как выдающийся мудрец, философ-педагог. Он вел свою просветительскую работу в гуще народа, на площадях, рынках в форме открытой беседы (диалога, спора), темами которой были злободневные проблемы того време­ни, актуальные и ныне: добро; зло; любовь; счастье; честность и т. д.В центр своих философских интересов он ставит проблему субъекта - человека.Подлинные воззрения Сократа можно реконструировать с очень большим трудом. Сократ никогда не считал себя мудрым (софос), но лишь философом, любящим мудрость (философия).Своим важнейшим призванием Сократ считал воспитание людей, смысл которого он видел в дискуссиях и беседах, а не в изложении какой-то области знаний. Поэтому он не оставил никаких трактатов.Главной задачей философии он полагал рациональное обоснование религиозно-нравственного мировоззрени. Считал излишним и принципиально невозможным изучении природы и объяснение природных явлении. Согласно Сократу, мир является творением божества великого и всемогущего, вездесущего и обо всем пекущегося, а основой, сущностью мира-духовный принцип как в логическом, так и в историческом смысле слова. Сократ подчеркивал значение совести, "внутреннего голоса", который он называл даймонионом и который был гарантией постижения подлинной истины. Даймонион, согласно Сократу, имел божественное происхождение. Именно посредством этого "даймониона" боги выделяют человека и сообщают смысл всему мирозданию.В беседах и дискуссиях Сократ обращал основное внимание на познание сути добродетели; познание сути добродетели, познание того, что есть "нравственное", является для него предпосылкой нравственной жизни и достижения добродетели. Так, для Сократа мораль сливается с знанием.Основными добродетелями Сократ считает сдержанность, мужество и справедливость. Эти добродетели человек приобретает путем познания и самопознания. Он распространял свои взгляды по преимуществу в разговорах и дискуссиях. В них же сформировался философский метод Сократа. Его целью было достичь истину обнаружением противоречий в утверждениях собеседника. При помощи правильно подобранных вопросов выяснялись слабые места в знаниях собеседника. В этом и состоит сократовская ирония. Целью его философских учений является стремление помочь людям, чтобы они нашли "сами себя". Поэтому с иронией тесно связана майевтика. Суть майевтики не в том, чтобы научить истине, а в том, чтобы благодаря логическим приемам, наводящим вопросам подвести собеседника к самостоятельному нахождению истины. Главной целью метода Сократа было обнаружить нравственную основу отдельных случаев человеческого поведения. Достижению этой цели служила специфическая индукция. Тенденция постоянно обнаруживать противоречия в утверждениях, сталкивать их и приходить таким образом к новомузнанию становится источником развития понятийной (субъективной) диалектики. Именно поэтому метод Сократа был воспринят и разработан последовательнейшим идеалистическим философом античности Платоном и высоко оценен виднейшим представителем идеалистической диалектической философии Нового времени Гегелем. Историческое значение деятельности Сократа в том, что он: способствовал распространению знаний, просвещению граждан;искал ответы на извечные проблемы человечества - добра и зла, любви, чести и т. д., открыл метод майевтики, широко применяемый в современ­ном образовании;ввел диалогический метод нахождения истины — путем ее доказательства в свободном споре;воспитал много учеников, продолжателей своего дела (на­пример, Платона), стоял у истоков целого ряда так называе­мых "сократических школ".

 

 

25. Философия Платона. Платонизм в истории европейской мысли

Платон - крупнейший философ Древней Греции, ученик Сократа, основатель собственной фи­лософской школы - Академии, основоположник идеалистиче­ского направления в философии. Платон – основатель идеализма. Главными положе­ниями его идеалистического учения являются следующие: материальные вещи изменчивы, непостоянны и со временем прекращают свое существование; окружающий мир ("мир вещей") также временен и изменчив и в действительности не существует как самостоятельная субстанция;реально существуют лишь чистые идеи; чистые идеи истинны, вечны и постоянны;любая существующая вещь является всего лишь материаль­ным отображением первоначальной идеи данной вещи (например, кони рождаются и умирают, но они лишь являются воплощением идеи коня, которая вечна и неиз­менна, и т. д.);весь мир является отображением чистых идей. Касаясь гносеологии, Платон исходит из созданной им идеалистической картины мира: материальный мир является всего лишь отобра­жением "мира идей", то предметом познания должны стать "чистые идеи, их невозможно познать с помощью чувственного познания-чистые идеи можно познать лишь разумом, благодаря высшей духовной деятельности, но высшей духовной деят. могут заниматься только люди образованные - интеллектуалы, фило­софы, только они способны увидеть и осоз­нать "чистые идеи".Особую роль в своей философии Платон уделил проблеме государства (что было нетипично для предшественников). Он выдвигает собственный план государственного устройства, согласно данному плану:все население государства (полиса) делится на три сословия - философы, воины, работники (крестьяне и ремесленники) - занимаются грубым физическим трудом, создают материальные блага, могут в ограниченных размерах владеть частной собственностью;воины занимаются физическими упражнениями, тренируют­ся, поддерживают в государстве порядок, в случае необходи­мости - участвуют в военных действиях;философы (мудрецы) - разрабатывают философские теории,познают мир, учат, управляют государством; философы и воины не должны иметь частной собственности;жители государства вместе проводят свободное время, вместе едят (проводят трапезы), вместе отдыхают;не существует брака, все жены и дети общие;допускается и приветствуется труд рабов, как правило, вар­варов, захваченных в плен.В дальнейшем Платон пересмотрел некоторые идеи своего проекта, допустив небольшую частную собственность и личное имущество для всех сословий, однако другие положения данно­го плана были сохранены.Историческое значение философии Платона в том, что:впервые философом оставлено целое собрание фундамен­тальных произведений;положено начало идеализму как крупному философскому направлению (так называемая "линия Платона" - противо­положность материалистической "линии Демокрита");впервые глубоко исследованы проблемы не только природы, но и общества - государство, законы и т. д.;были заложены основы понятийного мышления, произведе­на попытка выделить философские категории (бытие - ста­новление, вечное - временное, покоящееся - движущееся, неделимое - делимое и др.);была создана философская школа (Академия), просущество­вавшая около 1000 лет, где выросли многие видные последо­ватели Платона (Аристотель и др.).Академия Платона - религиозно-философская школа, соз­данная Платоном. в пригороде Афин и просуществовав­шая около 1000 лет.

 

26. Ф. Аристотеля и её значение для мировой культуры.

Ф-фия Аристотеля явл-ся обобщением и перера­боткой (завершением) всей предш. греч. ф-фии А. явл-ся создателем самой обширной науч­ной системы из существовав в античности Она опиралась на обширный эмпирич. материал как из области естествознания так и общ. Наук.Рассматривая проблему бытия, Аристотель выступил с кри­тикой философии Платона, согласно которой окружающий мир делился на "мир вещей" и "мир чистых (бестелесных) идей", и "мир вещей" в целом, как и каждая вещь в отдельности, являлся лишь материальным отображением соответствующей "чистой идеи".Ошибка Платона, по Аристотелю, в том, что он оторвал "мир идей" от реального мира и рассматривал "чистые идеи" вне всякой связи с окружающей действительностью, которая имеет и свои собст­венные характеристики - протяженность, покой, движение и др. Аристотель дает свою трактовку данной проблемы: не существует "чистых идей", не связанных с окружающей действительностью, отображением которых являются все вещи и предметы материального мира;существуют только единичные и конкретно определенные веши;данные веши называются индивидуумы то есть существует только конкретная лошадь в конкретном месте, а не "идея лошади", воплощением кото­рой данная лошадь является, конкретный стул, находящийся в конкретном месте и имеющий свои признаки, а не "идея стула", конкретный дом, имеющий точно определенные па­раметры, а не "идея дома", и т. д.;индивидуумы являются первичной сущностью, а виды и роды индивидуумов (кони вообще, дома вообще и т. д.) -вторичной.Поскольку бытие не есть "чистые идеи" и их матери­альное отражение ("вещи"), возникает вопрос: что такое бытие?Дать ответ на этот вопрос (что такое бытие) Аристотель пы­тается через высказывания о бытие, то есть через категории (в переводе с древнегреческого — высказывания).по Аристотелю, бытие это сущность (суб­станция), обладающая свойствами количества, качества, места, времени, отношения, положения, состояния, действия, страдания. Человек, способен воспринимать лишь свойст­ва бытия, но не его сущность. Также согласно Аристотелю кате­гории — это высшее отражение и обобщение окружающей дей­ствительности, без которых немыслимо само бытие. А. Придерживается той точки зрения, что душа присуща всем объектам принадл к живой при­роде (т.е. растениям и животным и чел-ку). Душа рассм-ся как форма реал-ция природного тела. Отношение души и тела явл-ся аналогией более общего отошения материи и формы. Являясь носителем сознания, душа также ведает функциями организма. Растительная душа отвечает за функции питания, роста и размножения. Этими же функциями (питание, рост, размножение) ведает и животная душа, однако благодаря ей организм допол­няется функциями ощущения и желания. И только разумная (человеческая) душа, охватывая все вышеперечисленные функ­ции, ведает еще и функциями рассуждения и мышления. Имен­но это выделяет человека из всего окружающего мира. Познание представлялось А. как развивающий процесс. Оно развивается от простейших ступе­ней к предельно абстрактным. Творче­ство А. явл-ся вершиной античной ф-фии Ряд совре­менных спец наук (этика.логика) имеет начало в его произведениях А. смог не только упорядочить, но и систематически обощить достижения познания своего времени.

 

27. Теоцентризм евр. средневек. ф-фии. Патр. и схол. как осн. этапы форм-ния ф-фско-теологич. мысли в Европе

Средневековая философия представляет собой длительный отрезок в истории европейской ф., кот.непосредственно связан с христ. религией. Лишь те ф-фы, к. разделяли позиции христ-ва, могли рассчитывать на известность и признание. Этим четко опред. содерж. и направл-стью средневек.ф-фия отличается от предше антич. и последующей ф.Ренессанса.

Христ-во возникает в I-II вв.н.э. в вост. провинциях Римской империи и распространяется на Средиземном побережье. Время его возникновения хар-лосьглубоким кризисом рабовлад-ого строя, сопровождавшимся усиленной эксплуатацией народов в Римской империи, в частности рабов и свободной бедноты. Все попытки изменить реальные обществ.условия терпели поражение, оставалось надеяться на чудо и помощь "божьего спасителя" и его силы. Эту веру принесла новая религия – христ-во, кот.обратилась ко всем людям, без различия их национальности и сословий, как к равным перед богом.

Вплоть до XIV в. церковникам принадлежит подлинная монополия в области ф-фии и ф-фия соответственно пишется с точки зрения церкви: 1.Философия монотеистична, Бог понимается как единое и уникальное.à Средневековая мысль всегда теоцентричнаà всё сущее определяет Бог. 2.Идея креационизма: Источник всего сущего – Бог, Он сотворил мир из ничего. Весь мир – свободный дар Бога. 3.Принцип антропоцентризма. У греков господствовал принцип космоцентризма, человек был важен как часть целого. В христ-ве же человек создан по образу и подобию Бога, должен уподоблятся Богу. Библия утверждает, что человек способен принять волю Бога как свою собственную. 4. Средневековая ф-фия филологична по своей сути, т.к. отталкивается от библии. 5.мир средневековья– дуалистичный (духовенство противопост. мирянам, царство Божие – царству мира сего).

Осн. этапы средневек. ф-фии: Патристика:1.Апологетика (II – IIIвв)- Период утверждения христианства. Церковь ещё гоним. Задача: показать нелепость языческих верований. Апологеты обращ к античной философии с целью найти там противоречие. Возникает догмат о триединстве Бога. Основная проблема: отношение веры и разума. (Тертуллиан,Климент Александрийский). Патристика 2 (IV– Xвв)- Святость жизни, ортодок учения, признание церковью.(вост.- Григорий Нисский, Вас. Кесарийский; зап.- Аврелий Августин)

Схоластика (от лат. Школа)(XI–XIVвв)- Возникают учебные заведения, предпринимаются попытки доказать сущес Бога с помощью логических приёмов (Иоганн Скотт Иреугена, Ансельм Кетеркерийский, Пьер Абельяр, Фома Аквинский)

Для схоластики характерен напряжённый поиск путей, кот.помогали бы рац. постигнуть веру. Проблема связи 2х реал-стей: человек не может одновременно находиться либо в рациональном мире, либо в мире веры. Возникает вопрос: возможно ли рациональное постижение догматов веры?à3 направления: Отказ от рационального познания – монашеско-мистическая традиция. Орден Францисканцев, основанный в XIIв. Франциском Ассизским. Это напр.поддерживалось папой Григорием Великим. Такое отношение проистекало из убеждения в том, что мир погряз во зле. Церковь покровительствует учёности. Бог сотворил мирàмир остаётся благимà нужно обращать себя к миру.

Патристика. Для нее характерна разработка догматики и ф-фии, в частности в творч. Аврелия Августина. Установление офиц. догматики поставило перед христианскими идеологами задачу систематизировать христ-во, это было необх. для борьбы с еретич. учениями. Те из них, которые внесли наиб.вклад в борьбу с еретиками, были провозглашены святыми и названы «отцами церкви».Наиболее выдающимся был Ав.Ав.: Бог явл. высшей сущностью, только его существование вытекает из собственного естества, все остальное с необх-стью не существует. Он единственный, сущ-ние кот. независимо, все остальное существует лишь благодаря божественной воле. Бог явл. причиной сущ-ния всякого сущего, всех его перемен; он не только сотворил мир, но и продолжает его творить. Бог является также наиважнейшимпредметом познания, познание же преходящих, релятивных вещей бессмысленно для абс. познания. Бог выступает в то же время и причиной познания, он вносит свет в человеч. дух, в человеческую мысль, помогает нах людям правду. Бог является наивысшим благом и причиной всякого блага. Так как все существует благодаря богу, так и всякое благо происходит от бога.

Идеи натурф-фии и гуманизма в ф. эпохи Возрождения

Эпоха Возрождения — это переворот в первую очередь в системе ценностей, в оценке всего сущего и отношении к нему. Возникает убеждение в том, что чел.– высшая ценность. Такой взгляд на человека обусловил важнейшую черту культуры Ренессанса — развитие индивидуализма в сфере мировоззрения и всестороннее проявление индивидуальности в общественной жизни. Появляется гуманизм. Гуманизм представляет собой образ мышления, который провозглашает идею блага человека гл. целью соц. и культ.развития и отстаивает ценность чел-а как личности. Гуманисты вырабатывают новый подход к пониманию человека, в котором огромную роль играет понятие деятельности. Ценность чел. личности для них определяется не происхожд. или соц. принадлежностью, а личными заслугами и плодотворностью ее деят-сти.Наибольшую роль в ф-ии эпохи возрождения сыграли натурфилософские концепции (Бруно), свидетельствовавшие о крушении схоластич. методов осмысл.природы. Наиболее важными результатами этого естественно-научного направления в ф. были: 1) методы экспериментально - математического исследования природы; по Галилею, все явления можно свести к количеств. отношению. К истине приводят 2 метода: резолютивный (аналитический, разложить явление на элементы) и композитивный (синтетический, осмысление явления в целостности). Плюс эксперимент= науч. методология. 2) детерминистское истолкование действ-сти, противополож. теологич. истолкованию; найдены фундамент. законы механики, что говорит о том, что сущ.естественная необх-сть. Стремление к углуб и достоверному познанию природы нашло отраж. в творч. Леонардо да Винчи, Николая Коперника, Иоганна Кеплера, Галилео Галилея.

Их теор. разработки и эксперимен исследования способ не только изм. образа мира, но и представл о науке, об отнош между теорией и практикой.

Л.да В. утверждал, что любое знание порождается опытом и завершается в опыте. Но подлинную достоверность результатам экспериментирования способна придать лишь теория. Поворот к новой космологии наметился уже в XV в. и был связан с творчеством Николая Кузанского. Его учение о безграничности космоса ставило под сомнение богословско-схоластические представл. о Вселенной и явилось прямым следствием решения вопроса о соотнош. Бога и мира. Бог в ф. Кузанского получает наименование абсолютного максимума, или абсолюта, который не является чем-то находящимся вне мира, а пребывает в единстве с ним. Бог, охватывающий все сущее, содержит мир в себе. Такая трактовка соотношения Бога и мира характеризует философское учение Кузанского как пантеизм (от греч. pan — все, theos — бог), важн. признак кот.составляет безличность единого божеств. начала и его макс. приближенность к природе. Согласно пантеистическому учению Кузанского, мир не может иметь самостоятел существования. Мир не бесконечен, иначе он был бы равен Богу, но «его нельзя помыслить и конечным, поскольку у него нет пределов, между которыми он был бы замкнут». В космологии Кузанского отвергалось учение о Земле как центре Вселенной, а отсутствие неподвижного центра привело его к признанию движ. Земли.

Наиболее глубокие результаты натурфил получила в творчестве Д Бруно, с чьим име­нем связан решающий поворот в утверж новой космологии. Центр идея космологической доктрины Бруно – тезис о бесконечности Вселенной. «Она никоим образом не может быть охвачена и поэтому неисчислима и беспредельна, а тем самым бесконечна и безгранична...». Эта Вселенная не сотворена, она существует вечно и не может исчезнуть. Она неподвижна, «ибо ничего не имеет вне себя, куда бы могла переместиться, ввиду того, что она является всем». В самой же Вселенной происх непрерывное изменение и движение. Обращаясь к характеристике этого движения, Бруно указывает на его естественный характер. Он отказывается от идеи внешнего перводвигателя (Бога), а опир.на принцип самодвиж. материи.




Дата добавления: 2015-02-16; просмотров: 25 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав




lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.011 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав