Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Мертвые души Н. В. Гоголя: история замысла, жанр, проблематика, особенности композиции и системы образов. Просветительская установка в произведении.

Читайте также:
  1. A. 2.4. Показатели активности мышечной системы
  2. b. 2.5. Показатели активности дыхательной системы
  3. CSS. История развития
  4. Cельскохозяйственное картографирование, его особенности и задачи.
  5. I. История становления лингвистических традиций.
  6. I. Общая характеристика жанровой системы связей с общественностью.
  7. I. Общее положение современной системы международных отношений.
  8. I. Особенности детской иллюстрированной книги как специфического жанра
  9. II. Патология нервной системы
  10. III. ГОСУДАРСТВО КАК ОСНОВНОЙ ИНСТИТУТ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ.

Сюжет и композиция "МД" обусловлены предметом изоб-ия — стремлением Г постичь рус ж, хар-р рус ч, судьбу Рос. Речь идет о принципиальном изменении предмета изоб-я по сравнению с лит-ой 20—30-х гг.: внимание худ-ка переносится с изоб-ия отдельной личности на портрет общ-ва. Иными словами, романический аспект жанрового содер-ия (изображение частн ж лич-ти) сменяется нравоописательным (портрет об-ва в негероический момент его развития). Поэтому Г ищет сюжет, кот давал бы возможность как можно более широкого охвата Дей-ти. Такую возможность открывал сюжет пут-ия: "Пуш находил, что сюжет "МД" хорош для меня тем, — говорил Г, — что дает полную свободу изъездить вместе с героем всю Р и вывести множество самых разнообразных хар-ов". Поэтому мотив движения, дороги, пути оказывается лейтмотивом поэмы. Совершенно иной смысл получает этот мотив в знаменитом лир-ом отст-ии 11главы: дорога с несущейся бричкой превращается в путь, по которому летит Русь, "и, косясь, постораниваются и дают ей дорогу другие народы и гос-ва". В этом лейтмотиве — и неведомые пути рус нац-го развития:

"Русь, куда ж несешься ты, дай ответ? Не дает ответа", предлагающие антитезу путям иных народов: "Какие искривленные, глухие, узкие, непроходимые, заносящие далеко в сторону дороги избирало чел-во..." В образе дороги воплощен и житейский путь героя ("но при всем том трудна была его дорога..."), и ТВ-ий путь автора: "И долго еще определено мне чудной властью идти об руку с моими странными героями..." Мало того, что Чичиков путешествует в ней, то есть благодаря ей оказывается возможным сюжет путешествия; бричка мотивирует еще появление хар-ов Селифана и коней; благодаря ей удается спастись от Ноздрева; бричка сталкивается с каретой губернаторской дочки и таким образом вводится лир мотив, а в конце поэмы Чич даже предстает как похититель губернаторской дочки. Бричка как бы наделяется собственной волей и иногда не слушается Чич и Селифана, едет своей дорогой и под конец вываливает седока в непролазную грязь — так герой не по своей воле попадает к Коробочке, которая встречает его ласковыми словами: "Эх, отец мой, да у тебя-то, как у борова, вся спина и бок в грязи! Где так изволил засалиться?" Кроме того, бричка как бы определяет кол комп 1 тома: поэма открывается разговором двух мужиков о том, насколько прочно колесо брички, а завершается поломкой того самого колеса, из-за чего Чич приходится задержаться в городе. Сюжет путешествия дает Г возможность создать галерею образов пом=ов. При этом композиция выглядит очень рационально: экспозиция сюжета пут-ия дана в 1 главе (Чич знакомится с чиновниками и с некот-ми пом-ми, получает у них приглашения), далее следуют пять глав, в которых "сидят" пом-ки, а Чич ездит из гл в главу, скупая м д. Гв "М д", как и в "Ревизоре", создает абсурдный худ-ый мир, в кот люди утрачивают свою чело-ую сущ-сть, превращаются в пародию на возможности, заложенные в них природой. Стремясь обнаружить в персонажах признаки омертвения, утрату одухотворенности (души), Г прибегает к использованию предметно-бытовой детализации. Каждый пом-к окружен множеством предметов, способных его хар-ь. Детали, связанные с опр-ми персонажами, не только живут автономно, но и "складываются" в своего рода мотивы. Например, с Плюшкиным связан мотив запустения, омертвения, деградации, в результате нагнетания которого возникает гротескный метафорический образ "прорехи на человечестве". С Маниловым — мотив переслащенности, создающий своего рода пародию на героя сентиментальных романов. Положение в галерее образов помещиков тоже характеризует каждого из них. Распространено мнение, что каждый последующий помещик "мертвее" предыдущего, то есть, по словам Г, "следуют у меня герои один пошлее другого". Но именно ли это имел в виду Г? Является ли Плюшкин наихудшим из всех? Ведь это единственный герой, у которого есть предыстория, лишь на его лице мелькнуло подобие ж, "вдруг скользнул какой-то теплый луч, выразилось не чув-во, а какое-то бледное отражение чув-ва". Поэтому нельзя судить о Плюшкине как о наихудшем — просто сама мера пошлости к 6 главе становится нестерпимой. 6 главу Ю. Манн считает переломной. Эволюция Плюшкина вводит в поэму тему изменения к худшему. Ведь Плюшкин — единственный некогда "живой" предстает в самом омерзительном обличье мертвой души. Именно с этим образом связано лир отступл в 6 главе о пламенном юноше, который "отскочил бы с ужасом, если бы показали ему его же портрет в старости". Поэтому 6 главу мы можем назвать кульминационной в поэме: представляя трагическую для тему изменения к худшему, она и завершает сюжет пут-я, ведь Плюшкин — последний из пом-ов, кого посе-тил Чич-в. Итак, сюжет путешествия исчерпан, но в поэме еще есть пять глав: следовательно в основе произведения лежит еще какой-то сюжет. Таким сюжетом, с точки зрения Ю. Манна, оказывается миражная интрига. В самом деле, цель путешествия Чич миражна в самом прямом смысле слова: он покупает "один неосязаемый чув-ми звук". Завязка миражной интриги происходит во время разговора с Маниловым, когда странный гость предлагает хозяину "негоцию". В этот момент проясняется цель путешествия Чич. Покупка "мертвых", кот, впрочем, значились бы по ревизии как живые", предпринимается героем для совершения мошеннич-ва на законном основании: он хочет не только приобрести вес в об-ве, но и заложить свою странную покупку в опекунский совет, то есть получить деньги. В сущности, путешествие Чич — бесконечная погоня за миражем, за пустотой, за ушедшими из жизни людьми, — за тем, что не может быть в воле чел-ой.

И по законам гоголевского худ-го мира мираж начинает материализоваться, обретать реальные черты. Чем больше мертвых скупает Чич, тем все весомее оказывается его покупка: м д оживают, становятся реальностью. В самом деле, зачем Собакевич начинает расхваливать своих умерших кр-н и говорит полную бессмыслицу: "Другой мошен-к обманет вас, продаст вам дрянь, а не души; а у меня что ядреный орех, все на отбор". Хочет ли он просто обмануть Чич? Но ведь это невозможно, оба прекрасно понимают, что их просто нет и все их качества в прошлом. Дело скорее не в обмане, а в непреднамеренности Собакевича: точно так же он будет описывать дост-ва своих кр-н и в городе, уже после совершения купчей крепости, когда никакой обман уже не понадобится: купленные Чич м д становятся на наших глазах живыми, и пом-ки гов о них как о живых. "Оживают" купленные кр-не и в начале 7 главы, когда Чич составляет документы для совершения купчей крепости, и "странное, непонятное ему самому чув-во овладело им". "Казалось, как будто мужики еще вчера были живы". Автор как бы перехватывает внутр монолог своего героя, рас-ет о судьбе кр-ян, в к-х воплотились все стороны рус нар хар-ра.

К началу 7 гл сюжет пут-ия исчерпывается — Чич приезжает в город для оформления купчей. Этот момент, счастливая развязка сюжета пут-ия, оказывается кульминацией миражной интриги: мираж, в погоню за к-м был устремлен Ч, материализуется юридически, герой становится херсонским пом-ом и сам забывает о том, "что души не совсем настоящие". Пустота, фикция, скупаемая Ч, получает полновесный юридич статус! Он начинает жить своей жизнью, рождает в городе множество слухов, обрастает все более и более правдоподобными подробностями. Крестьяне, купленные без земли, оказывается, покупаются на вывод в Херсонскую губернию; там есть река и пруд; отмечая покупку, пили за благоденствие кр-н и счастливое их переселение; по возвращении Чич Селифан получает кое-какие хоз-ые приказания: "собрать всех вновь переселившихся мужиков, чтобы сделать всем лично поголовную перекличку". И в тот момент, когда герой сам забывает о хар-ре своей "негоции", в городе появляются Ноздрев и Коробочка, которые разбивают хрустальный мираж Чич. Но разбившись, мираж, подобно осыпающемуся зеркалу, образует множество осколков, в к-х отражается в искаженном свете его творец — Ч. Он в суждениях жителей города оказывается миллионщиком, делателем фальшивых ассигнаций, похитителем губернаторской дочки, Наполеоном, бежавшим с острова, капитаном Копейкиным. Именно в последних 4х гл-х поэмы конкретизируется образ губернского города NN. В черновиках времен работы над первым томом писатель сформулировал смысл этого образа "Идея города, Возникшая до высшей степени Пустота. Пустословие, Сплетни, перешедшие пределы, как все это возникло из безделья и приняло выражение смешного в высшей степени". " Миражная интрига завершается в тот момент, когда прекращаются все сплетни о Чич. Конец им кладет смерть прокурора. Все внимание горожан переключается на это событие. Только после этого Ч, забытый, уезжает из города. Идейно-композиц роль образа Ча предопределена в 1 очередь тем, что ему принадлежит идея аферы, для ее осуществления ему предоставлено право свободного передвижения по худ-му пространству поэмы, с ним автор не расстается почти никогда. Стоить отметить особо, что, не будь Ч, не было бы ни сюжета пут-я, ни самой поэмы. Но не они, не его судьба яв-ся главным предметом изображения у Г. Именно специфика предмета изобр-ия заставляет нас обра-титься к жанровому своеобразию пр-ия

Жанровая природа гоголевского произведения сложна и не проста для определения. Сам писатель попытался указать на своеобразие "Мертвых душ", назвав свою книгу поэмой, однако он не дал расшифровки этого понятия, что заставляет читателей и исследователей Гоголя — с момента выхода книги и по сей день — искать ключ к трактовке ее жанрового облика. Можно ли считать "Мертвые души" романом? Говоря о романе, обычно имеют в виду эпическое произведение большой художественной формы, в котором повествование сосредоточено на судьбах отдельной личности в ее отношении к окружающему миру, на становлении, развитии ее характера и самосознании.

В том случае, если бы рассказ о происхождении, воспитании и попытках героя обеспечить себе "жизнь во всех довольствах, со всеми достатками" появился бы в начале повествования, лица и события объединились бы вокруг героя, встали бы в связь с его судьбой, превратив "Мертвые души" в роман, роман плутовского типа, где антигерой проходит через ряд удач и поражений. Но похождения Чичикова для Гоголя — только путь к решению другой, главной для него задачи. В чем она состояла? Вернемся к тому определению, которое сам Гоголь дал "Мертвым душам". Он назвал свое произведение поэмой, подобно тому как Пушкин считал "Евгения Онегина" "романом в стихах". Произведение Гоголя можно по праву назвать поэмой. Это право ему дано поэтичностью, музыкальностью, выразительностью языка, насыщенного такими образными сравнениями и мета-форами, какие можно встретить разве что в поэтической речи. А главное — постоянным присутствием автора, что делает "Мертвые души" произведением лиро-эпическим. Вся действительность, изображенная в ней, проходит сквозь призму авторского сознания. В лирических отступлениях Гоголь ставит и решает литературные вопросы.

Своеобразная жанровая структура "Мертвых душ" позволяет Гоголю изобразить картину нравов всей России, показывая при этом общее, а не частное, не историю жизни одного человека, а "разнообразную кучу" русских характеров. Лирическое начало выводит эти наблюдения на уровень философских размышлений о судьбе России в семье человечества.




Дата добавления: 2015-02-16; просмотров: 69 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав




lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав