Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Понятие мировоззрения, его структура и функции. Исторические типы мировоззрения.

Читайте также:
  1. A. підприємство - це відокремлена економічна структура, яка займається виробництвом та реалізацією певних товарів та послуг з метою отримання доходу; Верно
  2. I. Дистрибутивный анализ. Дистрибутивная структура языка на фонемном уровне.
  3. I. ПОНЯТИЕ ДОКУМЕНТА. ВИДЫ ДОКУМЕНТОВ.
  4. I. Понятие конституционного строя и основ конституционного строя
  5. I. Понятие социального института.
  6. I. Понятие, структура и функции религии. Социологические теории религии.
  7. I. Пражский структурализм.
  8. I. Семинар. Тема 1. Предмет, система, задачи судебной медицины. Правовые и организационные основы судебно-медицинской экспертизы, Понятие, объекты, виды, экспертизы
  9. II. Копенгагенский структурализм.
  10. II. Понятие обобщенной зоны радиовидимости

Мировоззрение – это система обобщенных чувствований, интуитивных представлений и теоретических взглядов на мир и место человека в нем, на многосторонние отношения человека к миру, к самому себе и к другим людям.
Наличие мировоззрения является показателем социальной зрелости как отдельно взятых индивидов, так и их групп или общностей. В структуре мировоззрения различают мироощущение, мировосприятие и миропонимание.
Структура:
1)Мироощущение – эмоционально-психологическая сторона мировоззрения (настроения, чувства, переживания);
2)Мировосприятие – создание наглядных образов (зрительные, звуковые картины, чертежи, диаграммы);
3)Миропонимание – выражения содержания мировоззрения в форме…(абстрактное понятие, символические формулы, интеллектуальные модели).
Уровни:
1)Обыденное мировоззрение (жизненная философия). Базируется на здраво смысле и многообразном повседневном опыте, формируется стихийно, является более мобильным и менее стабильным.
2)Теоретическое мировоззрение (наука, философия). Формируется у человека сознательно, с учётом собственных возможностей.
Типы:
1)мифологическое – вера в миф (неосознанная подмена реальности вымышленным содержанием) является основой взглядов, идеалов, ценностей человека;
2)религиозное – в основе лежит иррациональная вера в существование Бога, который есть всё, и восприятие осуществляется через Бога в себе и себя в Боге. Положительные стороны данного типа: тесная связь с мировым культурным наследием, стремление к решению проблем, связанных с духовными потребностями человека. Отрицательные: непримиримость к другим жизненным позициям, невнимательность или игнорирование достижений науки.
3)философское – попытка теоретически обосновать как содержание, так и способы достижения обобщённых знаний о действительности. Устанавливает нормы, ценности, идеалы, определяющие цели, средства и характер деятельности людей. Мировоззрение становится предметом теоретического анализа философии;
4)научное – представляет научную картину мира, итоги достижений человеческого познания, принципы взаимоотношения человека со средой обитания, как искусственной, так и естественной.


2. Понятие философии. Предмет философии в исторической динамике
Предмет философии, сохраняя инвариантное ядро, подвергался значительным деформациям в процессе исторического развития философии и культуры. На ранних этапах своего существования философия обращена к природе, космосу, осмысление которого она рассматривает как предпосылку объяснения и понимания человека. В этом проявляется космоцентризм древней, в частности – античной философии.
Предметом средневековой философии является Бог как причина и условие всякого существования, творец мира и человека, а основной вопрос философии – это вопрос об отношениях Бога и человека. Философия приобретает ярко выраженный теоцентрический характер.

Возрождение, обращенное к гуманистическим ценностям античной культуры, открывает живого естественного человека, гения, который в процессе основанной на разуме деятельности созидает мир своего существования, как мир человека и для человека, человеческий мир. Гуманистический антропоцентризм определяет специфику этой философии.
Новоевропейская философия как теоретическое обоснование индустриальной цивилизации сориентирована на поиск путей и средств практического преобразования мира и находит их в знаниях, в опытно-экспериментальном естествознании. “Знание – сила”. Это знаменитое высказывание раскрывает суть философии этой эпохи – ее наукоцентризм.
Постклассическая философия отказывается от метафизических притязаний философской классики на построение универсальных систем, в которых мир и человек предстают как противопоставленные друг другу объект и субъект. Главное усилие постклассической философии – выявление и осмысление многочисленных и разнообразных форм присутствия “человека-в-мире", интенциональности как существенной черты его существования.

3. Структура и функции философии
Структура:
1) Онтология и философия природы. Из-за чего, как, когда, почему возник весь наш огромный мир и отдельные его части? Он конечен или бесконечен? Каковы наиболее общие, неотъемлемые свойства всего, что есть в мире и мира в целом (такие свойства носят названия, атрибуты)? Каковы законы существования и развития мира? Есть ли всемогущий Бог, сверхъестественное или весь мир материален?
2) Социальная философия и философия истории. Как появились человек и общество; по каким законам существуют и развиваются; какая из сфер общества (экономическая, политическая, духовная, социальная) является главной; какова структура общества и отдельных её сфер; какие есть типы обществ; какова роль личности и народных масс в истории?
3) Философская антропология. Какова природа человека, в чём заключается его предназначение, каков смысл его бытия; есть ли у человека душа, что с ней происходит после смерти; что означает быть личностью, возможно ли бессмертие?
4) Гносеология. Познаваем ли мир частично или полностью; какие есть методы познания; нужно ли всё знать; каково соотношения знания и веры; как совершаются научные открытия; какова роль интуиции в познании; есть ли в мире необходимость и закономерность или в нём господствует произвол, свобода, случай?
5) Этика. Что такое справедливость, добро и зло, прекрасное и безобразное, возвышенное и низменное, трагическое и комическое; долг, совесть, честь, достоинство, счастье и т.д.?
6) Эстетика. Какие существуют цели и ценности, какие из них наиболее важные, какова иерархия ценностей, почему существуют антиценности?
Функции:
1)Мировоззренческая. Рационально-теоретический способ ориентации в мире как следствие обобщения, интеграции всех видов человеческой практики и культуры.
2)Гносеологическая. Оценка возможностей познания, разработка учения о характере и закономерностях познавательного процесса.
3)Методологическая. Разработка теорий поисковой деятельности, её принципов, способов и норм.
4)Социальная. Гармонизация общественных отношений на гуманитарных основаниях.
5)Аксиологическая. Утверждение социально-удостоверных ценностей, стандартов, идеалов, регламентирующих многообразие общественных и личных отношений.
6)Гуманистическая. Сверхзадача философии – показать, «каким» надо быть, чтобы быть человеком.

4. Условия формирования, этапы развития и основные проблемы древнегреческой философии.
Предпосылки возникновения греческой философии:
1) Экономико-географические особенности развития Древней Греции. Удачное географическое месторасположение Греции делало ее центром средиземноморской торговли и культуры. Помимо определенных товаров Древняя Греция аккумулировала также культурные и научные знания народов, как Древнего Востока, так и Европы и Западного Средиземноморья.
2) Аристократические формы правления преобразовывались в республиканские, идеально подходившие для свободомыслия, следовательно, развития философии.
3) Греки обладали высокоразвитым абстрактным мышлением и, главное, потребностью к его дальнейшему улучшению и углублению.
4) Греки обладали алфавитным письмом, что также говорило о неординарном уровне ассоциативного мышления, без которого невозможно появление алфавитного письма.
5) Развитая религиозная мифология Древней Греции. Для греков характерно не преобладание какого-либо определенного типа мировоззрения, а, скорее, смешение мировоззрения религиозного с мифологическим, с некоторым преобладанием первого в общественном сознании.

Этапы развития античной философии
1)7- первая половина 5 века до н.э. – период зарождения и формирования (период досократиков). Его представителями являются философы Милетской школы(Фалес, Анаксимен, Анаксимандр), Гераклит, Пифагор и др., занимавшиеся поиском первоэлемента мироздания, а также Парменид, положивший начало онтологии.
2)Вторая половина 5 - 4 века до н.э. – классический, или период расцвета. Этот период связан с деятельностью выдающихся греческих философов Сократа, Платона и Аристотеля.
3)3 – 1 века до н.э. – эллинистический период. Его представляет ряд философских школ, таких как стоицизм, эпикуреизм и скептицизм. Для этих школ был характерен переход от простого комментаторства учения Платона и Аристотеля к проблемам этики.
4)1 - 5 века. н. э. – период Римской философии. Римская философия формируется под заметным влиянием греческой философии. В качестве наиболее ярких школ этого периода обычно выделяют три направления, корни которых уходят в эллинистическую традицию: стоицизм, эпикуреизм, скептицизм.

Основными принципами древнегреческой философии являются:
- космоцентризм, представляющий мир как тождество макрокосма и микрокосма;
- стихийная диалектика, усматривающая в мире единство и борьбу противоположных сил и тенденций как источник изменчивости и многообразия существующего;
- онтологизм, утвердивший идею первоначал и причин Сущего как главный предмет познания;
- этический рационализм, поставивший на одну ступень знание, мудрость и \благодетель, нравственность.

5. Философские проблемы классического периода древнегреческой философии.
Классический (сократический) период – (вторая половина 5 до конца 6 века до н.э.) время расцвета древнегреческой философии. К данному этапу относятся:
- философско-просветительная деятельность софистов;
- философия Сократа;
- зарождение «сократических» школ;
- философия Платона;
- философия Аристотеля.
Философы сократического периода также пытались объяснить сущность природы и Космоса:
- меньше уделяли внимания поиску первоначала;
- допускали участие богов и идей в создании природы и космоса;
- положили начало спору между материализмом и идеализмом;
- проявили интерес к проблеме человека, общества, государства;
- внесли вклад в развитие логики
Классическая греческая фил-я традиционно начинается с имени Сократа, который первым обратился от натурфилософских вопросов к проблемам добра и зла, этики поведения человека. Он подчеркивал необходимость профессиональных знаний для успешной деятельности в любой сфере жизни.

6. Специфика и основные проблемы средневековой философии.

Средневековая философия охватывает тысячелетний период приблизительно с 5 по 15вв. между античной и средневековой философией нет чётко обозначенных границ. Истоки философии Средневековья – в античной философии, затем некоторое время она формировалась одновременно с религией христианства, возникшей в 1-2 вв н.э. Философия Средневековья – своеобразный исторический тип философии.
Особенности:
1. Тесная связь со Священным Писанием, которое является исчерпывающей и универсальной парадигмой философского знания о Боге, мире, человеке и истории. Философия средневековья имела 2 основных источника своего формирования. 1 – древнегреческая философия, 2 – Священное Писание.
2. Единство Священного писания и Священного Предания, которые взаимно дополняют и поясняют друг друга.
3. В основе философии и культуры средних веков лежит текст и слово. Отсюда огромная роль искусства толкования, интерпретации.
Основанием этой философии стали:
- теоцентризм - принципом и источником всякого бытия, блага и красоты является Бог. Служение Богу – основа нравственности, подражание Богу и уподобление ему – высшая цель;
- креационизм – всё изменяющееся сотворено Богом из ничего, и всё сотворённое изменяется и стремится к небытию;
- провиденциализм – Бог перманентно правит миром, человеческой историей и судьбой каждого человека. Всё, что происходит в мире, происходит по воле Бога и в соответствии с ней, и только Бог наполняет мир гармонией и смыслом;
- ревеляционизм – источником все знаний и самым надёжным способом познания является Священное Писание, в котором воплощено божественное откровение;
- персонализм – сотворённый Богом человек есть несовершенным отражением всесовершеннейшей личности Бога.
1 этап. Патристика. Охватывает период 2-8 века, связана с деятельностью так называемых «отцов церкви», которые, с одной стороны, защищали христианство от языческого господства, а с другой – разрабатывали теоретические основы нового мировоззрения, формировали теологическую парадигму средневекового мышления. Они переориентировали античное мышление с его космоцентризмом и рационализмом на сверхприродного Бога. Представители: 1) греко-византийская ориентация (Ориген, Василий Великий), 2) латинская ориентация (Августин Аврелий).
2 этап. Схоластика (7-14 век). Если отцы церкви в постижении Бога опирались на мистическую интуицию, то теологи-схоласты искали рациональные пути познания Бога.
Проблема универсалий: борьба реализма и номинализма по вопросу о способах существования общих понятий (универсалий). Представители реализма считали, что подлинной реальностью обладают не единичные вещи, а только общие понятия, универсалии, которые существуют вне мира и независимо от него. Универсалии образуют идеальный мир, который пронизывает мир материальный и придаёт ему форму и качественную определённость.

7. Философия эпохи Возрождения.
Эпоха Возрождения (14-16 вв.) – одна из самых ярких в истории человечества. Она характеризуется невиданным творческим подъёмом в сфере искусства, литературы, науки.
В основании лежат:
- индивидуализм, который открывает свободную и неповторимую творческую личность;
- субъективизм, ставящий перед собой задачу раскрыть мир через призму внутреннего мира чел-ка;
- антропоцентризм, полагающий человека центром и смыслом мироздания.
Особенности:
1. Если в средневековье на 1 месте – Бог, то здесь человек рассматривается как высшая ценность.
2. Основа мировоззрения Ренессанса – идея безграничного жизнеутверждения.
3. Основа культуры Возрождения – гуманистический неоплатонизм.
4. История утрачивает свой священный смысл и становится практическим делом реальных людей.
5. Утверждается новое отношение к проблемам времени.
6. Возникает понятие индивидуальности, неповторимого авторского своеобразия, творческой новизны, жажды личной славы в памяти потомков.
7. Происходит смена языка культуры.
8. Деятели этой эпохи не были атеистами, признаётся существование Бога и бессмертие души.
Этапы развития:
- антропоцентрическо-гуманистический: натурализм в интерпретации мира и человека сочетается здесь с антропоцентризмом и гуманизмом. Их сущность заключается в признании за человеком права и обязанности совершенствовать мир и самого себя с помощью разума в соответствии с его принципами;
- онтологическо-неоплатонический: Бог не над миром и не вне его, Он – душа этого мира, свет, который пронизывает весь мир и каждую вещь в нём и придаёт всему смысл и значение. Бог и мир едины;
- натурфилософский: представитель создавали новую теоретическую модель Вселенной. Идея бесконечной Вселенной, развивающейся по своим собственным законам, делала очевидным факт несовместимости науки и религии, разума и веры, демонстрировала согласие между строением вселенной и математическими законами и создала предпосылки для превращения математики из абстрактного занятия в средство начала астрономических, а затем и естественнонаучных исслед-ний.

8. Наукоцентризм и гносеологическая направленность новоевропейской философии XVII в.
Для эпохи Нового времени (к. XVI-XVII вв.) характерен наукоцентризм - задача познания видится в том, чтобы научиться читать и понимать «книгу природы» рациональными средствами науки.
Этому способствовало:
- развитие капиталистической системы хозяйства, крупных производств, требующих разнообразных знаний;
- завершение создания экспериментально-математического естествознания;
- ориентация на научное знание, которое становится автономным от религиозной веры и умозрительных философских концепций, научный разум приобретает статус высшей инстанции, что порождает научный тип рациональности;
- синтез науки и техники, теории и практики, формирование нового типа ученого, для которого знание должно пройти экспертизу со стороны опыта;
- дальнейшее изменение статуса Бога, что нашло отражение в принципе деизма, согласно которому Он выполняет функцию первотолчка и создателя основных субстанций мира, после чего мир развивается самостоятельно;
- оформление теории познания (гносеологии), которая актуализировала проблему природы и механизмов познания, и формирование методологических программ научной деятельности;
- изменение задач философии: ее первоочередной целью становится поиск всеобщего метода научного познания.
Новоевропейский идеал деятельностного отношения человека к природе предполагал ценность познания природных объектов, раскрытия законов их существования, в соответствии с которыми они преобразуются человеком. Это способствовало организации систематических исследований природы и построению ее объективной картины. Решением этих задач и стало заниматься классическое естествознание, точкой отсчета для которого могут считаться работы Ф. Бэкона (1561-1625) и Г. Галилея (1564-1642).
Гносеология. Процесс познания превращён в самопознание абсолютного разума (идей), который постигает своё собственное содержание. Именно поэтому развитие действительности у него представляет диалектически-противоречивым процессом, в котором диалектика понятий определяет диалектику вещей.
3 закона диалектики:
1) Закон единства и борьбы противоположностей;
2) Закон взаимного перехода количественных и качественных превращений;
3)Закон отрицания. Любая стадия в процессе развития сменяется новой стадией, которая затем сменяется ещё более новой стадией.

9. Философские идеи эпохи Просвещения.
Философия Просвещения охватывает период XVI— XVIII вв. Это время становления и оформления естественных наук, отпочковавшихся от философии. Физика, химия, астрономия, математика, механика превращаются в самостоятельные науки. Однако остается проблемой выработка общенаучных методов познания, возникает необходимость обобщения и систематизации данных естественных наук. Отсюда возникают новые задачи и приоритеты в философии Просвещения.
В центре внимания новой философии — теория познания, отработка методов истинного знания для всех наук. Если специальные «частные» науки открывают законы природы, то философия призвана обнаружить законы мышления, действующие во всех областях знания. Этим занимаются такие известные мыслители, как Френсис Бэкон, Томас Гоббс, Рене Декарт, Джон Локк, Бенедикт Спиноза, Готфрид Вильгельм Лейбниц (XVII в.). Они ищут законы разума, возможности которого представляются безграничными: Однако разум в реальной жизни «затуманен», «затемнен» некими ложными представлениями и понятиями — «идолами» (Бэкон). Возникает идея «чистого разума», т. е. свободного от «идолов», который проникает в сущность явлений. Активно ищут истинный, главный метод познания, который приведёт к истине вечной, полной, абсолютной, признанной всеми людьми. В любом случае, торжествуют рационализм и методы аналитического порядка, применяемые ко всем областям реальности. Проблема научного метода и проблемы познания всегда находились в центре внимания философии Просвещения. Нельзя познавать Бога, природу, человека, общество, не выяснив прежде, каковы законы познающего Разума. В отличие от других наук философия должна изучать именно мышление человека и его законы. Она должна найти такой метод, который применим ко всем наукам.
Надо найти истинный метод науки, найти те первопринципы Ума, с которых начинается построение истинной философии, а затем и всех других наук.
При поисках нового «суперметода» и произошло разделение философов на сторонников эмпиризма («эмпи-рио» — опыт) и рационализма («рацио» — ум). Эмпирики (Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Дж. Локк и др.) считали, что единственный источник знания — это опыт, который связан с чувственностью, ощущениями, восприятиями, представлениями. Содержание всех знаний человека или человечества в конечном счёте сводится к опыту. «Нет ничего в познании, чего ранее не содержалось бы в ощущениях» —таков девиз эмпириков-сенсуалистов («сенс» — чувство, ощущение). В душе и разуме человека нет никаких врождённых знаний, представлений или идей. Душа и ум человека первоначально чисты, как вощёная табличка (tabula rasa — чистая доска), а уже ощущения, восприятия «пишут» на этой табличке свои «письмена».
Рационалисты (Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц и др.) считали, что опыт, основанный на ощущениях человека, не может быть основой общенаучного метода. Восприятия и ощущения иллюзорны. Мы можем ощущать то, чего нет (например, боль в потерянной конечности), и можем не ощущать некоторые звуки, цвета и прочее. Опытные данные, как и данные экспериментов, всегда сомнительны. Зато в самом Разуме, в самой нашей душе есть интуитивно ясные и отчётливые идеи. Главное то, что человек, несомненно, мыслит. Это основная, интуитивная (внеопытная) идея такова: «Я мыслю, следовательно, существую» (Р. Декарт). Противоположность подходов эмпиризма и рационализма в вопросах познания и научного метода была разрешена в немецкой классической философии.

10. Особенности и достижения немецкой классической философии.
Общие черты:
1. Своеобразное понимание роли философии в истории человечества, в развитии мировой культуры. Классические немецкие философы полагали, что философия призвана быть критической совестью культуры.
2. Исследовалась не только человеческая история, но и сущность.
3. Философия – специальная система фил.дисциплин, категорий, идей.
4. Классическая немецкая философия разрабатывает целостную концепцию диалектики.
5. Классическая немецкая философия подчёркивала роль философии в разработке проблем гуманизма и предприняла попытки осмыслить человеческую жизнедеятельность.
Эммануил Кант – родоначальник нем.клас.философии.
Теория познания Канта: основана на признании активности человеческого сознания. В недрах нашего сознания, до опыта и независимого от него, существуют базисные категории, формы понимания (например, времени или пространства). Он называл их априорными. Истина не в действительности, а в самом сознании. Именно оно само из себя создаёт свои формы, способ познания и свой предмет познания, то есть творит мир явлений, природу, выступает творцом всего сущего. Сущность заключена в «вещи в себе» (такой объект внешнего мира, какой он существует в нашем сознании), она недоступна и объективна, а явления создаются априорным сознанием, они доступны, субъективны.
Гегель. Для него духовная культура человечества предстаёт в её закономерном развитии как постепенное выявление творческих сил «мирового разума». Духовное развитие индивида воспроизводит стадии самопознания «мирового духа», начиная с момента наименования чувственно данных «вещей» и заканчивая знанием форм и законов, которые управляют изнутри всем процессом духовного развития.
Людвиг Фейербах. В своей философии он критикует религиозное сознание, считая, что оно базируется на вере в сверхъестественное и есть совокупность фантастических образов. Свою религию он назвал «философией любви», которая должна быть вместо любви к Богу проповедовать любовь к человеку.

11. Становление, основные черты и основные направления неклассической философии ХIХ в.: позитивизм, марксизм, иррационализм.
Позитивизм. Философское направление, оформившееся в 30-х годах 19 столетия и существующая до наших дней. Термин “позитивизм” введен основателем этого направления, французским философом О. Контом. Позитивизм в процессе своей эволюции прошел три основные стадии: первая (начальная), вторая (эмпириокритицизм) или махизм, третья стадия – неопозитивизм, или логический позитивизм. Позитивизм в качестве главной проблемы рассматривает вопрос о взаимоотношении философии и науки. Главный тезис позитивизма состоит в том, что подлинное (положительное) знание о действительности может быть получено только лишь конкретными, специальными науками.
Марксизм. Марксизм — философское, политическое и экономическое учение и движение, основанное Карлом Марксом в середине XIX века. Существуют различные интерпретации учения Маркса, связанные с различными политическими партиями и движениями в общественной мысли и политической практике. Философия марксизма находит человека в состоянии отчуждения и основной акцент делает на его освобождении. Однако человек трактуется не как ни от кого не зависимый индивид, но как «совокупность общественных отношений», поэтому философия марксизма является, прежде всего, философией общества, рассматриваемого в его историческом развитии. Движущей силой истории Маркс считает «материальное производство» («базис»). Его сподвижник Энгельс утверждает, что именно «труд создал человека». Важнейшим фактом антропогенеза стал переход от присваивающего хозяйства к производящему. Производство накладывает определённый отпечаток на общество, вследствие чего выделяют ряд последовательно сменяющих друг друга формаций или способов производства.
Иррационализм. Иррационализм в своих многообразных формах представляет собой философское мировоззрение, которое постулирует невозможность познания действительности научными методами. Как утверждают сторонники иррационализма, реальность или отдельные её сферы (такие, как жизнь, психические процессы, история и т. д.) невыводимы из объективных причин, то есть неподвластны законам и закономерностям. Все представления такого рода ориентируются на внерациональные формы человеческого познания, которые в состоянии дать человеку субъективную уверенность в сущности и происхождении бытия. Но подобные переживания уверенности зачастую приписываются лишь избранным (к примеру, «гениям искусства», «Сверхчеловеку» и т. д.) и считаются недоступными для простого человека. Подобный «аристократизм духа» нередко имеет и социальные следствия.

12. Философия ХХ века: основные принципы и направления (экзистенциализм, неопозитивизм, постпозитивизм).
Экзистенциализм. Своеобразная философия, не умещающаяся в рамки традиционных представлений. Её специфичность обусловлена особым интересом к так называемым индивидуальным смысло-жизненным вопросам, прежде всего к проблемам человеческого существования, судьбы личности в современном мире. В рамках вопросов внимание экзистенциалистов направлено на осмысление вины и ответственности, решения и выбора, отношения человека к своему призванию и долгу, смерти. Лишь в той мере, насколько эти вопросы соприкасались с проблематикой науки, морали, религии, философии истории, последние представляли интерес для экзистенциалистов. 2 направления: религиозный и атеистический.
Неопозитивизм. (40-е гг. 20 в.) Главная задача философии неопозитивизма – это анализ языка науки, поэтому этот этап по-другому называют аналитический позитивизм (логический позитивизм). Неопозитивизм ищет опору науки и считает, что все недостатки науки происходят из-за того, что язык науки неправильный. Чтобы научная теория была истинной, нужен правильный язык. В основе языка науки должны лежать элементарные научные предложения. Чтобы теория была научной пропозиции должны непосредственно опираться на экспериментальные факты, которые можно проверить.
Постпозитивизм. В Постпозитивизме происходит существенное изменение проблематики методологических исследований: если неопозитивисты основное внимание обращали на анализ структуры научного знания, то постпозитивисты главной проблемой философии науки сделали понимание механизмов развития знания. Это привело к существенному изменению всего круга проблем философии науки. Например, в работах представителей логического позитивизма долго обсуждался вопрос об эмпирическом базисе науки, его языковом выражении, его логической связи с теоретическим уровнем знания. Они тщательно разрабатывали гипотетико-дедуктивную модель научной теории, описывали ее элементы и их взаимосвязи; обсуждали вопросы эмпирической редукции теоретических терминов и предложений и т.п. Представители постпозитивизма этими вопросами практически не занимаются. Их интересы концентрируются в основном вокруг иного круга проблем. Как возникает новая теория? Как она добивается признания? Каковы критерии сравнения и выбора конкурирующих научных теорий? Возможна ли коммуникация между сторонниками альтернативных теорий?

13. Философская мысль Беларуси: периоды, основные проблемы.
Первый этап - предфилософский: его истоки усматривают в культуре Киевской Руси периода принятия христианства (10-12 вв.), имевшего для белорусских земель большое значение благодаря деятельности полоцкой княжны Рогнеды, основавшей на этих землях первый монастырь. Знаковыми фигурами этого периода являются Кирилл Туровский, Ефросиния Полоцкая, т.к. они способствовали распространению христианских идей и принципов, призывали к просвещению и «книжному почитанию», что должно было обеспечить человеку душевную гармонию и помочь в достижении счастья. Позитивная сторона принятия христианства связана с распространением образования, изданием рукописных книг, развитием письменности и литературного творчества, формированием комплекса философских, общественно-политических, этических и эстетических идей, обращением к древнегреческим текстам с целью подлинного и глубинного понимания Священного Писания. Наряду с официальной христианской культурой, особую заслугу усматривают в народной фольклорной культуре, оказавшей заметное влияние на духовную жизнь людей.
Второй этап - гуманистическое и реформационное движение, для которого характерно формирование белорусской народности и языка. В этот период под влиянием европейского Возрождения и Реформации белорусская культура приобретает черты ренессансного гуманизма с его идеей индивидуальной свободы. Ф. Скорина трансформирует ее в идею общего блага, которое, по его мнению, достижимо в обществе с помощью закона и права.
Третий этап - доминирование схоластической философии (конец XVII - первая половина XVIII вв.) - связан с господством ордена иезуитов в духовной жизни Речи Посполитой. Основу схоластической философии составляли труды Аристотеля, адаптированные Фомой Аквинским к теологической проблематике.
Четвертый этап - господство идей Просвещения в философской и общественно-политической мысли. Белорусская мысль движется в русле европейского Просвещения, манифестирующего идеи рационалистической философии с ее принципом суверенности разума, благодаря которому можно не только познать, но и преобразовать мир (природный и социальный). Образование и воспитание - основной механизм формирования свободного человека и установления справедливого общества. Белорусское Просвещение связывают с функционированием тайных студенческих сообществ - физиократов (сторонников разного рода реформ), филоматов (любителей знания), «променистых» (патриотов национальной культуры) и филоретов (друзей добродетели), актуализировавших социально- философскую проблематику (права и свободы человека, диалектика личности и общества, пути восстановления государственности и т.д.).
Пятый этап - национально-демократические идеи в белорусской общественной мысли. Отличительной чертой является акцент на проблеме национального возрождения и освобождения белорусского народа, статуса национальной культуры и языка. Особенностью этапа является разработка этих идей деятелями национально-освободительного движения (К. Калиновский) и творческой интеллигенции (Ф. Богушевич, М. Богданович, А. Пашкевич, Я. Купала, Я. Колас и др.).
Шестой этап - доминирование марксистской традиции в белорусской философии, в рамках которой проводились исследования в области:
- истории философии
- философии и методологии науки
- теории диалектики
- социальной философии
-философии культуры
В 90-е годы XX в. начинается новейший этап в развитии белорусской философской мысли, для которого характерно расширение проблемного поля исследований, выход за рамки марксистской методологии и попытка более глубокого и детального анализа путей развития Республики Беларусь в глобализирующемся мире.

14. Онтология как философское учение о бытии. Классификация бытия.
Метафизика - это философская наука о первых условиях бытия, началах всякого существования, постигаемых не чувствами, а разумом. Ориентация метафизики на обнаружение первых условий существования мира и человека тесно связана с попыткой осмысления бытия. А бытие – это предмет онтологии как части метафизики. Онтология исследует не бытие отдельных предметов, а бытие само по себе, бытие как сущее. Онтология – это наука о происхождении мира, принципах и законах его строения и существования.
Бытие – это философская категория, обозначающая существование разнообразия мира в его единстве и целостности. Понятие бытия, утверждая наличие чего-то (что-то есть), одновременно свидетельствует о том, что оно собою представляет (указывает на сущность предмета) и каким оно бывает (фиксирует его характеристики).
Традиционно понятие бытия в философии имеет два значения:
-во-первых, оно обозначает все то, что когда-нибудь существовало, существует теперь и обладает внутренней потенцией к реализации в будущем;
-во-вторых, под бытием понимают начало и основу мира, его сущность.
Понятие бытия означает:
1)реальность саму по себе;
2)существование сущего;
3)общую черту всего, придающую миру единство и целостность.
Бытие делится на объективное (материя, вещи, явления, люди) и субъективное (разнообразие чувств, мышление, сознание).
Первым и общим признаком бытия является существование. Но что выступает его первопричиной? Для обозначения такой первоосновы в истории философии пользовались категорией субстанции. Под субстанцией понимали то, что существует само по себе, зависит только от себя, а не от чего-то другого, и является условием возникновения, существования и изменения разнообразных элементов мира.
В истории философии существовали два основных подхода к пониманию субстанции:
Материалистический монизм основывается на убеждении в том, что мир един, неделим, изначально материален, и эта его материальность вытекает из материальности субстанции. Дух, сознание, идеальное в таких концепциях лишены субстанциального характера и выводятся из материальной субстанции как ее свойства и проявления.
Идеалистический монизм признает материю производной от духа, который выступает основой всякого бытия, обладает вечным существованием и характеризуется неуничтожимостью. При этом различают объективно-идеалистический монизм и субъективно-идеалистический монизм.

15. Понятие материи. Эволюция представлений о материи в философии и науке. Структура материи.
Материя – субстанциональная основа видимого многообразия вещей, основа единства мира. В этом понятии мы отвлекаемся от качественных различий вещей. Понятие материи обозначает своим содержанием то общее, что характерно всем вещам и явлениям окружающей среды, а именно, объективность их существования.
Атрибуты материи:
1) Движение как атрибут материи – это любые взаимодействия, а также изменения состояний материальных объектов или их систем, вызванные этими взаимодействиями.
Различают пять основных форм движения: механическая, физическая, химическая, биологическая и социальная.
2) Развитие - это процесс накапливающихся, необратимых, поступательных изменений сложных системных объектов в достаточно больших интервалах времени.
Развитие может быть связанным с качественным преобразованием конкретного вида бытия, или с процессом перехода с одного структурного уровня организации бытия на другой (популяционное развитие).
3)Пространство – форма бытия материи, характеризуемая такими свойствами как протяженность, структурность, сосуществование и взаимодействие. Понятие пространства имеет смысл лишь постольку, поскольку сама материя дифференцирована, структурна.
4)Время – форма бытия материи, характеризуемая такими свойствами изменения и развития систем, как длительность, последовательность смены состояний. Понятие времени имеет смысл лишь постольку, поскольку мир находится в состоянии движения и развития.




Дата добавления: 2015-02-16; просмотров: 48 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав




lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.009 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав