Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Средневековый рыцарский роман

Читайте также:
  1. Американский романтизм. Его своеобразие; связь с историческими событиями в стране. Общая характеристика творчества Ф. Купера.
  2. Билет 9. «Великая смута» конца XVI-начала XVII вв. в России. Борьба русского народа против польских и шведских интервентов. Воцарение династии Романовых.
  3. Ботникова А.Б. Немецкий романтизм: диалог художественных форм. Воронеж: Воронежский государственный университет, 2004.
  4. Внутренняя и внешняя политика первых Романовых.
  5. Вопрос 10. Воцарение династии Романовых. Российское самодержавие в XVII в.
  6. Вопрос 13 Россия при первых Романовых
  7. Гейдельбергская школа немецкого романтизма. Основные представители; особенности творчества.
  8. Герой и идея в романах Ф.М. Достоевского.
  9. Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова: проблематика, особенности композиции. Итоговый характер романа и его связь с предшествующим творчеством писателя.
  10. Герой романтических поэм Пушкина.

Рыцарский роман — новый эпический жанр, который складывается в европейской литературе в XII веке. Первоначально слово «роман» относилось к произведениям, написанным не на латинском, а на одном из романских языков (отсюда же и слово «романс»). Однако позже оно стало обозначать новый эпический жанр, сложившийся в рамках рыцарской куртуазной культуры. В отличие от героического эпоса, соотносимого с мифом, роман соотносим со сказкой. Ядром рыцарского романа становится «авантюра» — соединение двух элементов: любви и фантастики (под фантастикой применительно к этому жанру следует понимать не только невероятное, сказочное, но и необычное, экзотическое). Для читателей (слушателей) рыцарского романа нет необходимости верить в истинность повествования (как это было в ситуации восприятия героического эпоса).

Центральный герой рыцарского романа — рыцарь (идеальный или близкий к идеалу по меркам куртуазии). Он показан в действии — путешествующим в одиночку или с минимальным окружением и совершающим подвиги. Странствия рыцаря — принципиальный момент, организующий структуру «романа дороги»: в ходе передвижений рыцаря открываются возможности в любом количестве эпизодов продемонстрировать его рыцарские качества, рассказать о его подвигах. Фигура рыцаря еще не индивидуализирована (от романа к роману меняются имена главных героев, но их идеализация делает их похожими друг на друга), герой выступает скорее как функция сюжетной конструкции («роман дороги»), но, в отличие от рыцарей из героического эпоса (неопределенно-личной функции эпического мира), герои рыцарских романов наделяются личными мотивами совершения подвигов: не во имя страны, народа, рода, религиозной веры, а во имя Дамы сердца или во имя личной славы.

Важнейшая черта рыцарского романа, отличающая его от героического эпоса, — наличие автора с определенной позицией и формирующимся авторским началом в выборе героев, сюжетов (которые, по его воле, могут свободно соединяться, удивляя средневековых читателей новизной и неожиданностью сюжетных поворотов), художественных средств.

Романные циклы:

· Бретонские лэ (Лэ Марии Французской)

· Романы о Тристане и Изольде

· Романы Артуровского цикла (создатель – Кретьен де Труа)

· Цикл романов о Святом Граале

 

Средневековая бюргерская (городская) литература

В рамках городской литературы сложилась своя система жанров: фаблио (название стихотворных, по большей части анонимных, повествований обычно комического или сатирического характера, из которых позже возникнет жанр новеллы), сатирический животный эпос (см. статью: «Роман о Лисе»), аллегорический эпос, где наиболее значителен «Роман о Розе» — «Roman de la Rose», XIII в., первую часть его написал куртуазный поэт-рыцарь Гильом де Лорис (Guillaume de Lorris), а вторую, пронизанную духом сатиры и дидактики, — горожанин Жан Клопинель, чаще называемый Жан де Мён (Jean de Meung), которого позже за вольнодумство нередко сравнивали с Вольтером.

Фаблио. Название «фаблио» (fabliaux) восходит к латинскому fabula — басня, рассказ. Жанр басни, сформировавшийся уже в античной литературе, был известен в средние века. Поэтому первоначально любую забавную историю отождествляли с басней. Сохранилось около ста шестидесяти фаблио, написанных с конца XII до середины XIV вв. По разрабатываемым сюжетам и общей тональности фаблио весьма разнообразны и представляют собой шутливые рассказы, фривольные истории, нравоучительные новеллы. Действие, как правило, происходит в городе. В фаблио господствует стихия повседневности. События разворачиваются стремительно. Излюбленный сюжет фаблио — адюльтер. Обычно персонажами фаблио являются горожанин, богатый торговец и его жена, клерк, священник. Иногда финал фаблио содержит нравоучение. Главная задача, которую решали авторы фаблио, — заставить читателя смеяться над смешными положениями, в которые попадали персонажи, раскрывая при этом свои отрицательные качества. В фаблио «Завещание осла» священник, обвиненный в том, что похоронил своего любимого осла на освященной земле, избегает наказания, вручив епископу двадцать ливров, якобы завещанных тому ослом.

Драма. К жанрам городской литературы относятся и драматургические жанры возродившегося в церкви, а затем вышедшего из ее пределов и перекочевавшего на торговые городские площади средневекового театра. Литургическая драма игралась в церкви, актуализируя отдельные библейские сцены по ходу исполнения литургии — церковного песнопения. Полулитургическая драма, или драма на паперти исполнялась за пределами церкви, на церковном крыльце, инсценируя различные эпизоды из Библии. Миракль — пьеса о чудесах, например, «Чудо о Теофиле» («Miracle de Théophile») французского горожанина Рютбёфа (Rutebeuf, XIII в.) о спасении Богородицей Теофиля, продавшего за власть душу дьяволу). Мистерия — инсценирующая библейскую историю грандиозная пьеса, представление которой длилось несколько дней Среди самых ранних мистерий — написанная в XII веке мистерия «Воскресение Спасителя» («La Résurrection du Sauveur»), текст целиком на старофранцузском языке, фигурируют слова «вассалы», «рыцари», «сержанты», что является очевидным анахронизмом. Моралите — пьеса религиозно-дидактического характера, в которой персонажами выступали аллегорические фигуры Вера, Надежда, Любовь и т. д. Пример моралите — «Нынешние братья» («Les Frères de Maintenant», дошло в рукописи XVI в.), где среди персонажей — Братская Любовь, Зависть, Угрызение Совести. Из комических вставок в мистерии возникли фарсы. Примером жанра могут служить фарс «Господин Пьер Пателен» («Maistre Pierre Pathelin», XV в.) о ловком адвокате Пателене, который сам становится жертвой Пастуха, еще большего пройдохи. Пателен становится популярным персонажем французских фарсов («Завещание Пателена» и др.). На фарс похож и жанр соти (sotie, sottie), только в нем, как и в моралите, действуют аллегорические фигуры.

 

14. Франсуа Вийон – последний поэт французского средневековья

Франсуа Вийон (настоящая фамилия – Монкорбье или де Лож, 1431 или 1423 – после 1464) – представитель Проторенессанса.

Участвовал в поэтическом состязании с Карлом Орлеанским, представителем «риторической школы», демонстрируя поразительное поэтическое новаторство в жанре баллады.

Вийон закрепил во французской поэзии твердую форму баллады. Она включает 3 строфы на одинаковые рифмы: абаббсбс для строфы из 8 строк и абаббссдсд для строфы из 10 строк с рефренов и «посылку» - заключительную полустрофу с обращением к адресату.

Так, «Баллада повешенных» начинается строфой из 10 строк. Последняя строка этой строфы сохраняется в конце второй и третьей строф. Далее следует посылка из 5 строк.

Вийон виртуозно владеет ритмом и рифмами, каламбурами, соединяет юмор, сатиру и лирический пафос, высокое и низкое вплоть до непристойного.

 




Дата добавления: 2015-02-16; просмотров: 58 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав




lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.008 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав