Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Проблема меры.

Читайте также:
  1. III. Проблема реконструкции индоевропейского праязыка.
  2. А) налоги — объективная необходимость, но их пределы — проблема, поскольку они непосредственно сказываются на эффективности частного бизнеса;
  3. Аксиологическая проблематика в философии. Специфика ценностного отношения. Проблема ценностей. Ценностный мир человека.
  4. Аксиологические проблемы филсоофии. Проблема ценности, ее субъективно-объективный характер.
  5. АКТУАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА
  6. Алгоритм. Свойства алгоритмов. Способы записи алгоритмов. Базовые структуры алгоритмов. Примеры.
  7. Античная филисофия: истоки и общая характеристика.Диалектика материи и идеи-основная проблема античной философию
  8. Антропология как раздел философского знания. Проблема сущности человека и смысла его существования.
  9. Артикль, проблема статуса артикля. Различные подходы к количеству артиклей в английском языке и их происхождение. Проблема нулевого артикля.
  10. Бесплодие как социальная и медицинская проблема. Бесплодный брак. Женское и мужское бесплодие. Роль социальных работников в профилактике бесплодия.

Что есть мера для человека. Меру возможно познать только чрез сравнение. Не может у каждого человека быть своей меры, иначе наступит хаос и анархия.

Проблема меры связана с самопознанием. Самопознание происходит вместе с изменением окружающей среды. Для истинного самопознания необходим набор ценностей:

-мужество – это знание опасности и умение её предотвратить.

-мудрость – а)стремление к знанию целого; б)стремление найти частное в целом; в) спообность учиться и способность учить; г) умение властвовать над собой.

-благоразумие – способность ставить перед собой достижимые цели, ведущие к благу.

-справедливость. – воздаяние должного по заслугам.

Золотое правило нравственности.

Делай другим то. Что бы ты хотел, чтобы сделали тебе; не делай то, что ты осуждаешь в других.

Я смогу себя понять, когда я посмотрю на себя глазами другого, а другого – тогда, когда поставлю себя на его место.

12. Натуралисты досократики. В чём сущность поиска первоначал.

12. Натуралисты досократики. В чём сущность поиска первоначал. Досократики — условное название древнегреческих философов раннего периода (VI—V века до н. э.), а также их преемников IV в. до н. э., творивших вне русла аттической сократической и софистической традиций. Основным предметом философствования у досократиков был космос. Он представлялся им состоящим из обыкновенных чувственных стихий: земли, воды, воздуха, огня и эфира, взаимно переходящих друг в друга в результате сгущения и разрежения. Человек и сфера социального, как правило, не вычленялись досократиками из общекосмической жизни. Индивид, общество, космос у досократиков подчинялись действию одних и тех же закономерностей. Наиболее известны следующие досократики:  Фалес Милетский  Анаксимандр  Анаксимен  Гераклит Эфесский  Диоген Аполлонийский  Ксенофан  Пифагор Самосский  Парменид из Элеи  Эмпедокл из Агригента  Анаксагор из Клазомен  Левкипп  Демокрит  Кратил

13. Проблема бытия. Элейская школа.

Элеаты — древнегреческие философы, представители Элейской школы (конец VI — первая половина V вв. до н.э.) Элейцы не занимались вопросами естествознания, но разрабатывали теоретическое учение о бытии (впервые сам термин предложен был именно в Элейской школе), заложив фундамент классической греческой онтологии. Учение школы было основано на двух принципах: бытие едино, а изменения иллюзорны. Основателем школы обычно считается Ксенофан из Колофона (р. ок. 570 до н.э.), хотя до полного развития его довели в 5 в. до н.э. Парменид (р. ок. 515 до н.э.) и Зенон Элейский (р. ок. 490 до н.э.). Ксенофан подверг критике современный ему политеизм, провозгласив в своем дидактическом эпосе, что Бог - это вечное единство, пронизывающее Вселенную и управляющее ею силой своей мысли. Кажущийся монотеизм этого утверждения может быть примирен с его пантеистическим учением о единстве и вечности всего бытия, только если исходить из того, что Ксенофан отождествлял Единое с Богом. Это учение получило дальнейшее развитие и систематизацию у ученика Ксенофана, Парменида, который в собственном дидактическом эпосе О природе придал ему метафизическое звучание. Парменид - первый греческий философ, противопоставивший мышление мнению. Он утверждал, что истинно лишь одно неизменное бытие, в то время как множественность и изменение - лишь иллюзия. Истина пребывает в мысли, ощущения же ведут к ошибке. Бытие и небытие образуют фундаментальную оппозицию, они внутренне противоречивы, а поскольку небытие не существует, бытие едино и возникновение невозможно. Иными словами, мышление указывает, что бытие едино и неизменно, вопреки порожденной ощущениями иллюзии множественности и изменчивости. Учение Парменида получило обоснование у его ученика Зенона, который полемизировал против абсурдности житейских представлений, усматривающих в вещах множественность, а именно становление и движение. Мелисс Самосский, младший современник Зенона, также отстаивал учение Парменида и пытался примирить элейскую и ионийскую школу, однако на нем элейская школа пресеклась. Элеаты первыми сформулировали метафизическую проблему бытия и становления, а через софистов и атомистов их влияние продолжалось вплоть до Платона и Аристотеля.

14. Сократ

14. Сократ Сократ(469-399г.д.н.э.) древнегреческий философ, учение которого знаменует поворот от материалистического натурализма к идеализму. Жил и учил в Афинах, где его слушали многочисленные ученики: Платон, Аристофен, Евклид из Мегары. Об учении С., который ничего не писал, можно судить лишь на основании свидетельств Платона и Аристотеля. Стремление мира, физическая природа вещей непознаваемы; знать мы можем только себя самих. Это понимание предмета познавания С. выразил формулой: "Познай самого себя”. Высшая форма знания не теоретическая, а практическая - искусство жить. Знание, по С., есть мысль, понятие об общем. Раскрывая понятие через определения, а обобщаются через индукцию. Сам С. дал образцы определения и обобщения этических понятий (например, доблести, справедливости). Определению понятия предшествует беседа, в ходе которой собеседник рядом последовательных вопросов изобличается в противоречиях. Раскрытием противоречий устраняется мнимое знание, а беспокойство, в которое при этом ввергается ум, побуждает мысль к поискам подлинной истины. Свои приемы исследования С. сравнивал с "искусством повивальной бабки”; его метод вопросов,   предполагающих критическое отношение к догматическим утверждениям, получил название сократовской "иронии”. Этика С. рационалистична: по С., дурные поступки порождаются только незнанием и никто не бывает злым по доброй воле. Сущность человека. Неудовлетворенный изысканиями последних философов физиса, Сократ сконцентрировался на проблематике человека. В решении проблемы первоначала натуралисты не были единодушны: бытие есть единое, бытие — это многое; ничто не движимо, — все движется; ничто не возникает и не приходит, — все рождено и все разрушимо. Это означало, что проблема представляет неразрешимую для человека загадку. Поэтому, подобно софистам, Сократ сосредоточился на человеке, но, углубив проблематику, на человеке познающем: Натуралисты пытались найти решение проблемы: "Что такое природа и последняя реальность вещей?". Сократа мучает проблема: "В чем природа и последняя реальность человека?", "Что есть сущность человека?". Ответ, в конечном счете, получен точный и недвусмысленный: человек — это его душа, с того момента, когда она становится в действительности таковой, т.е. специфически отличает его от какого бы то ни было другого существа, а под "душой" Сократ понимает наш разум, мыслящую активность и нравственно ориентированное поведение. Душа для Сократа — это "я сознающее", т.е. совесть и интеллектуальная и моральная личность. "Благодаря этому открытию, Сократ создал моральную и интеллектуальную традицию, которая питает Европу по настоящее время" Одно из фундаментальных обоснований этого тезиса Сократа состоит в следующем: одно дело — это инструмент, который используют, но совсем другое — "субъект", который пользуется инструментом. Человек пользуется своим телом как инструментом, что означает: в нем различимы субъективность, которая есть человек, и инструментальность, средство, которым является тело. Стало быть, на вопрос "Что есть человек?" невозможен ответ, что "это тело", скорее, это "то, чему служит тело". Но то, чему служит тело, есть душа (понимающая, интеллигибельная), "psyche". Вывод неизбежен: "душа руководит в познании тем, кто следует призыву познать самого себя".

15. Софисты (Протагор, Горгий, Фрасимах).

15. Софисты (Протагор, Горгий, Фрасимах). Софисты (с. - мудрость) - откр. рационалист. (ранее натуралистич.) период греч. ф. Возникн. обусл. потребн. ярко и убедит. говорить - учили за плату. Гл. цель - не истина, а умение убедить, сл. на 1 месте - риторика (иск-во краснореч.) Отрицали объ. истину и утвержд., что и. субъ. В центре вним. с. - ч-к и его познават. сп-сти. С. старш. (Прот., Горгий, Продик)/младш. (Алкидам, Ликофон, Критий). Главн. - Протагор. "Ч-к есть мера всех вещей; сущ-х, что они сущ-ют и нес-х, что они не сущ-ют.” 1) Изменичивость - гл. св-во материи, распрост. этот принцип на ч-ка. Чел. познание всегда относит., условно, субъ. (релятивизм). 2) Все возн. и сущ. только в отн. к другому, ничто не сущ. само по себе. 3) Все существующее в космосе прих. в противоположное к себе, не изм. как попало. Сл., всякая вещь сост. из против-стей, о всяком предм. можно сказать двояко и противоп. образом. Горгий: бытие не сущ., Если бы оно сущ-ло, то его невозм. было бы познать, т.к. между быт. и мышл. сущ.непреодол. несовмест. Несовм. обусловл. способностью мышл-я создавать несущ. образы. Мыслимое бытие принцип. отлич-ся от средства его выр-я - слова. Соц.-пол. вопросы: ч-к должен руков-ся законами прир., т.к. правов. законы преходящи, сл. не истинны. Этика: нет объ. дора и зла, как нет объ. тепла и холода. Зав. от конкр. ч-ка, счит. добром то, что ему выгодно, злом - что не соотв. его интересам. Закл.: до этого гл. задача - раскрыть суть окр. мира, софисты поверн. ф. мысль с пробл. космоса на пробл. чел. жизни, рассм. ее в теор. и практ. аспектах. Далее эта тематика стала предм. особого внимания (Сократ).

16. Академия Платона. Реанимация мифа («Колесница души», миф о пещере, миф об Эре).

16. Академия Платона. Реанимация мифа («Колесница души», миф о пещере, миф об Эре). Платоновская Академия — религиозно-философский союз, основанный Платоном приблизительно в 387 году до н. э. близ Афин в садах, посвященных мифическому герою Академу. В Академии разрабатывался широкий круг дисциплин: философия, математика, астрономия, естествознание и другие. Главная задача А. – поиски Блага. Миф о Пещере. Представьте себе узников, закованных в пещере и обращенных лицом к стене, противоположной выходу из пещеры, рассуждал Платон. Они никогда не видели мира, никогда не имели дела с действительными, реальными предметами. Мимо отверстия пещеры люди проносят в корзинах различные предметы. Эти предметы отражаются на стене, лицом к которой обращены узники. Узники всю жизнь видят лишь тени проносимых предметов. Поскольку они никогда не воспринимали самих предметов, сколько бы их не убеждали, что это тени предметов, они этому не поверят, ибо признают за действительный мир созерцаемые ими тени предметов. Так и все люди – они живут среди теней, в призрачном, нереальном мире. Но есть другой – истинный мир, и люди могут увидеть его очами разума. Человек, вырвавшийся из пещеры и рассказывающий людям об истинном мире – это и есть философ. Нести людям весть о подлинном мире есть истинное предназначение философии. Миф об Эре.Эр – воин, был убит в одной из битв. В течении 10-12 дней трупы собирали для сожжения. На постаменте Эр очнулся и рассказал об увиденном. «Пуп земли» - о Дельфах куда слетаются души. Там сидит богиня Анаксия и три ее дочери. Души мудрых летят на остров блаженства, а души грешников – в Аидово царство. Перед этим они пьют воду из реки забвения. Колесница души.Душа – колесница ведомая 2-я конями, черный – вожделения, белый – воля, возница – разум.

17. Платон о Гос-ве

17. Платон о Гос-ве Платон – один из наиболее известных философов Древней Греции. С юности был учеником Сократа, много путешествовал, основал в Афинах философскую школу, известную под названием Академии. Платон ценил философию Пифагора и многое у него заимствовал. В мировоззрении Платона важное место принадлежит его взглядам на общество и государство. Вопросам общественно-политического плана Платон посвятил два наиболее обстоятельных своих произведения «Государство» и «Законы». Отрицательный тип государства выступает в четырех формах:  темократия – власть, основанная на господстве честолюбцев;  олигархия – господство немногих над большинством, правят богатые, а бедные не имеют участия в правлении;  демократия – еще худшая форма правления – власть и правление большинства, но правление в обществе, где противоположность между богатыми и бедными обостряется еще сильнее, чем при олигархии;  тирания – влсать одного над всеми. Возникает как вырождение демократической формы правления. Всем дурным формам правления Платон противопоставляет утопию или проект наилучшего государства. Этим государством руководят немногие. Но этими немногими могут стать только способные хорошо управлять: одаренность и долголетняя предварительная подготовка. Основной принцип идеального государства – справедливость. Каждому гражданину государства справедливость отводит особое занятие и особое положение. В разделении труда Платон видит фундамент общественного и государственного строя. Совершенное государство обладает четырьмя доблестями:  мудростью – способность дать добрый совет о государстве в целом;  мужеством – способность хранить в себе правильное и согласное с законном мнение о том, что страшно, а что нет;  признание всеми членами общества гос. законов и сдержанностью правительства, сдерживающих дурные порывы;  справедливостью – каждый занимается тем делом, к которому имеет способность. В государстве три разряда граждан: правители, воины и работники произв. труда. Война – зло, которое нужно избежать. Но с варварами следует воевать со всей беспощадностью и побежденных обращать в рабство.

18. Гипер-урания или мир идей Платона. Макро - и микро - космос. 2-я навигация.

18. Гипер-урания или мир идей Платона. Макро - и микро - космос. 2-я навигация. По мнению Платона, космос — это своего рода художественное произведение. Космос живет, пульсирует, дышит, он преисполнен различными потенциями, а управляется силами, образующими общие закономерности. По учению Платона, мир по природе двойствен, он делится: — на видимый мир изменчивых предметов; — невидимый мир идей. Идеяявляется центральной категорией в философии Платона. Идея вещи — это нечто идеальное. Идея является смыслом и сущностью вещи. Высшей идеей называется идея абсолютного добра, мировой разум, ей подобает название разума и Божества. В платоновском объективном идеализме «мир идей» порождает «мир вещей». И хотя Платон утверждает, что невозможно разорвать идеи и вещи, все же первичным для него оказывается «мир идей».

19. Эротическое восхождение к умопостигаемому

19. Эротическое восхождение к умопостигаемому Диалог пир посвящен богу любви – Эроту. Он состоит из 7 поздравлений в честь бога Эрота. Во вступлении диалога апполодор из фалера встречает друга и тот говорит, что хотел услышать рассказ о пире. Сам он не мог присутствовать на этом пире, т.к был слишком маленьким. Однако он много слышал об этом пире. Апполодор говорит, что темы разговоров не меняются, а вот когда говорят о философии – это рождение мысли. На пире происходит следующий разговор. 1. размышления об Эроте начинает Федр: мы не знаем, кто породил Эрота, но это самый древний бог. Бог Эрот создал все единства, он позволил родиться жизни на земле. Эрот зародил государство. Государство существует только тогда и там, где народ влюблен в себя. Ведь только влюбленный может пожертвовать чем-то ради другого. Только в таком человеке может зародиться мораль. Федр вспоминает Алкестиду - жену Адмета. У неё был очень жестокий отец, он поставил жесткие условия для её женихов. Выполнить их смог только Адмет. Адмету предсказали смерть. Алкестида же решила умереть за него. Она спустилась в царство бога Аида, и боги воскресили её. Это доказывает, что любовь способна жить даже независимо от смерти. 2. затем об Эроте говорил Павсоний. Он говорит, что есть небесный Эрот и пошлый Эрот. Также есть и небесная и земная Афродита. Небесный Эрот обращен к вечному, постоянному, он связан с душой. Пошлый Эрот обращен к непостоянному, проходящему. Он связан с телом, а оно не вечно, оно может и не стать красивым. Пошлый Эрот гоняется за телесной красотой, а небесный – за духовной. 3. Эриксимах продолжает речь Павсония. Он говорит о том, как связана любовь со здоровьем и болезнью. Здоровый человек – это небесный Эрот; больной – пошлый (т.к. у него нет меры). Пошлый Эрот и небесный Эрот существуют по всему миру. 4. Аристофан.Говорит, что раньше люди были андролины –мужчиноженщины. 2 андролина решили согнать богов с Олимпа. Боги разгневались и разделили их на 2 половины – на двух людей. После этого андролины стали искать свои вторые половины. Тот, кто находит свою вторую половину, тот восстанавливает свою целостность, обретает силу. 5. агафон (он празднует).Говорил об Эроте последним. Но никто из них не описал самого Эрота. Но все знали, что он вечно молодой и воздушный. Он всегда расселяется в лёгких, мягких понимающих душах. Черствых душ Эрот сторонится. Эрот преображает человека. Влюбленный человек одержим творческим духом. 6. Сократ.Задает вопрос: почему человек стремится к красоте? Потому, что не обладает ею. Почему же Эрот стремится к мудрости, красоте и другим прекрасным качествам? Потому, что ему не хватает этих качеств. Сократ рассказывает и о том, как появился Эрот: на дне рождения Афродиты бог Порос (бог богатства) был пьян вышел в сад и прилег под деревом. На этот день рождения пришла и нищенка Пения. Она прилегла под то же дерево, что и Порос, и через 9 месяцев родила Эрота. Поэтому Эрот – это наполовину человек, а наполовину – бог; наполовину смертен, наполовину бессмертен; он божественно мудр и одновременно глуп; он и богат, и беден. От этого Эрот существо переменчивое. Сократ говорит, что все люди беременны. В определенное время каждый человек разрешается. Есть беременность телесная и духовная. Человек тяготеет к тому, чтобы продолжать свою природу. Тело человека открыто тому, чтобы производить новое тело. Это и ведет к бессмертию и вечности, потому, что через потомство человек соприкасается с вечностью. Н эта бессмертная природа для нас не очевидна. Если тела людей пронизаны единым духом, то это способ преодоления конфликта поколений, потому что связать поколения можно только духом. Существует лестница восхождения: 1 ступень – тело человека – у каждого человека есть идея прекрасного тела. 2. идея прекрасной души 3. от одной души к прекрасным душам 4. прекрасные науки, связанные с добродетелью. 5 соприкосновение с прекрасным или мир идей.

20. Поздние стоики (Сенека, М.Аврелий, Эпиктет).

  Поздние стоики. Как мы уже знаем, стоицизм оказался в античности философией весьма упорной и длительной. И только в III в. н. э. можно говорить о его завершении, и то не столько о каком-нибудь падении стоицизма, сколько об его растворении в неоплатонизме, правда уже с новой трактовкой прежних представлений о вещественно-телесном приоритете. Здесь должны быть упомянуты такие мировые имена, как Люций Анней Сенека (4 г. до н. э. - 65 г. н. э.), Эпиктет (ок. 55-135 гг. н. э.) и Марк Аврелий (121-180 гг. н. э.). Говорить о каких-нибудь коренных изменениях у этих поздних стоиков в сравнении с прежними стоиками не приходится. Тем не менее новшества здесь все же были. И одно из них само бросается в глаза при изучении этих позднестоических текстов. Это прежде всего то, что человеческая личность теряла здесь не только гордое величие, с которым она выступала в период классики, когда вечность, красота и постоянство движений небесного свода были идеалом также и для внутренней жизни человеческой личности, но и ту (если не гордую, то во всяком случае огромную) силу внутренней морали у стоиков, когда внутренняя жизнь человека объявлялась наивысшим и максимально достойным произведением искусства.

21. Платон (единое, ум, душа).

  В центре философии Плотина — диалектика трех основных онтологическихсубстанций — Единого, Ума и Души. Плотин впервые дает четкий систематический анализ этой триады, фрагментарно намеченной у Платона. Наиболее оригинальным является учение Плотина о Едином как трансцендентном начале, которое превышает все сущее и мыслимое и ему предшествует.Всякая вещь как таковая прежде всего отлична от всего иного, как некое уникальное «одно». Поэтому Единое, нераздельно присущее всему сущему, есть и все сущее, взятое в нераздельном множестве, и все сущее, взятое в абсолютной единичности. Т.о. из Единого все «изливается», «произрастает» по природе этого положения, без убыли породителя и без его сознательного волеизъявления, но исключительно по необходимости его природы.Единое, выступая как первосущность, не является ни разумом, ни потенциальным предметом разумного познания. Иерархия бытия распространяется от Единого, по ступеням Его нисхождения до материи — низшей границы. Космос находится в постоянном вращении и смене ступеней бытия; в то же время Универсум у Плотина остается статичным, ибо единое первоначало, Благо, которая над всем существует, неизбывно.Это совершенное первоначало, сверхчувственное и сверхмыслимое, является неизреченным, абсолютным Благом. Как «источник наполняет реки, сам ничего не теряя, как солнце освещает темную атмосферу, нисколько не потемняясь само, как цветок испускает свой аромат, не становясь от этого без запаха» — так Единое изливает себя, не теряя своей полноты, неизменно пребывая в себе.Вторая ипостась — Ум (нус, νοῦς) — рождается как следствие этой эманации Единого. Порожденные Умом мысли, идеи, образы, как и сам Ум, продолжают быть в общении и единении с абсолютным Благом.Здесь Плотин использует неопифагорейское учение о «двоице», первом различии и «дерзости», ставшей причиной перехода Единого во множество. Ум «дерзнул» отпасть от Единого, Душа — от Ума. Промежуточную ступень между первой и второй ипостасями составляет число — принцип каждой вещи и всего невещественного. Неразличимое Единое, приходя к различению при помощи числа, достигает качественно-смыслового различения в Уме. Единое, переполняясь самим собой, требует перехода в иное; поскольку оно остается постоянным и не убывает, иное только «отражает» его, и т.о. [Ум] является умопостигаемым образом непостигаемой сущности.Третья ипостась — Мировая Душа (псюхе, ψῡχή) — следствие нисхождения Ума. Душа уже не мыслит себя как принадлежность Единому, но лишь стремится к Нему. Душа порождает материю — начало физического и чувственного мира.По Плотину, существуют два вида, две части души: высшая и низшая. Низшая есть [человеческая] природа и обращена к материи (плотности и темноте); высшая есть божественная причастность и обращена к духу (бесконечности и свету). С точки зрения плотиновского мистицизма, высшая рождается от богов и бесплотных звездных духов; низшая размножается в царствах демонов, людей, животных, растений и минералов.

22. Стоики (физика, логика, этика).

Учение стоиков принято разделять на три части: логику, физику и этику. Известно их сравнение философии с фруктовым садом: логика соответствует ограде, которая его защищает, физика является растущим деревом, а этика — плодами. Также свою систему классификации стоики сравнивали с животным и с яйцом. В первом случае кости — логика, мясо — физика, душа животного — этика; во втором — скорлупа — логика, белок — физика, а желток яйца — этика. Логика.Стоическая логика, помимо формально-логической теории, содержит исследование гносеологических и лингвистических проблем. К силлогистике стоики добавляют пять дизъюнктивных форм вывода, из которых должны состоять все правильные заключения. Исходным пунктом стоической теории познания является материя. Хрисипп говорит, что восприятие изменяет состояние нашей материальной души. Зенон полагает, что оно отпечатывается в душе, как в воске. Физика.Стоики представляют мир живым организмом, управляемым имманентным божественным законом логосом. Человеческая судьба является проекцией этого логоса, посему стоики возражали против идеи спора с судьбой или её испытания. Главное препятствие на пути гармонии со своей судьбой — это страсти. Идеалом стоиков был невозмутимый мудрец. Согласно стоицизму, всё существующее — телесно, и различается только степенью «грубости» или «тонкости» материи. Сила не есть нечто нематериальное или абстрактное, а есть тончайшая материя. Сила, управляющая миром в целом, — Бог. Вся материя есть лишь модификации, находящиеся в вечном изменении этой божественной силы и снова и снова растворяющиеся в ней. Вещи и события повторяются после каждого периодического воспламенения и очищения космоса. Взаимосвязь всего со всем понимается как осмысленный порядок, реализуемый божественной волей. Такой порядок стоики называют роком, а предопределенную им цель — провидением. Этика.В этике стоицизм близок киникам, не разделяя презрительного отношения последних к культуре. Все люди — граждане космоса как мирового государства; стоический космополитизм уравнивал (в теории) перед лицом мирового закона всех людей: свободных и рабов, греков и варваров, мужчин и женщин. Всякое нравственное действие является, согласно стоикам, ничем иным, как самосохранением и самоутверждением и это увеличивает общее благо. Все грехи и безнравственные поступки — это саморазрушение, утрата собственной человеческой природы. Правильные желания и воздержания, поступки и дела — гарантия человеческого счастья, для этого надо всячески развивать свою личность в противовес всему внешнему, не быть покорным судьбе, не склоняться ни перед какой силой. Главная идея стоической этики — телеологически и каузально предустановленный ход мировых событий. Цель человека заключается в том, чтобы жить «в согласии с природой». Это единственный способ достижения гармонии. «Кто согласен, того судьба ведёт, кто не согласен, того она тащит» (Сенека). Стоики выделяют четыре вида аффектов: удовольствие, отвращение, вожделение и страх. Их необходимо избегать, пользуясь правильным суждением (ортос логос). Все вещи стоики делят на благо, зло, безразличие (адиафора). Предпочитать следует вещи, сообразные с природой. Такие же различия стоики проводят и между поступками. Существуют дурные и благие поступки, средние поступки называются «подобающими», если в них реализуется естественная предрасположенность. Во времена империи учение стоиков превратилось в своего рода религию для народа. Этика стоицизма пользовалась большим влиянием в средние века и эпоху Возрождения.

23. Эпикур. Основание «Сада».

23. Эпикур. Основание «Сада». ЭПИКУР. (341-270днэ Эпоха эллинизма) Родился на острове Самосе. Переехал в Афины, где основал школу "Сад Эпикура". Гл. задача ф. - создание этики, учения о поведении, приводящем к счастью. Но этика м.б. построена только при условии если будет определено место, кот. человек занимает в мире. Поэтому этика должна опир. на физику, а физике должно предшествовать разраб. теории познания. Материалистический сенсуализм. Все, что мы ощущ. истинно. Ошибки возникают от неправ. оценки того, что мы ощущ. На основе ощущ. возможны заключения о предметах и их причинах. Восприятие - единств. критерий истинности, оно есть крит. и для заключений о таких вещах, кот. непосредственно нами не воспринимаются, лишь бы заключения эти не были в лог. противоречии с данными восприятиями. Э. принял основные положения А. Демокрита. Доказывал, что учение о причинной необходимости всех явл. природы не должно вести к выводам о невозможности для чел. свободы. В рамках необход. должен быть указан путь к свободе. У Д. движ. атомов в пуст. вызывается мех. необход. Э. полагает, что движение обусловлено внутр. св-вом атомов - их тяжестью, кот. наряду с их формой, положением и порядком становится важным объект. определением атома. Кол. форм атомов ограничено, т.к атом не мож. обладать б. тяжестью. При движ. атомы могут самопроизвольно отклон. на небольшой угол и т.о переходить с прямол. путей движ. на криволинейные. Это явл. необход. условием свободы человека. Итог - более глубокий взгляд на необходимость и случайность. Критерий счастья - удовольствие. Благо -то, что порождает удовольствие. Зло - то, что порожд. страдание. Разработке учения о пути к счастью должно предшествовать устранение всего, что стоит на этом пути: страха перед богами, смертью и загр. миром. Боги не способны вмешив. в наш мир, а душа смертна. Освоб. от страхов открыв путь к счастью. 3 типа удовольствия: 1. природные и необходимые для жизни; 2. прир., но для жизни не необходимые; 3. не необх для жизни и не природные. Он стремится только к первым и воздерж. от остальных. Результат такого воздержания - полная невозмутимость, или безмятежность, кот. и есть счастье фил. Естественное состояние человека -- покой, атараксия. \newpage {\sf 3. Жизнь и философия Сократа} В 5 вднэ на смену полит власти аристократии и тирании во мн. городах Г. пришла власть демокр. Развитие созданных ею новых выборных учреждений - нар.собрания и суда, игравшего б. роль в борьбе партий и классов своб. населения, породило потребность в подготовке людей, влад. искусством судебного и полит красноречия, умеющих убеждать. Некоторые из наиболее выдвинувшихся в этой обл. людей становились учителями риторики, полит знаний... Однако нерасчлененность тогдашнего знания и б. роль, кот. приобрела в то время фил., привели к тому, что эти новые мыслители обычно учили не только полит. и юр. мудрости, но связывали ее с общими вопр. фил. и мировоззрения. Их стали называть "софистами" т.е. мудрецами, учителями мудрости. Позднее софистами стали называться те, кто в своих речах стремился к доказ. предвзятой, иной раз заведомо ложной, точки зрения. Такая хар. опиралась на то, что нов. учителя ф. стали доводить до крайности мысль об относительности всякого знания.

24. Аристотель. «Никомахова этика».

Все живое стремится к благу. Блага: 1 – телесное (здоров, сила), 2 – социальное или полисное (блага, слава) 3 – Б созерцания (размышления) – связана с космосом. НИКОМАХОВА ЭТИКА- сн. этич. трактат Аристотеля, отражающий позднюю фазу развития его этич. учения (датируется 2-м афинским периодом — 334 — 322 дон. э.), классич. памятник антич. эвдемонизма. Назван в память об отце или рано умершем сыне Аристотеля Ни-комахе (второе вероятнее). Единственный из крупных трактатов Аристотеля, дошедший до нас в том виде, как он был задуман и написан, и, видимо, предназначенный не только для внутришкольного пользования, но и для более широкого круга читателей. Состоит из 8 книг равного объёма. Кн. 5—7 «Н. э.» тождественны кн. 4—6 «Евдемовой этики»; на эту проблему до сих пор не дано однозначного ответа. Согласно И. Дюрингу (1966) и Ф. Дирльмайеру (1969), эти три книги скорее принадлежали первоначально «Евдемовой этике». В 1-й кн. говорится о высшем благе, причём Аристотель ограничивает задачи исследования «практически достижимым благом» (??), оставляя в стороне платоновское понятие трансцендентного блага. Высшее благо — это счастье (эвдемония), которое определяется как разумная деятельность души по осуществлению своей «арете» (добродетели). Душа (псюхе) распадается на рациональную и иррациональную части. Разум должен контролировать иррациональную часть души («умерять страсти») и правильно действовать сам по себе. Так выводятся два типа добродетелей — этические и дианоэтические (интеллектуальные). Этич. добродетель (вопреки сократич. тезису) не есть знание, но приобретается через воспитание и «привычку». Сущность этич. добродетелей — в балансировании между «избытком» и «недостатком», в поддержании «середины» между двумя крайностями. Кн. 2—5: виды этич. добродетели. Особое место занимает анализ «справедливости» (5-якн.), в которой Аристотель различает два аспекта — общий и частный. Общая концепция («справедливость» как «совершенная добродетель», объемлющая все остальные) совпадает с платоновской («Государство»), частная рассматривает «справедливость» как отд. арете в ряду других; в этом значении «справедливость» разделяется на «распределительную» и «компенсаторную»: первая основана на распределении благ в соответствии с «достоинством» личности, вторая (осуждённая Платоном в «Законах» 757 а слл. и реабилитированная Аристотелем для сферы торг. обмена и суд. наказания) полностью игнорирует личность, основана на принципе равной компенсации прибыли (убытка) соответственно убытком (прибылью). Кн. 6: виды дианоэтич. добродетелей, которые делятся в соответствии с расчленением рациональной части души на «научную» и «расчётливую (планирующую)» способность: первая рассматривает необходимость, то, что не может быть иным, чем оно есть; вторая — «то, что может быть иначе», т. е. зависит от нашей деятельности. Дианоэтич. добродетели первого класса — «науч. знание» (эпистеме) и интуитивный разум (нус); они образуют «мудрость» (София). Дианоэтич. добродетели второго класса — «искусство», направленное на «творчество», и нравств. сознание, направленное на практич. деятельность; цель практич. деятельности, осуществляемой согласно «правильному логосу» («норме»), заключена в ней самой, цель «пойетич.» (творч.) деятельности — вне неё, т. е. в произведении. Кн. 8—9: многоаспектный анализ понятия «дружба» (филия) как существ. момента эвдемонии (её мотивы, формы, причины распада и т. д.); «дружба» определяется как середина между лестью, или угодливостью, и угрюмой замкнутостью (И 08 а 26). Знаменитое выражение культа истины «Платон мне друг, но истина дороже» основано на «Н. э.» (1096 а 12 слл.). Проблема удовольствия обсуждается в «Н. э.» дважды: кн. 7, гл. 12—15, и кн. 10, гл. 1—5, причём Аристотель и здесь занимает среднюю позицию между аскетич. ригоризмом и гедонизмом: удовольствие — эпифеномен счастья, оно завершает аретологич. деятельность и сопутствует эвдемониию.

25. Аристотель о Душе

Аристотель считал, что душа, обладающая целостностью, есть не что иное, как неотделимый от тела его организующий принцип, источник и способ регуляции организма, его объективно наблюдаемого поведения. Душа — это энтелехия тела. Душа не может существовать без тела, но сама имматериальна, нетелесна. То, благодаря чему мы живём, ощущаем и размышляем, — это душа. «Именно душа придаёт смысл и цель жизни» Таким образом, душа есть некий смысл и форма, а не материя, не субстрат. Телу присуще жизненное состояние, образующее его упорядоченность и гармонию. Это и есть душа, то есть отражение актуальной действительности всемирного и вечного Ума. Аристотель дал анализ различных частей души: памяти, эмоций, перехода от ощущений к общему восприятию, а от него — к обобщённому представлению; от мнения через понятие к знаниям, а от непосредственно ощущаемого желания — к разумной воле.Душа различает и познаёт сущее, но она сама много «времени проводит в ошибках». «Добиться о душе чего-нибудь достоверного во всех отношениях, безусловно, труднее всего»Смерть тела освобождает душу для вечной жизни: душа вечна и бессмертна.

26. Аристотель. Метафизика

Аристотель разделял науки на три больших раздела: 1) теоретические науки; 2) практические науки; 3) науки продуктивные, цель которых — производство определенных объектов. По критерию ценности и достоинства выше других стоят науки теоретические, образованные из метафизики, физики и математики. Что же такое метафизика? Известно, что термин "метафизика" не аристотелевский. Четыре определения дает Аристотель метафизике: а) исследование причин, первых, или высших начал; б) познание "бытия, поскольку оно бытие"; в) знание о субстанции; г) знание о Боге и субстанции сверхчувственной. Метафизика — наиболее возвышенная из наук, говорит Аристотель; и просто потому, что она не связана с материальными нуждами, она не преследует эмпирические или практические цели. Другие же науки подчинены этим целям, а потому ни одна их них не самоценна и значима лишь постольку, поскольку оправдана эффектами, к которым ведет. Метафизика имеет сама в себе свое тело, и потому эта наука в высшей степени свободна, ибо она самоценна. Все это значит, что метафизика, не связанная с материальными запросами, все же отвечает на запросы духовные, т.е. такие, которые проявляются, когда удовлетворены физические потребности. Это чистая жажда знания, страсть к истине, удерживающая ото лжи. Поэтому, — заключает Аристотель, — "все прочие науки более необходимы людям, но ни одна из них не превзойдет эту" — метафизику.

27. Гераклит. Философия огня.

ГЕРАКЛИТ. Родом из Эфеса. (530 - 470 ггднэ). Аристократ, отстранившийся от власти. Исходный пункт учения о мире - представление о преходящем, изменчивом хар. всего существующего. Диалектический материализм. Все сущ. вещи возникли из материального первоначала. Однако первовещ. - это огонь. Выбор огня в кач. первовещества обусловлен взглядами Г. на характер жизни природы. Мир нах. в постоянном процессе изменения, а из всех прир. вещей наиболее подвижен, изменчив огонь. " Этот космос один и тот же для всего существующего не создал ни какой бог и никакой человек, но всегда был, есть и будет вечно живым огнем, мерами загорающимся и мерами потухающим". Причина вечного изменения - борьба противоположностей. Мир остается в основе огнем, несмотря на все изменения. Душа тоже из огня, душа материальна - это наименее влажный огонь. Все вещи возникают из огня согласно необходимости. Миром правит "логос".(закон, необходимость)"Даже Солнце не может переступить логос." Мир есть процесс в котором всякая вещь переходит в свою противопол.(холодное в теплое, Влажное в сухое и наоборот)"Нельзя дважды войти в одну реку" В челов. жизни превращ. в противопол. есть борьба. Она "отец всего, царь всего". Благодаря борьбе противопол. обнаруживается их внутреннее тождество: жизнь и смерть, путь вверх и вниз. Всеобщность изменения и переход каждого качества в противоп. делают все кач. вещей относительными.(морская вода - чистейшая и вместе с тем грязнейшая: для рыб -питательна, для людей -негодна) Логос - основа всеобщности и истинности чел. познания. В основе мышления лежат ощущения. Мышление предпочитает все, что доступно чувствам зрения и слуха. Мышление - общее всем людям, всем дано познать себя и быть разумными. Даже если что-то осталось скрытым от света, воспринимаемого чувствами, оно не могло бы укрыться от разумного света, "от того, что никогда не заходит" Однако, считает Г., большинство людей не знают всеобщего и вечного, не ищут познания, принимают многознание за ум. ЭЛЕАТЫ. В VI-V ввднэ центр дух. развития перемещ. в Ю.Италию.(земледельческая область). Против изменчивой первоосновы вещей выдвинуто учение о неизменной сущности истинного бытия и иллюзорности всех видимых изменений и различий. В дальнейшем - источник идеализма. Принижение чувственного опыта. Зенон - апории против диалектики. Это метафизика.

28. Школа Пифагора. Акусматики и математики.

28. Школа Пифагора. Акусматики и математики. Родился Пифагор где-то между 600 и 590 гг. до Рождества Христова и жил около ста лет. Много странных легенд дошло до наших дней о его рождении. Пифагор был первым, кто назвал себя философом, и мир обязан ему этим термином. До него умные люди называли себя мудрецами, что означало человек, который знает. Пифагор был скромнее. Он ввел в обращение термин философ тот, кто пытается найти, выяснить. Геродот называет его "выдающимся софистом", то есть учителем мудрости; он же указывает, что последователи Пифагора не погребали своих мертвецов в шерстяных одеждах. Свою школу Пифагор создает как организацию со строго ограниченным числом учеников из аристократии, и попасть в нее было не просто. Претендент должен был выдержать ряд испытаний; по утверждению некоторый историков, одним из таких испытаний являлся обет пятилетнего молчания, и все это время принятые в школу могли слушать голос учителя лишь из-за занавеса, а увидеть могли только тогда, когда их "души будут очищены музыкой и тайной гармонией чисел". Другим законом организации было хранение тайны, несоблюдение которой строго каралось - вплоть до смерти. Этот закон имел негативное влияние, поскольку помешал учению стать составной частью культуры. В основу Учения Пифагора были положены геометрия, музыка и астрономия. Их изучение считалось существенным для понимания Бога, человека, природы и никто не мог полагать себя учеником Пифагора до тех пор, пока не овладеет в достаточной степени этими науками. Ученики Пифагора делились на две большие группы, первую из которых составляли последователи и продолжатели дела (их называли пифагорейцами, эзотериками, познавателями), а вторую - подражатели (пифагористы, экзотерики или акусматики). С самого начала в пифагоризме сформировались два различных направления - "акусматики" и "математики". Первое направление занималось этическими и политическими вопросами, воспитанием и обучением, второе - главным образом исследованиями в области геометрии. Пифагорейская философия содержала принципы, научные достижения, взгляды на воспитание человека, социально-политические идеи. Однако аристократическая идеология, резко противоречила идеологии античной демократии, преобладавшей в то время на Самосе. Школа вызвала недовольство жителей острова, и Пифагору пришлось покинуть родину. Он переселяется в южную Италию - колонию Греции - и здесь, в Кротоне, вновь основывает пифагорейский союз, просуществовавший около двух веков.

29. Эмпедокл, Анаксагор, Демокрит

  Эмпедокл - трактовал бытие, и брал за исходные положения тезисы Парменида, состоящие в том, что в собственном смысле не может быть ни возникновения, ни гибели. Вместе с тем стремясь объяснить факт кажущегося возникновения и исчезновения, Эмпедокл находит это объяснение в смешении первоначальных элементов - всего сущего - и распадения этой смеси. Все сущее как-то, из чего-то и во что-то организовалось, произошло, а не от века пребывает в раз и навсегда данном состоянии. В качестве первоначал исходил из признания 4 стихий (земля, вода, огонь, воздух) Процесс смешения - проникновение одних части в поры другого, а распадение - как выхождение из этих пор.   Анаксагор - не что не зарождается и не разрушается, ибо все есть скопление и выделение прежде существовавших вещей. Поэтому все, что образуется, можно назвать смешением - разделением. То, что при этом вступает в соединение или претерпевает отделение, именуется семенами или ГОМЕОМЕРИЯМИ (нечто подобное современным хим. Эл.) Разум (НУС) - сила движущая Вселенной, всеведущая сила, приводящая стихии в определенное устройство. Ум (НУС) - имеет в себе меру, торжественно воцаряет над бытием и управляет движением.   Демокрит и Левкипп - за первооснову здесь берется теория атомизма. Первооснова - это атомы. И вода, воздух, огонь, земля состоят из большого количества атомов, различающихся по своей качественной специфики. Атомы и пустота - единственная реальность. Атомы вечно носятся в беспредельной пустоте, сталкиваясь, сцепляясь и разъединяясь. Стоит отметить, что и душа состоит из тончайших круглых и особо подвижных атомов, т.е. "она" наравне с материальным миром. Атомы складываются в различные конфигурации, которые мы воспринимаем в качестве отдельных вещей. Демокрит различал атомы (неделимые) и амеры (не имеющие размера), так если атомам присуща тяжесть, то амеры лишены ее. Боги по Демокриту так же состоят из атомов

30. Киники. Школа Киносарг.

30. Киники. Школа Киносарг. Представители: Антисфен, Диоген, Происхождение названия: Есть два предположения о происхождении названия киников. Самым распространённым является происхождение от названия Афинского холма Киносарг ("Серый пёс), где основатель школы Антисфен занимался со своими учениками. Второй вариант - непосредственно от слова " " (собака), так как Антисфен учил, что жить надо "подобно собаке". Какое бы объяснение не было правильным, киники соглашались с прозвищем "собаки", как со своим символом. Антисфен учил, что главная цель - добродетель. Под добродетелью же киники понимали сокращение потребностей и независимость от общества и государства. Свою задачу киники видели в приведении человека к добродетели. Знания для достижения добродетели, по их мнению, неважны, нужно лишь желание. Иначе говоря, они призывали человека жить не по законам окружающего общества, а в соответствии с его собственными моральными критериями. Независимость от государства киники видели в космополитизме, называя себя гражданами мира, а не отдельной страны. Провозглашение себя космополитами привело киников к непризнанию общественных законов и правил, что некоторые из них наглядно демонстрировали. Киники отвергали многие общественные ценности своего времени, мешающие, с их точки зрения, добродетельной жизни. Богатство, популярность и власть либо не имеют значения (по мнению одних киников), либо ведут (по мнению других), к уничтожению разума, превращая человека в нечто искусственное. И наоборот, плохая слава, бедность полезны, ибо они ведут человека назад к природе, к естественности. Добродетельный (то есть мудрый), говорили киники, ничего не желает: как боги, он самодостаточен. Они призывали к отмене собственности и различий в общественном положении.

31. Тропы скептицизма

Скептицизм (от греч. skeptikos рассматривающий, исследующий) - философское направление, выдвигающее сомнение в качестве принципа мышления, особенно сомнение в надёжности истины. Умеренный скептицизм ограничивается познанием фактов, проявляя сдержанность по отношению ко всем гипотезам и теориям. В обыденном смысле скептицизм - психологическое состояние неуверенности, сомнения в чем-либо, заставляющее воздерживаться от высказывания категорических суждений. Античный скептицизм представлен прежде всего Пирроном, затем средней и новой академиями (Аркесилай, Карнеад) поздним скептицизмом (Энесидем, Секст Эмпирик и др.). Энесидем указывает десять принципов (троп) скептицизма: первые шесть - это различие живых существ; людей; органов чувств; состояний индивида; положений, расстояний, мест; явлений по их связям; последние четыре принципа - это смешанное бытие воспринимаемого объекта с др. объектами; относительность вообще; зависимость от количества восприятий; зависимость от уровня образования, нравов, законов, философских и религиозных взглядов. Скептицизм (греч. skeptikos - рассматривающий, исследующий, критикующий) - фил. концепция, подвергающая сомнению возможность познания объективной действительности. Последовательный С. смыкается с агносицизмом и нигилизмом. С. получает наибольшее распространение в те периоды развития общества, когда старые общественные идеалы уже расшатаны, а новые еще не укрепились. В качестве философской доктрины С. возник в период кризиса античного общества (4 в. до н.э.) как реакция не предшествующие философские системы, которые с помощью умозрительных рассуждений пытались объяснить чувственный мир, нередко вступая при этом в противоречия друг с другом. Своей вершины С. достиг в учениях Пиррона, Аркесилая, Карнеада, Энесидема и др. Продолжая традиции софистов, первые скептики указывали на относительность человеческого познания, на его формальную недосказуемость и зависимость от различных условий (обстоятельства жизни, состояние органов чувств, влияние традиций и привычек и т.п.) Сомнение в возможности общепризнанного доказательного знания легло в основу этической концепции античного С. Античные скептики проповедывали воздержание от суждений для достижения душевного спокойствия и тем самым счастья, которое есть цель философии. Однако, сами скептики отнють не воздерживались от суждений и писали сочинения, где критиковались умозрительные философские догмы и выдвигались доводы в пользу С. В целом С. сыграл важную роль в опровержении догматизма средневековой идеологии. В трудах Монтеня, Бейля и др. подвергались сомнению аргументы теологов, подготавливалась почва для усвоения материализма. С др. стороны, С. Паскаля, Юма, Канта и др. ограничивал возможности разума вообще и расчищал место для религиозной веры. В совр. фил. традиционные аргументы С. своеобразно усвоил позитивизм, который считает бессмысленными любые суждения, обобщения гипотизы, недоступные прямой проверке опытом. В диалектическом материализме С. признается как элемент познания (сомнение, самокритика и т.п.), не абсолютизируемый до значения философской концепции, перерастающей в агностицизм.

32. Философия средневековья.

Средневековая философия представляет собой своеобразный синтез двух традиций: христианского откровения и античной философии. При этом господствующей формой общественного сознания была религия, и в философии это монопольное положение религии выразилось в господстве схоластики (от греч. "схолатикос” — школьный, ученый) — такого типа философии, который характеризуется отрывом от реальной жизни. Эти философы исходили из того, что любая "философия есть служанка богословия”. Поэтому для средневековой схоластики как типа религиозной идеологии характерно соединение богословско-догматических установок с рационалистической методикой и особым интересом к формально-логической проблематике, точнее — использование этой методики и логики для доказательства религиозных догматов. И в то же время многие философы схоластики, пытались отделить знание, философию от веры, религии. Средневековая философия также квалифицируется как теоцентристская (от греч. "теос” — бог).Проблема космоса, места человека в нем, отношения человека к природному миру в средневековой философии отходит на второй план, а если быть точнее — персонифицируется в лице Абсолютной личности, то есть Бога. В центре внимания такой философии все равно остается человек, только теперь его природа объясняется не его космическим происхождением и принадлежностью в качестве частички космосу, а божественным творчеством: Бог создал человека по своему образу и подобию. Через всю историю средневековой философии проходит спор номиналистов с реалистами. Суть спора сводилась к следующему: существуют ли понятия (универсалии) самостоятельно или они находятся только в мыслях человека? Реалисты (Аксельм Кентерберийский, Фома Аквинский и др.) доказывали, что общие понятия по отношению к конкретным вещам являются первичными и существуют реально, сами по себе, как у Платона. Номиналисты (Пьер Абеляр, Вильям Оккам и др.) считали, что общие понятия реально не существуют и являются вторичными, представляя собой лишь имена (лат. nomen — имя), которые наше мышление дает определенным группам предметов и явлений. Если бы не было материальных, то есть реально существующих предметов и явлений, учили номиналисты, то не было бы и общих понятий. борьба номинализма и реализма шла вокруг основного субстанционального вопроса философии и поэтому содержала в себе возможности дальнейшего развития двух направлений в философии — материализма и идеализма. Номинализм представлял собой зародыш материалистического направления в недрах схоластики, и из его учения следовали весьма серьезные атеистические выводы. Реализм же выступал как несомненно идеалистическое учение. Следует сказать так же о влиянии на средневековую философию Арабской философии, вобравшей в себя достижения древней культуры Индии, Китая, Ирана, Палестины, идеи Гераклита, Демокрита, Платона, и в особенности Аристотеля.

33. Патристика. Борьба против ереси

Вообще, в средневековой философии можно выделить, как минимум, два этапа ее становления - патристику и схоластику, четкую границу между которыми провести довольно трудно. Патристика- совокупность теолого-философских взглядов "отцов церкви", которые взялись за обоснование христианства, опираясь на античную философию и, прежде всего, на идеи Платона. В патристике выделяется три этапа: 1) апологетика (II-III вв.), сыгравшая важную роль в оформлении и защите христианского мировоззрения, ее представители назывались апологетами. Это название они получили потому, что их сочинения нередко носили наименование и характер апологий, то есть сочинение, направленных на защиту и оправдание христианского вероучения и деятельности христиан. Объектом осмысления христианских апологетов являлись многочисленные мифологические образы и представления эмпирического религиозного сознания, частично заимствованные из ближневосточных, греческой и римской религий, частично заново сформировавшиеся в христианском сознании под влиянием новых социальных и духовных факторов. 2) классическая патристика(IV-V вв.), систематизировавшая христианское учение; 3) заключительный период(VI-VIII вв.), стабилизировавший догматику.

34. Схоластика

Схоластикапредставляет собой тип философствования, при котором средствами человеческого разума пытаются обосновать принятые на веру идеи и формулы. Схоластика в средние века прошла три этапа своего развития: 1) ранняя форма (XI-XII в.в.); 2) зрелая форма (XII-XIII в.в.); 3) поздняя схоластика (XIII-XIV вв.). Главная отличительная особенность схоластики состоит в том, что она сознательно рассматривает себя как науку, поставленную на службу теологии. В средневековой философии остро стоял спор между духом и материей, что повлекло за собой спор между реалистами и номиналистами. Спор шел о природе универсалий, то есть о природе общих понятий, являются ли общие понятия вторичными, то есть продуктом деятельности мышления, или же они представляют собой первичное, реальное, существуют самостоятельно. Номинализм представлял собой зачатки материалистического направления. Учение номиналистов об объективном существовании предметов и явлений природы вело к подрыву церковной догмы о первичности духовного и вторичности материального, к ослаблению авторитета церкви и Священного писания. Термин "номинализм" происходит от латинского "nomen" - "имя". Согласно номиналистам, общие понятия - только имена; они не обладают никаким самостоятельным существованием и образуются нашим умом путем абстрагирования некоторых признаков, общих для целого ряда вещей. Например, понятие "человек" получается откидыванием всех признаков, характерных для каждого человека в отдельности, и концентрации того, что является общим для всех: человек - это живое существо, наделенное разумом больше, чем кто-либо из животных. Данное определение можно, в принципе, уточнить: у человека одна голова, две руки, две ноги и т.д., но это уже излишне, так как первое определение уже однозначно определяет сущность человека. Реалисты показывали, что общие понятия по отношению к отдельным вещам природы являются первичными и существуют реально, сами по себе. Они приписывали общим понятиям самостоятельное существование, не зависимое от отдельных вещей и человека. Предметы же природы, по их мнению, представляют лишь формы проявления общих понятий. В то время слово "реализм" не имело ничего общего с современным значением этого слова. Под реализмом подразумевалось учение, согласно которому подлинной реальностью обладают только общие понятия, или универсалии, а не единичные предметы. Согласно средневековым реалистам, универсалии существуют до вещей, представляя собой мысли, идеи в божественном разуме. И только благодаря этому человеческий разум в состоянии познавать сущность вещей, ибо эта сущность и есть не что иное, как всеобщее понятие.

35. Философия Фомы Аквинского.

В средние века господствующей формой общественного сознания была религия, и в философии это монопольное положение религии выразилось в господстве схоластики (от греч. "схолатикос” — школьный, ученый) — такого типа философии, который характеризуется отрывом от реальной жизни. Многие философы схоластики, пытались отделить знание, философию от веры, религии. Фома Аквинский предвидя, что в перспективе в связи с успехами науки будут расшатываться позиции церкви, призывал с уважением относиться к правам рассудка, здравого смысла, разумеется, в рамках их подчиненности вере, религии и принципиальной согласованности с ними. Он исходил из того, что божественное провидение осуществляется не непосредственно, а посредством естественных законов, а раз так, то человек способен своей деятельностью влиять на ход событий. Тем самым, с одной стороны, была заложена предпосылка будущей протестантской этики, а с другой — основание для будущего ньютоновского "божественного первотолчка”. С "легкой руки” Фомы Аквинского величайшим философским и научным авторитетом средневековья ("предшественником Христа в деле познания природы”) стал Аристотель. С 1366 г. специальным папским декретом схоластам повелевалось изучать "Логику”, "Метафизику” и "Физику” Аристотеля, без чего нельзя было получить ученую степень. Как известно Аристотель колебался между материализмом и идеализмом, и поэтому схоластами использовалась та часть, его учения которая тяготела к идеализму и религии. Так обстояло, например, дело с аристотелевским учением о форме. Бог для томистов тоже есть "форма всех форм”, чистая, лишенная материи форма, он — действующая и конечная причина мира, созданного богом из "ничего”. Материя занимает у Аквината подчиненное, второстепенное место, она — совершенно неопределенная и абсолютно пассивная потенция (возможность), и лишь духовная форма превращает ее в действительность. В известном смысле вся схоластика есть философствование в пределах интерпретации Библии и других религиозных текстов. В этом она противоположна науке Нового времени с ее стремлением открыть истину благодаря опыту, эксперименту. Положительная сторона учения. Прежде всего необходимо отметить их вклад в развитие логики. В трудах схоластов была сохранена преемственность с античной философией в области интеллектуальных навыков, необходимый для философской рефлексии понятийно-терминологический аппарат. Отметим также вклад схоластов в развитие лингвистики.

36. Философия эпохи Возрождения.

В эпоху Возрождения, или Ренессанса принципиально меняется ориентация самой философии: теоцентричная философия, превращается в антропоцентрическую. В период Ренессанса возникло идейное течение названое гуманизмом, которое стремилось посредством возрождения античных традиций (изучения и распространения греческого и латыни, древней литературы, искусства и культуры) способствовать становлению нового облика личности, нового самосознания. Гуманистический настрой, стимулируя творческий порыв во всех сферах деятельности, германизировал содержание этой деятельности, привёл их в невиданное доселе соприкосновение. Идеал гуманизма — многосторонне развитый человек, — и это как нельзя лучше демонстрировали крупнейшие представители Ренессанса (Леонардо да Винчи). Ещё одна специфическая черта возрожденческой философии "Непрофессиональность” большинства философов Возрождения (в смысле их не меньшей включенности в другие сферы творчества) которая проистекает из их главной целевой установки — гуманизма, бывшего альфой и омегой всего миропонимания эпохи. Действительно эпоха Возрождения не дала таких фигур, как античный Аристотель или средневековый Фома Аквинский. Роль философии в связи с этим не принижается, размываются лишь границы между "любовью к мудрости” и любовью к другим формам общественного познания и деятельности. И прежде всего к тем, которые самым непосредственным образом выходят на человековедение. Отсюда — центральное место искусства в создании картины мира и самый настоящий культ художника. Сосредоточение на человековедческой проблематике отнюдь не означало отрешения мыслителей Возрождения от исследования других мировоззренческих и методологических проблем. Укажем лишь на две важнейшие среди них. Во-первых, это пантеизм (с греч. дословно — "всебожие”) — учение, согласно которому бог утрачивает свою внеприродность, пантеисты сливают бога с природой, растворяют его в ней. Из этого фактически следует, что сама природа должна быть объявлена богом, но пантеисты эпохи Возрождения (сначала Кузанский, а затем Бруно) еще не решаются сделать это. Во-вторых, это возрождение ряда элементов античной диалектики и ее дальнейшее развитие, в частности Кузанским в его концепции совпадения противоположностей. Самые яркие представители: 1)Данте - "Божественная комедия" - человек имеет двоякую - смертную и бессмертную - природу, он есть среднее звено между тленным и нетленным. Поэтому имеет двойное предназначение. У человека 2 "конечные" цели: достигается в земной жизни, заключается в проявлении собственной добродетели; достигается посмертно и при содействии божественной воли. 2)Петрарк - развивал идеи Данте о двойном предназначении человека - философия схоластического типа непригодна для жизненного наставления. 3)Салютати - главное - воспитать нового человека, обладающего способностью совершать добродетельные поступки. Это свойство вырабатывается со временем. Хотя земная жизнь и дана Богом, задача человека состоит в том, чтобы построить её в соответствии с природными законами добра и справедливости. 4)Кузанский, Дж. Бруно - Кузанский считал, что каждая вещь, в т. ч. и человек, выступает как содержащая в свёрнутом виде весь мир, как микрокосм. Но человек является микрокосмом и на другом уровне, он предназначен для творчества. Дж. Бруно лишает Солнце положения центра Вселенной, принимая гелиоцентрическую концепцию Коперника. Центр - нигде, и он - везде. Человек - конечное земное существо - обладает конечной смертной душой. Только разумная безличная часть души может быть бессмертна. 5)Эразм Роттердамский - для него философия - это знание нового типа, к которому стремился Сократ, это мудрое понимание жизни. Он осуществляет перевод и критическое издание Нового завета, публикует труды отцов церкви, критикует церковные порядки, духовенство. Он жаждет великой религиозной реформы.

37. Реформация. Спор о свободе и рабстве воли.




Дата добавления: 2015-02-16; просмотров: 15 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Борьба с преступлениями против безопасности мореплавания.| Российская сословно-представительная монархия в первой четверти XVI века. Завершение объединения земель вокруг Москвы.

lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.013 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав