Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Проблема бессознательного и сознательного

Читайте также:
  1. III. Проблема реконструкции индоевропейского праязыка.
  2. А) налоги — объективная необходимость, но их пределы — проблема, поскольку они непосредственно сказываются на эффективности частного бизнеса;
  3. Аксиологическая проблематика в философии. Специфика ценностного отношения. Проблема ценностей. Ценностный мир человека.
  4. Аксиологические проблемы филсоофии. Проблема ценности, ее субъективно-объективный характер.
  5. АКТУАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА
  6. Античная филисофия: истоки и общая характеристика.Диалектика материи и идеи-основная проблема античной философию
  7. Антропология как раздел философского знания. Проблема сущности человека и смысла его существования.
  8. Артикль, проблема статуса артикля. Различные подходы к количеству артиклей в английском языке и их происхождение. Проблема нулевого артикля.
  9. Архетипы коллективного бессознательного и их роль в культуре. Теория культурных архетипов К.Г.Юнга.
  10. Бесплодие как социальная и медицинская проблема. Бесплодный брак. Женское и мужское бесплодие. Роль социальных работников в профилактике бесплодия.

Проблема бессознательного и сознательного в фил. тесно связана с проблемой биологического и соц. в человеке. Долгое время психическая жизнь человека рассматривалась исключительно как проявление сознательной жизни. Но уже Лейбниц, Маркс и др. отмечали, что психическая жизнь человека шире одного только сознания и присутствует иная детерминация человеческого поведения.

Определяющее влияние на разработку этой проблемы оказал австрийский психолог и психиатр Фрейд. Согласно Фрейду, психическая жизнь человека, которая совершается без участия сознания и находится вне контроля сознания, составляет скрытую пружину поведения человека. Эту вновь открытую сферу Фрейд назвал бессознательным.

Бессознательное он представлял как могущественную силу, противостоящую сознанию. Психика человека состоит из 3 пластов:

1. Самый глубинный и мощный – бессознательное – ОНО (id – лат.). Здесь сосредоточено биологическое влечение сексуального характера, и вытесненные из сознания мысли и желания.

2. Сознательное – сравнительно небольшой слой – Я (ego – лат.).

3. Верхний пласт – супер эго (superego) – сверхЯ- нормы, идеалы, моральная цензура, то, что привнесено в личность обществом, культурой.

Собственное Я человека не является хозяином личности. Решительное влияние на мысли и поступки оказывает «ОНО». Так у Фрейда человек представлен как биологическое, асоциальное в глубине существо.

Проблема бессознательного в трактовке швейцарского ученого Юнга приобретает др. вид. В бессознательном он выделяет глубинный слой – коллективное бессознательное. Это отражение опыта всех предшествующих поколений, передается через последовательный аппарат. Содержание и составляет общечеловеческие первообразы –«архетипы».

Проблема бессознательного развивалась представителями психоанализа, которые уточняли и углубляли учение Фрейда, отказавшись от наиболее слабого звена этого учения – сексуальной детерминации человека.

Неофрейдизм (с др. греч. новый+фрейдизм) - направление в психологии, развившееся в 20—30-е годы XX века из фрейдизма, основанное последователями Зигмунда Фрейда, принявшими основы его теории, но в котором ключевые понятия психоанализа Фрейда были переработаны. Последователи Фрейда считают, что ведущую роль в положении человека играют общественно-культурные воздействия. То есть они сосредотачивают свое внимание на социальных и культурных процессах. По их мнению, именно эти процессы оказывают существенное влияние на возникновение внутриличностных конфликтов индивида. В основе всех теоретических построений этого направления лежат понятия бессознательного и принципиальной конфликтности отношений личности и общества. Основными представители: Г. Салливан, К. Хорни и Э. Фромм. Неофрейдисты остались приверженными идее бессознательной эмоциональной мотивации человеческой деятельности. Представители неофрейдизма отклонились в сторону большего признания роли сознания и влияния социального фактора на развитие личности. Т.е. можно сказать, что представители фрейдизма ставили перед собой задачу прояснить индивидуальные поступки человека, неофрейдисты уже на основе базовых идей этой философии стремились объяснить социальное устройство жизни людей.

 




Дата добавления: 2015-02-16; просмотров: 24 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав




lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав