Читайте также:
|
|
Групповые мотивации – ценности.
Каждый из нас в процессе развития и социализации попадает в различные социальные группы. Во всех социальных группах есть сплачивающие ценности, представляющие собой концентрированные представления о том, что такое хорошо, а что такое плохо. Индивид заимствует все свои ценности из социальных групп. Ценности – это идеалы, конечные направления, модель должного.
Если мы знаем, что группа имеет какие-то ценности, то у нас как минимум есть знание об этом.
В нашей культуре существует разрыв между «удручающим настоящим» и «светлым будущим».
В разных социальных группах, в которые входит человек, существуют разные ценности, которые могут противоречить друг другу.
Мы вступаем во взаимодействие с групповыми ценностями и тогда делаем их объектом нашей мотивации. Входя в другую группу, человек стремится идентифицироваться с этой группой и функционировать в её составе. Если группа важна для человека, для него важно мотивационное единство с этой группой, и это создаёт предпосылку для усваивания ценностей этой группы. Усваивание происходит через практическую реализацию – функционирование в составе группы.
Ядро любой религии – это система ценностей. Однако в России существует известный парадокс религиозности. 70% жителей называют себя православными, но только 10% ходят в церковь и знают систему ценностей (и разделяют эти ценности) православной религии. Процент людей, которые доверяют церкви, меньше, чем процент людей, которые называют себя православными.
В процессе индивидуального развития усваиваются сначала ценности наиболее узких социальных групп (в первую очередь семьи), а затем ценности больших социальных групп. Причём, ценности, полученные в начале, могут выступать барьером для усвоения ценностей больших социальных групп.
Через процесс усвоения групповые ценности становятся компонентами мотивации (наравне с потребностями). В процессе развития ценности, ставшими личностными, начинают вытеснять потребности и играть большую роль в составе мотивации.
У разных людей может быть разное соотношение (иерархия) между ценностями и потребностями.
Основание | Потребности | Ценности |
источник | индивид | группа |
относительная значимость и их побудительная сила | динамическая иерархия (то одна важнее, то другая) | устойчивая иерархия |
субъективная локализация | как что-то, толкающее изнутри | что-то, что притягивает в мире (внешнее) |
результат | достижение какой-то определенной точки | не имеют точки завершения, задают направленность |
насыщение | возможно | невозможно (не могут потерять свою актуальность) |
форма восприятия | некоторая связь с миром | идеал |
критерий необходимости | индивидуальный | что-то, что необходимо для группы |
Две формы ценностей:
1) ценность выступает как общественный идеал, как выработанное общественным сознанием и присутствующее в нем абстрактное представление об атрибутах должного в различных сферах общественной жизни. Такие ценности могут быть как общечеловеческими, «вечными» (истина, красота, справедливость) так и конкретно-историческими (патриархат, равенство, демократия).
2) ценность предстает в объективированной форме в виде произведений материальной и духовной культуры, являющихся конкретным предметным воплощением общественных ценностных идеалов (этических, эстетических, политических, правовых, мировоззренческих и т.п.).
Изначально есть только потребности. Через потребности ощущаешь свою индивидуальность, а через ценности – ощущаешь свою связь с миром.
Субъект ценности – группа, субкультура, культура и другое.
Ценности – идеалы группы (позитивное желаемое для всех).
Любая ценность на уровне группы – вектор желаемых изменений.
Входя в новую группу, индивид заимствует новые ценности, но они не все переходят в личностные ценности. Ощущение себя частью группы укрепляет ценности. Участие в групповой деятельности также укрепляет ценности.
Ценности, усвоенные раннее - фильтр к тому, что может быть усвоено или нет в дальнейшем.
К идеалу нельзя прийти – ценность указывает только направление.
Для того чтобы ценности группы стали индивидуальными:
1) должна быть идентификация с группой «я – член группы»
2) участие в групповой деятельности («учить на словах бесполезно»)
Далее – социальная ценность становится личностной (иногда).
Социализация – развитие личности через усвоение социального опыта.
Первичны семейные ценности в индивидуальном развитии. Эти ценности становятся фильтром для усвоения дальнейших ценностей.
Социальные ценности, преломляясь через призму индивидуальной жизнедеятельности, входят в психологическую структуру личности в форме личностных ценностей. Каждой личности присуща индивидуально-специфическая иерархия личностных ценностей, которые выступают связующим звеном между духовной культурой общества и духовным миром личности, между общественным и индивидуальным бытием, являются механизмом детерминации индивидуальной жизнедеятельности социокультурными регуляторами, формой представленности последних в психологической структуре личности. Система личностных ценностей складывается в процессе деятельностного распредмечивания индивидами содержания общеcтвенных ценностей, объективированных в произведениях материальной и духовной культуры. В структуре зрелой, развитой личности ценности выполняют функцию перспективных стратегических жизненных целей и мотивов жизнедеятельности, реализация которых выражается во вкладе личности в культуру, создании ею новых объективированных предметных форм ценностей. Таким образом, взаимодействие личности и социальных общностей выражается во взаимопереходах социальных и личностных ценностей.
Становление системы ценностей в процессе индивидуального развития происходит путем интериоризации ценностей больших и малых социальных групп и превращения их в источники индивидуальной мотивации, наряду с генетически более ранними индивидуальными потребностями. В структуре мотивации ценности выполняют те же функции, что и потребности, отчасти занимая их место. Процесс интериоризации социальных ценностей, превращения их в личностные ценности и вытеснения последними потребностей может идти с отклонениями, порождая девиантные структуры личностных ценностей.
Как правило, личностные ценности характеризуются высокой осознанностью, отражаясь в сознании в форме ценностных ориентаций. Ценностные ориентации, выполняющие функцию осознанной ценностно-нормативной регуляции социального поведения личности, отражают, помимо личностных ценностей, также широкий круг социальных ценностей, признаваемых личностью, но не всегда принимаемых ею в качестве собственных жизненных целей и принципов.
Дата добавления: 2015-02-16; просмотров: 100 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав |