Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Философия Платона. Открытие мира идеи. Учение о душе и проблема понятия. Учение о государстве.

Читайте также:
  1. II. Витальное (прижизненное) изучение клеток.
  2. II. Изучение нового материала
  3. III. ПОДБОР И ИЗУЧЕНИЕ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ИЗБРАННОЙ ТЕМЕ
  4. III. Проблема реконструкции индоевропейского праязыка.
  5. III. Современное традиционное обучение (ТО
  6. IV. Учение Н. Хомского о глубинной и поверхностной структурах предложения.
  7. N6 Философия Средних веков и Возрождения
  8. Quot;Критическая" философия И.Канта
  9. Quot;Обучение мышлению".
  10. quot;Философия права".

В учении Платона (подлинное имя Аристокл) (427-347 гг. до н.э.) древнегреческий идеализм принимает форму мировоззрения. Литературное философское наследие — «корпус Платона» составляет свыше 30 диалогов.. Был одним из любимых учеников Сократа, образ которого активно использовал в своих произведениях. Широко использовал и развивал далее различные идеи пифагорейцев, Парменида, Гераклита и других. Методологический принцип Платона состоит в раздвоении мира на мир идей и мир вещей. Описание взаимоотношений между ними составляет ядро его философского учения. Чувственный мир вещей рассматривается как «не истинно сущий»: предметы, познаваемые чувствами, непрерывно возникают и исчезают, в них нет ничего постоянного, а, следовательно, истинного. Сущность вещей заключена в бестелесных, нечувственных формах, которые постижимы лишь разумом, сознанием. Каждому классу или виду материальных чувственных предметов соответствует определенная идея, в которой заключена их суть. Например, реальный стол является таковым, поскольку он соответствует идее стола вообще. Всеобщая совокупность идей составляет подлинное бытие. Но чувственная вещь отражает не только нетленную, вечную идею, то есть бытие, она также несет на себе печать небытия, так как она временна, преходяща. Роль небытия играет «материя». Таким образом, чувственный мир это нечто среднее между миром идей (истинным бытием) и миром материальных вещей (небытием). Систему идей завершает высшая — идея всеобщего блага, являющейся верховной причиной и целью бытия. Платон разрабатывает теорию познания, методологической установкой которой является так называемое «припоминание». До своего вселения в оболочку тела душа, находясь в мире чистых идей, всесторонне созерцала сущность мира. Но перемещаясь с Платоновых облаков на землю, душа «забывает» о прежней идеальной жизни. Противоречия чувственного мира будят воспоминания, побуждают к размышлению, припоминаются о подлинной сущности мира. Процесс припоминания проявляется как искусство диалектики. Теоретические размышления Платон сопровождает яркими образами, аналогиями, сравнениями. Так, теорию познания он популярно разъясняет через образ пещеры. Человек познающий — это пленник, скованный цепями (чувствами) и помещенный спиной к входу. На противоположной стене пещеры он видит тени предметов, зверей, людей, изображения которых проносятся перед входом. Задача познания состоит в том, чтобы за неясными бликами и тенями раскрыть подлинный мир образов, «вспомнить» истинный мир. Платон — сторонник переселения души: она бессмертна и постоянно перевоплощается. Диалектика взаимоотношения души и тела рассматривается через образ двух коней — Белого (благородные страсти) и черного (низменные страсти). Возничий этой символической упряжки разумная душа, которая сама выбирает свою дальнейшую участь. Совершенные души навсегда поселяются в царстве идей. Обладающие разумной душой становятся философами, аффективной воинами, вожделенной ремесленниками и землевладельцами.

Воспитание создает предпосылки победы человека над страстями и вожделениями, Но для большинства идеал совершенства недосягаем и поэтому необходимы государство и законы. Платон выступает ревнителем государственных интересов, предлагает ограничение личной собственности, общность жен и государственное воспитание детей. Социальная теория в целом носит ярко выраженные черты абсолютного приоритета государства перед личностью.

6.Философия Аристотеля. Материя и форма. Проблема причинности. Учение о душе. Теория познания и логика. Аристотель (384-322 гг. до н.э.) — величайший мыслитель древности, основатель логики и некоторых других отраслей знания. Один из ближайших соратников и учеников Платона Основатель философской школы «ликея»Аристотель систематизировал весь накопленный предшествующий философский опыт в своих произведениях: «Органон», «Физика», «Метафизика» и другие. Выступил с критикой исходных позиций своего учителя: «Платон мой друг, но истина дороже». Острие его критики было направлено против концепции двух миров: мира идей и мира вещей. Вопреки Платону, рассматривающему в качестве причины мира лишь одну — идею, Аристотель формулирует четыре причины: формальная (сущность бытия, в силу которой всякая вещь такова, какая она есть); материальная (то, из чего что-либо возникает); движущая (начало движения, изменения); целевая (то, ради чего что-либо осуществляется).

Взаимодействие причин проявляется в отношениях между формой и материей. Всякая единичная вещь составляет единство формы и материи. Например, медный шар составлен из совокупности формы (шаровидности) и материи (меди). Один и тот же предмет чувственного мира может быть в одном отношении формой, в другом — материей. Если рассмотреть медь, являющуюся по отношению к шару материей, то по отношению к составляющим ее элементам (по представлениям того времени это вода, огонь, земля, воздух) она является формой. Материя есть возможность предмета, форма действительность предмета. Поднимаясь по «лестнице» форм, утверждает Аристотель, мы постигаем высшую форму, которую уже нельзя рассматривать как материю или возможность более высокой формы. Такая предельная форма есть демиург, бог, неподвижный, перводвигатель, пребывающий вне мира и сообщающего целенаправленное движение всему сущему. Под бытием Аристотель понимает существование отдельных вещей, но познать сущность вещи с помощью чувств нельзя. Это познание осуществляется с помощью и посредством разума, который выявляет в вещах общее, всеобщее, то есть существенное. Средствами теоретического познания являются категории (предельно общие философские понятия): сущность, качество, количество, отношение, место, время и другие. Аристотель впервые упорядочил категории в определенную систему, ввел их в диалектический процесс познания. СИЛЛОГИСТИКА (от греч. — выводящий умозаключение), исторически первое, созданное Аристотелем учение о логической дедукции, в котором рассматриваются рассуждения в форме силлогизмов. СИЛЛОГИЗМ (греч. рассуждение, в котором две посылки, связывающие субъекты (подлежащие) и предикаты (сказуемые), объединены общим (средним) термином, обеспечивающим «замыкание» понятий (терминов) в заключении силлогизма. Напр.: «Все металлы - электропроводны, медь металл, значит, медь электропроводна». Посылки силлогизма разделяются на большую (из которой берется предикат заключения) и малую (из которой берется субъект заключения). По положению среднего термина силлогизмы делятся на фигуры, а последние по логической форме посылок и заключения — на модусы. Правила силлогизма рассматриваются в силлогистике.

7.Философия эллинизма. Проблема человеческого существования. Итоги развития античной философии, ее значение для медицины. Гуморальная и солидарная теория медицины. Эллинистическая философия - греко-римская философия в период от начала походов Александра Великого (356-323) до овладения римлян Египтом. До Августина и в более позднюю эпоху - до конца древнего мира (сер.6 в).Экономический и политический упадок Греции, закат роли полиса отражаются в греческой философии. Усилия, направленные на познание объективного мира (философия Аристотеля), активное участие в политической жизни, которое проявилось у греческих философов, постепенно замещаются индивидуализмом и морализированием либо скептицизмом и агностицизмом. Со временем интерес к философскому мышлению вообще резко падает. Приходит период мистики, религиозно-философского синкретизма, христианской философии. (еще Перипатетики. Академическая философия. Эклектицизм. Неоплатонизм (Плотин, мистический идеализм)).Цинизм (циники) (Антисфен, Диоген Синопский идр) стремились не, сколько к построению законченной теории бытия и познания, сколько к отработке и экспериментальной проверке на себе определённого образа жизни. Мыслить по-киничиски — только средство, цель жить по - кинически. Киники с вызовом именовали себя “гражданами мира” и обязывались жить в любом обществе не по его законам, а по своим собственным. Киники хотели быть нагими и одинокими, социальные связи и культурные навыки — мнимость. Все виды духовной и физической бедности предпочтительнее богатства. Они так же занимались теорией познанию, критикуя общие понятия, как вредную выдумку, усложняющую отношение к предмету. Киники — источник стоицизма. Эпикуреизм - учение и образ жизни, исходящие из идей Эпикура и его последователей, отдающих не задумываясь, предпочтение материальным радостям жизни. Гл.произведения:“Правило” (канон), “О природе” и т.д. Учение Демокрита Эпикур не принимает пассивно, но поправляет его, дополняет и развивает. Если Демокрит характеризует атомы по величине, форме и положению в пространстве, то Эпикур им приписывает еще одно свойство - тяжесть. Вместе с Демокритом он признает, что атомы, движутся в пустоте. Эпикур допускает и признает закономерным и определенное отклонение от прямолинейного, движения.Эпикурово понимание случайности не исключает, причинного объяснения. У человека есть свобода выбора, а не все предопределено. В учении о душе Эпикур отстаивает материалистические взгляды. Согласно Эпикуру, душа - это не нечто бестелесное, а структура атомов, тончайшая материя, рассеянная по всему организму. Отсюда вытекает и отрицание бессмертия души. В области теории познания Эпикур - сенсуалист. В основе всякого познания лежат ощущения, которые возникают при отделении отражений от объективно существующих предметов и проникают в наши органы чувств. Таким образом, основной предпосылкой всякого познания является существование объективной реальности и ее познаваемость с помощью чувств. Большое внимание уделял Эпикур и понятиям. Ясность и точность употребляемых понятий он считал основой любых рассуждений.Этические и вообще философские воззрения Эпикура теснейшим образом связаны с его открытым и воинствующим атеизмом. Основным источником возникновения и существования религии он считал страх смерти и незнание естественных законов. Орудием философии, ее основной частью они считали логику. Она учит обращаться понятиями, образовывать суждения и умозаключения. Без нее нельзя понять ни физику, ни этику, которая является центральной частью философии.В онтологии стоики признают два основных принципа: материальный принцип (материал), который считается основой, Стоики, в отличие от Аристотеля сущностью считали материальный принцип (хотя, так же как и он, признавали материю пассивным, а логос (бог) - активным принципом). Понятие бога в стоической философии можно охарактеризовать как пантеистическое. Логос, согласно их взглядам, пропитывает всю природу, проявляется везде в мире. Он является законом необходимости, провидением. Понятие бога сообщает всей их концепции бытия детерминистский, вплоть до фатализма, характер, который пронизывает и их этику. В области теории познания стоики представляют по преимуществу античную форму сенсуализма. Стоики упрощают аристотелевскую систему категорий - четыре основными категориями: субстанция (сущность), количество, определенное качество и отношение, согласно определенному качеству. С помощью данных категорий постигается действительность.Центром и носителем познания, согласно стоической философии, является душа. Она понимается как нечто телесное, материальное. Иногда ее обозначают как соединение воздуха и огня. Ее центральную часть, в которой локализируется способность к мышлению и вообще все то, что можно определить в нынешних терминах как психическую деятельность, стоики называют разумом. Разум связывает человека со всем миром. Индивидуальный разум является частью мирового разума. Хотя стоики считают основой всякого познания чувства, большое внимание они уделяют и проблемам мышления.Стоическая этика выдвигает на вершину человеческих усилий добродетель. добродетель, по их представлениям единственное благо. добродетель означает жить в согласии с разумом. Стоики признают четыре основные добродетели, прибавляются четыре противоположности: разумности противостоит неразумность, умеренности - распущенность, справедливости - несправедливость и доблести - трусость, малодушие. Между добром и злом, между добродетелью и грехом четкое, категорическое различие.Стоическая философия, видимо, лучше всего стращает развивающийся кризис духовной жизни греческого общества, который явился следствием экономического и политического разложения. Именно стоическая этика наиболее адекватно отражает “свое время”. Это этика “сознательного отказа”, сознательного смирения с судьбой. Она отводит внимание от внешнего мира, от общества к внутреннему миру человека. Лишь внутри себя человек может найти главную и единственную опору. Поэтому стоицизм вновь оживает в период кризиса Римской республики и затем в период начинающегося распада Римской империи. Скептицизм. В конце 4 в. до н.э. формируется еще одно, направление - скептицизм. Основатель - Пиррон из Элиды. Как и Сократ излагал свои идеи устно. Поэтому все сведения о нем идут из трудов его ученика Тимона. Скепсис имел место в греческой философии и раньше. В эллинистическую эпоху складываются его принципы, ибо скепсис определялся не методическими установками в невозможности дальнейшего познания, а отказом от возможности дойти до истины. И этот отказ становится программой.доводы против правильности как чувственных восприятий, так и познаний мысли скептики объединили в десять тезисов, тропов: например, первый подвергает сомнению положения о действительности развития физиологической структуры животных, 2 - подчеркивает индивидуальные различия людей с точки зрения физиологии и психики, З - о различии чувственных органов, в которых вещи вызывают разные ощущения и т.д. В общем, они делали акцент на субъективизм познания человека. Исходя из принципа “ничего не утверждать”, подкрепленного тропами, скептики отвергали любые попытки познания причин и отбрасывали любые доказательства. В отличие от ЭП. и СТ. философии, где достижение предполагало познание явлений и законов природы, эта философия отказывается от познания. достижение счастья по Пиррону - достижение атараксии (спокойствия, невозмутимости).Хотя скептицизм во многом критически постигает реальную проблематику сложности развития познания, его основной чертой были, однако, безнадежность и отказ, ведущие к агностицизму.

8)Средневековая европейская Ф: этапы развития и основная проблематика (христианский антропоцентризм, проблема универсалий, соотношения веры и разума). Возникновение и специфика средневековой философии. Становление средневековой философии происходило в условиях трёх взаимосвязанных исторических процессов: Всеобъемлющий кризис Римской империи. С первого века до новой эры стал постоянным, все более углубляющимся, охватил все сферы жизни: социально-экономическую, духовную, политическую. Связан был с тем, что труд рабов становился всё более неэффективным, они всё активнее не мирились со своим положением, восстанием. Труд считался недостойным свободного человека. Эти огромные массы народа становились огромной проблемой, их нужно было кормить, сформировался принцип «Хлеба и зрелищ», слой делал невозможным формирование данного общества. Кризис усиливался в результате давления варварских племён. Привело к состоянию устойчивого духовного состояния общества, для которого характерно ожидание неминуемой гибели и жажды спасения. Кризис античной философии. Развивалась с 6 века до нашей эры по пятый век новой. Основными принципами, на которых основывалась: Космоцентризм. Космос одушевлённый, разумный. Человек – микрокосмос, способен познавать космос и на этой основе организовывать разумным образом свою жизнь. Рационализм. Стремление рационально реализовать, разумно обустроить, познать. Пантеизм и политеизм. Многобожие и одушевление природы. Эти принципы перестали отвечать потребностям времени: На смену вольным античным полисам, свободным и гордым, пришли великие империи (македонского, Римская), изменились условия жизни, эпоха и философия. Прежняя философия ориентировала на высшее благо, которое считалось достижимым на основе рационального познания, пыталась указать нравственный путь к достижению блага, а новые исторические условия показали невозможность этого. Великие империи подавили человека, полис, и верить в высшее благо, казалось, смешным. Поэтому античные философы ничего не давали обществу, оторвались от общественных труд и забот, утратило интерес к общественным проблемам. Юстиниан запретил философские школы. 3 Христианство. Победило, и уже в 313 году им была предоставлена свобода вероисповедания. В 325 году первый Никейский собор проходил под руководством римского императора Константина. Христианство стало государственной религией. Средневековая философия базировалось на христианстве, которое фактически спасло философию, дало новые идеи для осмысления, сформировало новые идеалы: идеал надежды, спасения, идеал, который был связан не только с призывом к спокойствию, а обещало воздаяние в потустороннем мире, рисовало новый идеал и утопию, которое охватило массами. Это нужно было осмыслить, систематизировать. Этим и занималась философия. Поэтому средневековую философию в Европе можно назвать христианской. Вплоть до 12-13 веков философия и теология практически не разграничивались. Их опорой были догматические основания христианства. Средневековая философия строилась на христианских принципах: Теоцентризм. Признает лишь одно абсолютное начало – Бог, который стоит вне и над миром, абсолютное могущество, свобода, творчество, любовь. Наделяется самыми высшими нравственными качествами, на этот идеал должен ориентироваться человек. Креационизм. Бог признается творцом всего мира и человека. Провиденциализм. Бог управляет миром. История – исполнение божественного предначертания, всё предопределено божьей волей, поэтому события земной жизни имеют высший божественный смысл. Персонализм. Принцип утверждает, что высшей духовной личностью является Бог, но человек создан по образу и подобию, поэтому тоже является личностью. И потому человеку присуща такая характеристика как нравственность и высшее из этих качеств – любовь. Нравственная ориентация. При осмыслении общества на первом месте находится не политика, и экономика, и не общество, а нравственность. Высшей нравственной ценностью признаётся любовь, как показатель нравственной ценности. Добродетельный человек не тот, кто знает, а тот, кто любит. Средневековая философия даёт подлинный феномен веры, как воли к совершенствованию. Вера – установка человека на сближение с Богом – стремление человека совершенствоваться, ориентируясь на этот высший абсолют. Именно опираясь на веру в Бога, христианство формирует все нравственные принципы. Высочайшая добродетель для человека не разум, не интеллект, а добрая воля, заключающаяся в поминовении божьим заповедям. Человек представляет собой единство не просто души и тела, а единство духа, души и тела. Дух – это то, что соединяет человека с Богом и ориентирует человека на бога. Люди созданы телесными и если в античности тело со времён Сократа расценивалось как источник зла и греха, но христианство оправдывает тело. Тело – храм души. Через него и в нём душа действует, творит. Душа – разум творческая мощь, свобода воли. В душе человека идёт постоянная борьба между добром и злом, и только следуя заповедям Бога, человек может преодолеть греховные побуждения. Антропоцентризм. Человек – высшая цель и высшая ценность творения, привилегированное существо, созданное Богом. Причастен к божественному посредством веры, человек способен обожиться, приблизиться к Богу. Человек становится центром мироздания только в той мере, в которой произошло его обожение. Признается в качестве высшей ценности. Ценность человека относительна, непосредственно зависит от его отношения к Богу. Человек центр мироздания по причине того, что существо в первую очередь духовное. Ревеляционизм. Принцип откровения. Человек может заблуждаться, может по своей свободной но злой воле может отпадать от Бога Чтобы это не произошло Бог заботится о человеке, не оставляет его, открывает ему свою волю, глубочайшие истины и смыслы бытия через священно писание. Библия – символическое изложение божественной мысли, которые нужно истолковывать. В рамках христианства развивалось искусство толкования священного писания, которое называется экзегетика. Искусство о науке толкования текстов – герменетика. Этапы развития. Развивалась в течение тысячи лет. С пятого по 16-й век. 1) этап. Апологетика. 2 – 3 века до нашей эры. «Защита, охранение». Защита христианского вероучения от античной языческой мудрости и зарождающейся ереси. Проблема выработать своё отношение к античности. Апологеты рассматривают античную философию как приготовление к возникновению христианства и даже как введение в христианство. Языческая античная философия – мудрость низшего порядка, предпосылка для высшего, истинного знания. Таким образом, постарались сразу философию поставить под служение теологии. Ведущие греческие философы античности Платон, Аристотель, стали рассматриваться как предвестники христианства. Платонизм стал истинной философией христианства.2) этап.Патристика. 3 – 9 века. Философия отцов церкви, богословие, философствование в вере. Цель: не убедить в истинах откровения, а разъяснить смысл христианских мыслей. Философия должна разумно и упорядоченно, осваивая достижения культуры, исходить из положения христианской веры. Через призму христианских ценностей осмысливать всё существующее и поддерживать рациональными доводами христианские ценности, тем самым способствуя их распространению и упрочнению.3) этап. Схоластика. Господствующая форма философствования в 9 – 14-15 веках. Ф. постепенно освобождается от власти церковных канонов. «Спокойное занятие учёбой», «Школа». Учёная философия. Возникновение тесно связано с развитием системы образования в Европе. В 8-9 веках возникает система образования, 12-13 веках Европа покрылась сетью университетов. Два фак: свободных искусств (6лет), теологии (8 лет). В рамках системы образования готовились кадры для распространения христианства: богословы, служители культа. Период характерен стремлением: рационально обосновать и систематизировать христианское вероучение с помощью формальной логики. Давались, точные определения и рационально обосновывалась вера, истинное откровение. Основные темы: а) Доказательство бытия Бога. б) Соотношение веры и разума. в) Проблема универсалии Доказать – привести рациональные доводы, логически обоснованные, убедительные, которые подтверждали бы веру в существование Бога. Первый – Аврелий Августин (патристика). Выдвинул онтологическое доказательство Бога. Из идеи Бога, как высшего существа, абсолютного совершенства следует признание его реального бытия. И если бы мы не признавали реальное бытие, поэтому из идеи выводится реальное существование. Августин развил и гноссиологическое доказательство бытия Бога. Разрабатывает метафизику душевных глубин: познание Бога неразрывно связано с познанием человека своей души. Движение вглубь собственного Я, движение в сторону познания свое души – и есть движение к Богу. Как: размышление над прожитым, словесное проговаривание своих ощущений, своих переживаний, беспристрастное к ним отношение, критическое осмысление своих поступков – путь самопознания души. Углубляясь в свою душу, мы постепенно познаём Бога. Но на этом пути Августина поджидает трудность, о которой пишет, а именно, человек не может беспристрастно оценивать свои поступки, ловчит, пытается оправдать, найти смягчающие обстоятельства, обнаружил, что в процессе самопознания, человек склонен обманывать себя, Бога. Находит выход: обнаружение этого факта и есть свидетельство, что мы находимся на правильном пути, что познаем свои несовершенства и познавая себя, пытаемся исправить это. Знаменитый тезис «я ошибаюсь, заблуждаюсь, обманываю себя и Бога, следовательно я существую». Но человек не обманывает себя, в минуты прозрений, связанных с трагическими внутренними колизями, именно в этот период, когда человек стоит перед лицом жизни и смерти, когда его до основания потрясают трагические события его жизни ему нечего лукавить, скрывать, тогда он казнит себя страшным судом, своим собственным, таким образом,он приближается к познанию души и Бога. Теодицея – оправдание Бога перед лицом мирового зла. Откуда зло? Отвечает: Зло не субстанциально, не присуще изначально самому бытию, созданному Богом. Привносится в мир самим человеком. Каким образом и почему? Потому что человек наделён свойствами присущими Богу. Обладает свободой воли, выбора, может злоупотребить этой свободой. Злая воля человека может направить её свободу не к Богу, а против Бога. Это и есть грех, это и есть зло. Таким образом, виновником зла в мире является сам человек. Рассматривает человечество через призму двух градов: Земной и небесный. Небесный – люди, высшим содержанием которых является любовь к Богу, во имя любви к Богу отказываются от самих себя. Земной – совокупность людей, возлюбивших только себя и отрёкшихся во имя этого от Бога, этот град обречён на погибель. Война этих двух градов составляет смысл человеческой истории. Заявляет, что прогресс общества имеет нравственное содержание. И смысл истории в нравственном прогрессе. Считает, что, в конечном счете история имеет свой конец и свою цель, за пределами Земной истории возникнет иное измерение, где грешить человек не сможет, все обретут подлинную свободу, а подлинная свобода заключается в подавлении своей собственной воли и подчинении её Богу. Фома Аквинский, 5 онтологических доказательств.

1. Всё находится в движении и взаимосвязи. Движение одного обусловливает движение другого. Необходим перводвигатель, который задает исходный толчок движению. Перводвигатель – Бог.

2. Всё в мире имеет свою причину.

3. Бог – абсолютная необходимость, так как в мире всё подчинено необходимости и этой высшей необходимостью является Бог, и если бы её не было, то восторжествовала бы случайность, хаос, тлен.

4. Бог – высшее совершенство. Должна быть мера которой можно измерить совершенство.

5. Бог – высшая целесообразность, высшая цель. Всё целесообразно в мире и стремится к цели, должна быть высшая цель.

Соотношение веры и разума. Два подхода:

1. Концепция двух истин. Тертуллиан исходил из того, что истины веры и разума нигде не пересекаются, они абсолютно разведены. Христианская вера не требует доказательств, Бог открывается только в акте чистой веры. «Верую ибо это абсурдно, невероятно, неразумно, непостижимо» Английский ф. Иоанн Дунс Скотт (схоластика). Исходил из того, что существует две разных истины, они нигде не пересекаются, но и не исключают друг друга, взаимодополняют друг друга. В результате человек получает целостное представление о мире и о Боге. Уилиям Оккам заявил, две истины нигде не пересекаются, нигде не взаимосвязаны, истины веры противоразумны, поэтому не должны пытаться воздействовать на человеческий разум. 2) Теория гармонии веры и разума. Аврелий Августин «Верую, чтобы понимать». Означает, что вера – путеводная звезда для познания. Догматы веры принимаются без критики и становятся фундаментом для рационального познания. Два пути: понятийно рациональный путь, путь научного познания и путь откровения. Пьер Абелляр «вера должна подкрепляться знанием» «понимаю, чтобы верить». Реализм считает, что эти общие понятия существуют трояким образом. В Боге как чистая возможность бытия, как предпосылок. Существуют в вещах, как их сущность и в головах людей, как понятия об этих вещах. Позиция умеренных реалистов. Фома Аквинский. Номинализм считает, что универсалии – просто имена, которые люди дают вещам, и существую только в голове человека. Концептуалисты считают, что общее понятие существует в голове человека в виде концептов, логических структур мира, схем мира и им нечто соответствует в самих вещах и благодаря наличию этих концептов мы способны понимать мир.

9)Гуманистическая направленность философии эпохи Возрождения. Антропоцентризм. Эстетика Возрождения. Антропоцентризм философии эпохи Возрождения Возрождение — философские и социологические учения в эпоху становления раннего буржуазного общества (в основном в Италии) 14-17вв. Официальной философией в эту эпоху оставалась схоластика, но возникновение культуры гуманизма, значительные достижения в области естествознания привели к тому, что философия перестала играть роль служанки богословия и перспектива ее развития приобрела антисхоластическую направленность. Прежде всего она проявилась в этике — возобновление этических учений стоицизма (Петрарка) и эпикуризма (Балла), направленных против христианской морали. Наибольшую роль в философии эпохи возрождения сыграли натурфилософские концепции (Бруно, Кордано, Парацельс), свидетельствовавшие о крушении схоластических методов осмысления природы. Наиболее важными результатами этого естественно-научного направления в философии были: методы экспериментально-математического исследования природы; детерминисткое истолкование действительности, противоположное теологическому; формулировка научных, свободных от элементов антропоморфизма (наделение субьектов, с которыми человек соприкасается в своей жизни, человеческими качествами) законов природы (Галилей в механике). Определяющими чертами натурфилософского направления — метафизическое понимание последних (неделимых) элементов природы как абсолютно бескачественных, неживых; отсутствие исторического взгляда на природу и в связи с этим деистическая непоследовательность (деизм предполагает наличие бога, как безличной причины бытия, не участвующей в дальнейшем развитии мира), сохраняющая обособленное положение бога в бесконечном мире. Огромные социально-экономические изменения нашли свое отражение во многих социологических концепциях, для которых было характерно понимание общества как суммы изолированных индивидов. В борьбе со средневековым теократизмом на первый план культуры возрождения выступают гуманистические, антропоцентрические мотивы. Антропоцентризм — воззрение, согласно которому человек есть центр вселенной и цель всех совершающихся в мире событий. Гуманизм — отражаемый антропоцентризм, который исходит из человеческого сознания и имеет своим объектом ценность человека. Презрение к земному естеству заменяется признанием творческих способностей человека, разума, стремлением к земному счастью. Гуманизм начинается тогда, когда человек начинает рассуждать о самом себе, о своей роли в мире, о своей сущности и предназначении, о смысле и цели своего бытия. Эти рассуждения имеют всегда конкретные исторические и социальные предпосылки, гуманизм по своей сущности всегда выражает определенные социальные, классовые интересы. Гуманизм ренессанса проявлялся в революционных идеях, обращенных на внутреннюю, земную “божественность” человека, в привлечении человека к жизненной активности, в утверждении веры человека в себя. В узком смысле слова гуманизм определяется как идейное движение, содержанием которого является изучение и распространение античных языков, литературы, искусства и культуры. Поэтому итальянский гуманизм характеризуется как литературный, филологический.

10) Ф. Бэкон-основоположник эмпирического направления в западноевропейской Ф.17века. Индукция как метод познания. Теория идолов Ф. Бэкон в медицине. Основные черты философа Ф.Бэкона Первым философ, сознательно поставившим перед собой задачу разработки научного метода на основе материального понимания природы, был Ф.Бэкон (1561 - 1626). Бэкон различает 2 вида опытов: 1. “ плодоносные ” - цель - принесение непосредственной пользы человеку 2. “ светоносные ” - цель не непосредственная польза, а познание законов и свойств вещей Предпосылка преобразование науки - критика всей существующей схоластики. И сомнение в истинности всего, что до сих пор казалось истиной. Однако сомнение лишь средство нахождения дороги к истине. Недостоверность известного доселе знания обусловлена ненадежностью умозрительного метода умозаключений и доказательства. Первым условием реф. науки явл. усовершенствование методов обобщения - индукции. Следующим шагом должно быть очищение разума от заблуждений. Бэкон различает 4 вида таких. идолов - рода, пещеры, рынка, театра. Идолы рода - предпосылки, обусловленной природой человека. Чел судит о природе по аналогии с собственными свойствами. Отсюда возник телеологическое представление о природе, ошибки, проистекающие из несовершенства чел чувств, под влиянием различных желаний, влечений. Пещеры - ошибки, вози. вследствие субъект предпочтений, симпатий, антипатий ученых: одни больше видят различий между предметами, др. - их сходства. Одни склонны верить в непогрешнный авторитет древности, другие наоборот, отдают предпочтение только новому. Рынка - возник вследствие общения между людьми посредством слов. Но во многих сл. значения слов были установлены не на основе познания сущности предмета, а на основе современных случайных впечатления от этого предмета. Театра - порождаемые некритически усвоенными ложными мнениями. Идолы т. не врожденны нашему уму? они возникают вследствие подчинения ума ошиб мнениям. Знание видов препятствий позволяет избежать ошибок. Однако это знание лишь отриц. сторона зад. создания научного метода. необходим также положение учение о методе исследования. В истории науки четко выступают 2 метода исследования: догматический и эмпирический. Догм метод начин с общих положений и стрем вывести из них все части случаи. Догматик похож на паука, кот из самого себя ткет паутину. Учения, следующ эмпир методу похож на муравья, кот беспорядочно тащит все, что ни попадется ему на пути. Истинный метод состоит в умственной переработке материалов, кот доставляет опыт.(пчела).

11)Р. Декарт-основоположник рационалистического направления в Ф. нового времени. Обоснование возможности достижения истинного знания. Роль сомнения в познании. Врожденные идеи. Чистая интуиция и его метод дедукции. Рене Декарт (дуалист) - математик, физик. В космологии идея естественного развития солнечной системы, в Ф. учение о субстанции, материя = протяженность. Пустота нематериальна. Понимание человека - бездушный телесный механизм и мыслящая душа + воля. Животные живые автоматы. Бог сущность, которая является причиной всего сущего и не более того. Главная задача чел. господство над другими автоматами, когда чел. достигнет истинного знания при двух условий.

1) знание естественной очевидности

2) знание подчинено единому универсальному методу познания.

Рене Декарт. (1596 - 1650г) В границах его физики материя представляет собой единственную субстанцию, единственное основание бытия и познания. В то же время в психологии, теории познания, в учении о бытии дуализма - идеалист. В теории познания. дуализм. объявляет самой достоверной истиной истину о сущ. сознания, мышления: “ Я мыслю, следовательно, Я существую ”. В учение о бытии он не только признает сущность духовной субстанции, но и утверждает, что над ними обеими в качестве высшей субстанции пребывает бог. В познании главную роль играет разум - рационализм. д. полагал, что источником достоверности знания может быть только сам разум. В процессе познания исключительное место отвел дедукции. Исходные положения - аксиомы. В лог цепи дедукции, следует за аксиомами, каждое след звено достоверно. Однако для ясного и отчетливого представления всей цепи нужна сила памяти. Поэтому непосредственно очевидные исходные положения, имеют преимущество сравнительно с рассуждением дедукции. Вооруженной интуицией и дедукцией разум может достичь достоверного знания, в случае, если будет вооружен методом. Метод дедукции. состоит из 4 требований:

1.допускать в качестве истинных только такие положения, которые представлены. уму ясно и отчетливо, не могут вызвать никаких сомнений в истинности,

2. расчленять каждую сложную проблему на составляющие ее частные проблемы;

3. методически переходить от известного и доказанного к неизв. и недок.;

4.не допускать никаких пропусков в ог. звеньях исследования.

Декарт: учение о бытии. Несотворенная и сотворенная субстанции. Дуализм декарта. Понимание природы человека. Завершение построения механической картины мира, ее влияние на медицину

Нового времени (Декарт, Спиноза, Лейбниц). Рационализм и медицина. РАЦИОНАЛИЗМ (от лат. га - разум) - философское воззрение, признающее разум (мышление) источником познания и критерием его истинности.
Рене Декарт (дуалист) - математик, физик. В космологии идея естественного развития солнечной системы, в Ф. учение о субстанции, материя = протяженность. Пустота нематериальна. Понимание человека - бездушный телесный механизм и мыслящая душа + воля. Животные живые автоматы. Бог сущность, к-ая явл. причиной всего сущего и неболее того. Главная задача чел. господство над другими автоматами, когда чел. достигнет истинного знания при двух усл. 1) знание естественной очевидности 2) знание подчинено единому универсальному методу познания. Спиноза развил матер-ую сторону учения Декарта противопоставив дуализму материалистический монизм - ф-ое воззрение, согласно к-му все многообразие мира объясняется с помощью единой субстанции - материи либо духа, Г. Лейбниц развивал идеи объективного идеализма, заложенные в платоновском наследии, высказал ряд глубоких мыслей диалектического х-ра. Мир состоит из мельчайших элементов или монад - духовных элементов бытия, обладающих активностью и самостоятельностью, находящихся в непрерывном изменении и способных к стр восприятию и сознанию. Рене Декарт. (1596 - 1650г) В границах его физики материя представляет собой единств. субстанцию, единственное основание бытия и познания. В то же время в психологии, теории познания, в учении о бытии д. - идеалист. В теор позн. д. объявляет самой достоверной истиной истину о сущ. сознания, мышления: “Я мыслю,следовательно, Я существую”. В уч. о бытии он не только признает сущ духовной субстанции, но и угнерждает, что над ними обеими в качестве высшей субстанции пребывает бог.
В познании главную роль играет разум - рационализм. д. полагал, что источником достоверности знания может быть только сам разум. В проц. познания исключ. место отвел дедукции. Исходные положения - аксиомы. В лог цепи дедукции, след. за аксиомами, каждое след звено достоверно. Однако для ясного и отчетливого представления всей цепи нужна сила памяти. Поэтому непоср. очевидные исходные положения, или интуиции, имеют преимущество сравнительно с рассужд. дедукции.
Воор. интуицией и дедукцией разум может достич достоверного знания в случае если будет вооружен методом. Метод д. состоит из 4 требований:

1.допускать в качестве истинных только такие положения, которые представлял ему ясно и отчетливо, не могут вызвать никаких сомнений в истинности,

2. расчленять каждую сложную проблему на составляющие ее частные проблемы;

3. методически переходить от известного и доказанного к неизвестное и недоказанное;

4.не допускать никаких пропусков в звеньях исследования.

Декарт,Рене Значительное место в творчестве Декарта занимает учение о бытии. Центральным понятием этого учения является «субстанция». Под субстанцией Декарт понимает всякое сущее, которое не нуждается для своего бытия ни в чем, кроме самого себя. Это может быть и идея, и физический предмет. Но в самом строгом и глубоком смысле слова, субстанцией, по Декарту, является только Бог, Который вечен, вездесущ, всемогущ, Он Творец всех вещей, Источник всякого блага и Истины. К сотворенному миру понятие субстанции можно применить лишь условно.
Весь сотворенный мир Декарт расчленяет на два рода субстанций: духовные и материальные. Если главным признаком духовной субстанции является ее неделимость, то материальной - делимость до бесконечности. В качестве основного атрибута (коренного свойства) духовная субстанция имеет мышление, а материальная - протяжение. Остальные же атрибуты производны от этих первых, и их следует называть модусами. Так, например, модусами мышления являются воображение, чувство, желание, а модусами протяжения - фигура, положение, движение и т. д.
В человеке находятся, по мнению Декарта, две «сотворенные» Богом и резко отличающиеся друг от друга субстанции: одна - протяженная (телесная) субстанция, а другая - мыслящая (духовная). Обе они равноправны и независимы друг от друга. В этом четко проявляется дуализм Декарта. В силу этого обстоятельства его «двойной человек» (расчлененный на две половины), конечно, является слабым существом, однако с помощью своего разума он способен себя усилить и возвысить. А сделать это можно лишь с помощью хорошего метода.
Если Ф. Бэкон обращал внимание на предрасположенность ума к некоторым заблуждениям, то Декарт пытается обнаружить такие идеи, которые присущи сознанию от рождения. Данные идеи, по мнению Декарта, не приобретены в опыте, они присущи духовной субстанции изначально, поэтому их можно считать врожденными. К врожденным идеям Декарт относил: а) понятия (бытие, Бог, число, длительность, телесность, структурность, воля и другие);

б) суждения-аксиомы («у ничто не бывает свойств», «из ничего не бывает ничего», «нельзя одновременно быть и не быть», «у всякой вещи есть причина», «целое больше своей части» и т. д.).
Учение Декарта о врожденных идеях представляет собой своеобразное развитие платоновского положения об истинном знании как припоминании того, что запечатлелось в душе, когда она пребывала в мире идей. Под врожденностью идей Декарт понимал всего лишь «эмбриональный», зачаточный характер мыслей, для прояснения которых необходима деятельность «естественного света» разума, возможная только у взрослых людей. Сама по себе идея Декарта о врожденности знаний была ошибочной в любом ее варианте, но она не была абсурдной в качестве постановки проблемы, ибо каждое новое поколение вбирает в себя опыт и знания прошлых поколений, причем какую-то часть этого знания оно получает при рождении в виде задатков, способностей и набора безусловных рефлексов. Последнее, конечно, не есть знание в полном значении этого слова, но оно может быть истолковано как определенная информация.

Теория познания И. Канта. Априоризм трансцендентальный субьект. Априорные формы чувственности и рассудка. Творческое воображение. Трансцендентальные идеи разума. Антиномии. Агностицизм Канта.

Имануил Кант родился в 1724г в Кениксберге. Он был не только философом, но также крупным ученым в области естествознания.

Фил развитие К. делится на 2 периода. В перв. период (до нач. 70-х гг) пытался решать ф пробл - о бытии, фил природы, религии, этики, логики исходя из убеждения, что ф. м.б. разработана и обоснована как умозрительная наука. (без обращ к опытным данным) Во 2-й пер (‘критический.) пытается строго отделить явления от вещей в себе. Последние не могуг быть даны в опыте. Вещи непознаваемы. Мы позн. лишь явления или тот способ, кот. эти вещи в себе действуют на нас. Это учение – агностицизм Познание начинается с того, что “вещи в себе” воздействуют. на наши органы чувств и вызыв ощущения, но ни ощущение нашей чувственности, ни понятия и сужд. нашего рассудка, ни понятия разума не могут дать нам теорет. знания о в себе” (ввс). достоверное знание сущ - это математика и естествознание. Учение о знании. Знание всегда выраж в форме суждения. Сущ 2 вида суждений: 1) аналитические суждения. Пример: все тела имеют протяжения 2) синтетические суждения. Пр: некоторые тела тяжелы. Есть 2 класса синт суждений. 1. обнаруживается в опыте (век лебеди черны) - апостериорные 2.эта связь не может основ на опыте - априорные суждения.(все, что случается имеет причину). Апр. суждениям К. придает б. Значение Чувственное познание. У К простр и время перестают быть формами сущ вещей. Они становятся априорными формами нашей чувственности. Априорные формы рассудка. Условием возм апр. синтеза сужд в теорет естествознании явл. категории. Это независимые от поставляемого опытом содержания понятия рассудка, под кот рассудок подводит всякое содерж, получаемое из опыта. Т.е. категория не формы бытия, а понятия рассудка. Категории априорны. По К ни ощущение, ни понятия сами не дают знания. Ощущение без понятий - слепы, а понятия без ощущений - пусты. Этика. Противоречие необходимости и свободы - не настоящее: чел поступает необходимо в одном отношении и свободно в другом. Необходимо, так как чел, есть,явление среди других является природа и в этом отношении подчинен необходимости. Но чел также и нравственное существо, субъект нравственного сознания, а значит свободен. Кант считал, что решению таких проблем философии, как проблемы бытия, морали и религии, должно предшествовать исследование возможностей человеческого познания и установки его границ. Необходимые условия познания заложены, согласно Канту, в самом разуме и составляют основу знания. Они-то и придают знанию характер необходимости и всеобщности. Но они же суть и не переходимые границы достоверного знания. Кант различал воспринимаемые человеком явления вещей и вещи, как они существуют сами по себе. Мы познаем мир не так, как он есть на самом деле, а только так, как он нам является. Нашему знанию доступны только явления вещей (феномены), составляющие содержание нашего опыта. В результате воздействия «вещей самих, но себе» на органы чувств возникает хаос ощущений. Приводим мы этот хаос в единство и порядок силами нашего разума. То, что мы считаем законами природы, на самом деле есть связь, вносимая разумом в мир явлений, то есть наш разум предписывает законы природе. Но миру явлений соответствует независимая от человеческого сознания сущность вещей «вещи сами по себе». Абсолютное познание их невозможно. Они для нас только ноумены, то есть умопостигаемая, но не данная в опыте сущность. Кант не разделял безграничной веры в силы человеческого разума, называя эту веру догматизмом. В принципиальной ограниченности человеческого познания он видел определенный нравственный смысл: если бы человек был наделен абсолютным знанием, то для него не было бы ни риска, ни борьбы при выполнении нравственного долга. Кант был убежден, что идеи пространства и времени человеку известны прежде восприятии. Пространство и время идеальны, а не реальны. Чувственные впечатления связываются между собой посредством суждений, в основе которых лежат категории, то есть общие понятия, которые, по Канту, суть чисто логические» формы, характеризующие только чистое мышление», а не его предмет. Категории даны человеку до всякого опыта, то есть априори. В своем учении о познании Кант большое место отводил диалектике: противоречие рассматривалось как необходимый момент познания. Но диалектика для него лишь гносеологический принцип, она субъективна, так как не отражает противоречий самих вещей, а только противоречия мыслительной деятельности. Именно потому, что в ней противопоставляются содержание знаний и их логическая форма и предметом диалектики становятся сами эти формы в их отрыве от содержания знаний, Ленин назвал логику Канта «формальной». Философия Канта не свободна от компромисса с идеализмом. Стремясь примирить науку и религию, он говорил, что должен был ограничить область знания, чтобы дать место вере.




Дата добавления: 2015-02-16; просмотров: 27 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав




lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.014 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав