Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Исторические типы мировоззрения: мифология, религия, философия.

Читайте также:
  1. III. Исторические этапы формирования современной науки
  2. Ананьинская и пьяноборская культурно-исторические области.
  3. Античная философия.
  4. Античная Философия. Досократический период (VI—V века до н. э.)
  5. Античная философия. Натурфилософские ориентации досократической философии. Философия Сократа.
  6. Апория закрытой социальной системы Эпименида. Демократия и философия.
  7. Билет 1. Философия. Ее роль в жизни общества.
  8. Билет 2. Античная философия.
  9. Билет 3. Средневековая философия.
  10. Билет 4.Причины и исторические последствия феодальной раздробленности на Руси. Владимиро-Суздальское княжество. Новгородская феодальная республика.

К истор-м формам мировоз-я следует отнести:1. Религию 2.мифологию 3.фил-ю

Ист-ки первый тип - мифологическое М.(мифология-мироощущ.основанное на образном,символическомвоспр.мира, совокупн. легенд, сказаний,представл.собойвымысел,но принимаемых как реальность в рамках мифологич.сознания) - формируется на ранних стадиях развития об-ва и пред-ет собой первую попытку чел-а объяснить происхождение и устройство мира, появление на земле людей и животных, причины стихийных явлений природы, определить свое место в окр. мире. Порожденные фантазией первобытного чел-а мифические существа - боги, духи, герои - наделены чел-ими чертами, они совершают чел-ие поступки, а их судьбы сходны с судьбами смертных людей. Религиозное М.(мироощущ.имиропредставл.основанное на вере в сверестеств.силы или Бога,а также на вере в связь этих сил с человеком). Вера-убежд.в истинности догм. Возник. религ. мировоззр.наосн.наиболееразв.сознания,т.е.когдапоявл.способн.кобстрактномумышл., кот.ориентируетпонятиями.Первые религ. представления: анимизм;фетишизм. Вера в сверхъестественное — основа религиозного М.. Качественно новым типом является философское М.Мировоззр.основанное не на ощущ.,а на миропонимание,т.е.на рационально логическом переосмысл.бытия мира. Черты фил.мировоззр:-критичность (осоновано на рациональном способе позн),-требует аргументированности,последовательности,стремится к критериям научности;-разв.вусл.свободомыслия,носит множественный хар-р и персоналистический;-предназначена для личностного прочтения и переосмысл.мира.

 

3.Предмет философии. Структура философского знания.
Фил.-историч.типмировоззр.,кот.представляет собой обобщ.теоретич.сис-му взглядов на мир.Предметомявл.сущность бытия и осн.существенные связи человека с бытием. В структуре философского знания вначале выделились такие философские дисциплины, как этика,логика,эстетика, и постепенно оформились следующие разделы философского знания:• онтология - учение о бытии, о первоначалах всего сущего, о критериях, общих принципах и закономерностях существования;• гносеология - раздел философии, в котором изучаются проблемы природы познания и его возможностей, отношение знания к реальности, выявляются условия его достоверности и истинности; • аксиология - учение о природе и структуре ценностей, их месте в реальности, о связи ценностей между собой;• праксеология - учение о практическом отношении человека и мира, активности нашего духа, целеполагании и действенности человека; • антропология - философское учение о человеке;• социальная философия - раздел философии, описывающий специфические особенности общества, его динамику и перспективы, логику социальных процессов, смысл и предназначение человеческой истории.Функции философии:1. Мировозр-я, 2.гносиол-я(познов-я), 3.методол-я (систематиз-я методов и хар-ка собств-х методов –диалектики, метофизики), 4.гуманистич-я, 5. Футуролог-я(прогностич-я).

 

4.Предназначение и функции философии. Роль философии в развитии личностных и профессиональных качеств человека.
Предмет ф.-наиболее общие законы развития и формы бытия природной, соц. и дух. реальности, особ-сти их воспроизведения в сознании ч-ка. Т.обр., главную особенность ф. в предметном плане сост-ет дух-оевоспр-ие мира как целостного образования, на основе того, что выработано в рамках др. форм общест-ого сознания. Ф. ставит вопросы предельного характера: какова сущность мира? В чем его первоистоки? Почему сущ-ет чел-к? Каков смысл жизни чел-ка? Фил-ое знание имеет опред. стр-ру. Ф. вкл-ет онтологию -учение о бытии, гносеологию-учение о познании, аксиологию - учение о ценностях, социальную ф.(об обществе) и ф. истории(о возникновении и развитии фил-го знания), а также фил-кую антропологию - учение о ч-ке, этику(о морали), эстетику(о прекрасном). Фил-ая онтология, рассм-етвоп-сы о сущ-ем. Гл. вопр. онтологии: что сущ-ет подлинно, а сущ-ие чего является иллюзией. Онтология стремится создать опред. картину мира, которая не только позволяла бы составить представление о мире в целом, но и выявила бы его скрытую сущность. Гносеология рассм-ет особенности процесса познания ч-ом внешнего мира. Она отвечает на вопр.: Как ч-к познает окр. мир? Каковы этапы или сту­пени познания? Что такое истина в познании? и др. Фил-кая антропология - раздел философского знания, специально занятый осмыслением ч-ка. Фил-ая антропология отличается от всех других наук, изучающих ч-ка, прежде всего широтой подхода. Ф. интересует ч-к не как представитель отдельного племени, наро­да, к-ры, а ч-к вообще. Социальная ф. - раздел фил-ого знания, изучающий наиболее общие хар-ки общ-ой жизни. Ф. истории -изучает вопр-ы, связ-ые со смыслом и целью общ-ой истории, с ее движущими причинами. Этика - учение о нравственности. Гл. тема размышлений этической теории - добро и зло. Эстетика — учение о красоте (прекрасном). Гл. предмет размышлений эстетики прекрасное и безобразное. История ф. изучает фил-оетвор-во мыслителей прошлого, а также совр-ых авторов, выделяет эпохи в развитии ф., анализирует связь фил-их концепций с кул-рой и особенностями об-ваФнкции:1.мировоззренч(способств.формиров.целостности картины мира, представлений об его устройстве,местечел.внём,принциповвзаимод.сокр.миром).2.гцманистическ (ориентирован.на раскрытие сущности чел.и возвышении). 3.познавательная. 4.методологическая(фил.самаявл.своеобр.методоммышл,и вырабатывает свои методы: логика,диалектика,матофизика, схоластика,догматика). 5.Критическая(подверг.сомнениюокр.мир и существующ. значение,искать их нрвыечерты,кач-ва).6.гносиологическ (цель правильное и достоверное позн.окр. действительн) 7.Социальная.

5.Философия и наука: особенности взаимодействия.
Сходство и различие между философией и частными науками:
1.И наука и философия – феномены культуры, ибо выражают программы и способы человеческой деятельности, создают особый мир ценностей, которые регулируют человеческое поведение.Но программы и ценности науки регулируют профессиональную (кем быть?) и во многом повседневно-практическую жизнь человека, а философские ценности, которые принимает человек, формируют общую способность ориентации в мире, т.е. философское знание – это и есть знание о месте и роли человека в мире (каким быть?).2. Наука и философия сходны, тождественны по объекту познания – мир (природа, человек, общество), но различны по предметам. Предмет науки – мир как токовой, а предмет философии – отношение человека к миру, мир через призму человека. Философ не довольствуется объективной картиной мира, он обязательно «вписывает» в нее человека. Отношение человека к миру – вечный предмет философии.3. Каждая отдельная наука изучает определенный аспект действительности в каком-либо измерении, а философия – мир в целом, мир как целое.4. Наука особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о мире. Наука объективна, надличностна, линейна, стремится к однозначности, к точке, а философия персональна, многозначна, многомерна. Философское вопрошание предполагает многоточие.

6.Статус и роль философии в современной культуре.
Философия – это не только качественно определенный тип мировоззрения, но и феномен (явление) культуры.
По мере своего развития философия становится особой формой самосознания людей как субъектов истории, формой рефлексии (критический анализ) над культурой, над ее предельными смысловыми и ценностными основаниями.
В отличие от таких феноменов культуры как мифология, наука, религия и искусство, философия берет на себя задачу рационального анализа и критической оценки того типа культуры, который господствует в ту или иную историческую эпоху. Всякая истинная философия является «живой душой культуры» тем самым выполняя роль духовной важности своего времени.По отношению к культуре в целом это означает, что философия выполняет не только рефлексивно-критическую, но и проективную, культурно-творческую функцию. Культурная миссия философа заключается в том, что он улавливает новые умонастроения и смысложизненные ориентации людей, теоретически осмысливает их, выражает в виде «культурного проекта».Рассмотрение философии как феномена культуры предполагает анализ философии с такими явлениями духовной культуры, как наука и искусство. Через такое соотношение можно выявить специфику философского знания, статус и функции философии в системе.

7.Проблема метода в философии.
Метод- совокупность принципов, приемов, средств, способов теоретико-познавательной и практической деятельности.Эти правила и приемы в конечном счете устанавливаются не произвольно, аразрабатываются, исходя из закономерностей изучаемых объектов. Поэтому методыпознания не столь же разнообразны как сама действительность. Перед философамивсегда стояла проблема выбора метода. Она состоит в том, что для изучениядействительности, вскрытия законов должен быть выбран наиболее правильныйметод, позволяющий наиболее всесторонне изучать объективную реальность.В качестве примера можно привести проблему выбора диалектического иметафизического метода в философии.Методы подразделяются на 3 группы:1. Частные(отдельные науки и области практической деятельности. Это методыфизики, химии и т.д.)2. Общие(применяемые во всей науке например дедукция и индукция) 3.Всеобщие(философские методы: диалектика и метафизика, софистика и эклектика).Метафизика - система знаний о «зафизических» явлениях.Диалектика - система знаний об умении вести спор или дискуссию.Принципы диалектики:1. Все в мире находится в движении, всему присущи изменения, причем движениеидет от низшего к высшему, от простого к сложному. Главная линия этихизменений - развитие.(изменение не только количественное, но и качественное.2. Все в мире находится во взаимосвязи, нет такого явления, которое было быабсолютно независимым от других. Вещи, предметы, явления взаимнообусловливают друг друга, при этом связи всегда обнаруживаются.3. Движение детерминируется внутренней противоречивостью вещей и предметов.Главный источник движения- внутренние противоречия.Принципы метафизики:1. Движение идет по кругу. Все в мире изменяется циклич. Циклическипроисходящие изменения не изменяют качество.2. Вещи, явления, предметы, существуют автономно, если между ними естьсвязь, то эта связь - внешняя.3. Движение, изменение происходит под воздействием извне, поэтому главныйисточник движения - внешний. Метафизики признают только внешние силы (метафизика представляет собой ограниченную диалектику.)

8.Проблемное поле античной философии, её характерные черты и этапы развития.
В античной философии три этапа: досократовский (от рубежа 7 и 6 в. до н.э. до перелома 5 и 4 в. до н.э.); классический (от второй пол. 5 в. до н.э. до конца 4 в. до н.э.); эллинистическо-римский (с конца 4 в. до н.э. до 5 — 6 в. н.э.).

Натурфилософы (Фалес (6 в. до Р.Х Милет) и его ученики Анаксимандp (6 в. Милет), Анаксимен (6 в. Милет)) считают, что основой вещей является чувственно воспринимаемые элементы вода, воздух неопределенное вещество - апейрон. Пифагорейцы видели ее в математических атомах; элеаты усматривали основу мира в едином, незримом бытии. Природа - (возникнуть, быть рожденным) то что существенно для каждого сущего с самого его возникновения. Природа - первоначальная сущность (ядро вещи). Противоположность природе дух. Логос - (первоначально слово, речь, язык; позже мысль, понятие, разум). У Гераклита (530-470 до Р.Х. Эфес) и стоиков - мировой разум, идентичный с безличной возвышающейся даже над богами закономерность Вселенной. Логос - единый для всего существования закон. По Гераклиту огонь и логос едины. Иногда, уже у стоиков Логос понимается как личность, как Бог. Эйдос - (образ, вид) понятия идея. Учение об эйдосе - учение о сущности. У Платона (427 —347 до Р.Х.) мир идей, эйдосов - истинное бытие из которого проистекает наш мир, как отражение. Душа — совокупность побуждений сознания живого существа, особенно человека, тесно связанные с организмом психические явления. Древние представления — дыхание из вне. По Платону, душа является нематериальной и предшествует существованию. Аристотель называет ее первой энтелехией (форма которая осуществляется в веществе) жизнеспособного тела. Основные представители (до Сократа): Фалес (6 в. до Р.Х., Милет) — натурфилософ, все проистекает из воды. Анаксимандр (6 в. до Р.Х., Милет) — айперон (вакуум). Анаксимен (6 в. до Р.Х., Милет) — воздух. Пифагор (6.в до Р.Х., о. Самос) — числа, переселение душ. Гераклит (5 в. до Р.Х., Эфес) — учение о логосе, борьба противоположностей, все изменяется. Ксенофан (6 в. до Р.Х., Колофон) — земля произошла из моря, монотеист, скептик; единое и недвижимое —бог (природа). Парменид (5 в., Элея) — разграничение рационального и чувственного. Софисты — Протагор(5 в. до Р.Х.) и другие — учителя мудрости. «Человек есть мера всех вещей: существующих, что они существуют, и не существующих, что они не существуют».

9.Космоцентризм античного философского мышления. Проблема первоначала в философии досократиков.
Космоцентризм — это первый этап развития античной философии, который часто называют досократовским, он сохраняет вначале черты мифологии. Вместе с тем и пифагорейцы, и представители милетской и элейской школ выступают как философы, поскольку стремятся познать Космос, внешний мир, построить моноэлементную модель бытия. И Пифагор, и Фалес, и Гераклит, и Анаксагор делают значительный шаг от мифологии к философии, поскольку они пытаются объяснить мир из единого начала (воды, воздуха, числа, огня и т.д.). Вместе с тем у них есть общее с мифологической традицией, поскольку все они с разными оговорками не только признают сущее за проявление беспредельно-стихийного первоначала, но и считают его живым, развивающимся существом. Кроме того, они чаще всего не доказывают свои утверждения, а изрекают, как это делает, например, Гераклит. Вместе с тем это принципиально важный этап становления философии как сферы рационального постижения исходных оснований Космоса, стремления проникнуть через видимое в невидимое, начало различения явления и сущности, бытия и небытия. Тем самым происходит становление философской категориальной системы. Следует отметить значение первых космоцентрических философских концепций, поскольку самое сложное — начало чего-то фундаментального. Начало европейской философии, у истоков которой стояли греки, — революция в интеллектуально-мировоззренческой культуре, оказавшая влияние на все последующее развитие истории. Именно они первыми нащупали фундаментальную проблему, поставили вопрос о первоначале, стали различать чувственную и мыслительную реальности. Философия Древней Греции, появившись как стремление понять таинственный Космос, поставила вопросы о предельных основаниях природного мира, его структуре, сущности, став тем самым школой философствования для будущей мысли. Космоцентризм интересен не только своими интеллектуальными результатами, но и спецификой постановки вопросов, которые носили принципиально мировоззренческий, философский характер и тем самым на века предопределили дальнейшее развитие греческой, а затем европейской и мировой философской культуры. Греки открыли природу как объект философии, впервые оставив вопрос о ее первоначале. Здесь важным оказался не столько характер самих принятых первоначал — воды, воздуха, огня, сколько форма постановки вопросов. После открытия природы легче было поставить вопрос о человеке, затем о Боге. Поэтому антропологический поворот в философии Сократа был подготовлен космоцентризмом, равно как и антропоцентризм Сократа подготовил появление систематических философских концепций Платона и Аристотеля.

10.Рационально-идеалистическая интерпретация космоса в античной классической философии (Сократ, Платон, Аристотель).
Рационально-идеалистическая стратегия развития философского знания, предложенная Парменидом, получила свое продолжение в творчестве Сократа, Платона и Аристотеля. Натурфилософским спекуляциям «физиков» и морально-гносеологическому релятивизму софистов Сократ противопоставил диалектический анализ человеческого бытия. Главным предметом философских диалогов Сократа были проблемы этики – вопросы о том, как следует жить. При этом Сократ ориентировал своих собеседников на поиск объективной истины, заложенной в человеческой душе богом-демиургом. Приблизиться к ней можно на пути искусного определения таких важнейших философских понятий, как справедливость, мужество, прекрасное, благо. В философии Платона – знаменитого афинского мыслителя, родоначальника платонизма, также отсутствует интерес к натурфилософской проблематике. Человек, «последние вопросы» его бытия, мораль и право, как основные регуляторы человеческой жизни в обществе, отношения личности и государства – этот круг тем Платон полагал приоритетными для философского исследования. Они как нельзя более точно воспроизводили особенности гражданской жизни Афин. На первый план в классической античной философии выходят проблемы этики и политики и педагогики. Учение о космосе Платон разрабатывал в связи с необходимостью обосновать свои социально-политические взгляды. В основании теологии и космологии Платона находится учение об идеях-парадигмах, или эйдосах. Материя и идея, как вечные и неизменные начала мира, соединяются третьим, высшим началом – умом-демиургом, который при помощи мировой души объемлет весь космос, как чувственный, зримый, так и умопостигаемый. Структура космоса отражена в структуре человеческого тела, в организации общества и государства. В основании же его устройства лежит рационально-идеалистический принцип – материя подражает идее, воспроизводит в многообразии своих форм структуру ума-демиурга. Учение Платона с характерной для него рационально-идеалистической интерпретацией космоса, заложило основы европейского философского идеализма.

Кульминацией в развитии древнегреческой философии было творчество Аристотеля (384 – 322 до н. э.). Вслед за своим учителем Платоном Аристотель высказывал самое возвышенное представление о назначении философии, считая ее вершиной всех наук, высшим родом познания. Он был великим систематизатором философии, благодаря его творчеству она приобретает вид целостной системы знания. Философия делилась Аристотелем на теоретическую часть (цель которой – знание ради знания), практическую (цель которой – знание ради деятельности) и пойетическую (цель которой – знание ради творчества). Далее теоретическая философия делилась на метафизику («первую философию»), математику и физику. При этом логику и теорию познания Аристотель считал вспомогательными дисциплинами, своеобразной пропедевтикой ко всему комплексу наук. К практической философии относились этика и политика, а к пойетической – риторика и поэтика. Основное внимание знаменитый мыслитель уделял фундаменту теоретического познания – учению о сущем. Собственно Аристотель возвысил онтологию элеатов и теологию Платона до статуса метафизики («первой философии»). Разделив «первую философию» на две части – общую метафизику (metaphysicageneralis) и собственно теологию, или специальную метафизику (metaphysicaspecialis), – Аристотель считал, что первая призвана изучать «сущее, поскольку оно сущее, и его атрибуты сами по себе», а также высшие принципы (архе), или причины бытия. Теологическая же философия должна изучать высшую неподвижную субстанцию (ум), которую философ считал особым видом бытия, «неподвижным вечным первым двигателем». Аристотель, соглашаясь с Платоном, что предмет философии – исследование сущности вещей, расходился со своим учителем в определении последней. У Платона сущность отделялась от материальных предметов и обитала в царстве вечных и неизменных идей. Аристотель же наоборот, считал, что каждое явление проникнуто идеей и служит живым ее выражением. Не объективное бытие понятий отрицает Аристотель, но отделимость этого бытия от материи. Идею Аристотель называет формой, считает чем-то присущим вещи и отделимым от нее только мысленно, при помощи логической абстракции. Другими словами, существенное отличие философии Аристотеля от учения Платона заключается в том, что он отвергает возможность существования идей отдельно от вещей. Расхождение с платонизмом по поводу одного из важнейших вопросов метафизики позволило Аристотелю поставить перед философией новую задачу: исходя из общих положений (идей), объяснять природу частных явлений. Исследуя многообразие действительности, наука составляет общие понятия, устанавливает начала и чрез сочетания их образует свои теории и доказательства. Указав философии цель, Аристотель, дал и средства для ее достижения, систематически разработав законы и правила формальной логики.

Исторически философия и наука в западной культуре возникают и развиваются в тесном взаимодействии друг с другом. В античности философия отождествлялась с наукой. Наиболее развернутое исследование данной проблемы мы обнаруживаем у Аристотеля. Великий мыслитель определяет философию как наиболее совершенную науку о сущем, о первых началах и причинах бытия («Метафизика», I, 2). При этом он осуществляет подробный анализ характеристик науки, позволяющий отличать научное знание от мнения, опыта и искусства. Надо заметить, что термин «наука» у античных философов означает теоретическое знания вообще, и смысл данного понятия несколько отличается от современных представлений о сущности и специфике науки.

 

11.Проблема отношений человека и космоса в философии греческого эллинизма.
Своеобразие ф. эллинизма определяют те фил-ие школы, которые сделали второстепенными все вопросы объективного миропорядка и стали обращаться прежде всего к проблемам личной жизни ч-ка: эпикуреизм, стоицизм, скептицизм. Эпикуреизм. Эпикур развивал взгляд на философию как на практическое учение, обеспечивающее ч-ку счастливую безмятежную жизнь, свободную от чел-их страданий Одна из самых существенных задач ф. - практическая помощь ч-ку в преодолении страха перед смертью. Цель Эпикура - помочь разобраться ч-ку в том, как следует жить. Он задумывается над вопросом о счастье ч-ка и находит его в наслаждении. Основным принципом индивидуалистической этики Эпикура являлся принцип «живи незаметно», мотивирующий уход от общественной деятельности. Скептицизм. Невозмутимость, покой, безмятежность, предельный случай которых— смерть (абсолютный покой), также являются идеалом для скептиков. Главный противник ч-ка, ищущего покоя, не столько его собственные вожделения, не в меру развитые потребности, как считали эпикурейцы, но его тяга к знанию. Познание - разрушительная сила. Стоицизм. Ч-к, чтобы быть достойным прекрасного и гармоничного целого, должен во всем следовать природе - отрешиться от житейских волнений, хаоса жизни, уйти в себя. Идеальное состояние мудреца- апатия (от греч. - отсутствие страданий, бесстрастие). Не только чувство любви, но и дружба не должна нарушать его спокойствие. Сочувствие не должно нарушать стоическую апатию.

12.Место и роль философии Древнего Востока в исторической динамике культуры.
Философия Древнего Востока на протяжении нескольких тысячелетий может быть соотнесена с тремя центрами: древнеиндийская, древнекитайская цивилизации и древняя цивилизация Среднего Востока. ФДВ развилась из мифологических сюжетов этих цивилизаций. Причины возникновения: 1.социально-экономическая (переход от меди к железу) 2.товарно-ден. отнош. 3.ослабление родо-племенных связей 4.первое гос-во 5. духовная жизнь. В китайской философии выпячивается светский характер с государственническим уклоном. Центральные фигуры ‑ учитель и чиновник. Подробные правила поведения (ритуалы и кодексы) – как путь праведной жизни, вселенской гармонии темного (инь) и светлого (ян) начал.Основой всех учений объявлена «Книга перемен», где 64 гексаграммы (шестизначника), составленных из «инь» и «ян», обозначают все фундаментальные явления мира сего.Особенности: вместо отвлеченных систем прикладные и афористичные правила поведения - поучения. Кроме того, стабильность поставлена превыше всего.Зарождение философских школ Китая (период 100 школ) в VI-III вв. до н.э. Конфуцианство (со II века до н.э. официальная госидеология) создано Конфуцием (551-479 гг. до н.э.). Конфуцианство видит путь к гармонии в соблюдении каждым подробных правил этикета: хорошо делай свое и не лезь в чужое.
Даосизм (основатель Лао-цзы) – только недеяние позволяет Гармонии самоосуществиться. Путь (Дао) сам себя прокладывает, если ему не мешать. Легизм: справедливые и строгие законы, поощрение и наказание – вот средства достижения гармонии.

13.Статус и основные проблемы философии в эпоху средневековья. Принципы средневекового философского мышления.
Философия Средних веков — это прежде всего философия феодального общества, характерным для которого является господство теологии и религии. Основные принципы: 1) теоцентризм — принцип, исходя из которого Бог является центром средневековых философских и религиозных представлений; 2) монотеизм — Бог един и уникален, в отличие от античных богов;3) креационизм — учение, в котором говорится о сотворении Богом мира из ничего и дается ответ на еще в Античности поставленный вопрос о том, как из единого рождается множественное;4) символизм — принцип понимания земного как инобытия, мира Бога; 5) средневековый антропоцентризм — согласно ему человек — созданное Богом привилегированное существо, повелитель всего созданного для него. Главная проблема философии, по мнению мудрецов Средневековья, — не Космос, а человек. Величайшая добродетель — не интеллект, не разум, а добрая воля, повиновение заповедям Бога. Чтобы быть человеком, надо надеяться, верить, любить и жить по этическим правилам, изложенным Христом в Нагорной проповеди; 6) средневековая герменевтика — искусство истолкования текстов. Философское мышление развивается в строгих рамках религиозных принципов, кот определяют круг проблем. Основные проблемы:1.проблема взаимоотношения Бога, природы, чел-ка(онтологич-я проблема) 2.проблема рацион-го док-васущ-я и сущ-ти Бога 3.проблема соотношения знания, разума и веры(гносиол-я проблема) 4.проблема соотнош-я единичного и общего 5.антропологич-я(проблема чел-ка) 6.фил-е подлинной субстанцией мира, творцом всего сущ-го, высшим разумом и абсолютом, высшей добродетелью и блага явл-ся Бог. Природа рас-ся как натурализ-я мыслей Бога. Бог не только создает природу, но и предопр-т ее развитие. В этой св бол-во фил-ф разр-т идею божеств-гопредопр-я. Чел-к также явл-ся рез-м божественного творения, предст-т собой образ и подобие Бога, единство души и тела, отдавая предпочтение душе фил-фыэп Среднев-я утв-т что чел-к это душа, кот управл-т собств-м телом. По мнению многих фил-ф Бог наделил чел-ка разумом,верой, памятью и свободой воли. Поэтому не Бог несет ответств-ть за поступки чел-ка, а сам чел-к как свободн. сущ-во отвечает за сам-й выбор линии своей жизни, путь духовности и путь греховности.

 

14.Проблема соотношения веры и разума в апологетике, патристике и схоластике.
Проблемы соотношения веры и разума заключается, прежде всего, в том, вера и разум спо­собны существовать в непротиворечивом согласии. Основанием воз­можности этого согласия является бытие Божие. Об этом свиде­тельствуют и самые общие определения веры и разума: вера — это способность человека к познанию Бога; разум — это способность человека к познанию Бога и мира. Уже со времен апологетики II века (Юстин, Татиан) и греческой патристики П-III вв. идея Ло­госа (разумности мироздания) и принцип гармонии веры и разу­ма находится в центре внимания христианской философии. У Тита Флавия Климента (ок. 150-216) принцип гармонии прояв­ляется прежде всего в раскрытии того, что человеческое знание невозможно без веры. Весь мир — Афины ("Протрептик" 11). Утверждение Климента о том, что разум проясняет содержание веры, можно проиллюстрировать суждениями А.Эйнштейна: "Без веры в то, что возможно охватить реальность нашими теоретическими построениями, без веры во внутреннюю гармонию нашего мира не могло бы быть никакой науки. Эта вера есть и всегда остается основным мотивом всякого научного творчества"1. Конечно, бли­зость в понимании роли веры в познании мира разумом Климен­та Александрийского и Эйнштейна весьма условна. Их разделяет не только временная, но и смысловая пропасть. Для Климента, как и для всей последующей традиции христианской философии, вера и разум — опоры движения к Богопознанию. Философия и все прочие науки выполняют вспомогательную роль и служат глав­ной цели — Богопознанию. Не только в патристике, но и позднее, в схоластике проблема соотношения веры и разума — это проблема нахождения эффек­тивных путей познания Бога. В средневековой схоластике про­должает доминировать принцип гармоничного сочетания позна­вательной и нравственной установок. Это означало, что знание о внешнем мире рассматривалось как условие духовного совершен­ствования внутреннего человека. Крайняя тенденция разделения веры и разума, вплоть до пол­ного размежевания со знанием, нашла свое последовательное раз­витие в католической традиции.

15.Философия в культуре Возрождения.
Эпоха Возрождения XV - XVIII вв. - период ранней стадии кризиса феодализма и зарождения буржуазных отношений. Важнейшей отличительной чертой мировоззренческой эпохи Возрождения является ориентация на человека. В эпоху Возрождения на передний план выходит светская жизнь, деятельность человека в этом мире. Философия понимается как наука, обязанная помочь человеку найти свое место в жизни. Философское мышление этого периода можно охарактеризовать как антропоцентрическое. Центральная фигура не Бог, а человек. Бог начало всех вещей, а человек - центр всего мира. Общество не продукт Божьей воли, а результат деятельности людей. Человек в своей деятельности и замыслах не может быть ничем ограничен. Ему все по плечу, он может все. Эпоха Возрождения характеризуется новым уровнем самосознания человека: гордость и самоутверждение, сознание собственной силы и таланта, жизнерадостность и свободомыслие становятся отличительными качествами передового человека того времени. Мировоззрение людей эпохи Возрождения носит ярко выраженный гуманистический характер. Человек в этом мировоззрении истолковывается как свободное существо, творец самого себя и окружающего мира. Мыслители эпохи Возрождения, естественно, не могли быть атеистами или материалистами. Они верили в Бога, признавали его первотворцем мира и человека. Сотворив мир и человека, Бог, по их мнению, дал человеку свободную волю, и теперь человек должен действовать сам.определять всю свою судьбу и отвоевывать свое место в мире. Живопись изображает, прежде всего, человеческое лицо и человеческое тело. Философские и космологические учения Николая Кузанского и Джордано Бруно. В эпоху Возрождения философия вновь обращается к изучению природы. Это обусловлено развитием производства и науки. Изобретения книгопечатания, компаса, парохода, возобновление интереса к астрономии, физике, анатомии, физиологии, развитие экспериментального естествознания - все это расширяло человеческий кругозор, укрепляло власть человека над природой. Изменяется средневековая картина мира. Математическое обоснование гелиоцентрической системы мира, данное Н. Коперником, нанесло существенный удар средневековой геоцентрической системе. Философия в эпоху Возрождения воспринималась, прежде всего, как натурфилософия, философия природы. Философия природы эпохи Возрождения в большей мере связана со средневековой философией. Для нее центральным остается трактовка вопроса о взаимоотношении Бога и мира. Характерной для нее является антисхоластическая, а, следовательно, и антиаристотелевская направленность. Происходит возврат к идеям платонизма и неоплатонизма. Взаимоотношения Бога и мира утрачивают откровенно теистический характер. На смену теизму приходит пантеизм (<Бог во всем>). Одним из характерных представителей философии эпохи Возрождения был Николай Кузанский (1401-1464 гг). Николай Кузанский отвергает античный дуализм и заявляет, что единому ничто не противоположно - Единое есть все. Это философская установка служит основой для пантеистического мировоззрения.

16.Проблемное поле новоевропейской философии 16-18вв.
Центральной проблемой новоевропейской философии является проблема обоснования знания. Научное знание рассматривается как результат эмпирического опыта. Для философии эмпиризма характерно рассмотрение чувственного опыта как основания мыслей и действий человека. Поиск методов научного познания, индукция как основной метод познания. Исторические реалии и культурные процессы, подготовившие возникновение новой парадигмы философского мышления. Становление гносеологической парадигмы философского мышления, философия и наука: научное знание как способ достижения истины. Эмпиризм Фрэнсиса Бэкона, проект великого восстановления наук и его значение для современного научного знания: знание как сила и власть (научное знание как инструмент покорения сущего – Хайдеггер). На основе данных принципов определите цели и задачи науки. Критическая программа Бэкона, учение об идолах, индукция как метод эмпирического познания.Философские достижения и проблемы эмпиризма в философии Т. Гоббса и Д. Локка. Как эти авторы определяют статус разума и чувственного опыта? Почему в философии Гоббса эмпиризм получает наименование «сенсуализм»? В чем заключаются сильные и слабые стороны эмпиризма в толковании знания и познания. Почему традиция эмпиризма и сенсуализма приводит к субъективному идеализму (Дж. Беркли) и скептицизму (Д. Юм)

17.Эмпиризм Ф.Бэкона и рационализм Р.Декарта.
Френсис Бекон (1561 - 1626 гг.) разработал доктрину философии, основанную на опытном знании и сформулировал идею универсальной реформы человеческого знания на базе утверждения опытного метода исследований и открытий.ФБ считал, что все проблемы общества можно разрешить на основе научно-технического прогресса. Критиковал схоластику, призывал анализировать вещи. Основные произведения: "Новый органон наук" (старый "Органон" был написан Аристотелем), "Новая Атлантида".Обосновал индуктивную концепцию научного познания, в основе которой лежит опыт и эксперимент, а также определенная методика их анализа и обобщения. Научное знание, по Бекону, проистекает из целенаправленно организованного опыта. ФБ выделяет 2 типа опытов: 1. Плодоносные (приносят непосредственную пользу человеку), 2. Светоносные (приводят к новому знанию). Учение о индукции - научно-теоретическом обобщении знаний.Индукция должна производить в опыте разделение и отбор путем необходимых исключений и формулировать выводы. Индукция - логический путь движения мысли, характеризующий переход знания от частного положения к более общему. Дедукция - наоборот - от общих положений к частному. Пример индукции: три обезьяны белые - следовательно, все обезьяны белые. Пример дедукции: обезьяны разноцветные - следовательно, есть обезьяны белые, черные, красные и др. Средства индукции, по Бекону, предназначаются для выявления "форм и простых свойств" или "природ", на которые разлагаются все физические тела. Нужно исследовать не золото, воздух, воду, а их плотность, тяжесть, температуру. Индукция должна следовать строго определенным правилам, по алгоритму. Бекон недооценил роль гипотез и возможности гипотетико-дедуктивного метода в науке. Так как опыт, которому не предшествует какая-либо теоретическая идея - не существует. Истина по ФБ - это точное отображение предметов и явлений природы. Заблуждение - искажение зеркального отображения действительности. Истину искажают "идолы" (ложные представления, предрассудки): 1. Идолы "рода" - обусловлены человеческими чувствами и разумом. Чувственное познание несовершенно (т.е. органы чувств), 2. Идолы "пещеры" - у каждого человека есть своя "пещера", которые и вводят его в заблуждение (индивидуальные особенности характера, воспитания, психики человека). Человек может неадекватно воспринимать объективную действительность. Исправить это может коллективный опыт,3. Идолы "площади" - неправильное употребление слов (особенно на рынках и площадях). Вместе с языком мы бессознательно усваиваем предрассудки прошлых поколений и оказываемся в плену заблуждений, 4. Идолы "театра" - многие заблуждения коренятся в некритическом усвоении чужих мыслей, т.е. человек часто подвержен влиянию авторитетов.Все эти идолы могут быть преодолены на основе построения новой науки и внедрения индуктивного метода. Учение Бэкона о "идолах" - попытка очистить сознание исследователя от схоластики и способствовать распространению знаний.По мнению бэкэна истин-е знания о мире можно получтлько опытным экспер-ым путем, которвключ в себя и данные орг чувств, инф-ю мышления и различных обору-ний и различ методов познания. В этом и заключ суть эмпиризма бэкэна. В тоже время бэкэнразраб-л учения о методе познания, он утверждал что универсальным методом познания мира явл индукция- путь от частного к общему, от простого к сложному. Сущ 3 вида познания: 1путь паука(обсолютн рационализм);2путь муровья(сенсорные спос чела);3путь пчелы(спос чела собирфактич-ий материал)

Рене Декарт (1596 - 1650 гг.) - французский философ, математик, физик, физиолог. Родоначальник рационализма - рационалистической методологии в теории познания. Средством познания сделал метод универсального сомнения, основанный на разумном скептицизме. "Сомнение есть прием для нахождения безусловно достоверного знания".

Знаменитое высказывание Рене Декарта "Я мыслю - следовательно, существую" - это тезис о том, что мы, познавая действительность, можем усомниться в чем угодно, кроме того, что человек мыслит. В своем основном труде - "Рассуждения о методе" он пишет о том, что метод универсального сомнения должен превратить познание в организованную деятельность, освободив его от случайностей. Правильный метод должен быть эффективным. В отличие от Френсиса Бекона, который разрабатывал индуктивный метод и обращался к опыту, Рене Декарт обращался к разуму. Главный метод познания для Рене Декарта - дедукция, которая опирается на аксиомы. "Истинное знание свой источник находит в разуме". Истинная дедукция должна состоять в получении нового знания. Согласно Декарту, решающим свидетельством истинности знания является его внутренняя логичность, ясность и очевидность. Логическими признаками достоверности знания является всеобщность и необходимость. Данные истины невозможно вывести из опыта, так как они содержаться в разуме и присущи нам с рождения. Однако рационалисты не пренебрегали опытом, считая его результаты подтверждением аксиом.В этом и зключ суть рацион-мадекарта. В этой связи он разраб-л осн принципы дидукт метода, мышления и позн-я мира: 1 отчетливыми, ясными идеями явл те, которые не подверг сомнению;2 все сложн-е проблнеобхразбир на ряд простых;3 из простых пробл-м выстр-ть логическую послед-ть;4 сост обзор перечень данных проблем.

 

18.Проблема свободы, прогресса и закономерностей истории в философии эпохи Просвещения.
Речь преимущественно о 18 веке. Выделяют английское, французское, немецкое, американское и русское просвещение.Просвещение в целом антиклерикально, антисословно, свободомысляще, либерально-демократично, выступает за научный и социальный прогресс. Его центр – Энциклопедия наук, искусств и ремесел» Д`Аламбера и Дидро. Цели – преобразование мира со знанием дела, просвещение и воспитание человека. Главные социально-политические концепции:Теория естественного права (неотъемлемых прав) – есть, мол, прирожденные права на свободу, равенство, собственность, счастье и т.п. Теория общественного договора – общество формируется по договоренности (действительной или условной) между гражданами (гражданами и властителями). У Гоббса государство (лучше абсолютная монархия) призвано договором пресекать «войну всех против всех». У Локка государство обязывается по договору защищать свободу, собственность и другие права, и власть подлежит свержению за плохую работу. Понятие «Гражданское состояние» (заменено понятием «гражданское общество» в конце 18 века). Это, мол, – созданные правом и моралью условия для максимальной реализации частных интересов.Все эти концепции способствовали торжеству буржуазии, в том числе через Великую Французскую революцию и Войну за независимость США.В историю XVIII в. вошел как эпоха Просвещения. Его родиной стала Анг лия, затем Франция, Германия и Россия. Для этой эпохи характерен девиз: все должно предстать перед судом разума! Обретающее широкий размах раз­витие науки, становящейся достоянием широких кругов мыслящих людей,–вот духовная атмосфера этого времени. Такого рода умонастроения возникали уже в конце XVII в. Философы Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Р. Декарт, Дж. Локк–родоначальники просветительских идей. Исходные идеи эпохи Просвеще­ния–культ науки(а следовательно, Разума) и прогресс человечества. Все труды деятелей Просвещения пронизаны идеей апологии Разума, его свето­носной силы, пронизывающей мглу и хаос. Имей мужество мыслить самосто­ятельно!–таков призыв Просвещения. Францию XVIII в. характеризуют ог­ромное количество идейных исканий, научных творческих подвигов и сотря­сающих общество политических событий. Жан-Жак Руссо (1712–1778)–происходил из низкого сословия. «Науки способствуют порче общественных нравов». Науки развивают цивилизацию, которой нет без государства, а государство–это частная собственность, основная причина безнравственности. Р.–автор теории общественного договора(часть людей следит за соблюдением порядка(государство), за это все остальные их содержат). Источник неравенства–частная собственность.

19.Особенности и достижения немецкой классической философии.
Немецкая классическая философия представлена учениями Иммануила Канта, Иоганна Фихте, Фридриха Шеллинга, Георга Гегеля.Все они – очень разные философы, но тем не менее их творчество принято оценивать как единое духовное образование. Философские системы немецких классиков объединяют следующие основания:1. сходное понимание роли и назначения философии как критической рефлексии культуры;2. вера в то, что философию можно выстроить как строгую систематическую науку, четко дифференцированную по разделам онтологии, гносеологии, антропологии, философии права, морали, религии и пр.;3. общие методологические принципы построения системного философского знания: рационализм, диалектика, историзм;4. концентрация внимания на гуманистических ценностях – свободе и достоинстве личности, гражданских правах и т.д.В характеристике немецкой классической философии как единого течения важны две особенности – преемственность по отношению к идеям эпохи Просвещения и новаторство. Немецкие классики наследуют главное достижение философов-просветителей - рационализм, а также критическое отношение ко всем социальным установлениям и гуманистические ценности.

20.Критическая философия И.Канта.
Осн.работы:Критика чистого разума,критика способности суждения,критикапрактич.разума. Ставил 3 вопроса:что я могу знать?на что я могу надеяться?что я могу делать?эти вопросы отвечают на «что такое человек».Пришёл к выводам:1.в познов.отнош. человека с миром ему не доступно познание сущн.истины.Впозн.проц.объективныймир,разл.предм.длячел.как вещь в себе и вещь для нас.Субъектконструирунт этот мир.Кант выдел.3 познов.способности в каждой он обнаруживал степень миру ограничения: оприорными формами, т.е.то что надо изначально: -чувства(оприорные формы пространства и время), -рассудок(способен обощ.информ.получ.в чувствах), -разум(по природе своей противоречив-антиномичен). Антиномии-два противопол.суждения, обоснов.в равной степени, таким образом если чел.недоступно познать сущность-знание должно уступить место вере.

2.по его мнению осн.бытиячел.явл.моральноесознание,т.к.принадлеж.двуммирам:природы и свободы. Сущностью бытия чел.явл.свобода.Свобода должна основыв.наразв.добройволи.Для этого воля должна подчин.моральн.закону,что в обобщ.формем.б.выраж.категорич. императивом(поступай согласно такой максиме,руководствуяськот.ты в то же время мог бы пожелать чтобы она стала всеобщим законом)Призывает жить согласно челов.долгу,быть моральным ради добра.Большоезнач.вразв.моральн.повед.играют идеалы добра,поэтомунеобход признать существов.Бога как идеал.Кант выводит религию из морали.До Канта принцип гуманизма воплощ.в золотом правиле нравственности, Кант изменил это, утверждая что гуманизм-отнош.кчелов.как к цели и высш.ценности,но не как к средству.

Первая формулировка принципов «критической» философии, охватывавшая лишь сферу гносеологии, содержится в диссертации Канта. Замысел системы «критической» философии сложился у Канта в начале 1772 года, когда в письме к рецензенту диссертации он сообщил о намерении обстоятельно разработать ее принципы в отношении природы «и теоретического и практического познания», осветив это в сочинении под примерным названием «Границы чувственности и разума». В четырех частях названного сочинения, мыслившегося в целом как «критика чистого разума», Кант намеревался трактовать «феноменологию вообще», «метафизику, а именно о ее природе и методе», «общие принципы чувства, вкуса и чувственного желания», «первые основания нравственности». Следует отметить, что понятие «критика» в системе «критической» философии Канта весьма многозначно, что определяется многообразием отвергаемых им философских воззрений, хотя и имеющих, по его мнению, общий знаменатель – «догматизм». Кант назвал «догматизмом» притязания так называемого чистого разума «продвигаться вперед при помощи одного только чистого познания из понятий (философских) согласно принципам, давно уже применяемом разумом, не осведомляясь о правах разума на эти принципы и о способе, каким он дошел до них». Более обобщенно, «догматизм» в понимании Канта «есть догматический метод чистого разума без предварительной критики способности самого чистого разума». Одновременно своей «критикой» Кант намеревался «подрезать кони» материализма, атеизма, религиозного свободомыслия, скептицизма и идеализма. Обратим внимание также на то, что в системе кантовской философии не только критически ниспровергаются те или иные концепции, но и создаются взамен них концепции новые, предоставляемые как надежно обоснованные. Созидательные результаты «критики»,особенно двух последних, не менее значительны, нежели разрушительные.

 

21.Философия абсолютного идеализма и диалектический метод Г.В.Ф.Гегеля.
Осн.работы:наукалогики,феноменологиядуха,фил.права.

Абсол.идеализм раскрывает идеалистич.сущность (субстанция) бытия.Субстанция-абсол.идея,кот.сост.изсис-мы взаимодействующ.иразвивающ.понятий.Разв.происходит в направлении самопознания. Абсол.фил.Гегеляназыв.так,т.к.она исчерпывающе раскрывает все осн.фил.вопросы и содержит осн.элементыфил.сис-мы.Этусис-му ещё назыв.панлогичной(т.е.всясис-ма пронизана логикой).Гегель раскрывает как мир абсолютн.понятий(законов,идей)связан с миром природы, общества,человеком и его сознания.И далее показывает смысл истории и всего человека.Величайш.заслуга:раскрылдиалектич.хар-р абсол.идеи и всего бытия(в т.ч.и мышление человека). Ступени разв.абсол.идей:1.разв.в собственном лоне(в себе)-разв.понятий. Противополож.понятиявзаимод.и дают синтез.2.опредмечивание абсолютн.идеи в природе.3.разв.абсолютн.идеи в обществе,где она предствлена в трёх видах:-объективный дух,-субъективный дух(сознание чел),-абсолютн. дух(религия,искусство).

Через всю фил.сис-му Гегель показывает диалектич.хар-р разв.идиалектич.методмышл.включающ.принципы:-взаимосвязи,-взаимообусловл(бытие одного зависит от бытия другого),-единства противоположности,-восхожд.от абстрактного к конкретному. Законы диалектики: закон-выражение всеобщ.необходим.существ.связей между явл.действительн. 1.закон единства и борьбы противополож-раскрывает источники движ.и разв.2закон перехода количествен.измен.в качественные-раскрыв.внутрен.процесс перехода.3 закон отрицания(синтез)-раскрывает приемственность нового состава. Подвергнув глубокой и основательной критике метафизический метод мышления, Гегель сформулировал, правда, в идеалистической форме, законы и категории диалектики.Разрабатывая свою теорию диалектики, Гегель исходит из идеи единства диалектической логики для всех сфер духа: для общества, государства, права, политики, законодательства, человеческой жизни, всемирной истории. Сам Гегель заявлял, что его диалектический метод не есть некое чисто “внешнее искусство” или субъективная игра в доказательства и опровержения, что его метод опровергает всякую школьную метафизику, руководствующуюся формальными определениями и что диалектический метод, есть “душа всякого научного развертывания мысли” и именно он, и только он, вносит необходимую внутреннюю связь в содержании науки и его непреодолимая сила состоит во внутреннепротиворечивом поступательном движении и развитии.Открытие диалектического метода, составление целой эпохи в философском мышлении, не было случайностью.Гегель характеризовал диалектику как движущую душу истинного познания, дал обобщенный диалектический анализ всех важнейших категорий философии и сформулировал три основных закона диалектики: закон перехода количественных изменений в качественные, закон единства и борьбы противоположностей и закон отрицания.

22.Основные черты и различия классической и неклассической типов философствования.

Классическая философия -- стиль мышления, который сформировался в 17-19 веках (в рамках классического рационализма -- Р.Декарт, Г.Лейбниц, И.Кант, Г.Гегель). К ее характерным особенностям можно отнести следующие: 1. Главный базовый принцип -- рационализм (ориентация на разум, науку). Математика является образцом, моделью рациональности. Изложение ведется в понятийной форме. 2. Гносеологизм, разработка методологии, четкое определение понятий. Человек рассматривается в качестве субъекта познания. 3. Объективная онтология. 4. Представление о делении философской проблематики на онтологическую, гносеологическую, аксиологическую, этическую и т.д. 5. Системность мышления и изложения идей.
Неклассическая философия -- философия конца 19-20 в.в., для которой характерно переосмысление указанных выше положений (Ф.Ницше, А.Бергсон, экзистенциалисты, постмодернисты). Характерные особенности: 1. Иррационализм, ориентация на внерациональные формы познания и освоения действительности (волю, инстинкт, откровение), метафоризация реальности, сближение с искусством, мифологией. 2. Нет теории познания: философия выражает переживания субъекта "по поводу" реальности (объективной или субъективной). 3. Субъективная онтология, бытие как существование человека. 4. Универсализм, синкретичность философских идей. 5. Антисистемность (проблемность) -- решение конкретных философских проблем.

1Если класич.фил.основана на рациональном понимании бытия,некласич.-на иррациональном,этозначит,что в мире осн.сущностными силами явл.неразум,а разумные элементы(чувство,воля).

2.Изменяется приоритет на уровне системо-образующего ядра фил.знания.Уже не онтология явл.фундаментом для построения сист.фил. знания,аантропология,при этом чел.рассматрив. многомерно(как чувственно-телесно,индивид-творческое едмнство).

3.Фил.некласич.не стремится к сис-мекот.бы охватила мир в целом,онараспад.на множ.направл.,кот.изучаютотдельн.фил.пробл.

4.Измен.стиль фил.мышления,становится ближе к чувственно-эстетич.

 

23.Иррациональная философия А.Шопенгауэра, С.Кьеркегора, Ф.Ницше.
XIX веке вера в широкие возможности разума значительно пошатнулась, рационалистическая установка подвергается критике, набирает силу противоположная тенденция – иррационализм.Иррационализм – это философско-методологическая установка, согласно которой ограничивается, принижается или отрицается решающая роль разума в познании, структуре личности, поведении людей. Ф-я иррационализма пыталась уйти от связи с наукой и в большей степени рассм положения чела в сост постоянного отчуждения, которое им место во всех странах заподнойевропы конца 19-начала20 в. Усиление иррационалистических тенденций в XIX веке во многом определяется реакцией на гегелевский рационализм и наиболее полно проявляется в философии А. Шопенгауэра, Ф. Ницше, в психоаналитической концепции и экзистенциализме. Разум теряет свои главенствующие позиции, уступая место воли к жизни (А. Шопенгауэр), воли к власти (Ф. Ницше), бессознательному (психоанализ), интуиции (А. Бергсон).С серед. XIX в. Рационалистич. вектору классич.новоевропейской фил. усилиями А. Шопенгауэра, С. Кьеркегора и Ф. Ницше был противопоставлен феномен иррационального — бессознательные проц. и эмоционально-волевые акты. Классич. мысль в силу ряда причин не фокусировала внимания на проблемах воли, интуиции, духовного озарения, инстинкта, воли к жизни и воли к власти, т. е. на тех, которые не подчинялись законам логики, разума. Этот интеллектуальный "зазор" и постарались восполнить философские оппоненты классического рационализма.Основоположником европейского иррационализма явл. Артур Шопенгауэр (1788—1860), системно изложивший свои воззрения в труде "Мир как воля и представление" (1818). Мир, согласно Шопенгауэру, может обнаруживаться человеком и как воля, и как представление. Воля — это абсолютное начало всякого бытия, некая космич. и биологич. по своей природе сила, созидающая мир и человека. С появлением последнего возникает мир как представление, как человеч. картина. Человек явл. рабом воли, поскольку во всем служит не себе, а абсолюту. Воля заставляет чел. жить, каким бы бессмысленным ни было его существование. У человека есть только один выход — погасить в себе волю к жизни. Эту истину, по мнению Шопенгауэра, открыли еще древнеинд.мудрецы, выразившие ее в буддистском учении о нирване.Шопенгауэр выделял две разновидности людей, кот.перестали быть рабами воли: святые в земной жизни и гении в искусстве. Согласно Шопенгауэру, гениальность — это способность пребывать в чистом созерцании. Погруженный в такое состояние человек уже не индивид, а чистый, безвольный, вневременной субъект познания. Подчеркивал Шопенгауэр, каждый человек располагает тремя высшими благами жизни — здоровьем, молодостью и свободой. Пока они есть, индивид их не осознает и не ценит, осознает же лишь в случае их утраты, поскольку эти блага, по Шопенгауэру, только отрицательные величины.Шопенгауэр первым в XIX в. дал фил.обоснование пессимизма. Однако его рассуждения о бессмысленности человеч. существования казались недостаточно убедительными. Европейское общество продолжало оптимистично смотреть вперед, идеал прогресса еще не был омрачен будущими потрясениями. Одним из ярчайших представителей европейского философского иррационализма был немецкий мыслитель Фридрих Ницше (1844—1900). В своем первом крупном труде "Рождение трагедии из духа музыки" (1872) философ анализирует культуру досократовской Греции. Ницше утверждает, что она определялась равноправием двух начал — диониссийского и аполлоновского. Дионис — бог вина и опьянения, бог самой жизни в ее физическом смысле. Аполлон — покровитель искусств. Культ Аполлона — это культ разума и гармонии. Согласно Ницше, мораль христианская, как и мораль социалистическая, только ослабляет личностное начало в человеке. Человек же есть путь к Сверхчеловеку, тому, кто стоит над "стадом", над толпой с ее предубеждением и лицемерием. Последний нуждается в особой морали — мужественной морали борца и воина.Жизнь Ницше рассматривал как "волю к власти". Все живое, согласно философу, стремится к власти, неравенство же сил создает естественную дифференциацию. Жизнь — это борьба всех против всех, в ней побеждает сильнейший. Насилие, согласно Ницше, есть кристально чистое проявление прирожденной воли человека к власти.Главную причину краха современной ему цивилизации философ видел в засилии интеллекта, в превалировании его над волей. Там, где интеллект возвышается над волей, она обречена на неминуемое разложение. Именно поэтому разум должен быть подчинен воле и работать как орудие власти.

 

24.Особенности философии марксизма.
ФИЛОСОФИЯ МАРКСИЗМА (матеарелестическая ф-я). Основные теоретические источники: немецкая классическая ф-я (диалектика Гегеля); английская политическая экономия, социоутопические проекты; эволюц.теория Дарвина; открытие клетки Шванном и Шлегером и т.д.

Её представители считают, что в основе бытия, материальной природы нач. которое подчиняется законам.

ЗАКОНЫ – это необходимые существенные повторяющиеся связи в явл-х действительности.

Марксизм открывает социальные законы в частичности матеариалестическое понимание общества, кот.объясняет, что переход общества от одной ступени к др., происходит на основе борьбы противоположностей в эконом. сфере.

В способе производства взаимодействия производ.сил и производительного отношения (марксизм открывает соц-е законы в частности материалестическое понимание общества, кот.объясняет,что происходит переход общества от единой ступени к др.)

Марксизм объяснил закономерности ист-го права в теории формационного подхода,марскизм выделил 3 эпохи всемирной истории: античная,феодальная,буржуазная. Марксисты разработали материалестическую диалектику, как фил-е учение о развитии и взаимосвязь в природе, обществе и мышлении. Предпосылки понимания человека, как сов-ти всех общественных отношений.

Проанализировали проблему «отчужденного труда». Ввели понятие общественной практики, как целесообразной деятельности людей.

 

25.Позитивизм и его эволюция: классический позитивизм, эмпириокритицизм, неопозитивизм. Философия постпозитивизма.
Позитивизм — философское учение и направление в методологии науки, определяющее единственным источником истинного, действительного знания эмпирические исследования и отрицающее познав.ценность фил. исследования. Позитивизм - основной тезис: все подлинное (позитивное) знание - совокупный результат специальных наук. Основные положения позитивизма. Позитивисты объединили логический и эмпирический методы в единый научный метод. Основная цель позитивизма — получение объективного знания.Позитивизм оказал влияние на методологию естественных и общественных наук (особенно второй половины XIX века).Позитивизм критиковал натурфилософские построения, кот.навязывали науке неадекватные умозрительные образы изучаемых ею объектов и процессов. Однако эту критику позитивисты перенесли на всю фил.в целом. Так возникла идея очищения науки от метафизики. Сущность позитивистской концепции соотношения философии и науки отражается во фразе Канта: «Наука - сама себе философия». Тем не менее многие позитивисты верили в возможность построения «хорошей», научной философии. Такая философия должна была стать особой сферой конкретно-научного знания, она не должна отличаться от других наук по своему методу. В ходе развития позитивизма на роль научной философии выдвигались разные теории: методология науки (Кант, Милль),научная картина мира (Спенсер), психология научного творчества и научного мышления (Мах, Дюэм), логический анализ языка науки (Шлик, Рассел, Карнап), лингвистический анализ языка (Райл, Остин, поздний Витгенштейн), логико-эмпирическая реконструкция динамики науки (Поппер, Лакатос). Однако все указанные выше варианты позитивной философии были раскритикованы прежде всего самими позитивистами, так как, во-первых, как оказалось, они не удовлетворяли провозглашенным самими позитивистами критериям научности, а, во-вторых, опирались на явно (а чаще — неявно) определенные «метафизические» предпосылки. Этапы развития позитивизма. Принято выделять четыре этапа развития позитивизма:– Первый (классический) позитивизм. Основатель — Огюст Конт. Представители: Джон Стюарт Милль, Герберт Спенсер.– Эмпириокритицизм. Представители: Эрнст Мах, Рихард Авенариус.– Неопозитивизм или логический позитивизм. Представители: Готлоб Фреге, Бертран Рассел, Людвиг Виттгенштейн, Венский кружок, Львовско-Варшавская школа и др.– Постпозитивизм. Представители: Карл Поппер, Томас Кун, ИмреЛакатос, Пол Фейерабенд, Майкл Полани, Стивен Тулмин.существует общего определения знания.

26.Основные направления и особенности русской философии.
Начальный период становл. русск.фил. — XI–XVII вв., его называют по-разному: древнерусская философия, русская средневековая философия, философия допетровского периода. Основная черта этого периода — отсутствие самостоятельного статуса и вплетенность в ткань религиозного мировоззрения. Второй период разв. русской фил.начинается с XVIII в.Два основных взаимосвязанных фактора, под влиянием кот. развив. не только фил, но и вся духовная культура этого времени: — процесс европеизации России, связанный с реформами Петра Великого; — секуляризация общественной жизни. В это время философия отходит от схоластических образов и становится свободной от церкви. Первыми сторонниками научного знания и философии Нового времени на Руси были: — М.В. Ломоносов; — А.Н. Радищев; — Феофан Прокопович; — В.Н. Татищев; — А.Д. Кантемир и др. Ломоносов (1711–1765) положил начало материалистической традиции. Он выступал с материалистических позиций, но, как и все материалисты того времени, понимал материю только в качестве вещества.Философия Ломоносова носит секуляризованный, антиклерикальный характер, он довольно резко критикует церковь и невежество попов. Но в то же время он стремится примирить естественно-научное и теологическое объяснение мира и не отвергает Бога-творца. А. Н. Радищев (1749–1802), как и Ломоносов, хорошо знал западную философию, в том числе и французский материализм. После публикации произв. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву», в котором он беспощадно обличает крепостничество и самодержавие, он становится первым русским философом, который провозгласил идею человечности не в лоне религиозной философии, а в качестве основного стержня секуляризированной, светской общественной мысли.Самост. Фил.творчество в России начинается в XIX в., который является третьим этапом развития русской философии. Первым, кто начал самостоятельное философское творчество в России, был Петр Яковлевич Чаадаев (1794–1856). Свои мысли он изложил в знаменитых «Философических письмах». Основным в учении Чаадаева были философия человека и философия истории. Следом за Чаадаевым появляются два направления, противоположные в понимании смысла и значения русской идеи: — с лавянофилы (заложили основу русской религиозной философии второй половины XIX в.); — западники (критиковали церковь и тяготели к материализму). В конце 60 — начале 70-х гг. XIX в. в России появляется мировоззрение народничества. Его основной идеей было желание прийти к социализму, минуя капитализм, и признание самобытности пути развития России. Продолжателями славянофильства в 60–70-е гг. явились почвенники, идея их философии — национальная почва как основа социального и духовного развития России. Следующий этап (конец XIX — первая половина XX вв.) русской философии связан с возникновением философских систем. Характерные черты: — антропоцентризм; — гуманизм; — религиозный характер; — возникновение русского космизма (мистического, теологического).




Дата добавления: 2015-02-16; просмотров: 31 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав




lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.02 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав