Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Движение Алаш-Орды, взгляды его идеологов на проблему казахской государственности, судопроизводства, культуры и образования

Читайте также:
  1. I. СИСТЕМА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
  2. II Способы ценообразования на товар, факторы его выбора
  3. Quot;Ренессанс" традиционной культуры: постановка проблемы
  4. VIII. Учет и контроль за движением медицинских отходов
  5. XXXII/Смута. Василий Шуйский. Движение Болотникова.
  6. А.С.Пушкин. Взгляды на детскую литературу. Лирика Пушкина в детском чтении. Роль поэзии в нравственно-эстетическом воспитании.
  7. А78. В XVI в. в развитии русской культуры преобладали
  8. Адаптивной физической культуры.
  9. Алгебраические преобразования систем линейных уравнений
  10. Аль-Фараби и его философские взгляды, его вклад в мировую цивилизацию.

Под влиянием национально-освободительных движений, февральской (1917) революции в России разбуженная казахская интеллигенция мечтала о создании автономного казахского государства в рамках России. В июле 1917 года в Оренбурге состоялся первый всеказахский съезд, на котором была создана национальная казахская политическая партия "Алаш", принята ее программа. Партия заявила, что будет бороться за создание казахской автономии, добиваться решения земельного вопроса, формирования народной милиции, налаживания дела просвещения, судопроизводства, регулирования женского вопроса. В частности, партия "Алаш" в своей программе записала, что она выступает за правовое равенство женщин с мужчинами, за отмену калыма, аменгерства, многоженства, раннего сватовства и т.д.В декабре 1917 года в Оренбурге состоялся второй всеказахский съезд, на котором было образовано правительство "Алаш-Орда". Председателем "Алаш-Орды" был выбран Алихан Букейханов (1866-1937). В состав правительства вошли Х.Досмухамедов, Дж.Досмуха-медов, А.Беремжанов, М.Чокаев, М.Тынышбаев, Х.Габбасов, Ж.Акпаев, А.Ирмеков и другие.В автономию "Алаш-Орда" входили: Букеевская орда,Уральская,Тургайская, Акмолинская, Семипалатинская, Семиреченская,Амударьинская области, отдел киргизских уездов, а также Сырдарьинская, Ферганская, Самаркандская, Закаспийская области, кроме того, смежные волости Алтайской губернии. Правительство "Алаш-Орда" строило свою работу, исходя из программы партии "Алаш". А.Букейханов, разъясняя некоторые вопросы программы, сказал, что "милиция наша - это войско". Говоря о сущности земельной реформы, он сказал: "киргизы вынуждены арендовать собственную землю, или: отнимать у киргиз земли и потом сдавать им же в аренду - значит подготовить в степи аграрные беспорядки". Алаш-Ординское правительство признало, что народное образование (начальное, среднее и высшее, включая университеты) является делом бесплатным. Оно заявило, что "после бога самыми сильными являются судьи и заседатели". Суды рассматривали все вопросы уголовного и гражданского порядка, кроме записей актов гражданского состояния: браков, рождения, смерти и разводов, которые оставались уделом казахских мулл. Партия "Алаш" в своей программе записала, что всех бедных она считает товарищами, мироедов - врагами. А.Букейханов отмечал, что у них на очереди стоит борьба с врагом свободы -большевизмом. Конечно, Алаш-Ординское правительство образовалось после победы Октябрьской революции. Поэтому, естественно, что в 1919 году советская власть поставила "Алаш-Орду" как правительство вне закона, и оно прекратило свою деятельность. Не признало его и временное Омское Всероссийское правительство, которое своим указом от 4 ноября 1918 года заявило: "Правительство Алаша - "Алаш-Орду" считать прекратившим свое существование", хотя в программе партии "Алаш" было, наоборот, написано, что "Автономия Киргиз слагается из областей и входит в Российскую Федерацию наравне с другими народностями".Разъясняя позицию правительства "Алаш-Орды" в 1918 году, А.Букейханов говорил: "Киргизский народ не питает сепаратистских замыслов, он не желает отделения от России. Мы - западники. В своем стремлении приобщить народ к культуре мы не смотрим на Восток, в Монголию. Мы знаем, что там культуры нет, наши взоры устремлены на Запад. Получить культуру мы можем оттуда, через Россию, при посредстве русских". Судьба алашординцев окончилась трагически. Они были уничтожены как контрреволюционеры, враги народа.Таким образом, правительство "Алаш" сошло с исторической арены непонятым. Но можем ли считать независимый, суверенный Казахстан продолжением Алаш-Ординской автономии? Нет, этого сказать нельзя. Во-первых, она существовала в рамках России. Во-вторых, между Алаш-Ордой и современной Республикой Казахстан лежит 70-летний советский строй, который внес свою лепту в социально-экономическое развитие Казахстана. Но в идейном плане современный Казахстан продолжает и развивает мечты и чаяния деятелей Алаш-Орды.

 

49. Общественно – политическая мысль поэтов эпохи

Эстетический облик казахской литературы XIX века будет неполным без учета поэзии представителей стилевого течения «Зар заман». Исследователи поэзии стилевого течения «Зар заман» дают разные его формулировки. Ахмет Байтурсынов назвал этот период «эпохой религиозных поэтов», что свидетельствует о том, что центром их мировосприятия он считал систему религиозных взглядов. М. Мырзахметов предложил определить это течение как «литературу эпохи колониализма», выдвигая на первый план отношение поэтов к тем изменениям в жизни Казахстана, которые вносились колонизаторской политикой царизма. Вместе с тем в научной литературе закрепилась формулировка М. О. Ауэзова - «поэзия эпохи «Зар заман» (Зар заман -Эпоха Скорби и Плача). Литературный феномен XIX века получил название по одноименному произведению акына Шортанбая «Зар заман».К поэтам этого течения обычно относят Дулата Баба-тайулы, Шортанбая Канайулы, Мурата Монкеулы, Ауба-кира Кердери Боранкулулы и др. Их поэзия - это своеобразный идейный и стилевой синтез, корнями уходящий к творческим традициям жырау (особенно к традициям Шалкииз-жырау и Бухар-жырау).Она отражает чаяния и переживания социальных слоев, которым были дороги и события из эпохи правления великих ханов, особенно хана Аблая, и все, что было связано с национально-освободительными восстаниями под руководством Сырыма Датова, Исатая Тайманова, Кенесары Ка-сымова. Из этого вытекают основные патриотические тенденции, объединяющие поэтов «Зар замана»: острый протест против колониальной политики царизма, скорбь и плач по безвозвратно ушедшим временам, нравственный суд над современностью и вырождающимися, по их мнению, поколениями сородичей. Потерю казахами своей государственной независимости, исконных земель, административных прав, сословных привилегий, реформы, проводимые царизмом, в том числе упразднение власти ханов и султанов, введение выборной власти волостных начальников, нарастание межплеменной розни, утрату древних воинских традиций, неизбежную моральную деградацию и духовное обнищание масс людей, распад се-мейно-родственных отношений - всю палитру явлений, сопутствующих закономерному развитию буржуазных отношений, поэты «Зар замана» воспринимали как явные признаки грядущей катастрофы - Акыр замана.В своих произведениях они в мистических тонах изображают картину мира, приближающегося к неотвратимой гибели. Подсознательное ожидание конца света психологически сближает их поэзию с творчеством жырау эпохи Казахского ханства: Асана Кайгы, Шалкииз-жырау, Бухар-жырау. Религиозное мировоззрение поэтов «Зар замана» отражает глубину драматического переживания кочевыми народами утраты своего былого державного могущества когда несколько столетий они господствовали на всей территории Евразии от Тихого океана до Черного моря.




Дата добавления: 2015-02-16; просмотров: 79 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав




lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.005 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав