Читайте также:
|
|
Это исторически своеобразный способ философствования, характерный для Европы и Ближнего Востока эпохи феодализма. Сущность этой философии заключается в её сопряженности с религиозной идеологией, основанной на принципах откровения и монотеизма. Средневековая философия осуществляла рациональную рефлексию над основаниями религиозного мировоззрения.
Основные проблемы философии средних веков
· Защита и обоснование религиозной догматики.
· Проблема бытия Бога.
· Соотношение разума и веры.
· Отношения между Богом и миром.
· Проблема теодицеи.
· Природа универсалий.
· Свобода человеческой воли и предопределение.
Главные черты философии средних веков
· Ретроспективизм и традиционализм, то есть, обращенность в прошлое. Чем древнее, тем подлиннее, чем подлиннее, тем истиннее.
· Дидактизм, учительство. Почти все известные мыслители средневековья были проповедниками или преподавателями богословия.
· Монолитность формы и консерватизм содержания. Это было необходимо для того, чтобы точнее и полнее передать потомкам истину откровения.
Основные идеи
· Идея творения, лежащая в основе онтологии.
· Идея откровения, лежащая в основе теории познания.
Периодизация средневекой философии
· Зарождение средневековой философии - 2-5 вв.
· Период патристики - 3 - 8 вв.
· Период схоластики - 8 - 14 вв.
· Период заката - 15 - 16 вв.
Период зарождения средневековой философии
Для этого периода характерно, что философские учения поздней античности постепенно сакрализуются: философия теологизируется, а религия начинает серьезно интересоваться философией. Период зарождения средневековой философии приходится на позднюю античность, которая уже отошла от основной интуиции античности - интуиции космоса - и обратилась к религиозной проблематике. Это относится прежде всего к мистицизму Плотина, теософическому иератизму Ямвлиха и учению Прокла.
Социальный и культурный контекст формирования средневековой философии
· Становление христианства, его распространение, формирование догматики христианства.
· Развитие христианской Церкви и догмы, защита христианства от язычества.
· Формирование основных догм: теологической догмы (учения о Троице); христологической догмы (учения о 2-х природах Христа); антропологической догмы (учения о природе человека и мира).
· Основные представители философии этого периода: Ютиниан Мученик, Татиан, Тертулиан, Климент Александрийский. Их еще называют апологетами - защитниками центрального тезиса христианской догматики - тезиса о троичности Бога.
Период патристики
Патристика - это классический период в средневековой философии, включающий в себя совокупность теологических, философских и политико-социологических доктрин христианских мыслителей, названных "отцами Церкви". Здесь происходит становление системы христианской теологии на основе религиозных убеждений и в связи с распространением философии.
"Отцы Церкви", с одной стороны, критиковали философию как попытку "притязать на мудрость" в то время как единственно мудрым может быть только Бог, но, с другой стороны, они не могли обойтись без философии. Поэтому у них намечается примирительная линия по отношению к античной философии, прежде всего к Аристотелю и мыслителям эллинистической эпохи.
Основные черты философской патристики
· От поздней античности средневековую философию отделяют две принципиальные идеи: Творения и Откровения.
· Онтология патристики зиждется на идее Бога как абсолютного бытия.
· В рамках патристики выделяют два толкования бытия Бога: в катафатической и в апофатической теологии.
· Катафатическая теология описывает Бога как сосредоточие блага, справедливости и всемогущества.
· Апофатическая теология считает, что Бог как Абсолют не имеет атрибутов и не поддается определениям, ибо находится за пределами бытия и качественности.
Основные принципы средневековой философии
· Теоцентризм, который гласит, что источником всякого бытия, блага и красоты является Бог.
· Креационизм, согласно которому все существующее и изменяемое сотворено Богом из ничего, а все сотворенное изменяется и стремится к ничтожеству.
· Провиденциализм, утверждающий, что Бог постоянно контролирует созданный им мир, управляет им, человеческой историей и поведением отдельного человека.
· Персонализм, в котором человек понимается как "персона", то есть неделимая личность, обладающая разумом и волей, сотворенная по образцу и подобию Бога и наделенная совестью. Будучи замкнутой и автономной, личность подотчетна только Богу. Отсюда - значение исповеди.
· Ревеляционизм. Он считает, что самый надежный и достоверный способ познания состоит в постижении смысла Священного писания.
Схоластический период в философии средних веков
Этот период характеризуется принципиальным подчинением философии богословию, соединением догматики христианства и элементов светской философии, преимущественно - аристотелизма. Особенно ярко выражен интерес к формальной логике. Активно разрабатывается проблема универсалий, ставится и решается вопрос об отношениях между разумом и верой. Философская деятельность протекает по преимуществу в монастырских школах, отсюда и название - "схоластика" (от лат. scholastikos - ученый, школьный).
Периодизация схоластической философии:
· Начальный период - 12 век
· Расцвет схоластики - 13 век.
· Период упадка схоластики - 14 век.
Главные проблемы
Проблема универсалий. Её возникновение и развитие служит снованием для периодизации внутри схоластики.
Учение о "двух истинах" - божественной, содержащейся в священных текстах, и человеческой, которую дают философские размышления.
Законы и правила логики, используемые в богословской догматике для обоснования истинности священного Писания.
Соотношения сущности и существования.
Дата добавления: 2015-02-16; просмотров: 59 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав |