Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Философский подход к культуре

Читайте также:
  1. CAD-ориентированый подход
  2. Агрохимические свойства почв и определение индекса окультуренности.
  3. Адаптивный подход
  4. Алармистский подход.
  5. Алфавитный подход
  6. Алфавитный подход является объективным способом измерения информации в отличие от субъективного содержательногоподхода.
  7. Анализ изменений дохода и цен при порядковом подходе
  8. Анализ различных подходов к классификации образовательных технологий. Банк образовательных технологий.
  9. Анализ современных подходов к профилактике употребления наркотиков, и решение основных проблем профилактики.
  10. Анализ существующих подходов к управлению промышленными предприятиями (процессный, проектный, функциональный).

"Философия" в переводе с греческого означает "любомудрие", т. е. пытливое отношение к миру, стремление его познать. Философствовать человек стал, очевидно, одновременно с проблесками первой мысли и не исключено, что главным предметом его размышлений стали окружающие люди и он сам в окружающем мире. Отсюда известная формула древнегреческого философа Протагора: "Человек есть мера всех вещей". Характерно, что первоначально и в течение весьма длительного времени знания о природном и социальном мире не разделялись и существовали в лоне так называемой натурфилософии.

 

Важно также подчеркнуть, что в философии человек исходно и довольно долго рассматривался не как творец, а как один, и притом не самый главный, элемент мира, в лучшем случае как орудие, инструмент для осуществления воли неких надчеловеческих (космических, божественных и т. п.) сил.

Уже на первых этапах общественной мысли можно заметить, как на первый план выдвигается умение жить в мире людей. Так, еще в VI в. до н. э. Конфуций важным элементом своего учения сделал понятие "жэнь", означающее человеколюбие, любовь к ближнему. Он же, очевидно, впервые сформулировал на Востоке принцип, известный на Западе как "золотое правило Моисея": "Не делай человеку того, чего не желаешь себе" [61, с. 191]. Лишь наличие "жэнь" позволяло, по мнению Конфуция, квалифицировать человека как достойного, совершенного мужа. Благородный, воспитанный муж как идеальный человек должен был быть человеколюбивым, искренним, честным, преданным государственным делам, осмотрительным, осторожным, неуклонно соблюдать правила. "Когда молодой человек дома почтителен к родителям, а вне его — проявляет уважение к старшим, когда он скромен и правдив, когда он с любовью относится к людям — он этим всем приближается к человеческому началу ("жэнь") в себе. И если у него еще останутся силы, он изучает "вэнь". "Вэнь" в учении Конфуция означает духовную культуру, сумму знаний о правильном поведении, зафиксированную в книгах и документах.

Поразительно сходны идеи древнегреческой философии, в которой родились первые европейские воззрения на нравы, правила поведения людей, на теорию и практику педагогики. Широко используемое нами слово "этика" происходит от греческого "этос", что означает одновременно нрав, характер и нравы, правила поведения. Аристотель в своем трактате, известном как "Никомахова этика", наверняка не зная о Конфуции, формулирует весьма сходные взгляды на воспитание человека, т. е. поднятия его на уровень, достигнутый обществом. Древним грекам принадлежит указание и на другую важную черту культуры: представление о ней как о достижении общества, коллективной сумме навыков, высоком уровне развития. Всех, кто не владел культурой в этом понимании, греки называли "степняками", принадлежащими к этносу (одно из первых значений этого греческого слова — "живущий в степях"), чужеродному, негреческому племени. Таким образом, фиксировалось разделение на культуры высшие (как правило, свои) и низшие (обычно чужие). Тем самым было положено начало культуроцентризму — оценке иных культур с позиции своей собственной.

В средние века это деление приобрело вид деления на городскую, более "цивилизованную" (от лат. "civis" — город), где условия жизни позволяли человеку подняться над "идиотизмом деревенской жизни" (Маркс). В средние века произошел еще один важный сдвиг в понимании культуры. Он связан с утверждением в эпоху Возрождения представления о человеке как творце, "образе Божием". Одновременно дальнейшее укрепление получила идея "человеколюбия", воплощенная в христианской заповеди: "Возлюби ближнего как самого себя". Со времен Древнего Рима продолжала жить идея о том, что люди, не овладевшие стандартами развитой, т. е. римской культуры, — варвары, бородачи (от лат. "barba" — борода). О чем можно говорить с невоспитанными варварами, если они не знают даже, что надо бриться! Эпоха Средневековья отмечена еще одним важным изменением: огромное значение стало придаваться внутреннему, духовному измерению уровня развития человека, его совершенствованию в плане возвышения к Богу.

Эпоха Нового времени — это эпоха начáла специализации знания. Прежняя натурфилософия разделилась на естественные и социальные науки. В философии на первый план выдвинулась теория познания, проблема получения достоверного, истинного знания о действительности. Это не означает, что проблемы идеалов, правильного образа жизни и норм поведения человека исчезли. Они тоже стали предметом специального рассмотрения в отраслях философии: этике и эстетике. Более того, для таких выдающихся мыслителей, как И. Кант, не только процесс познания, но и вся человеческая жизнь имеет своим фундаментом моральные принципы. Главнейшим из них является "категорический императив": "Поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой, ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом" [34, с. 60].

Что касается культуры, то главным в ее трактовке особым философским направлением — философией культуры — стал акцент на ее духовной стороне (развитии духа — у Гегеля, развитии морали — у Канта) и продуктах художественной деятельности (у Шиллера). Лишь они считались венцом человеческой деятельности, тем более, что вершились в городах, ареалах цивилизации. Именно в этот период человеческой истории появилась группа европейских философов, известных ныне как Просветители, — Вольтер, Дидро, Руссо и др. Их главная идея состояла в том, что плохие поступки людей объясняются их незнанием, невежеством. Стоит им только объяснить, в чем истина, "просветить" их, и они будут следовать "правильным правилам". Согласно другой, взаимосвязанной с первой идеей, наиболее четко выраженной в трудах Руссо, человек от природы непорочен и добр, его портит непросвещенное, невежественное общество. Отсюда призыв вернуться к природе. По этой же причине впервые культура деревенская, патриархальная была объявлена подлинной, лучшей по сравнению с городской, "испорченной цивилизацией".

С появлением и развитием марксизма маятник философской оценки культуры двинулся в обратную сторону, к ее материальной основе — экономике и производству, материальным условиям жизни. Критикуя современную ему общественную мысль за то, что в ней "...производство и все экономические отношения упоминались лишь между прочим, как второстепенные элементы истории культуры" [79, с. 293], Маркс перевернул концепцию Гегеля. Основой культуры была объявлена хозяйственная жизнь, а духовная культура (знание, мораль, искусство и т.п.) — побочным продуктом экономики, "надстройкой" над экономическим "базисом". С легкой руки марксистов в философии утвердилось представление о двух видах культур: материальной (определяющей, ведущей) и духовной (подчиненной, ведомой).

Другим критиком господствовавших теорий культуры был немецкий философ Гердер, который сформулировал ряд важных для нашего рассмотрения идей:

o о развитии всего мира (духовного и материального) как органичной, целостной системы;

o о языке как продукте коллективного творчества;

o о многообразии проявления культуры в жизнедеятельности разных народов и о самой культуре как механизме адаптации к окружающей среде;

o о познании своей культуры через познание других культур.

Идеи Гердера сыграли немалую роль в становлении таких наук, как антропология, этнология и этнография, а также сравнительная (компаративистская) лингвистика, которые внесли значительный вклад в исследования культуры.

Практическое значение культурологии

Соколов Э.В.

Актуализация культурологической тематики обусловлена обострением ряда насущных социально-практических проблем.

Стремление опереться в наше нелегкое время на культуру, по-новому оценить ее роль, есть, во-первых, симптом благотворного и необходимого поворота от изживших себя «экономического материализма», «техницизма», национального и классического эгоизма — к духовным, гуманистическим, общечеловеческим ценностям, которые объединяют, а не разъединяют, освобождают разум, а не принуждают верить в догмы.

Во-вторых, внимание к культуре объясняется кризисом старых ценностей, в частности, ценностей западноевропейской культуры, которая до сих пор доминировала в мире, но сейчас вынуждена признать свою неполноту, односторонность и активнее воспринимать опыт Востока, которым она до сих пор пренебрегала.

В-третьих, интенсификация культурных контактов, во многом стихийных, связанных с болезненными и неуправляемыми ситуациями — войнами, эмиграцией, экономической экспансией сильных государств, распадом старых империй и рассеянием по миру беженцев из многих стран обнажает сложнейшие механизмы взаимодействия культур. В прошлом веке многие дописьменные общества были уничтожены в результате вторжения на их территорию технически развитых структур. Даже при самых благих намерениях колонизаторов результаты воздействия европейской культуры на азиатские и африканские малые общества оказывались катастрофичны. Проблема адаптации мигрантов к новой для них языковой и культурной среде также очень сложна. Причем все это не опровергает того факта, что культурный обмен, культурное сотрудничество — это благо и необходимость. Но чтобы они были благотворны, нужно уметь управлять ими, строить их сознательно.

В-четвертых, в нашей стране, в России, интерес к культуре объясняется в большой степени дискредитацией коммунистической идеи. Обращение к истокам национальной культуры, требование ее возрождения во весь рост ставит вопросы о том, что такое культура, как она сохраняется и передается, как она может быть возрождена, каким образом традиционные формы культуры могут соседствовать с новейшими достижениями науки и техники.

В-пятых, ситуация экологического кризиса, обострение социальных проблем в больших городах, появление новых болезней вроде СПИДа, рост преступности и другие негативные последствия быстрого экономического и демографического роста требуют серьезных изменений в системе ценностей. Вопрос о «пределах роста», т.е. о необходимости снизить темпы развития экономики, тратить природные ресурсы более бережно и ограничить потребление, был поставлен уже в начале 60-х годов Римским клубом. Чтобы не допустить глобальной катастрофы, связанной с истощением ресурсов и загрязнением среды, человечество должно построить новый мировой порядок. Свои главные усилия человек должен направить в сферу духовного творчества, которое дает наполнение жизни и не требует такого расхода ресурсов, как экономическое развитие. Человечество, чтобы выжить, должно радикально изменить характер труда, больше средств направлять в область медицины, образования, науки.

В-шестых, прогресс в области самой культуры, в частности рост количества фильмов, выпускаемых на экраны, книг, периодики, распространение принципов свободного предпринимательства на область культурной деятельности — все это ставит вопрос о качестве самой культуры, т.е. о воздействии массовой культурной среды на психику, мораль и человеческие отношения. Провозглашены принципы свободы слова, свободы печати, свободы творчества. Но продукция массовой культуры во многом недоброкачественна. Как действуют детективы, фильмы ужасов, эротические фильмы на сознание молодежи? Помогают ли они нравственному становлению человека? Культуры вокруг нас стало, кажется, больше, но душа человека — под угрозой из-за отсутствия духовной пищи и продуманной культурной политики.

Культура — творение человека, его рук и его разума. Но не все, созданное разумом, ведет себя «разумно». Многое, созданное руками, из них ускользает. Человек привык считать себя хозяином своих творений, а культуру рассматривать как «благожелательного опекуна» человечества. Он никак не хочет допустить, что культура давно уже превратилась в автономную систему, что наука, техника, производство информации развиваются по своим законам и что результаты этого развития во многом неблагоприятны для человека, его психики и здоровья.

Как бы ни ратовали либералы за свободу слова и действия, приходится признать, что не всякая свобода благотворна. Свобода, не сопровождаемая внутренней дисциплиной и культурным развитием, ведет к деградации общества. С другой стороны, попытки революционного переустройства общества с помощью силы также доказали свою безуспешность и привели к огромным жертвам. Ни свобода сама по себе, ни «твердая рука» вождя не гарантируют обществу стабильности, благополучия и мира. Только духовная культура является надежным инструментом выживания, согласия и разумного разрешения социальных противоречий.

Необходимо всерьез заняться изучением сущности, функций культуры, выработать принципы управления культурным развитием. Этим и обосновывается формирование культурологии как отрасли знания.




Дата добавления: 2015-01-30; просмотров: 39 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав




lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.011 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав