Читайте также:
|
|
Развитие белорусской философии осуществлялось в контексте эволюции всей европейской культуры. Поэтому не удивительно, что белорусская философская мысль эпохи Возрождения воплощала в себе основные черты философии европейского Ренессанса. К таковым следует отнести: 1) антропоцентризм, т. е. идею самодостаточности человеческого бытия, когда в центре внимания философов выступала проблема исторического предназначения человека; 2) идею абсолютной духовной свободы, сочетавшей в себе концепцию гносеологического оптимизма с представлением о безграничных возможностях человека в деле практического преобразования природы, общества на началах разума; 3) натурализм, выступавший в качестве основополагающего принципа интеграции мироздания и самого человека.
Философская и общественно-политическая мысль белорусского Возрождения включает в себя следующие этапы:
1. Философия раннего Возрождения, начала ХVI – 50-60-е гг. ХVI в. Главная духовная интенция этой эпохи – идея рационального переустройства общества.
2. Философия Возрождения и Реформации, вторая половина ХVI в. Философия Беларуси пыталась пересмотреть традиционные теологические, социально-политические представления, шел процесс формирования буржуазного мировоззрения
3. Философия позднего Возрождения, контрреформации и барокко (конец ХVI – ХVII вв.). Утверждение схоластического типа философствования.
В истории философской мысли Беларуси эпохи Ренессанса выделяют следующие направления:
а) радикальное реформационно-гуманистическое Для него было характерно критическое отношение к предшествующей традиции (философии античности, схоластике, церковному учению). б) умеренное реформационно-гуманистическое.Оно стремилось к выработке компромиссных форм соединения, согласования античной, философской традиции с ценностями средневековой христианской и гуманистически-ренессансной культур. в) атеистическо-гуманистическое; оно, порвав со схоластикой и теологией, обратилось к материалистическим идеям античности и Возрождения. Развитие духовной культуры Беларуси ХVII – нач. ХVIII вв. проходило под знаком идейной борьбы православия и униатства. Философская мысль этого времени концентрировалась в сфере влияния католических орденов (иезуитов, доминиканцев). В конце ХVIII – начале ХIХ в. происходило становление на территории Беларуси и Литвы классического естествознания, что требовало философского осмысления его оснований. В первой половине ХIХ в. наблюдается закат традиций Просвещения, смена духовно-ценностных ориентаций в связи с вхождением Беларуси в состав Российской империи. Общественно-политическая мысль полнилась идеями поиска национальной идентификации. Такого рода эволюция была инициирована этнографическими исследованиями, проведенными в Беларуси. В ХХ в. эта традиция была продолжена Я. Купалой, Я. Коласом, М. Богдановичем, М. Горецким. В конце 20-х гг. заканчивается очередной период в развитии философской мысли Беларуси, ее эволюция протекала далее в контексте советской философии.
Распад Советского Союза и образование суверенной Республики Беларусь дали новые импульсы поискам национальной идентификации белорусов, стимулировали обращение к национальной духовной традиции, освоению ценностей, выработанных в белорусской философской культуре
17. Развитие философии как методологии научного исследования в западной философии ХХ в. (неопозитивизм, феноменология, философская герменевтика). Герменевтика (Дильтей, Шлейермахер, Гадамер) - искусство и теория истолкования текста, имеющая целью выявить его смысл, исходя их объективных (грамматическое значение слов) и субъективных (намерение автора) оснований. Говорят о «понимании» как методе гуманитарных наук в противовес «объяснению» в естествознании, связанным с установлением закона.
Феноменология (Гуссерль)- учение о феноменах чистого сознания, априорных структурах сознания, попытка прояснения в сознании различного рода явлений. Познание возможностей, то есть условий и предпосылок существования какого-либо феномена, независимо от того, реален он или нет. Постижение всего многообразия интенциональных актов сознания, то есть исследование тех актов, в которых происходит конституирование смыслов (направленность сознания на предмет).
В середине 19 века возникает тенденция объявить метафизику (учение о сверхчувственных основах бытия) лишенной ценности, поскольку ее предметом являются оторванные от жизни ложные идеи. Возникает позитивистское движение, представленное 3 волнами:
«Первый позитивизм» (Милль, Спенсер) –19 век;
«Второй позитивизм» или эмпириокритицизм (Мах, Авенариус) –на рубеже веков;
«Третий позитивизм» или неопозитивизм – 20 г ХХ века.
Главный тезис – все подлинное, позитивное знание о действительности может быть получено лишь в результате научных достижений, а философия как самостоятельная наука не имеет права на существование, так как никакой познавательной ценности не дает. Проблемы и понятия философии (о бытии, причинах, сущностях) позитивизм объявил ложными или лишенными смысла, поскольку в силу их высокой абстрактности они не могут быть проверены опытом.
Неопозитивизм занимается изучением логики языка и методов науки.
Исторически первый вариант – логический позитивизм, в центре которого оказывается проблема значения, эмпирической осмысленности научных утверждений.
На смену логическому позитивизму пришла философия лингвистического анализа, которая отказалась от принципа верификации в его «жестком варианте». Принцип фальсификации, согласно которому важно не подтверждение суждения, а скорее возможность его опровергнуть. Язык интересует этих философов не в его чисто лингвистических качествах, а как носитель значений. Задача – выявить реальный подлинный смысл слов.
Дата добавления: 2015-01-30; просмотров: 52 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав |