Читайте также:
|
|
По представлениям индусов, карма является, с одной стороны, абстрактным законом причинно-следственной связи, определяющим закономерности судьбы как целой вселенной так и каждого отдельно взятого существа. С другой стороны, карма – совокупность всех дел и поступков как отдельно взятого человека, так и различных человеческих сообществ, начиная от семьи и заканчивая государством и народом в целом. В этом втором значении карма рассматривается не только как, собственно совокупность деяний, но и как совокупность их причин и их же следствий, так как, согласно представлений индуизма, никакой из человеческих поступков не проходит бесследно. Благодаря такому видению человеческой деятельности происходит различение плохой и хорошей кармы. Понимание этого различия довольно просто, и вписывается в нехитрую формулу: «дурные (злые) поступки порождают плохую карму, добрые поступки наоборот, порождают хорошую (благую) карму».
С представлениями о карме тесно связаны представления о пунарджанме – реинкарнации, перевоплощении души после смерти. Согласно этих представлений, бессмертная душа после смерти[5] воплощается вновь, в новом теле. Однако качество этой новой жизни, равно как и её обстоятельства, определяются качеством прошедшей жизни, иными словами, накопленной в предыдущей жизни кармой. Следовательно, отсюда для индуизма характерно представление о счастливых и несчастливых перерождениях, то есть таких, во время которых человек, в зависимости от своей кармы будет наслаждаться счастьем, либо наоборот, страдать от бедствий.
Представления о карме и пунарджанме обобщены в представлениях о сансаре – постоянном процессе чередования жизней и перерождений, управляемого законом кармы и происходящем во вселенском масштабе. Интересной стороной представления индусов о сансаре является вера в возможность перерождения человека (в силу кармических обстоятельств) в другое живое существо. Таким существом, по поверью индусов, может выступить животное, растение, демон или полубог. Также в этих представлениях важную роль играет локальный фактор – перерождение человека может, в зависимости от кармы, произойти как на земле, так и в других мирах, таких как места обитания богов либо в адских мирах[6]. Некоторые современные версии индуизма рассматривают также возможность перерождения человека на других планетах в качестве их обитателей.
Наконец, с сансарой связано представление индусов о мокше – освобождении души от процесса бесконечных перерождений и существований. Различные течения и школы индуизма выдвигают разные точки зрения на осуществление мокши и её сущность; но все они сходятся на том, что мокша является результатом устремления человека к освобождению от сансары и следования особым религиозным практикам[7]. Также единогласно они признают, что вследствие осуществления мокши душа прекращает перерождаться и обретает особое, находящееся за пределами рационального понимания состояние сопричастности к Божеству и блаженства.
Дата добавления: 2015-01-30; просмотров: 31 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав |