Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Шива. Вишну. Бхагаватгита.

Шиваизм. Шива как одно из центральных божеств индуизма вырос из протоиндийскогомифологического персонажа (рогатое божество на троне). Тогда же в егообразе были заложены две контрастные характеристики (эротическая иаскетическая), которые остались существовать на тысячелетия как егоосновные отличительные черты. Ведийским предком Шивы был Рудра - зловещее стихийное божество. Впуранический период мифология Шивы достигает расцвета и отражает болеесложные религиозные концепции, чем мифологии других божеств. Характер егокульта, его мифологический образ и мифо-ритуальный комплекс демонстрируютдальнейшее развитие тех черт, которые известны по ведийским памятникам.Первичные атрибуты Шивы относились, видимо, к почвенной стихии (в отличиеот солнечной у Вишну). Существенная часть культа Шивы - связь с музыкой и экстатическимиплясками шаманского толка. Наиболее популярный иконографический облик -танцующий Шива, Натараджа, царь танцев, разрушающий и созидающий своейсилой миры. Другие, не менее популярные образы - йог, пребывающий всостоянии медитации и отшельник в ветхой одежде или в набедренной повязке,с чашей для сбора подаяний. Из многочисленных мифов о Шиве наиболее известны мифы ожертвоприношении Дакши и о разрушении Трипуры. На базе агамических шиваитских текстов в XI в. оформилась философскаяшкола шайва-сиддханты, популярная и поныне. Вишнуизм.

В эпосе образ Вишну наделен всеми присущими ему иконографическими чертами. Он изображается красивым юношей с лотосоподобными глазами, с темным, с отливом в синеву телом. На груди у него — крупный сапфир Каустубха, на голове — диадема. Цвет одежд — желтый. Обычно у него четыре руки, в которых он держит палицу, диск (чакру (см. ЧАКРА)), являющиеся основным его оружием, раковину и лотос. Характерная поза Вишну — возлежание на кольцах змея, плавающего в мировом океане. Когда Вишну спит, вселенная пребывает в нем; когда просыпается, из его пупка вырастает лотос, в венчике которого сидит Брахма, — образ, подчеркивающий верховный статус Вишну, порождающего самого бога-творца. Ездовым животным (ваханой) Вишну является мифический орел Гаруда (см. ГАРУДА).

Центральный пункт мифологии Вишну — аватара (см. АВАТАРА), периодическое его появление в мире в том или ином облике с целью защиты богов и людей от опасности или зла (в частности, от демонов-асуров (см. АСУРЫ)). Такие воплощения многочисленны, но основными признаются десять: Матсья (рыба), Курма (черепаха), Вараха (вепрь), Нарасимха (человеко-лев), Вамана (карлик), Парашурама (см. ПАРАШУРАМА) (Рама с топором), Рама (царевич, герой «Рамаяны»), Кришна, Будда (см. БУДДА), Калкин (будущее воплощение в виде всадника с мечом).

БХАГАВАДГИТА

(Песнь Господа) — религ.-философская поэма, входящая в 6-ю кн. "Махабхараты", один из гл. текстов древней индуистской лит-ры. Построена в форме беседы между двумя героями эпоса перед началом великой битвы — Арджуной и его колесничим Кришной; вдохновляя друга на битву ради торжества дхармы, справедливости, Кришна произносит проповедь, заключающую в себе вероучение, к-рое развивает идеи упанишад (Б. иногда называют "упанишадой") и выдвигает новые концепции, легшие потом в основу религ.-этической доктрины индуизма. Поэма сложилась в осн. на исходе I тыс. до н. э. Кришна выступает в Б. как воплощение высшего божества — Вишну, именуемого в Б. Бхагаваном. Учение Б. имеет выраженный теистич. характер. Бог в человеческом образе указывает Арджуне пути к спасению, освобождению от уз земного существования; помимо "пути знания", проповедуемого в упанишадах, не всем доступного, он указывает "путь деяния", к-рое не увеличивает бремя кармы, удерживающее человека в мире сансары, повторных рождений, если деяние ограничено бескорыстным исполнением своего долга (дхармы). Особенно плодотворной была идея бхакти, любви к богу, к-рую Б. провозгласила высшим из путей достижения вечного спасения; идея чисто эмоционального, не связанного с интеллектуальным познанием почитания бога, получила впоследствии распространение во мн. течениях индуистской религ. мысли. На протяжении веков до наших дней Б. оказывает огромное влияние на духовную жизнь индийского об-ва, оставаясь одной из самых почитаемых священных книг индуизма (особенно почитается вишнуитской сектой бхагаватов); известную роль в этом играют ее значительные художеств, достоинства. Влияние идейного содержания Б. распространяется и за пределами Индии. Являясь первым переведенным на европ. язык (английский) памятником древнеинд. лит-ры, Б. с конца XVIII в. привлекает внимание мн. мыслителей Запада — В. Гумбольдта, И. В. Гете, Р. Эмерсона, Дж. Рассела, Р. Роллана, О. Хаксли и др. Наиб, авторитетный комментарий на Б. принадлежит крупнейшему философу индийского средневековья Шанкарачарье (нач. IX в.).

 

13) Йога. Пранаяма. В чем опасность?

Пранаяма - практики осознанного регулирования дыхания, с целью контроля и гармонизации течения тонкой энергии - "праны", что в свою очередь помогает овладеть своим сознанием и расширить границы восприятия реальности.

Традиционный ответ - единение Брахмана и Атмана, то есть источника всего сущего или некоего истинного уровня реальности с его проявлением в каждом из человеческих существ. Ни больше, ни меньше. Здесь намеренно не приводится никакой другой формулировки, поскольку есть люди верующие, неверующие, буддисты, христиане, научные атеисты в конце концов, и каждый из них имеет своё собственное мнение относительно принципов мироздания и "источника всего сущего". Йога не требует от адепта принадлежности к определённой конфессии, хотя исторически сложилось, что свое развитие йогические практики получили в контексте духовных учений Востока - индуизма, буддизма, даосизма, и это влияние существенно, особенно на "продвинутых" этапах практики, связанных с визуализациями, мантрами и т.п. Великие учителя Йоги никогда не отрицали значение других религиозных конфессий, хотя с другой, "западной", стороны отношение было не всегда однозначным.

14) Фигура Кришны и православный взгляд на его «божественность».

История воплощения, изложенная в «Махабхарате», вкратце такова. Она начинается с того, что однажды злой человек по имени Канза захватил престол царства Мадуры. Бог Вишну родился в семье Васудевы и Деваки с целью восстановления справедливости. Ему было дано имя Кришна («смуглый», «темный»). Девака была сестрой Канзы. Когда ее брат услышал предсказание, что будет убит одним из сыновей Деваки, он решил истребить всех ее детей.Но этого ему не удалось. Кришна и его брат Балларма были тайно вывезены в Гокул, где их приняли пастух Нанда и его жена Яшода.

В детстве Кришна пас коз и совершал чудеса. Он поражал демонов и даже победил демона Индру. Став старше он научился прекрасно играть на флейте.

Больше всего он прославился тем, что, как замечательный музыкант и красивый юноша, увлекал многих гопий – девушек, доивших коров. Он любил их развлекать. Среди них была его любимая девушка Радха, которая приходила к нему по звуку флейты.

Через некоторое время Кришна со своим братом вернулся в Мадуру, чтобы свергнуть Канзу. После этой победы Кришна стал править царством из крепости под названием Дварака. Его правление было вполне успешным. Когда началась война между принцем Арджуной и его двоюродными братьями, похитившими трон,

Кришна выступил на стороне справедливости.

Однажды после этого в крепости произошел скандал, в результате которого были убиты его брат и сын. Когда он оплакивал их в лесу, некий охотник принял его за лань и выстрелом из лука убил наповал.

Эпос «Махабхарата» имеет свыше 90 тысяч куплетов и писался около 800 лет, начиная приблизительно с 400 года до н.э. Одна из главных идей эпоса, которая играет важную роль в происхождении культа Кришны, заключена в описании отношений Кришны с его подругой Радхой. Основоположником культа считается индусский мистик Махапрабху Чайтанья, живший между 1486 и 1533 годами.

Свое мистическое состояние Чайтанья объяснял, как переживания неисполненной любви Радхи к своему возлюбленному. Он учил, что проявлять любовь к Кришне нужно в посвящении себя ему. Это посвящение должно выражаться в глубокой медитации и постоянном повторении имени Кришны. Так как учение Чайтаньи нашло верных последователей, оно вскоре вышло за пределы храмов и частных домов. Прошло немного времени и группы восхищенных учеников появились на улицах.

Под барабаны и бубенцы он плясали и пели хвалу Кришне. Чайтанья часто шел во главе своих последователей, находящихся в состоянии экстаза, в то время как тысячные толпа собирались, чтобы посмотреть на это зрелище и принять в нем участие. Обновленная им форма посвящения в культ при экстазе участников церемонии, скоро распространилась в Бенгалии, а Чайтанья был широко признан, как важный реформатор индуизма. Посвящение себя, таким образом, Кришне называется санкиртана.

Если мы откроем "Бхагавад-гиту как она есть", то в тридцать шестом стихе десятой главы можем прочитать: "Из мошенничеств Я (Кришна. – В.П.) – азартная игра" (77), далее, комментируя данный стих, Прабхупада пишет: "Во вселенной существует множество мошенников разного рода. Из всех видов мошенничества азартная игра стоит выше всех и потому представляет Кришну, Кришна, будучи Всевышним, может быть более вероломным, чем любой простой человек. Если Кришна решил обмануть человека, то никто не сможет превзойти его в коварстве (выделено нами. – В.П.)" (78). Итак, Кришна является лучшим мошенником, т.е. лжецом. Необходимо отметить, что мировоззрение кришнаитов принципиально отличается от христианского, в частности принципиально иным является отношение ко злу. В его основе лежит представление о том, что весь мир - это игра Кришны, что все есть Он. Если все есть Бог, значит, и зло имеет своим источником Бога, следовательно, зло является относительным понятием: то, что мы считаем злом, в действительности им не является. Поясним: для кришнаита любое деяние в своем высшем проявлении есть Бог. Поэтому и зло, в частности обман, в высшем своем проявлении есть Кришна. Но христиане придерживаются принципиально иного мнения по этому вопросу. В христианстве отцом лжи называют дьявола: "Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи (выделено нами.- В.П.)" (Ин. 8:44). С точки зрения христианского мировоззрения, традиция, утверждающая, что ее кумир - лучший лжец в мире, имеет своим основателем отца лжи, ибо кто может превзойти его в этом деле?

Не могут не насторожить христианина и следующие утверждения Бхагавад-Гиты в переводе Прабхупады: "Я (Кришна. – В.П.) – всепожирающая смерть…" (79); "…Я (Кришна. - В.П.) также – олицетворенная смерть" (80); "Я (Кришна. – В.П.) – Яма, бог смерти…" (81). В Священном Писании сказано: "Бог создал человека для нетления и соделал его образом вечного бытия Своего; но завистью дьявола вошла в мир смерть (выделено нами. – В.П.), и испытывают ее принадлежащие к уделу его" (Прем. 2:23-24). Как сказано в приведенных выше словах Священного Писания, смерть вошла в мир через дьявола, он есть - человекоубийца. Для христианина смерть - враг, в Священном Писании о смерти сказано: "Последний же враг истребится – смерть" (1Кор.15:26). Христос "… есть воскресение и жизнь (Ин.11:25), в Нем нет смерти, Он - ее Победитель. Если Кришна есть смерть, а к смерти обращены слова Христа: "Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа?" (1Кор.15:55), то возникает вопрос: кто же Кришна в действительности?

Значительно отличаются и образы Христа и Кришны. Изучая жизнеописание Кришны, мы можем найти в Прем Сагаре, например, следующий эпизод: "Однажды юные браджанки целою толпою пошли купаться не безлюдный берег. Придя туда, они одежды сняли; сложили их на берегу, вошли нагими в воду…" (82). Далее рассказывается, как Кришна похищает одежду девушек, а потом требует, чтобы они выходили из воды, не прикрывая тела руками, а подходили к нему, высоко подняв руки, и из его рук забирали свою одежду. Помимо того, в своем жизнеописании Кришна предстает многоженцем (83) и убийцей (84). Подражая своему учителю, в Индии не раз возникали секты, которые вводили откровенно чувственные обряды, повторяя на практике деяния своего бога и учителя Кришны (85). Каков был характер данных обрядов нетрудно угадать из примера поведения Кришны с купающимися девушками. Представить себе Христа на месте Кришны просто невозможно: настолько сильно отличаются их образы. Кришна пропитан эротизмом, Христос свят, Кришна богат и живет в роскоши, Христос же говорит о Себе: "Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову" (Мф. 8.20), Кришна убивает людей, Христос приносит Себя в жертву за них. Образы Христа и Кришны противостоят друг другу, пытаться их совместить можно, только полностью исказив Священное Писание и вместо исторического Христа ввести Его кришнаитское представление о Христе.

15) 4 благородных истины буддизма. Понятия дхарма, карма, сансара и нирвана.

На основании своего духовного опыта Будда приобрел и поведал миру убеждение в существовании четырех благородных истин:

1) существует страдание, 2) у страдания есть причина, 3) страдание может быть прекращено, 4) известен путь, ведущий к этому.

Первая истина, которую познал Будда, гласит, что жизнь есть страдание: рождение есть страдание, старость — страдание, болезнь — страдание, смерть — страдание, соединение с нелюбимым — страдание, расставание — страдание, не получение желаемого — страдание. Опыт жизненного пути Гаутамы не только позволил ему сформулировать идею о страдании, но и прочувствовать ее.

Он увидел не просто и не только картины страданий, но и сами условия жизни людей, вызывающие несчастья; т. е. все, что порождено привязанностью к земному, есть страдание.

Идея страдания была сформулирована Буддой следующим образом: «Из незнания возникают скрытые впечатления; из скрытых впечатлений возникает мыслительная субстанция; из мыслительной субстанции возникают имя и форма; из имени и формы возникают шесть органов; из шести органов возникает соприкосновение; из соприкосновения возникает ощущение; из ощущения возникает жажд а; из жажды возникает привязанность; из привязанности (к существованию) возникает образование (зачатие); из образования возникает рождение; из рождения возникают старость и смерть, боль и жалобы, страдание, скорбь и отчаяние. Таково возникновение целого царства страдания».

Итак, повторяется, что рождение, старость, болезнь, смерть, горе, печаль, желание, отчаяние — все, порожденное привязанностью к земному, есть страдание. Источником же страданий являются страсти — это и есть вторая истина, изложенная Буддой.

Третья истина буддизма — о прекращении страданий — вытекает из второй и гласит, что вечное успокоение, т. е. достижение нирваны — это конечная цель буддистов.

Четвертая истина гласит, что существует путь, где все энергии, соединение которых и образует жизнь, постепенно угасают, а это и есть тот путь, который приведет к нирване — успокоению от всех страданий.

Для дальнейшего анализа основ буддизма нам потребуется рассмотреть ряд ключевых понятий, которые в некоторой мере позволят приоткрыть завесу таинственности в построениях буддийских мыслителей.

Понятие «дхарма» — центральный пункт буддийского учения. В свете этого понятия бытие (существование) является взаимодействием множественности тонких, конечных, далее недоступных анализу элементов материи, духа и сил. Термин «дхарма встречается в литературе буддизма очень часто, особенно в философских сочинениях. Как отмечает известный буддолог О. О. Ро-зенберг, «понятие «дхарма» в буддийской философии имеет столь выдающееся значение, что система буддизма в известном смысле может быть названа теорией дхарм. В таком же смысле мы, например, называем философию Платона учением об идеях или философию Канта трансцендентальной философией». (Розен-берг 0.0. Труды по буддизму. М., 1991. С.97).

Кроме того, слово «дхарма», согласно словарю, имеет значения: «религия», «закон», «качество». Специалисты по буддизму этимологию этого понятия производят от корня йЬаг — «носить», йЬагта значит «носитель», а также «несомое».

Основное же и, вероятно, первоначальное значение термина встречается в философских сочинениях, а также в сутрах, где под дхармами понимаются «носители», или истинно-реальные, непознаваемые субстраты тех элементов, на которые в абстракции разлагается поток сознательной жизни, т. е. единство субъекта и переживаемого им мира, как внешнего, так и внутреннего. Сущность каждой дхармы трансцендентна, непознаваема; только «признаки», или проявления, дхарм образуют поток сознательной жизни. Таким образом, элементы, на которые разлагается поток сознания, не являются дхармами, а «проявлениями дхарм», однако ради краткости часто употребляется термин «дхарма» вместо выражения «проявление дхармы»; в таком случае понятие «дхарма» можно передавать словом «элемент».

Среди элементов и их носителей упоминается один, который в метафизике и в теории спасения находится на первом месте, — это элемент «успокоения», «покоя», т. е. нирвана.

Наконец, понятие «дхарма» включает еще и значение «учение» Будды. А в таких словосочетаниях, как «проповедовать дхарму», «поклоняться дхарме», очень часто дхарма означает не само учение, а его объект, т. е. нирвану. Термин «дхарма» имеет, таким образом, следующие значения:

1) качество, атрибут;

2) субстанциальный носитель, трансцендентальный субстрат единичного элемента сознательной жизни;

3) элемент сознательной жизни;

4) нирвана, объект учения Будды;

5) абсолютное, истинно-реальное;

6) учение, религия Будды;

7) вещь, предмет, объект, явление;

Можно бесконечно долго исследовать различные оттенки значения понятия «дхарма», важен только тот аспект этого учения, который связан непосредственно с системой буддизма как вероисповедованием. А именно то, что дхармы, охваченные безначальным волнением индивидуального сознания, безостановочно проявляются в виде живых существ, мечущихся в круговороте бытия, в болоте рождения и смерти, существ, подверженных бесчисленным трансформациям, бесконечному повторению жизни со всеми ее страданиями.

Однако, по учению буддистов, в субстрате каждого живого существа скрывается тенденция к успокоению, которая начинает проявляться в тот момент, когда в потоке сознания появляется дхарма чистой «мудрости», «прозрения», благодаря которой живое существо начинает понимать смысл бытия, т. е. его отчаяние и бессмысленность, пока оно не обретет цели, к которой должно стремиться.

Достижение спасения чрезвычайно трудно и требует бесконечных усилий, ибо в состав субстрата личности входит бесконечно большое число элементов в состоянии колебания или волнения, беспрерывно рождающихся и исчезающих. На пути к спасению поток бытия принимает форму то одного, то другого сознательного существа вместе с переживаемым им миром и проходит через длинный ряд ступеней, постепенно сокращая число дхарм-носителей, путем их успокоения.

Следующим важным базовым понятием буддизма является «карма». Карма

В переводе с санскрита Ьаппа обозначает действие, деяние, дело, поступок, жребий. Это также одно из центральных понятий индийской философии, дополняющее учение о перерождении и перевоплощении (сансара). Восходит к арийскому ведическому периоду, тесно увязано с религиозно-философскими исканиями не только брахманизма. Это понятие является существенной частью буддизма, джайнизма, индуизма. В мифологии и этико-религиозных воззрениях индийцев кармой называется действие, в том числе и религиозное, предполагающее последующее воздаяние.

В широком смысле карма — это сумма совершенных в первой жизни поступков, последствия которых определяют вид нового рождения каждого живого существа, т. е. облик и судьбу дальнейшего существования. В узком смысле карма — это влияние совершенных действий на содержание настоящего и последующего существования. Во всех случаях карма понимается как незримая сила, ясным представляется лишь общий принцип ее действия, внутренний же механизм остается скрытым.

Понятие «карма» восходит отчасти и к весьма архаическим представлениям о посмертной судьбе человека: пути богов или предков, обусловленном поведением их при первой жизни и соответственно определяющем возвращение или невозвращение к новому земному существованию в том или ином облике. В ранних Упанишадах (санск. сокровенное знание) — заключительной части Вед, утверждается, что человек становится добрым от доброго деяния, дурным от дурного. Люди сами портят свою жизнь эгоистическими помыслами и делами. Карма иногда сближается с понятием судьбы, рока, она отчасти напоминает понятие удела, доли: человек страдает и живет в таких-то условиях, потому что такова его карма. Говорят также, что условия жизни человека являются результатом его кармы, т. е. общего итога действий, совершенных им в предыдущей жизни. При этом имеется в виду, что каждый поступок несет определенную этическую нагрузку, положительную или отрицательную, в зависимости от которой человек будет вознагражден или наказан либо уже в этой жизни, либо в будущей. Карма, следовательно, является чем-то роковым в том смысле, что человек не может избежать последствий своих же поступков. С другой стороны, он в состоянии сознательно создать лучшие условия для своего будущего.

В этом смысле карма зависит от свободной творческой силы человека. Карма предполагает определенную конфигурацию или определенное расположение уже упоминавшихся дхарм (психофизических элементов жизни), что, в свою очередь, определяет, в каком виде «живое существо» будет представлено в будущей жизни. Можно сказать, что теория кармы вместе с концепцией сансары представляет собой попытку заменить представление о божественной предопределенности идеей космического миропорядка. Сансара

В переводе с санскрита хапхага обозначает прохождение через что-либо, смену различных состояний, круговорот, перерождение, беспрерывное перевоплощение.

Как и многие другие понятия буддизма, восходит к добрахманистсковедическим представлениям и анимистическим верованиям. Концепция сансары заключает в себе идею не только родственности всего живого и переходности, но неуничтожимое его форм. Смерть в контексте данной концепции является лишь началом последующей жизни. Перевоплощение происходит по закону кармы.

Религиозная мифология выделяет в безначальное существующей сансаре шесть видов существ: боги; асуры (высший класс низвергнутых с неба демонов, противостоящих богам); люди, животные, преты (духи умерших, враждебные людям, которые не могут удовлетворить своих желаний; претами рождаются те, кто в прошлой жизни были скупыми, жестокими и прожорливыми); обыватели нараки (в древнеиндийской мифологии это ад или совокупность адов; в нараку живые существа попадают за тяжкие преступления: убийства, обман, самоубийства, клевету; после отбытия определенного периода наказания возвращаются в круговорот сансары).

Вся сансара представляет замкнутую систему: после смерти существа перерождаются в своей прежней сфере или в более, или менее благоприятных сферах в зависимости от совершенных ими поступков (карма). Цепь перерождений является безначальной, но она может иметь конец, которым и является нирвана (успокоение).

Особенности индивидуальной жизни буддисты объясняют своеобразной группировкой дхарм, т. е. процессом, происходящим за пределами воздействия эмпирической личности. Каждый индивидуальный поток дхарм безначален. Под воздействием элементы-дхармы группируются так, что получается видимость иллюзии того, что называется жизнью, от момента зачатия человека до его эмпирической смерти.

Индивидуальный поток дхарм проходит, таким образом, через неограниченное число эмпирически-иллюзорных жизней; каждая жизнь является всего только частичной эпохой в бесконечном процессе бытия потока дхарм. В аспекте теории «перерождения» не какая-либо «душа» переходит из одного тела в другое или из одного мира в другой, а данный один и тот же внеопытный комплекс дхарм, проявляющийся в данное время как одна личность-иллюзия, после определенного промежутка времени проявляется в виде другой, третьей, четвертой и т. д. до бесконечности — личности. Следовательно, ничего, собственно, не перерождается, а происходит бесконечная трансформация комплекса дхарм, совершается перегруппировка элементов-субстратов.

Неизменные частицы (дхармы) группируются в новые, более или менее похожие друг на друга фигуры, но все же индивидуально различные, никогда не повторяющиеся. Каждая отдельная фигура до известной степени обусловлена или связана с предыдущей и, в известном смысле, влияет на последующую. Процесс такой перетасовки происходит в силу безначальной инерции, и если не произойдет приостановки или прекращения движения, то колесо бытия будет автоматически продолжать свое вращение.

Таким образом, движение или волнение, присущее данной трансформации комплекса дхарм, является непосредственной причиной, обусловливающей новую конфигурацию элементов в новом вихре после того, как старая перевоплотится в моменте в виде эмпирической смерти.

Буддизм и предлагает такое средство, которое прекращает этот бесконечный круговорот бытия. Таким средством успокоения волнения дхарм является нирвана.

Нирвана

В переводе с санскрита, означает «угасание». В буддийской религиозно-мифологической системе это одно из центральных понятий, и обозначает умиротворенное состояние сознания, противоположное сансаре, когда прекращаются перерождения и переходы от одной сферы сансарического существования к другой. (Мифы народов мира. Энциклопедия. Т.2. С.223). В состоянии нирваны происходит угасание дхарм, которые теперь уже не способны создавать новые комбинации перерождения; происходит остановка «колеса» сансары. По теории буддизма, о нирване нельзя сказать ничего определенного, кроме того, что это состояние свободы духа, покоя, блаженства.

Нирвана изображается как противоположное всему, что может быть в изменчивой жизни, и потому как нечто непостижимое разумом и невыразимое. Нирвана в философско-религиозной системе буддизма означает, прежде всего, этический идеал, который предстает как психологическое состояние законченности внутреннего бытия перед лицом бытия внешнего, абсолютной отрешенности от него. Это состояние негативно можно изобразить как отсутствие желаний, а позитивно как некое, не поддающееся расчленению, слияние интеллекта, чувств, воли. Последнее предстает с рациональной стороны как истинное понимание, с нравственно-эмоциональной как нравственное совершенство, с волевой как абсолютная несвязанность, и в целом может быть охарактеризовано как внутренняя гармония, согласованность всех наличных способностей, необязательно выражающихся во внешней деятельности Буддм.

О. О. Розенберг так характеризует буддийское понимание нирваны: «Мрак рассеивается, и благодаря мудрости подавляется все большее и большее число элементов, пока не наступает, наконец, последний момент. Тогда данная личность перестает быть эмпирически, тогда уже ни одна дхармане рождается и не исчезает. Часть моря бытия перестает бушевать и погружается в вечный покой, в истинное бытие, к которому не-приложимы выражения эмпирического бытия, но которое, тем не менее, для мистика-созерцателя рисуется в виде высшего блаженства» (Розенберг 0.0. Труды по буддизму. С. 192).

Итак, буддизм создал своеобразное учение о спасении, суть которого сводится к тому, что Будда, предавшись созерцанию, узрел человеческое бытие, наполненное постоянным страданием, и познал причину страдания. Вместе с тем он провидел и вечный покой, и путь, который ведет к нему. Конечная цель предначертана ясно: это покой без возвращения в суету, покой, в котором суета и страдания мирские исчезают навеки.

Это и есть состояние нирваны, которая является целью верующего; достигнув ее, человек обретает спасение.




Дата добавления: 2015-01-30; просмотров: 23 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав

1 | 2 | 3 | 4 | <== 5 ==> | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |


lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.015 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав