Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Теория народонаселения Томаса Мальтуса.

Читайте также:
  1. D)& ғылыми теорияға
  2. Lt; Поведенческая теория личности
  3. Lt;Гуманистическая теория личности
  4. lt;Деятельностная теория личности
  5. Алымдардың есептеуінше өтпелі экономика теориясы адамзат қоғамының ұш ірі күйінен бастау алу керек .
  6. Билет 19 Теория познания И. Канта: анализ основных познавательных способностей человека.
  7. Билет 23. Теория Дж. Кейнса
  8. Билет 31. Проблема познания в философии. Социокультурная природа познания. Проблема достоверности знания. Теория истины.
  9. Биография Томаса Мальтуса.
  10. В основе взглядов классиков лежит трудовая теория стоимости. Классики считали, что богатство общества является результатом труда всей нации.

Теория народонаселения Томаса Мальтуса набрала исключительную популярность и была использована в трудах таких учёных как Чарльз Дарвин и Давид Рикардо, во многом, благодаря многократному переизданию «Опыта о законе народонаселения», где автор доказывал, что население растет в геометрической прогрессии, а средства существования (под которыми подразумевались продукты сельского хозяйства) только в арифметической.
По существу, в этой работе Мальтус сформулировал свою теорию народонаселения, которая сводится к следующим положениям:
— биологическая способность к размножению у человека превосходит его способность увеличивать продовольственные ресурсы,
— сама эта способность к воспроизводству ограничивается наличными продовольственными ресурсами.
Мальтус утверждал, что население имеет тенденцию увеличиваться быстрее, чем средства существования. И приводил в качестве доказательства следующие цифры: каждые 25 лет население может удваиваться, и если такая тенденция сохраниться, то «через два столетия народонаселение относилось бы к средствам существования как 256 к 9, через три столетия как 4096 к 13, а по прошествии двух тысяч лет отношение это было бы беспредельно и неисчислимо».
Из теории Мальтуса вытекают многие аналитические выводы, превратившие её в неотъемлемую часть наследия классической экономической мысли. Эта теория, став стандартом суждения классиков об экономической политике, сводит причину бедности к простому соотношению темпа прироста населения с темпом прироста жизненных благ, определяющих прожиточный минимум. Мальтус считал несостоятельными попытки усовершенствовать человеческое общество с помощью социального законодательства и, как следствие, утверждал, что каждому человеку необходимо заботиться о себе самому и полностью отвечать за свою непредусмотрительность. Многие классики, рассмотрев эту проблему и признав морально-приемлемым контроль над рождаемостью, смогли использовать доктрину Мальтуса как «знамя» программы социальных реформ. «Законы о бедных», по их мнению, делали воздержание излишним и поощряли неблагоразумных, предлагая им часть доходов благоразумных и трудолюбивых, поскольку помощь осуществлялась за счет взимания налогов с последних. Кроме того, рост населения, спровоцированный помощью неимущим, увеличивал бы цены на продукты сельского хозяйства, снижая уровень реальной заработной платы для работающих. Другими словами, по мнению, как Мальтуса, так и Рикардо, «Законы о бедных» содействовали уменьшению благосостояния тех классов, которые живут исключительно своим трудом.
Хотя основная идея теории, сама по себе, верна и актуальна, расчёты Томаса Мальтуса (и, соответственно, прогнозы) оказались не верны. Используя как закон положение о том, что при благоприятных условиях население, увеличиваясь в геометрической прогрессии, будет удваиваться каждые 20-25 лет, а производство пищи и других необходимых предметов существования, возрастая в арифметической прогрессии, не сможет приумножаться аналогичными темпами. И тогда, в связи с перенаселением, бедность охватит всё человечество. Биологическая способность человека к продолжению рода, по мнению Мальтуса, характеризуется так же как у животных. И эта способность, несмотря на постоянно действующие принудительные и предупредительные ограничения, превосходит способность человека наращивать продовольственные ресурсы. Однако, идеи Мальтуса были на столько просты и очевидны, что повлекли за собой массу разнообразных и не однозначных откликов.
Острее всего учение Мальтуса было раскритиковано последователями Карла Маркса. Наибольшим нападкам подверглась центральная идея о влиянии численности и темпов прироста населения на благосостояние общества.
А. Маршал утверждал, что Томас Мальтус потому призывает людей прибегать к добровольному самоограничению, что он не мог предвидеть бурное развитие парового транспорта на суше и на море, позволяющее приобретать продукты по сравнительно низким ценам.
Однако, сам Мальтус, объяснял невозможность увеличивать производство продовольствия не только медленным развитием сельского хозяйства, но и популярным в то время «законом убывающего плодородия почв». Так же сомнительна использованная им демографическая статистика США, поскольку она не учитывала огромный миграционный прирост населения того времени. Но, в конечном счёте, Мальтус сам допускал наличие ошибок в своей работе.

 


Дата добавления: 2015-01-30; просмотров: 9 | Нарушение авторских прав

1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | <== 11 ==> | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 |


lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2020 год. (0.01 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав