Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Проблема перехода от античной к средневековой философии

Читайте также:
  1. А. Шопенгауэр и Ф. Ницше (от классической философии к иррационализму и нигилизму)
  2. Автотранспорт как экологическая проблема
  3. АКТУАЛЬНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ПЕРЕХОДА К УСТОЙЧИВОМУ РАЗВИТИЮ НА ГЛОБАЛЬНОМ, НАЦИОНАЛЬНОМ И РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЯХ
  4. Алкоголизм как социально-педагогическая проблема
  5. Анализ человеческого существования в философии экзистенциализма.
  6. Анатомо-физиологические и психологические предпосылки перехода к подростковому возросту. Проблема кризиса подросткового возраста.
  7. Античная философия. Натурфилософские ориентации досократической философии.
  8. Античности и античной культуры.
  9. АНТИЧНЫЙ МИР И ГЕНЕЗИС ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ
  10. Антропологическая проблема в русской философии

Основной причиной радикальных изменений, которые произошли в мировоззрении во время перехода от античности к европейского Средневековья, было разрушение античного полиса (основной формы государственной и общественной жизни) как реальной почвы всей античной цивилизации, а вместе с ним - разрушение и всего уклада жизни. Римская империя ввела в свой состав огромную территорию с разнообразными этносами, культурами, верованиями, подчинив все единому центру. Огромная государственная машина империи, которая почти все время находилась на военном положении, перемешивала и перемалывала и людей, и культуры, и религии, сделав наконец отдельного человека беспомощным и беззащитным. Ни власть, ни богатство, ни высокие должности не были надежной основой для человеческой жизни. Отчаявшись во всем материальном, люди обращали свои взоры и надежды к духовному. Здесь очень полезным было открытие античной философией автономии человеческого духа, поскольку оно помогало человеку найти в самой себе опору для противостояния жизненным невзгодам. Однако философия была не очень доступной для множества людей, поэтому в Римской империи были распространены мистицизм (вера во вмешательство в человеческую жизнь тайных сил), культы различных богов, огромное количество которых, кстати, больше запутывала людей, чем им помогала. Появление христианства хорошо вписывалась в общий духовный настрой эпохи, а потому оно достаточно быстро распространилось в империи. Ведь именно христианство не просто признало автономию человеческого духа, а дала ей свое объяснение: в человеческой душе есть доля божественного, то есть абсолютного духа, а могущество последнего была наглядно продемонстрирована Иисусом Христом. Какой именно потому, что нес в себе этот дух, прошел через смерть и победил ее. В последствии вся эпоха Средневековья жила в условиях доминирования христианской религии во всех сферах общественной жизни.

Появление и утверждение христианства в Европе привели к радикальной духовной революции в развитии европейской цивилизации. Это можно увидеть достаточно отчетливо через сравнение античного и средневекового мировоззрения с их основными характеристиками.

Античной мировоззрение

1. Политеизм (многобожие).

2. Боги является частью природы, или олицетворением природных стихий.

3. Выходные качестве богов: сила, могущество;

4. Боги упорядочивают и украшают мир.

5. Космос, природа - общие условия существования богов и людей.

6. Человек опирается в своих поступках на знания.

7. Главная жизненная задача человека - совершение подвига.

8. В восприятии действительности акцент падает на внешнее, внутреннее проявляет себя только через внешнее.

9. Люди разделяются по этническим и родовым признакам.

10. Господство натуралистического мировосприятия.

 

Средневековый мировоззрение

1. Монотеизм (единобожие).

2. Бог является духовной сущностью, которая находится за пределами мира (трансцендентность).

3. Исходное качество Бога любовь к человеку.

4. Бог творит мир из ничего.

5. Природа не имеет собственной сущности и не может существовать без притока божественной энергии.

6. Человек во всем полагается на веру в Бога.

7. Главная жизненная задача человека - спасение души.

8. В восприятии действительности акцент падает на внутреннее;

внешнее скорее мешает правильно понять внутреннюю.

9. Все люди равны перед Богом.

10. Господство символического мировосприятия;

 

Как видим, основные мировоззренческие ориентиры во время перехода от античности к средневековью меняются на противоположные. Человек Средневековья сосредоточивается на внутреннем, духовном. Спасение души для нее имеет не только индивидуальный смысл: спасая себя, человек, во-первых, увеличивает мировой потенциал добра и света, а во-вторых, способствует возвращению мира к тому состоянию, в котором он находился до грехопадения. Человеческая жизнь приобретает целевого направления, а история - временного измерения, поскольку все человечество напряженно ожидает второго пришествия Христа.




Дата добавления: 2015-01-30; просмотров: 59 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав

<== 1 ==> | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |


lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав