Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Неклассическая наука

Читайте также:
  1. XIV. Светские наука, культура, образование
  2. А педагогика – наука о развитии жизненного опыта человека (обучающегося). Это и есть ее предмет!
  3. А) медицина относится к наукам эмпирическим
  4. Адміністративно-процесуальне право як наука та навчальна дисципліна.
  5. Античная наука
  6. Антропология как наука, ее разделы, методы, история развития.
  7. Билет 2. Место дошкольной педагогики в системе педагогических наук, ее связь с другими науками.
  8. Билет 3. Отраслевое деление педагогического знания и его связь с другими науками.
  9. Билет 44 Наука и техника. Основные противоречия и тенденции научно-технического развития.
  10. Биология как наука, ее достижения, связи с другими науками. Методы изучения живых объектов. Роль биологии в жизни и практической деятельности человека.

Начала складываться в 20-х – 30-х годах ХХ века благодаря феноменологической школе в философии (Э. Гуссерль). (до него думали, что сознание работает параллельно работает с логическим мышлением, как-то так, а после – сознание одномоментно улавливает и ухватывает, типа неделимо чтоли, что курил Лубовский, неразрыв отражения предмета в сознании и работы сознания «гносеологический нарост»).

Картина мира лишается представлений о механическом характере детерминации. На смену лапласовскому детерминизму приходит представление о вероятностном характере причин­но-следственных связей. Важнейшее отличие не­классической картины мира от классической — ее ре­лятивистический характер. (Релятиви́зм (от лат. relativus — относительный) — методологический принцип, состоящий в метафизической абсолютизации относительности и условности содержания познания.)

В неклассической карти­не мира пространственная среда неоднородна по своим свойствам. Законы имеют относительный ха­рактер и могут рассматриваться лишь как частный случай по отношению к более общей системе законов (яркий пример — соотношение классической, или ньютоновской, и квантовой механик как частное — общее). Наконец, для неклассической научной кар­тины мира характерны холистические представления об объектах научного исследования, т. е. представле­ния о том, что целое не равно простой арифметиче­ской сумме его частей. Широко распространившиеся в науке 50—70-х гг. идеи общей теории систем и ки­бернетики изменили научную картину неклассиче­ской психологии.

Неклассическая наука имеет иной идеал научно­сти. Он во многом задан принципом дополнительно­сти. (В 1927 г. великий физик Нильс Бор сформулировал принцип, ставший известным как принцип дополнительности (исследователь является неотъемлемой частью познавательной ситу­ации). Смысл этого принципа вполне понятен: иссле­дователь выбирает тот или иной возможный способ описания и интерпретации полученных данных, без исследователя с его знаниями, опытом, научной ин­туицией, интеллектом и т. д. невозможна никакая по­знавательная ситуация в науке и т. д.. + Раскрывая разные стороны изучаемых явлений, альтернативные описания в науке не взаимоисключаются, а взаимодополняются!) Научным признается результат, не имеющий опоры на непо­средственные данные органов чувств. В неклассической науке признаются также научными результаты, вообще не имеющие прямой эмпирической основы, в том числе и результаты мыс­ленных экспериментов. Как уже было сказано, для неклассической науки характерно, что теоретическая модель изучаемой реальности конструируется априо­ри, а затем ученые находят ей эмпирическое подтвер­ждение.

(в отличии от классич. + человек (!) как субъект познания)

В качестве примера неклассической науки, думаю можно Выготского: В отечественной психологии необходимость вве­дения испытуемого (его эмоциональных и потребностных состояний, его мотивации и т. д.) в познава­тельную ситуацию была впервые осознана Л. С. Вы­готским (1924). «Опрос испытуемого с целью совершенно объективного изучения и учета необна­руженных рефлексов есть необходимая часть экспе­риментального исследования нормального человека в состоянии бодрствования», — писал он по поводу методики рефлексологического исследования, под­черкивая, что только так и возможна подлинно ма­териалистическая рефлексология (Выготский, 1982. Т. 1.С. 47). (и только так психология может быть построена как объективная наука!!11)

Неклассическая психология признает научны­ми выводы, полученные при наблюдении единично­го случая. Модели, созданные априори, также харак­терны для неклассической психологии — вспомним трехмерную модель интеллекта Дж. Гилфорда (1954). Неклассический идеал научности формировался в рамках различных психологических школ; и снова необходимо назвать имена Л. С. Выготского, Ж. Пиа­же, К. Левина.

Философские основания неклассической науки также существенно отличаются от своих предшест­венников. Прежде всего, как уже было отмечено, неклассическая наука отказывается от допущения Абсолютного наблюдателя. В. С. Степин показы­вает, что в трудах А. Эйнштейна, М. Борна, В. Гейзенберга и особенно Н. Бора отчетливо выражено понимание зависимости наших представлений о физическом мире от положения познающего субъ­екта во Вселенной и от специфики его познавате­льных средств, благодаря которым он выделяет в природе те или иные ее объекты и связи. В соответ­ствии с этим методологическая рефлексия, в том числе и в психологии, направлена на анализ по­знавательных средств ученого и изучение того, как они задают видение им изучаемых объектов. Этой проблеме были посвящены, например, работы Г. П. Щедровицкого, написанные им в то время, когда он работал в области детской и педагогиче­ской психологии. Неклассическая психология, как показано в исследованиях В. П. Зинченко, ставит по-иному некоторые философские проблемы — о соотношении внешнего и внутреннего, мате­риального и идеального, субъекта и объекта. Таким бразом, философские основы неклассической пси­хологии поднялись над дуализмом Декарта.

• «"феномен" это нечто, что имеет онтологическое (весомое типа) существование или значимость» (М.К. М.)

• «Феномены локальны по отношению к тотальной перспективе … и независимы» (здесь и сейчас)

\Курт Левин\ феноменологическая психотерапия, всё что дано в сознании – феноменологическое поле + «как» важнее «почему» (vs.Орлов)

• Не отделимы от сознательного измерения,

• Экранируют себя и от своего носителя, и от наблюдателя, (что-то скрыто и от того, и от другого, там пример был, про то, что когда чел хочет рассказать своему психоаналитику про сон – упорядочивает – трансформирует, т.е. носитель что-то упускает, а наблюдатель – вносит свои ассоциации, через опыт. Далее что-то Юнг говорит, что может быть понято (приблизиться), учитывая весь контекст души.)

• выделены как индивиды.

В пример можно еще психоанализ «вызов классическому мышлению», НИЖЕ ЕСТЬ ПОЯСНЕНИЕ ВАЖНОЕ до Фрейда никто не принимал сноведения всерьез, там же и Юнг сидит. Сон – (как феномен) отнологическое (весомое, существенное типа) существование или значимость (для чего-то это необходимо, следовательно надо изучать и использовать явление, чтобы помогать).

Еще тут есть мысль, что раз человек что-то вспомнил, то вопрос было ли это на самом деле или нет – неважно, важно – что вспомнил, значит это существенно (я так понимаю тоже отличие от классической, где только что эмпирикой проверяется – достоверно). Единичный случай также ценен как тысяча наблюдений. *Вася, выдыхай*.

(ТО ЧТО НАШЛА ЕЩЕ КОНКРЕТНЫЙ МАМАРДАШВИЛИ)

Классический идеал рациональности базируется на двух исходных правилах, сформулированных, по мне­нию М. К. Мамардашвили, на материале наблюдения физических тел. Правило первое: «Физическим те­лом, грубо говоря, называется такое явление, кото­рое полностью пространственно выражено в своем содержании, т. е. все, что мы можем сказать о структу­ре этого явления, о его составе, строении, таково, что оно полностью развернуто для внешнего пространст­венного наблюдения или же (если идет речь об идеаль­ных абстрактных объектах или так называемых нена­блюдаемых теоретических "сущностях") разрешимо на каких-либо наблюдаемых частях внешнего про­странства. В этом смысле термины "объективное" и "пространственное" совпадают, могут употребляться через запятую, как и понятие "внешнее наблюдение". В последнем добавлении очевидно, что "объективно­му" тождественно здесь "внешнее" (или пространст­венное), а "внутреннее" — "субъективному"» (Ма­мардашвили, 1984. С. 6).

Суть второго правила в том, что для классического идеала научной рациональности характерно «отожде­ствление (восходящее к Декарту) "материальности" с пространственностью (или внешней выраженностью для наблюдателя), лишь в зависимости от которой действия мира на нас или на возможного наблюдате­ля могут (и будут) рассматриваться как материаль­ные, опытно данные (и поддаваться наглядному представлению в образах "контакта", "соприкосно­вения", "удара", "взаимного расположения" и т. д.)

В той мере, в какой мы под термином "материя" имеем в виду нечто от­личное от сознания, имеющего внутреннее (психиче­ское) измерение, а за этой последней вещью признаем непространственность, то под "материальными про­цессами" мы, конечно, имеем в виду то и только то, что полностью выражает самое себя своим пространствен­ным расположением, поддающимся внешнему наблю­дению» (Мамардашвили, 1984. С. 14).

Такая модель научной рациональности, как показы­вает далее М. К. Мамардашвили, содержит одно суще­ственнейшее, неочевидное на первый взгляд допуще­ние: «...состояние ума, в котором известен некоторый предмет А, одинаково по всему пространству наблюда­телей и их состояний, т. е. фактически в любой данный момент расположено множественно сообщенным об­разом». Это допущение неявно предполагает, что суще-' ствует некий божественный интеллект, к которому можно перейти от обычного человеческого интеллекта, хотя и в предельном случае. Данное допущение предпо­лагает «непрерывность опыта, а она — условие научных высказываний о предметах, данных этому опыту, пред­полагает, как я сказал, перенос наблюдения по всему полю, т. е. мою возможность в любой точке пространст­ва наблюдения быть рефлексивно непрерывным носи­телем интеллигибельного содержания происходящих (или вообще осознаваемых) там событий, явлений» (Там же. С. 16). Это допущение получило название до­пущения Абсолютного наблюдателя. Его суть в том, что ученый в своей деятельности стремится приблизиться к этому божественному интеллекту, который делает оди­наково умопостигаемым все, что происходит в любой точке пространства. Как пример классической научной рационально­сти М. К. Мамардашвили приводит пример традиционной педагогики: «В классической педагогике, лишь частный элемент общего классического стиля мышления, фактически предполагается некоторая привилегированная система отсчета — такая, что перенос знания из любой точки пространства и вре­мени в любую другую точку пространства и времени (в том числе из одной головы — в другую в обучении и усвоении) покоится на реконструкции или воссозда­нии одного единого (или самотождественного) субъ­екта по всем точкам этого поля. Это означает, что вез­де происходит "то же самое", что может быть получено на основе подстановки однорефлексивного, автоном­ного и конечного источника выбираемых, приводимых в связь и подтверждаемых данных, представлений и знаний» (Мамардашвили, 1984. С. 17).

«.. .мы считаем, что процесс обучения состоит в том, что если, например, ребенок стоит в точке А и у меня, у универсального наблюдателя, есть знание о том, что происходит в точке А, то я могу передать ребенку это знание, или он, проделывая соответствующие шаги по своей какой-то скрытой динамической "кри­вой", со временем все равно придет в итоге к пони­манию того, что я уже понимаю.

По мнению М. К. Мамардашвили, существенней­шая особенность классического идеала научной ра­циональности в том, что классическое наблюдение имеет дело с явлениями, которые существуют как бы самостоятельно и независимо от их сущностей. В отличие от классического, неклассический идеал рациональности основывается на представлении о феномене: «"Феноменом" будем называть то обладающее чувственной тканью образо­вание сознания, которое выступает в объективирую­щем расцеплении ментального понимательного со­членения и от бытия в котором мы не можем сместить­ся к представлению (как психическому объекту), содержащемуся в этом сращении и соотнесенному с предметными референтами, доступными и внешнему (или абсолютному) наблюдателю. *НУ ВЫДЫХАЙ ЖЕ СКОРЕЕЕЕ, СИНИЙ УЖЕ ВЕСЬ* Феномены локальны по отношению к тотальной перспективе (или замкнуты в своем мире по отношению к ней) и независимы: субъ­ект может лишь добавлять их к внешним наблюдатель­ным и логическим определениям — они есть или их нет. И в них содержится то, что "произошло в действительности" в смысле испытания мира, в отличие от; последующего нароста, поддающегося гносеологическому анализу в том, что я называл дуальной структурой сознания. Именно проявление целого как целого феноменально...» *ЕМУ ХВАТИТ* (1984. С. 27). Феномены, по; Мамардашвили: 1) не могут быть вполне четко и од­нозначно отделены от сознательного измерения; 2) не отделены ни от своего агента, ни от наблюдате­ля, не совпадая по содержанию с содержанием, пере-: водимым в универсальные системы отсчета; 3) они «индивидуализируют себя своим случанием», выделены как индивиды.

Благодаря этим определениям понятно, в чем ко­ренное отличие классического и неклассического идеала рациональности. Принцип дополнительности, введенный Н. Бором и В.Гейзенбергом, — проявление неклассических представлений о научной рацио­нальности. «Неклассическая же проблема онтологии ума (или, соответственно, рациональности) уходит своими корнями в те изменения в ней, которые возникают в XX веке — в связи с задачей введения сознательных и жизненных явлений в научную картину мира», — писал М. К. Мамардашвили (Там же. С. 12). Действительно, переход к новому идеалу научной pациональности возникает вместе с задачей введения: сознательных явлений в научную картину мира. Кон­цепция ноосферы В. И. Вернадского — одна из попы­ток решения этой задачи и один из первых в истории науки примеров неклассических представлений о на­учной рациональности.

Пример неклассической научной рациональности, приводимый самим М. К. Мамардашвили, — психоанализ 3. Фрейда: «В психоанализе этими свойствами обладает понятие симптома. Действительно, что пред­ставляет собой симптом? Симптом есть косвенное целостное, далее неразложимое и несводимое внутри себя, т. е. по отношению к внешнему миру, выражение чего-то другого. Например, таковым является (анали­зируемый Фрейдом в "Психопатологии обыденной жизни") классический пример "ляпсус лингве" — языковой монстр, "невозможное" слово типа beglei-digen ("чемоданно"), ведь таковы рекуррентные сим­птомы и формации неврозов и психозов, таковы устойчивые архетипические сцепления символов сно­видений, фантазмов детских "теорий" происхождения, "первичной любовной сцены" и т. п.» (1984. С. 35).

Добавим от себя, что в психоанализе оказались смешанными и неклассические и классические пред­ставления о научной рациональности. К последним относится учение Фрейда о символе. Толкование сновидений при помощи универсального набора интерпретационных ключей, на наш взгляд, не что иное, как попытка поставить аналитика на место Абсолютного наблюдателя, «откуда все видно».(Во! Значит там где про сновидения, в неклассике – Юнг дается, а Фрейд всё же нет) Хотя я уже запуталась, в презентации Лубовского в примерах неклассической: Психоанализ З.Фрейда (пример М.К. Мамардашвили);Признаки неклассической научности в гештальтпсихологии и теории Курта Левина;Культурно-историческая теория Л.С. Выготского.

Заметим, что гораздо чаще психологи назы­вают основоположником современной психоло­гии не Фрейда, а К. Г. Юнга, у которого этот, говоря словами поэта И. Иртеньёва, «старого мышленья рецидив» внутри психотерапевтической теории был преодолен. Хорошо известно, что, по Юнгу, понять символ можно лишь в целостном контексте бессознательной жизни данного человека. Одного сновидения для интерпретации мало — нужно не­сколько, а еще лучше — несколько десятков, чтобы реконструировать контекст.

Другой пример неклассической психологии, при­водимый М. К. Мамардашвили, — теория установки Д. Н. Узнадзе: «В школе Узнадзе понятие установки пыталось фиксировать и внести в психологию через наблюдаемые последствия некоторые духовные ядра, не понятные и не анализируемые сами по себе в тер­минах анализа психики как биологического явления, но понятные лишь в терминах учения о бытии. В со­временной психологии такие же вещи наблюдаются и в так называемых экстремальных ситуациях, когда точное действие совершается без какой-либо реф­лексии, как бы в подвешенном состоянии субъекта, вынутого вообще из пространства и времени» (1984. С. 51). Более подробно теория установки Д. Н. Узнад­зе как явление неклассической психологии проана­лизирована А. Г. Асмоловым (2002).

М. К.Мамардашвили отмечал, что в понятии «знание», тракту­емом в традиции, идущей от Декарта, тавтологически заключено предположение, что тот, кто знает предмет А, знает свое состояние ума относительно А (т. е. со­знание прозрачно для самого себя). Предположение о прозрачности сознания в данном случае не что иное, как допущение Абсолютного наблюдателя (о котором уже было сказано) применительно к само­наблюдению.

Идеи об ассоциациях Б. Спинозы, развитые Дж. Локком, направили ассоцианистов по пути поис­ка элементов сознания, связанных между собой ассо­циациями.Кроме ассоцианистов, из картезианской дихото­мии «субъект — объект» исходили и основоположни­ки бихевиоризма. Их решение проблемы, как извест­но, состояло в последовательной попытке изгнать из психологии все субъективное, оставив только объек­тивное, которое понималось исключительно как внеш­не наблюдаемое. Вполне очевидно, что в основе бихе­виоризма Дж. Уотсона и Э. Торндайка — классический идеал научной рациональности, причем в крайне меха­нистическом и метафизическом варианте.




Дата добавления: 2015-01-30; просмотров: 58 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав

1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | <== 11 ==> | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |


lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.008 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав