Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Научная картина мира. Сциентизм и антисциентизм в философии науки 7 страница

Читайте также:
  1. А. Шопенгауэр и Ф. Ницше (от классической философии к иррационализму и нигилизму)
  2. Административно-правовая организация в сфере образования и науки.
  3. Азақстан территориясындағы қола дәуірі 1 страница
  4. Азақстан территориясындағы қола дәуірі 2 страница
  5. Азақстан территориясындағы қола дәуірі 3 страница
  6. Азақстан территориясындағы қола дәуірі 4 страница
  7. Анализ человеческого существования в философии экзистенциализма.
  8. Античная философия. Натурфилософские ориентации досократической философии.
  9. АНТИЧНЫЙ МИР И ГЕНЕЗИС ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ
  10. Антропологическая проблема в русской философии

Сами отношения социальности прочитываются как отношения людей по поводу людей и отношения людей по поводу вещей. Из этого следует, что наука как социокультурный феномен вплетена во все сферы человеческих отношений, она внедряется и в базисные основания отношений самих людей, и во все формы деятельности, связанные с производством, обменом, распределением и потреблением вещей. Максима современного технократического века гласит: «Все должно быть научным, научно обоснованным и научно проверенным». Следует ли из такого высокого статуса науки ее легальная экспансия во все сферы человеческой жизни, или же, напротив, это обязывает науку нести ответственность за все ущербные процессы существования человечества? Вопрос открытый. Ясно одно: как социокультурный феномен, наука всегда опирается на сложившиеся в обществе культурные традиции, на принятые ценности и нормы. Познавательная деятельность вплетена в бытие культуры.

Отсюда становится понятной собственно культурно-технологическая функция науки, связанная с обработкой и возделыванием человеческого материала — субъекта познавательной деятельности, включение его в познавательный процесс

Культурная функция науки не сводима только к результативному исходу, т.е. к тому, что результаты научной деятельности составляют также и совокупный потенциал культуры как таковой. Культурная функция науки сильна своей процессуальностью. Она предполагает прежде всего формирование человека в качестве субъекта деятельности и познания. Само индивидуальное познание совершается исключительно в окультуренных, социальных формах, принятых и существующих в культуре. Индивид застает уже готовыми («априори» в терминологии И.Канта - profreglament.ru) средства и способы познания, приобщаясь к ним в процессе социализации. Исторически человеческое сообщество той или иной эпохи всегда располагало и общими языковыми средствами, и общим инструментарием, и специальными понятиями и процедурами — своеобразными «очками», при помощи которых прочитывалась действительность, «призмой», сквозь которую она разглядывалась.

Научное знание, глубоко проникая в быт, составляя существенную основу формирования сознания и мировоззрения людей, превратилось в неотъемлемый компонент социальной среды, в которой происходит становление и формирование личности.

Наука, понимаемая как социокультурный феномен, не может развиваться вне освоения знаний, ставших общественным достоянием и хранящихся в социальной памяти. Культурная сущность науки влечет за собой ее этическую и ценностную наполненность. Открываются новые возможности этоса науки: проблема интеллектуальной и социальной ответственности, морального и нравственного выбора, личностные аспекты принятия решений, проблемы нравственного климата в научном сообществе и коллективе.

Наука выступает как фактор социальной регуляции общественных процессов. Она воздействует на потребности общества, становится необходимым условием рационального управления. Любая инновация требует аргументированного научного обоснования - profreglament.ru. Проявление социокультурной регуляции науки осуществляется через сложившуюся в данном обществе систему воспитания, обучения и подключения членов общества к исследовательской деятельности и этосу науки.

Наука развивается сообществом ученых и располагает определенной социальной и профессиональной организацией, развитой системой коммуникаций. Еще Фрэнсис Бэкон в свое время отмечал: «Совершенствования науки следует ждать не от способности или проворства какого-нибудь отдельного человека, а от последовательной деятельности многих поколений, сменяющих друг друга». Ученый — всегда представитель той или иной социокультурной среды. «Силовое» воздействие всего социокуль-турного поля на имеющийся научно-творческий потенциал показывает степень «чистоты» препарата науки.

В науке приветствуется поиск истины, а следовательно и критика, полемика, спор. Ученый находится в ситуации постоянного подтверждения своей профессиональности посредством публикаций, выступлений, квалификационных дисциплинарных требований и часто вступает в сложные отношения как со своими оппонентами-коллегами, так и с общественным мнением. Признание деятельности ученого связано с градацией степеней и званий. Самой престижной наградой является Нобелевская премия.

Конечно же, творческий потенциал личности может остаться нереализованным либо оказаться подавленным общественной системой. Но совершить открытие, изобрести нечто новое может лишь индивид, обладающий проницательным умом и необходимыми знаниями, а не общество как таковое.

В эпоху НТП роль науки столь непомерно возросла, что потребовалась новая шкала ее внутренней дифференциации. И речь уже не шла только о теоретиках или экспериментаторах - profreglament.ru. Стало очевидно, что в большой науке одни ученые более склоняются к эвристической поисковой деятельности — выдвижению новых идей, другие к аналитической и экспликационной — обоснованию имеющихся, третьи — к их проверке, четвертые — к приложению добытого научного знания.

По подсчетам социологов, наукой способны заниматься не более 6-8% населения. Иногда основным и эмпирически очевидным признаком науки считается совмещение исследовательской деятельности и высшего образования. Это весьма резонно в условиях, когда наука превращается в профессиональную деятельность. Научно-исследовательская деятельность признается необходимой и устойчивой социокультурной традицией, без которой нормальное существование и развитие общества невозможно. Наука составляет одно из приоритетных направлений деятельности любого цивилизованного государства.

Современную науку называют Большой наукой. В конце 20-го - начале 21-го веков численность ученых в мире превысила 5 млн. человек. Наука включает 15 тыс. дисциплин и несколько сот тысяч научных журналов. 20-й век называют веком современной науки - profreglament.ru. Новые источники энергии и информационные технологии — перспективные направления современной науки. Возрастают тенденции интернационализации науки, а сама наука становится предметом междисциплинарного комплексного анализа. К ее изучению приступают не только науковедение, философия науки, но и социология, психология, история

22. ФУНКЦИИ ФИЛОСОФИИ В НАУЧНОМ ПОЗНАНИИ Существует 2 основных типа взаимоотношений философии и частных наук:

1) абсолютизация какой-либо стороны философии или частных наук (выражается в натурфилософии;
2) постулируется диалектическая взаимосвязь философии и частных наук (оформляется в философском направлении – позитивизм).

Первая модель: философия (природы) – абстрактное, умозрительное, спекулятивное знание без опоры на какую-либо частнонаучную дисциплину.

В XIX в. формируется позитивизм (О. Конт) как противоположное направление, абсолютизирующее науку: «Наука – сама себе философия. Философия призвана лишь обобщать знания позитивных наук. Наука отвечает на вопрос «как», а не «почему» - эта позитивистская линия выбросила науку из философии. Различают 4 формы:

1) Классический позитивизм. 2) Эмпириокритицизм. 3) Логический позитивизм (неопозитивизм) (20 – 30 гг. XX в.) – сфокусировался на знаковых проблемах. Не выбрасывает философию из науки, считая философию деятельностью по анализу языка науки; различают аналитические (определения и тавтологии) и синтетические (требуют обобщения опыта) суждения. Все остальные суждения бессмысленны. Философия должна выбрасывать все псевдонаучные, бессмысленные суждения. 4) Постпозитивизм – анализ роста научного знания (Поппер, Кун, Лакатос). Задача философии – анализ методологии научного познания.

Вторая модель: постулирование диалектической взаимосвязи противоположных суждений. Философия и наука необходимы друг другу. Функции философии в научном познании (стандарты):
1) мировоззренческая; 2) методологическая; 3) гносеологическая; 4) аксеологическая; критическая.
1) Мировоззренческая – общее представление об устройстве мироздания. Всякая естественнонаучная дисциплина имеет дело с частью науки, мира, но в соответствии с системным подходом – требуется обобщение, увязка воедино всех фрагментов научной дисциплины – непротиворечивость, единство картины.
2) Методологическая (учение о методе познания; совокупность предельно общих приемов, способов). Философия – общее учение о методах научного познания. Кроме того, она разрабатывает свои методы, некоторые из которых имеют значение для всех научных дисциплин (диалектический метод, системно-структурный метод, метод восхождения от абстрактного к конкретному).
3) Гносеологическая функция. Философия занимается анализом содержания наиболее общих понятий (универсалий) нашего мышления. Занимается поиском ответов на вопросы: достижима ли истина, какие ее критерии, черты и т.д.
4) Аксеологическая (теория ценностей). Философия пытается показать связь достижений науки с конкретным культурным контекстом.
5) Критическая – критический анализ науки, ее смысла, ценностей, претензий на истину. Кохановский выделяет умозрительно-прогностическую функцию. Философия, работая на территории между наукой и религией, натыкается иногда на концепции (теории), задающие стратегию научных исследований.

23. Специфика социально-гуманитарного познания. Гуманитарное знание включает в себя поиски современных идеалов и целей, обосновывает решающее значение духов­ного начала и интеллекта как важнейшего условия направ­ляемого развития. Исходным пунктом гуманитарных наук становится разумная деятельность человека как первич­ная субстанция по отношению к науке и социальным про­цессам.

Исходным пунктом гуманитарного познания все в большей степени становится разумная деятельность человека, выступающая как первичная субстанция по от ношению к социально экономическим процессам и науке.

В истории развития наук о человеке естественнонаучный и гуманитарный подходы были принципиально различны. Долгое время эти два подхода абсолютизирова­лись и иногда стимулировали, а чаще препятствовали раз­витию друг друга. Но и тот и другой должны были отве­тить на главный вопрос: благодаря чему человек, который как биологическое существо является слабым и уязвимым, смог успешно конкурировать с животными, а позже стал самой могущественной на земле силой? Между тем тот факт, что человек является историческим, социальным и культурным существом, позволяет понять, что его «при­рода» не является чем-то заданным, строится в каждой культуре по-своему. Признание того, что все, что люди умеют, есть продукт культурного развития, воспитания и образования, позволяет преодолеть односторонность све­дения человека к животному, а изучение биологией, этно­логией, зоопсихологией форм жизнедеятельности живот­ных конкретизирует и содержательно обогащает философ­ские идеи о единстве мира.

В общей истории изучения личности различными гу­манитарными науками выделились несколько подходов. Самые важные из них: философско-литературный под­ход — изучение личности прежде всего во взаимодействии с обществом; клинический подход — исследование нормы, патологии и аномалии в развитии личности; психологичес­кий экспериментальный подход — определение доминан­тных личностных черт, комплексов, обуславливающих психику и поведение. Кроме того, следует отметить влия­ние на философское понимание личности таких глобаль­ных проблем психологической науки, как роль наследствен­ности и среды, сознательного и бессознательного в форми­ровании личностной психики и поведения.

Герменевтический методологический стандарт

С методологической точки зрения специфика любой науки зависит от двух важнейших моментов: предмета науки и методов его исследования. Причем второй момент обусловлен первым, так как своеобразие предмета накладывает отпечаток на метод исследования. В гуманитарных науках специфическим предметом исследования, отличающим их как от естественных наук, так и от общественных, являются специфические знаковые системы, которые можно условно назвать текстами. Тогда гуманитарное познание является вторичным отражением действительности. Можно считать, что отражение действительности в них опосредовано текстами. Точное определение понятия "текст" - задача довольно сложная и не имеет решающего значения при общем методологическом подходе. Существенно выявить лишь важнейшие характеристики текстов.

Одной из таких характеристик является знаковая природа текстов. Знаки в них связаны между собой определенными отношениями. Поверхностная структура знаков выступает как внешняя данность и воспринимается непосредственно при помощи органов чувств.

Из знаковой природы текстов следует вторая их особенность, заключающаяся в том, что они являются носителями информации. Эта особенность служит гносеологической предпосылкой специфической герменевтической концепции в области методологии гуманитарных наук. Герменевтика нужна там, где существует непонимание. Если смысл как бы "скрыт" от субъекта познания, то его надо дешифровать, понять, усвоить, истолковать, интерпретировать. Все эти понятия могут быть синтезированы в общую методологическую категорию "понимание", которая в гуманитарных науках приобретает особое методологическое звучание: на первый план здесь выдвигаются интерпретационные методы получения знания. Именно они в большинстве случаев обеспечивают прирост знания в области гуманитарных наук, но в то же время перед исследователями возникают сложнейшие проблемы обоснования истинности гуманитарных теорий и их методологического обеспечения.

24.Общество как объект познания Термин «общество» очень многозначен. Он употребляется в научном (категориальном) и обьщенном смыслах. В обыденном языке его используют для обозначения различных добровольных объединений людей, например, по интересам — общество «рыболов-спортсмен», «общество историков» и т.п. В научном значении термин «общество» также употребляется в различных смыслах. В социально-гуманитарной литературе можно насчитать, по крайней мере, пять основных значений:

во-первых, общество — это отдельная группировка людей (часть населения планеты), т.е. самостоятельная единица истории, целостный и самодостаточный социальный организм (например, российское, французское, японское и иные общества); это этническая или полиэтническая общность людей со своей историей и культурой;

во-вторых, это совокупность социальных общностей региона (ближневосточное, западно-европейское и другие общества);

в-третьих, все человечество в целом — планетарное общество;

в-четвертых, это общество определенного исторического типа (античное, феодальное, буржуазное);

в-пятых, под обществом понимается безотносительно к его конкретным формам группировка людей, по ряду признаков противоположная природе: общество индивидов, общество деятелей-созидателей, человеческое общество.

Обобщенное определение общества может быть таким: общество — это обособившаяся от природы часть бытия, характеризующаяся своими способами самоорганизации, воспроизводством и потреблением материальных благ (ценностей), нормами и принципами жизни людей, социальными отношениями и институтами. В этом определении заключена сущность общества, которая выражена общими и особенными признаками.

Общий признак общества указывает на его единство с природой и человеком. Он состоит в том, что общество является частью материальной природы, имеет единые характеристики с природой. К особенным признакам можно отнести: наличие индивидов, обладающих сознанием и социальными качествами; деятельность по созданию, распределению и хранению материальных и духовных ценностей: удовлетворению на их основе материально-физических и духовных потребностей людей; особая организация и управление, нормы и принципы жизнедеятельности, отношения общения, поведения и деятельности и др. Специфические признаки общества определяют особое содержание жизни людей, отличающие их от жизни растений и животных. Обобщенно такое содержание жизни людей на Земле получило название культуры.

Таким образом, общество как подсистема мира бытия является носителем, с одной стороны, общих свойств и связей бытия как целостной системы, а с другой — специфических социальных отношений и форм. Общество как объект познания изучается и в соотношении с природой, и во взаимосвязи внутренних его элементов.

Теоретическое изучение общества начинается в античной философии. Уже Сократ, Платон и Аристотель выделяли проблемы общественной жизни. Ключом к анализу общества выступал город-государство (город-полис). С позиций государства рассматривались человек и его жизнь, политика, религия, нравственность, искусство. Если же связь с государством у некоторых общественных явлений не просматривалась, они признавались второстепенными и объяснялись по-другому.

В теориях античных мыслителей общество растворялось в городе-государстве. Такое поглощение объяснялось определяющей ролью политических институтов в городе-полисе как ведущей формы самоорганизации рабовладельческих обществ на ранних классовых ступенях развития. Позиция полного или частичного отождествления общества и государства продолжалась до Нового времени. Лишь в XVII в. Т. Гоббс (1588—1679), не отказываясь от признания определяющей роли государства в обществе, показал, что истоки государства коренятся не в нем самом, а в «естественных и общественных состояниях» людей. В XVIII в. представитель классической экономической теории А. Смит (1723—1790) обосновал функциональную границу между обществом и государством. Общество он представлял трудовым и меновым союзом людей, связанных между собой разделением труда. Оно является главной сферой удовлетвр-рения многообразных потребностей людей. Государство же решает вопросы власти и управления в обществе.

Известный немецкий мыслитель Г. Гегель (1770—1831) уже разграничивал государство и гражданское общество, определяя последнее как систему социальных зависимостей с целью материального обеспечения людей. Гражданское общество, считал Г. Гегель, — это система свободных экономических отношений. Французский мыслитель О. Конт (1798—1857) разработал основы «позитивной» философии и социологии, раскрыл общество как сложный организм, имеющий качественную определенность. Он считал общество целостной системой взаимодействующих индивидов. По его мнению, социальная философия должна изучать законы существования и динамику социальной системы, которые имеют для людей положительное значение.

Приведенные примеры показывают, что с XVIII в. акцент в исследованиях общественной жизни переносится с государства на экономику, на хозяйственную жизнь. Для исследователей становится очевидной заглавная роль экономики в закономерном развитии общества. Такая позиция была характерна не только для О. Конта, но и для К. Маркса.

К. Маркс (1818—1883) сформулировал принципы материалистического понимания истории и пришел к выводу, что общество не просто состоит из индивидов, а выражает совокупность связей, отношений индивидов друг к другу. Иными словами, общество — это система общественных отношений, носителями которых выступают социальные субъекты: человек, социальные группы, классы, социальные институты (государство, политические партии, экономические организации, религиозные, художественно-творческие и другие объединения).

Английский католический историк А. Тойнби (1889—1975), считавший себя противником К. Маркса, тем не менее также квалифицировал общество как систему отношений. Он считал, что человеческое общество само по себе представляет особый вид отношений между людьми — явлениями частными, индивидуальными, но в то же время социальными в том смысле, что они не могут существовать вне общественных связей. Общественные отношения между людьми, рассуждал Тойнби, имеют надличностный характер и поддерживаются с помощью специальных социальных институтов, среди которых главное место занимает церковь. Как видно из приведенного положения, историк выделял три элемента структуры общества: люди, живые человеческие индивиды; отношения между людьми двух видов (надличностные широкого социального плана и отношения общения); специально созданные социальные институты.

Таким образом, общество как объект изучения различных наук представляет собой исторически изменяющуюся жизнедеятельность людей, которая производит и воспроизводит социальные процессы и самого человека как личность. Деятельность человека и отношения, в рамках которых осуществляется деятельность, а также социальные институты, управляющие отношениями, — главные, хотя и не единственные элементы структуры общества, которые изучаются в первую очередь.

Понятие общества следует отличать от других близких понятий: государство, народ, нация. Государство {страна) — это основанная на праве и законе форма самоопределения народов и наций как самостоятельных и независимых сообществ. Государство — также главный аппарат управления страной (обществом). Народ — преимущественно социальная форма общности людей, связанных происхождением, языком, культурой. Нация — этносоциальная форма общности людей, более высокая ступень развития исторических общностей в сравнении с родом, племенем и народностью. Эти понятия пересекаются: нет государства вне общества, без народа нет нации и государства, нация и народ взаимодополняются.

Специфика познания общества связана с признаком самодостаточности. Самодостаточной называют систему, способную своей собственной деятельностью (функционированием) создавать и воссоздавать необходимые условия для сохранения целостности и самостоятельности. Применительно к системе общества это означает способность производить все необходимое для совместной жизни людей. Такими необходимыми условиями выступают экономические, политико-правовые, нравственные и духовные процессы. Необходимые условия для своей жизни люди создают в ходе совместной деятельности, которые соотносятся с природно-географическими условиями как естественной средой.

Термин «деятельность» широко используется в разговорном языке — вулканическая деятельность, деятельность рек, работа как деятельность, занятие чем-либо и др. В науке деятельность рассматривается более строго. Деятельность — это вид социальной активности субъекта, связанный с упорядоченными, организованными, осознанными действиями по созданию (разрушению) чего-либо. Деятельность как жизнедеятельность присуща всем биологическим системам: растениям, животным и человеку. Ее признаками являются обмен веществ, приспособление к внешней среде, продолжение рода. В жизнедеятельности живых организмов отсутствует общественное содержание. Деятельность социальной общности, а также отдельного человека обретает признаки целенаправленной, целесообразной, конструктивно-творческой, планируемой и управляемой активности. Она заключается в создании необходимых условий и мотивов общественной жизни, в преобразовании внешней, первой природы во «вторую природу» (культуру) с целью сохранения динамического равновесия системы общества.

Социальная деятельность раскрывается в процессах опредмечивания и распредмечивания. Опредмечивание заключается в превращении способностей субъекта в объекты и их свойства. Способности человека через формы социальной активности воплощаются в создаваемом им предмет или в отношении, закрепляются в конкретных элементах содержания или признаках. Предметы и отношения (связи) становится необходимы для человека. Распредмечивание представляет собой процесс превращения свойств объекта в мысленные образы или способности субъекта. Это процесс отражения и осмысления объекта человеком. В результате в сознании возникают мысленные образы, формируются чувства, волевые состояния. Благодаря им объект отражения фокусируется в элементах сознания и мировоззрения. Опредмечивание и распредмечивание — необходимые социокультурные процессы, в ходе которых осуществляется социальное наследование и преобразование человеком себя и окружающей среды.

Структура деятельности дифференцируется по разным основаниям.

Во-первых, по характеру отношения человека к окружающему миру она подразделяется на практическую и духовную. Практическая деятельность направлена на изменение природной и социальной действительности в интересах людей, а духовная — связана с воспроизводством сознания, мировоззрения и социальных качеств субъекта. Практическая деятельность выражается также в воспроизводстве человека как физического индивида. Духовная деятельность людей направлена на развитие социальных чувств и интеллекта, убеждений, норм и принципов жизни, понимание свободы совести, на совершенствование общей и профессиональной картины мира.

Во-вторых, в зависимости от общественно необходимых видов деятельности, она делится на экологическую, экономическую, политическую, правовую, нравственную, научную, образовательную, воспитательную, художественно-эстетическую и др.

В-третьих, по отношению к основным сферам жизни общества деятельность осуществляется в материально-производственной, социальной, политико-правовой и духовной сферах.

В-четвертых, по носителям (субъектам) деятельности она представляет деятельность индивида, социальных групп, этнических и демографических общностей, слоев и классов, обществ и государств.

В литературе существуют и другие основания классификации деятельности. Она, например, может быть прогрессивной и регрессивной, позитивной и негативной, творческой (продуктивной) и нетворческой (репродуктивной), созидающей (конструктивной) и разрушающей (деструктивной) и т.д.

Деятельность является ведущей формой социальной активности людей по сравнению с поведением и общением. Совокупность связей, возникающих в процессе социальной активности людей, называется общественными отношениями. Они могут устанавливаться между людьми, между человеком и предметом, между социальными явлениями и институтами.

 

25.Человек как объект исследования гуманитарных наук. В целом познание есть процесс освоения действительности, приобретения знания. Само познание выступает как взаимодействие субъекта (того, кто познает) и объекта (то, что познается). Способы взаимосвязи этих структурных элементов познавательного процесса различны.

В гегелевской традиции познание предстает как активный процесс, осуществляемый деятельным, саморазвивающимся субъектом. В то же время его деятельность (в том числе познавательная) обусловлена объектом познания — идеей. В современной философии большее внимание уделяется структуре самого субъекта. Субъект оценивается как познающий ум (субъект познания) и как субъект действия, ответственный за него. Само различие и связь субъекта и объекта предполагают наличие рефлексии как научной, так и философской. Отсюда следует специфика человеческого познания, социального познания. Таким образом, с одной стороны, имеются общие закономерности познания, а с другой — его специфика, хотя каждый вид познания имеет социальный характер^].

Специфика заключается в том, что объектом здесь выступает деятельность самого субъекта познания. Субъект познания соотносится с субъектом действия (человек является и субъектом познания, и реально действующим лицом). Объектом познания становится и взаимодействие между субъектом и объектом познания. Кроме того, в объекте социально-гуманитарного познания, как правило, присутствует и его субъект.

Включение в поле изучения и обучения таких социальных объектов, как общество, история, человек, актуализирует особые познавательные процессы — понимание, интерпретацию, описание, где в коммуникативных процедурах наряду с субъект-объектными взаимодействиями значительную роль играют и субъект-субъектные отношения. Все это стимулирует изучение природы и структуры самого субъекта (познания и действия).

Качественное многообразие, сложно-системный характер общественной жизни обусловливают адекватную сложность социально-гуманитарного познания. Сложная специфика объек тов социального познания дополняется сложной, амбивалентной структурой субъекта социального познания.

Характеризуя социальное познание, необходимо учитывать и личностный аспект. Человек как субъект вовлечен в общественные системы, связи, группы, но вместе с тем обладает индивидуальным опытом, ценностями, интересами и потребностями. Все это актуализирует наличие многих теорий, идей, уровней ментальное™. Таким образом, социально-гуманитарное познание следует рассматривать с точки зрения онтологического, аксиологического и гносеологического уровней философской рефлексии, что обусловливает целостную природу познавательной деятельности, в том числе социальной.

На онтологическом уровне при характеристике бытия общества необходим учет степени включенности социального субъекта в общественные системы, в социум, учет диалектики процесса познания.

На аксиологическом уровне конкретизируется понимание специфики социально-гуманитарного познания, поскольку оно связано с ценностями различного рода. Аксиологический подход определяет и выбор объекта познания, его формы, методы и характер интерпретации результатов. В этом процессе участвует реальный субъект с его индивидуальными целями, задачами и интересами.

Гносеологический уровень во многом зависит от позиций субъекта познания по онтологическим и аксиологическим проблемам. Здесь решаются вопросы: о путях реализации познания социальных процессов и состояний; возможностях и границах этого познания; о соотношении в познании личного и общественного опыта субъектов; соотношении рационального и нерационального и др.

Научное познание, в том числе социальное, включает в себя основные принципы, способы и правила понимания, объяснения и интерпретации, вырабатывает язык науки в целом и специальных дисциплин. Оно становится зависимым и от форм существования индивидуального и коллективного субъекта.

В целом индивидуальное и коллективное характеризуют функциональную сторону социального, изменения в обществе. Социальность тогда выступает как соотношение индивидуального бытия людей и различных контактов между ними, того, что обособляет людей и объединяет их. Здесь применяются различные формы коммуникации. Раскрытие взаимосвязи индивидуального и коллективного дает возможность установить различные типы социальных систем и структур. Социализация и личностная идентификация осуществляются через различные виды деятельности, расширение круга общения, углубление познания «другого»; через самопознание индивида как активного, деятельного субъекта. Для анализа этого процесса русский философ Л.П. Карсавин вводит понятие разъединение—воссоединение личности. Жизненное бытие «преодолевает внешнюю ей данность (разъединенность) и свою собственную данность (необходимость своего разъединения — воссоединения)» [1. С. 117].




Дата добавления: 2015-01-30; просмотров: 76 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав

1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | <== 9 ==> | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |


lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.012 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав