Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Проблема веры и знания в социально-гуманитарных науках.

Читайте также:
  1. D) формирование сознания личности.
  2. Автотранспорт как экологическая проблема
  3. Активация осознания проблемы потребителем
  4. Активность сознания
  5. Алкоголизм как социально-педагогическая проблема
  6. Анатомо-физиологические и психологические предпосылки перехода к подростковому возросту. Проблема кризиса подросткового возраста.
  7. Антропологическая проблема в русской философии
  8. Аристотель о первых причинах бытия и о процессе познания
  9. Аристотель о проблеме познания
  10. Асинхронные параллельные потоки. Проблематика разработки многопоточных приложений.

Появление веры объективно обусловлено уровнем развития общественной практики, личного опыта человека, а также теми трудностями, с которыми сталкивается отдельный человек и общество в целом (трудности, противоречия, которые при наличествующем знании и опыте человека и общества не могут разрешиться). Вера — это сложное явление, достаточно комплексный феномен, возникший в жизни человека на определенном этапе развития общества. Вера — это социальное образование, которое имеет объективные и субъективные детерминанты своего возникновения, становления и существования. Веру можно рассматривать с позиций психологии, религии, гно­сеологии.

Вера с позиций психологии — это своеобразный характер протекания психических процессов у человека, позволяющих ему ощущать и воспринимать мир таковым, какой он есть на самом деле. Вера — это своеобразное состояние чувств, эмоций человека, которые обеспечивают ему состояние уверенности в себе, устойчивости в сложных социальных ситуациях. Вера — это и своеобразный способ, средство мобилизации потенциальных возможностей человека, направленных на преодоление им противоречий, которые возникаюту него в процессежизнедеятельности. Вера в религии занимает центральную мировоззренческую позицию и одновременно она является психологической установкой. Обусловлено это тем, что «верующий человек» принимает определённые каноны как данность и их придерживается, ими руководствуется в повседневной жизни. Одновременно у него наличествует личное доверие к Высшей Сущности как устроителю жизни, его руководителю, спасителю, посылающему страдания и предъявляющему требования для блага самого верующего. Наконец, он в повседневной жизни непременно проявляет личную верность своему Богу. Ранней формой религиозных воззрений и формой веры следует считать тотемизм. Это вера в существование родственной связи между какой-либо группой людей (племя, род) и определенным видом животных или растений. Тотемизм являлся первой формой осознания единства человеческое коллектива и его связи с окружающим миром. Впоследствии в рамках тотемизма возникла целая система запретов, которые назывались табу — важный механизм регулирования социальных отношений. К ранним формам религии и веры относится и магия (в переводе с древнегреческого — колдовство). Магия представляет возникшую у первобытных людей веру в возможность воздействовать на какие-либо естественные явления путем определенных символических действий (заговоров, заклинаний и т.д.). Формой религиозных верований был и «фетишизм», означающий почитание различных предметов, которые должны были приносить удачу и отводить опасности. Анимизм (от лат. «анима» — душа) — вере в существование душ и духов. Вера (с позиций религии) — некое ощущение сопричастности человека высшей Сущности, сопровождаемое ожиданием помощи от Него в трудных для человека ситуациях, а также надеждой, что будет у человека всё хорошо в «другой» жизни, неземной.

Вера (с точки зрения гносеологии) — это принятие информации без её проверки через личный опыт, на основе доверия к субъекту или средству как источнику информации.

Проблема соотношения веры и знания в социально-гуманитарной сфере существует и вытекает из значения этих феноменов как для каждого в отдельности человека, так и для всех вместе, общества в целом, во взаимодействии всех его структурных элементов. Данная проблема относится и к науке, в целом, и к социально-гуманитарным наукам, в частности. Таким образом, знание и вера неразрывно связаны между собой. Они обеспечивают стабильность нравственных ценностей, познавательный процесс человека, целостное восприятие человеком природы и социокультурного пространства.

Важными сторонами отношения веры и знаний в социальных и гуманитарных науках являются следующие проблемы:

1) проблема определённого регресса в обосновании истинности знаний;

2) проблема границ человеческого познания, даже с точки зрения самого оптимистичного гностицизма;

3) проблема образования и воспитания людей; 4) проблемы смысла жизни человека и человечества;

5) проблема будущего человечества и другие.

Субъект познания, который одновременно является субъектом веры, не оторван от реальности и не может восприниматься вне социального бытия и общественных интересов, создаваемых в обществе ценностей и разрешаемых им же возникающих и наличествующих проблем. Напротив, вся познавательная деятельность субъекта, которая может осуществляться с акцентом на веру или знания, является составной, основополагающей частью его практики. Поэтому о какой бы вере и каком бы типе знания не шла речь, они всегда связаны с человеческим бытием, с социальной эволюцией, качеством жизни. Природа человеческого знания заключается в том, чтобы оно обусловлено проявлением активности человека, которая является атрибутивной для всех живых организмов. Только человеку присущ этот феномен. Получателем знаний может быть человек (субъект) и общностей людей (общество). Знание (с т.зр. человека) – это информация, сведения, полученные субъектом, переработанные им на основе личного опыта или общественной практики и служащие ему в качестве регуляторов его практическо-преобразовательной деятельности.Динамичное обновление знаний не характерно для общества. Знание (с т.зр. общества) – это система информации, определенным образом полученная, упорядоченная в соответствии с выбранными признаками, формируемая собственным набором знаний, которые имеют определенную социальную ценность и признаваемые в качестве именно такого феномена. Природа знаний в обществе обусловлено уровнем развития общества, динамизмом изменения или статичностью.Природа общественных знаний обуславливается факторами, которые отражают уровень социальной зрелости и социального прогресса общества. Особенность знаний общества заключается в том, что они имеют вещный компонент их отражения и хранения (подписи, рисунки, звуки и т.д.). Критериальная оценка общественных знаний: научные (выражаются языком науки, проверяются общественной практикой, опровергаемы и т.д.) и ненаучные; истинные и ложные.




Дата добавления: 2015-01-30; просмотров: 47 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав

1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | <== 25 ==> | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 |


lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав