Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Иррационализм и право (А.Шопенгауэр, Ф.Ницше, экзистенциализм).

Читайте также:
  1. A) предложения вправо.
  2. C) осуществление правосудия только судом
  3. I Нормативные правовые акты
  4. I-IV Государственные Думы в России. Избирательные законы. Полномочия, правовой статус депутатов
  5. I. Количественные данные об объекте Мониторинга правоприменения.
  6. I. Профилактику экологических правонарушений.
  7. II. Нормативно-правовые акты делятся на: законы и подзаконные акты.
  8. II. Оценка объекта мониторинга правоприменения.
  9. IV. Христианская этика и светское право
  10. Quot;МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРАВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ".

 

Во второй половине XIX в. возникает философско-правовой иррационализм. Он появился в противовес позитивизму, стремившемуся превратить право в систему знаний о голых фактах без учета человеческих эмоций, мотивов, ценностных установок. Иррационализм делал упор не на естественные науки, логику, разум, а на человеческую психику, эмоциональную сторону жизни, которые с трудом поддаются рациональному анализу.

Иррационализм – черта философствования, проявляющаяся в привнесении в понимание природы права идей волюнтаризма, инстинктивизма, интуитизма, индивидуализма.

Одним из первых представителей этого направления был немецкий философ Артур Шопенгауэр (1788—1860). Исходный тезис Шопенгауэра — человек обречен на страдание. Причиной тому является вечное стремление к жизни. Право как сдерживание внутренней агрессивности человека, отпор и воспрепятствование несправедливости.

В философско-правовом отношении в учении Шопенгауэра интересна, прежде всего, концепция свободы. Он выделял три основных подвида свободы: физическую — отсутствие всякого рода материальных препятствий для совершения поступков в соответствии с волей человека; интеллектуальную — реакция воли человека на предоставленные разумом мотивы, побуждающие к действию (примечательно, что Шопенгауэр допускал ненаказуемость преступлений, совершенных в состоянии безумия, бреда или алкогольного опьянения; закон — это принуждающий мотив в виде угрожающих наказаний за противоправный мотив человека, если же человек совершил деяние по незнанию и не мог предвидеть его последствия, значит, он был интеллектуально несвободен, и не подлежит наказанию); моральную — основана на хотении, «сообразный с волею». Моральный подвид проявляется в следующей форме: я могу делать то, что хочу, но я не в силах хотеть, если противоположный мотив сильнее моего хотения. Возникают такие явления, как вина и ответственность. Именно ответственность характеризует наличие моральной свободы.

Следовательно, делает вывод А. Шопенгауэр, всякий по­ступок человека определяется двумя факторами — характером человека (его индивидуальной волей) и мотивом.

Сущность права понималась Шопенгауэром как отрицательная, ибо право состоит в отрицании несправедливости. Такое понимание вытекает из сущности самой «воли к жизни», поскольку в ней содер­жится эгоизм каждого индивида и стремление к действию, к неогра­ниченному утверждению своей собственной воли, из которой с необ­ходимостью вытекает отрицание чужой воли. Из этого отрицания и возникает несправедливость. Несправедливость и право, как необхо­димые средства к «воле к жизни», возникают вместе с появлением человека и сопровождают его на протяжении всей жизни.

Фридрих Ницше (1844—1900). Его «философия жизни» базируется на тезисе тяжести и бессмысленности бытия. В основе решения людских проблем лежит «воля к власти». Эта воля не одинакова у людей: с одной стороны — это инстинкт, которым обладает каждая клеточка организма, а с другой — она способна к совершенствованию.

Философии Ницше присуща парадоксальность в постановке проблем, однако его философско-правовые воззрения недвусмысленны: естественное право как государственное закрепление естественного неравенства людей.

Шпенглер (1880-1936) – морфология культуры. Право как форма существования культуры, основанная на обладании силой как «права на право».

З. Фрейд (1856-1939) – бессознательное. Право есть форма общественно-государственного закрепления бессознательных явлений психики.

Для экзистенциалистской философии права основной проблемой является соотношение позитивного права с внутренней, субъективной реальностью — экзистенцией, поскольку именно она в рамках экзистенциализма признается истинной реальностью. Сторонники этого подхода предлагают изучать право и правовые институты как формы индивидуальной и коллективной жизнедеятельности, как способы сосуществования людей. Экзистенциалисты в лице В. Майхофера, А. Кауфмана, М. Мюллера и др. утверждают, что главным и решающим является человеческое решение. Содержание справедливости устанавливает именно это решение, экзистенция, а не общие нормы.




Дата добавления: 2015-01-30; просмотров: 143 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав

1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | <== 34 ==> | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 |


lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав