Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Взгляды на искусство «великих каппадокийцев» - Василия Великого и Григория Нисского.

Читайте также:
  1. VII. Изобразительное искусство
  2. Австрийская школа. Взгляды К. Менгера и О. Бем. – Баварка
  3. Анализ объектов может быть: исторический, искусствоведческий, естественно-научный.
  4. Английское садово-парковое искусство
  5. Билет № 15. Роль обучения в психическом развитии. Взгляды Л.С. Выготского на соотношение обучения и развития.
  6. Билет №4 Каролингское возрождение. «Академия» Карла Великого: Павел Диакон, Алкуин, Теодульф.
  7. Взгляды А.В. Петровского на целостность личности.
  8. Взгляды на культуру Ф. Ницше
  9. Взгляды различных школ по теории организации

После периода катакомб восторжествовало христианство, начинают строиться и украшаться храмы. Понятие прекрасного выходит на передний план. Среди Отцов Церкви надо выделить Св.Василия Великого и Григ.Нисского. Вас.Великий заложил основы правосл.учения о прекрасном. В тропаре св.Вас.Великому говорится, что «человеческие обычаи украсил еси», т.е. его деятельность в этом смысле настолько велика, что Церковь прославляет его за это в тропаре.

Из «Бесед на Шестоднев»: «Мир есть художественное произведение, подлежащее созерцанию всякого, т.к. через него познается премудрость Творца». Вас.Великий говорит как бы от имени Моисея. Это святоотеческий постулат о мире. Вас.Великий остается здесь подлинным эллином, ибо для греков мир издревле был художеств.произведением. Для Платона, Сократа, Аристотеля, для всех греков мир есть худ.произв., есть космос, а космос – это украшение, это – красота.

Т.о., Вас. Великий соед. Библию с антич. эстетич. традицией. Он это делает, опираясь на слово Моисея «сотворил», ибо Моисей говорил, что Бог вначале сотворил небо и землю».Это легло в основу правосл.взгляда на прекрасное и на все православное творчество. «Сотворил, - говорил Вас.Великий,- как Благий, полезное, как Премудрый – прекраснейшее, как Могущественнейший –величайшее. Пророк показал тебе в Боге едва ли не художника, К-рый, приступив к сущности вселенной, приноровляет ее части одну к другой, производит само себе соответственной, согласное и гармоническое целое», и далее «Восславим наилучшего Художника, премудрого и искусно сотворившего мир и из красоты видимого, мы разумеем превосходящего всех красотою и из величия сих сделаем наведение о бесконечном».

Т.о., Вас.Великий как бы возводит на богослов.уровень в док бытия Божия аргумент «от красоты»: поскольку мир прекрасен, то есть и художник этого мира, есть Бог –Творец. П.Флоренский,используя это, гов.: «Если есть «Троица» Андрея Рублева, значит есть Бог».

Итак, основ. И пер.полож. этого уч. Вас.Великого и всей св.отеч. трад.: Бог есть совершеннейшая красота, Он есть сов. Художник, а мир – Его сов.твор. В Евангелии мы можем различить три вида красоты: чел.творч., природу и красоту Божеств.

Выше природ.красоты есть красота души, духов.красота. «Прекрасная всякая душа,к-рая созерцается соразмерно свойственных ей сил, но истинная и вожделеннейшая красота, созерцаемая только имеющими очищенный ум, принадлежит Божьему, блаженнолмиу естеству. Кто внимательно устремляет взор на сияние и изящество сей красоты, тот заимствует от нее нечто, как бы от красильного раствора, на собственное свое лице наводя какие-то цветные лучи …. Почему и Моисей, соделавшись причастником оной красоты, во время собеседования с Богом имел прославленное лицо». Св.Пис. гов., что на Моисея нельзя было смотреть. «Посему чувствующий свою добродетель издает сей благодарственный глас: Господи, волей Твоей доброти моей подаждь силу». Речь идет о соотв.человека как образа и подоб.Божия Его первообразу. Связь между ними восстанав. Через созерцание Божест.Красоты. Познание Божеств.красоты – это путь Богопознания.

Внутр.сост., следы душ.красоты - важнейший постулат иконописи. Почему икона не может быть натуралистической, почему она идеально изображает портретное в основе сходство? Она идеализирует его, освобож.его от всего, след.этим замечат.словам Вас.Великого. Каждый раз, когда он об этом гов., он не забывает упомянуть: «Итак, нам должно заботиться о сей красоте, чтобы Жених-Слово, встретив нас, сказал: вся добра еси ближняя Моя и порока несть в тебе (Песнь Песней).

Степень причастности Божества есть степень красоты, потому что Бог есть соверш.красота. Вас.Великий гов. Об этом в соч. «О Духе Св.»: «Если бы тварная природа далеко отстояла от славы Божества, то нах. бы в жалком сост. Но недостойно Бога такое понятие о Боге, что Он попускает тувари быть как бы обнаженной от причастности Себе. И тварь не так жалка, и Бог не так бессилен, чтобы не сообщить тварям Своего приобщения» Понятие о Боге именно столь велико, что Бог творимое Им, любя его, делает причастным Себе. «Конечно же, созидаемый образ, будучи перенесен от первообраза, получил в веществе подобие и удержал в нем отличительный признак, запечатленный мыслью и рукой художника».

Далее, образ Божий – Христос. Слово, К-рое было у Бога, есть образ Божий. Внутри Троица второе Лицо есть образ первого Лица. «Кто видел Меня, тот видел Отца» Ин.14:9. А это значит, что Слово Божие есть образ Бога Отца. Вторая Ипостась образ первой.

Далее: «Образ Сына – Дух, и причастники Духа делаются сынами сообразными Бога». Речь здесь идет о сообразности человека через Церковь. Эту сообразность мы получаем через Духа. Господь нам сказал: «Пошлю Утешителя». Утешитель есть образ Сына и через Утешителя,К-рого нам посылает второе Лицо от Отца, мы становимся сообразными причастниками Божества. Это имеет отношение к церк.творч., потоиу что мы сами, как сказал Вас.Великий, есть живые образы Божии.

То, что обращено к слуху, и то, что обращено к глазу, - это разные вещи. Зрение является основным. Даже когда он говорит о духовном зрении – оно основное. «Чистие сердцем Бога узрят».

В основных постулатах Вас.Великого связь с неоплатоническим учением о прекрасном, он старался воцерковить языч.философию. (Лекция 7 о.Александра Салтыкова)




Дата добавления: 2015-01-30; просмотров: 60 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав

1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | <== 8 ==> | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 |


lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав