Читайте также:
|
|
Не менее значительным явлением, повлиявшим на возникновение российской рекламы, была традиция ярмарочного фольклора. Главным средством межрегиональной циркуляции товаров и услуг стали ярмарки, которые существовали на территории русских княжеств еще в эпоху татаро-монгольского ига. Гирлянды ярких лубочных картинок с броскими рекламными призывами-надписями вывешивались на обозрение и продажу. С такими картинками связано изобретение главной ярмарочной потехи – райка. Раек – своеобразная зрелищная шарманка, через отверстие в которой зритель мог наблюдать за меняющимися картинками. Раек был по-настоящему популярен, а тексты, сопровождающие игровое зрелище, сформировали особую разновидность фольклора – «раешный стих». Он раздавался со всех сторон ярмарочной площади. Призывы раешника, вращающего ручку шарманки, были краткими, но всегда содержали помимо информационного ядра оценочный элемент. Еще одно яркое явление ярмарочной жизни – зрелищный балаган. Одним из главных героев ярмарки становился балаганный дед. Вокруг него – скоморохи, клоуны, акробаты, своими эксцентрическими номерами завлекавшие толпу. Специфика балаганного действа – в удачном синтезе музыки, слова, жеста, изображения и элементов драматургического представления.
К зрелищам привлекали публику не только заклички балаганных и «ряженых» дедов, но и пестрые краски внешних и внутренних декораций. Оформление в основном имело сходство с лубком. На этой базе формируются в России первые видовые плакаты. Устная реклама разносчиков, бродячих ремесленников фокусников, и артистов, многоречивые приемы профессиональных зазывал взаимно обогащаются в ярмарочном фольклорном словотворчестве, формируют новые варианты устной рекламы. Стихотворные импровизации раешников были нередко блистательны и искрометны. Они зазывали народ на зрелище, обещая завидную потеху, а также комментировали серии картинок иронично, изобретательно и весело. Длительное время успех такого соединения многократно подтверждался огромной популярностью райка. Тексты, создававшиеся вокруг этого игрового зрелища, сформировали особую разновидность фольклора — «раёшный стих». Он стал непременной составляющей сноровки ярмарочных зазывал, а затем и рекламным приемом обычных лавочек средней руки. Раешный стих далеко не ограничивался коммерческими зазывами. Эти стихотворные комментарии освещали важнейшие политические события, биографии царствующих особ, знаменитых полководцев, касались басенных и сказочных сюжетов. В раешном стихе притягательный рекламный образ создается комплексом средств: словом, звуком, ритмом, рифмой и особой тональностью энергии, удальства, лихачества. Зазывалы охотно обращаются к приемам народного юмора, настраивают окружающих на игровой праздничный лад. Балаганы представляли собой шатры типа цирка-Шапито или временные деревянные строения, обильно украшенные яркими рисунками, плакатами, надписями. На крыше балагана делали помосты, на которых актеры разыгрывали мини-спектакли, а в самом помещении шло цирковое представление. Специфика балаганного действа — единство музыки, слова, жеста, изображения и драматургического представления. Балаган рождается на пересечении скоморошьих традиций, лубка и раешника. Реклама начиналась у самых дверей балагана усилиями обычных зазывал и ряженых «дедов». Одновременно на балкон выходили клоуны, шутками, акробатическими трюками, эксцентрикой завлекая посетителей. Зазывалы постоянно объявляли о распроданных билетах, когда в зале сидело два-три человека, кричали о начале спектакля, хотя до него оставалось много времени. Попавшие на удочку зрители тоскливо ожидали заполнения всего зрительного зала. Расторопные, громкоголосые творцы балаганной рекламы — ряженые деды были нарасхват. И немудрено — ведь от их умения напрямую зависела выручка. Не менее притягательны для народа были зрелища, разыгрываемые на балконах, которые назывались раусами (от немецкого «heraus» — «извне», «снаружи»). Это наименование перешло и на жанр балконных представлений. В нем по очереди участвовали все члены труппы. Особенно популярными в балконной рекламе были клоунские диалоги. Они смешили публику, пародировали других артистов и устраивали потасовки друг с другом. К зрелищам притягивали не только балаганные деды и раусы, но и завораживающие краски внешней и внутренней декорации.
Дата добавления: 2015-01-30; просмотров: 51 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав |