Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Сущность эмпиризма, учение об идолах.

Читайте также:
  1. A1. Сущность и классификация организаций. Жизненный цикл организации и специфика управления на различных его этапах.
  2. F) Всестороннее изучение и анализ учебно-воспитательного процесса в целях координирования целостного педагогического процесса
  3. II.ИЗУЧЕНИЕ ЛИТЕРАТУРЫ, ЕЕ АНАЛИЗ И СОСТАВЛЕНИЕ БИБЛИОГРАФИЧЕСКОГО СПИСКА.
  4. III. Изучение нового материала.
  5. III. Порядок оформления требований-накладных в аптечное учреждение (организацию) на получение лекарственных средств для лечебно-профилактических учреждений
  6. III. Сущность и цели инвестиционного менеджмента
  7. N Непосредственное выбивание у молекулы одного электрона из пары (ультрафиолет, рентгеновское облучение)
  8. V1: {{1}} Тема № 1.Понятие и сущность финансов.Деньги.
  9. А) действия, направленные на получение информации неопределенным кругом лиц или передачу информации неопределенному кругу лиц
  10. А) сущность и основные идеи

Эмпири́зм (от греч. έμπειρία — опыт) — направление в теории познания, признающее чувственный опыт единственным источником достоверного знания. Противостоит рационализму и мистицизму. Для эмпиризма характерна абсолютизация опыта, чувственного познания, принижение роли рационального познания (понятий, теории). Как целостная гносеологическая концепция эмпиризм сформировался в XVII—XVIII вв. (Фрэнсис Бэкон, Томас Гоббс, Джон Локк, Джордж Беркли, Давид Юм); элементы эмпиризма присущи позитивизму, неопозитивизму (логический эмпиризм).

Философия нового времени развивает идеи мыслителей возрождения о возможности объяснения мира из него самого (естественными причинами), об опоре теории познания на чувственность и опыт, о творческих возможностях человека и другие. Прогресс опытного знания науки и техники требовал замены схоластического метода мышления новыми способами познания, обращёнными к реальному миру. Родоначальником новой методологии науки стал английский философов Френсис Бэкон. Его главный труд "Новый органом". Высшей целью познания Бэкон провозгласил изучение природы, её завоевание и усовершенствование на основе знаний человеческой жизни. "Знание - сила". Но силой знание может сталь лишь тогда, когда оно истинно и основано на понимании действительных причин происходящего. Чтобы получить такое знание, необходима правильная методология. Основным научным методом по мнению Бэкона должна стать индукция. Она заключается в способе рассуждения от конкретного (частного) к общему. Только индукция способна учитывать факты, которые получаются опытным путём. Факты способны как подтверждать определённые теории, так и опровергать. Для того, чтобы знание было истинным, его необходимо так же отчистить от заблуждений (идолов):

1. Идолы рода. Те заблуждения, которые обусловлены самой природой человека.

2. Идолы пещеры. Вызваны социальными предрассудками.

3. Идолы площади. Возникают вследствие общения при помощи слов.

4. Идолы театра. Возникают вследствие подчинения ума ошибочным взглядом.

В истории науки Бэкон выделял два метода:

1. Догматический. Когда учёный начинает рассуждения с общих умозрительных утверждений и стремится вывести из них все частные случаи.

2. Эмпирический. Метод максимального накопления опытных данных.

17 Социально-политические воззрения Гоббса и Локка: сравнительный анализ.

Говоря об исследовании природы в этом не посильное созерцание, а намеренное активное испытание, то есть, эксперимент. Бекон выделяет два вида опыта: плодоносный опыт (их цель - принесение непосредственной пользы людям); светоносный (они могут быть не связаны с практической пользой, а направлены на познание законов, свойств, явлений природы). Развитием материалистических идей занимался английский философ Томас Гоббс. Мир - это совокупность материальных вещественных тел. Ничего бестелесного в мире нет. Именно материя является носителем (субъектом) всех свойств и изменений. Сознание мышления так же является свойством материи. Все изменения в мире можно свести к механическому перемещению элементов, которые составляют тела. Даже духовная жизнь, которая слагается из ощущений, сводится к движению и усилиям. Поэтому, и люди и животные - это механизмы, которые определяются внешними силами. Одушевлённые механизмы отличаются от неодушевлённых тем, что у первых есть органы, способные сохранять прежние впечатления, а так же, сравнивать их между собой. Гоббс отрицал душу как субстанцию, считал, что вера в бога и в бессмертие души - это продукт человеческого воображения. Основной интерес для Гоббса представляла теория государства. Он разделял историю человечества на два периода: естественное состояние и гражданское состояние. В естественном состоянии не было государства и каких-либо правовых институтов. Каждый человек стремился к реализации своих прав и интересов, которые неизбежно сталкивались с правами и интересами других людей. В силу этого, естественное состояние Гоббс называет войной всех против всех. Однако, в природе людей заложены не только эгоистические начала, но и те, которые побуждают людей искать выход из естественного состояния. Эти начала - страх смерти или инстинкт самосохранения, а так же, естественный разум как способность рассуждать о позитивных результатах своих поступках. Страх смерти побуждает людей объединяться, а естественный разум подсказывает: на каких условиях это возможно сделать. Условие объединения представляет собой естественные законы (необходимо стремиться к миру и следовать ему; необходим отказ каждого от своих прав в той мере, в какой это требуют интересы мира; люди обязана выполнять заключённые ими соглашения, так как иначе соглашения не будут иметь смысла + ещё 16 естественных законов). Естественные законы побуждают индивида желать из осуществления, но сами по себе не могут заставить действовать в соответствии с ними. Необходима силе, способная ограничить произвол и определить: что является правом человека, а что нет. Такой силой, по мнению Гоббса, является государство. Гоббсу свойственна договорная теория государства (государство учреждается людьми путём взаимной договорённость между собой; люди в результате этого договора передают власть над собой единому лицу). Государство - это суверен, который использует силы всех людей так, как он считает необходимым. Люди, заключив договор отказались от части свой свободы в пользу суверена. Запрет изменять форму правления, протестовать против решений суверена и запрет стремится освободиться от власти суверена. Власть суверена абсолютна. Тот, кому она вручена, не связан никакими не естественными, не гражданскими законами. Суверен сам издаёт и отменяет законы, объявляет войну, назначает должностных лиц, разрешает споры. Полномочия суверена неделимы. "Делить власти государства - значит разрушать его, так как разделённые власти взаимно уничтожают друг друга". На смену естественным законам приходят гражданские законы. Государство гарантирует своим подданным свободу делать всё то, что не запрещено законом. Однако, суверен должен руководствоваться исключительно благом народа (в теории Гоббса нет механизма, руководствующегося благом народа). У народа лишь в нескольких случаях сохраняется право на восстание против государственной власти. Это право возникает только тогда, когда суверен вопреки естественным законам обязывает подданных убивать и калечить самих себя. И когда суверен запрещает защищаться от внешних врагов.

Тесно примыкает к Гоббсу другой английский учёный Джон Локк. Локк обосновал теорию познания, которая опирается на чувственные опыты. Такие теории познания носят название сенсуализма. По его мнению, источником всех человеческих идей может быть только опыт. Этот опыт приобретается посредством взаимодействия органов чувств и внешних объектов. Сознание родившегося ребёнка подобно чистой доске, на которой будут отпечатываться впечатления по мере развития опыта. Все качества Локк делит на первичные, то есть, принадлежащие самим предметам (плотность, протяжённость, форма, движение, число) и вторичное качество (те, которые кажутся нам принадлежащим вещам, а на самом деле, являются результатом взаимодействия наших органов чувств с вещами). Локк следует договорной теории происхождения государства. Он так же разделяет естественной и гражданское состояние людей. Однако, естественное состояние он рассматривает как счастливое время, когда люди могли реализовывать свои естественнее права. Недостатком естественного состояния является отсутствие судебных органов. Люди договариваются или соглашаются учредить государство для охраны естественных законов. В теории Локка в гражданском состоянии не происходит отказа людей от естественных прав и свобод. Напротив - гражданские законы являются выражением и продолжением естественных законов. В соответствии с этим, всякий раз, когда государство посягает на естественные права человека, у народа возникает право на восстание. Локк считает, что в государстве должен быть реализован принцип разделения властей, чтобы избежать узурпации власти.




Дата добавления: 2015-01-30; просмотров: 41 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав

1 | 2 | 3 | 4 | 5 | <== 6 ==> | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |


lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.013 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав