Читайте также:
|
|
Каролингское возрождение - одно из самый спорных понятий в истории европейской литературы(используется, если понимать "возрождение", как резкий культурный подъём после долгого культурного упадка, при котором(подъеме) люди обращаются не к предшествующей эпохе, а к более далекому прошлому). Используется применительно к лит.явлениям 8-9вв. Возрождение античной культуры на новой христианской почве было общим идеалам современников карла. Дух культуры каролингского возрождения оставался церковным.
Предпосылка культурного воссоединения Европы - политическое воссоединение Европы франкскими королями, укрепление и расширение державы франков, воссоединение западного христианства. Карл Великий приказал открывать школы при каждом монастыре и при каждой епископской кафедре для всех, кто способен учится. Центром этих школ стала придворная школа в Ахене(столица Карла). В Академии обучали латинскому, классикам Библии и семи благородным наукам. Учениками были франки из лучших родов, предназначенные Карлом для политической карьеры. Общество Академии сложилось на стыке двора и школы среди ученых, учащихся и покровителей учености. Каждый член академии принимал античный или библейский псевдоним(Карл - Давид, Алкуин – Флакк, встречались прозвища - Гомер, Луция, Математика). У истоков каролингского возрождения стоит поколение иноземных учителей из Италии, Испании, Ирландии, Англии.
Павел Диакон - бывший притворный учитель лангобардского короля, автор исторического учебника и стихотворений. Прославился за написание "Истории лангобардов". В академию приехал из Италии и затем в нее вернулся. Представитель итальянского периода академии.
Алкуин - выработал связную программу обучения из знаний, накопленных в итальянский период академии. Методист, педагог, автор учебников. Представитель англо-саксонского периода академии. Центральная фигура духовной жизни своего времени. По инициативе Алкуина в Туре была предпринята фундаментальная ревизия латинского перевода Библии бл. Иеронима, так называемая Библия Алкуина. Значение Алкуина и Академии для развития художественной литературы и народного просвещения на Западе — огромно. Можно сказать, что с Алкуина начинается непрерывная эволюция новоевропейской (в отличие от античной) поэзии.
В это время Ирландия была охвачена волной нормандских набегов и ученые бежали. Ирландские ученые многое дали каролингского возрождению - знакомство с элементами греческого, вкус к изысканно-темному стилю и знания по географии и астрономии.
Готская Испания дала каролингскому возрождению Теодульфа - орлеанский епископ, дипломат, моралист и покровитель искусств(у него нет академического прозвища и его членство в ней ставится под вопрос).Теодульф был одним из самых талантливых поэтов в своем поколения. Теодульф был одним из первых советников Карла по делам церкви.
Особое место среди деятелей Карла занимали выходцы из Ирландии — Седулий Скотт, знаток греческого языка, поэт и учёный, и Иоанн Скот Эриугена, первый оригинальный философ средневековья, создатель пантеистической системы. Труды академии вскоре дали плоды - талантливые германские выученики(да, именно так написал Гуревич) иноземных учителей.
Идеал каролингского возрождения - сочетание античных, христианских и языческих элементов. Одинаково полезны для людей низкого культурного уровня были и Библия и Вергилий. Когда люби стали образованнее, то заметны стали противоречия между библейскими и вергилианскими духовными идеалами.
После смерти Карла на престол взошел его сын (Людовик Благочестивый) и положил конец привольному светскому быту каролингского двора. Придворная академия захирела. Монастырским школам запретили принимать учеников из мирян.
Начинается новый этап каролингского возрождения - монастырский (Храбан Мавр - пространные комментарии к Библии).После смерти Людовика трое его сыновей начали братоубийственные войны за престол (король-Карл Лысый стал), но церковное единство сохранялось, возвысился авторитет Папы. Монастыри – латинская литература обновилась и родилась немецкая и французская литературы. Точкой соприкосновения монастырской культуры с народной была школа, в которой говорили только на латыни.
Значительного развития достигла историография. При дворе Карла Великого были созданы апологетические "Королевские анналы"; со 2-й трети 9 в. развивалось местное летописание ("Фульдские анналы", "Сеи-Бертинские анналы" и др.). Выдающимся исторические произведения "К. в." является "История лангобардов" Павла Диакона. Создаются политические трактаты, биографии (Карла Великого, написанная Эйнгардом, Людовика Благочестивого, написанная епископом Теганом, и др.). Получила развитие литература, формировались народные языки (романские и германские), выработалось новое, легко читаемое письмо — так называемый каролингский минускул. В мастерских (скрипториях) при монастырях переписывались книги, образовавшие ценнейший фонд каролингских рукописей.
"Семь свободных искусств" (лат. "septem artes liberales"), учебные предметы ("науки") средневековой средней школы и "артистических" (подготовительных) факультетов университетов. Включали 2 цикла: тривиум (лат. trivium — трёхпутие) — грамматику, риторику, диалектику и квадривиум (лат. quadrivium — четырёхпутие) — арифметику, геометрию, астрономию и музыку. Циклы представляли собой остатки системы знаний, разработанной в античный период.
Билет №5 Раннехристианская литература и творчество Отцов Церкви: Амвросий Медиоланский, Аврелий Августин, Иероним, Бенедикт Нурсийский.
Амвросий Медиоланский – родился в знатной семье, получил хорошее образование. Будучи правителем, был знаком с ораторским даром, классической литературой (Вергилий), нравственным образом жизни, изучал подлинники произведений восточных Отцов Церкви, усваивал и продолжал их идеи. Поэтому был избран епископом в город Медиолан. Там он отстоял независимость церкви от государства.
ü Многие его работы посвящены толкованию книг Священного Писания. Важнейшей областью наследия св. Амвросия являются его проповеди.
ü Перу Амвросия приписывается от 12 до 18 поэтико-музыкальных гимнов.
ü Амвросий также был автором 42 гекзаметров на подписях к фрескам Амвросианской базилики. Эти стихи дошли до нас, хотя сами фрески не сохранились.
ü Реформатор церковного пения, именно он ввёл в богослужебную практику Запада антифонное пение.
ü Трактат «Об обязанностях церковнослужителей» - создан на основе идей стоиков и по образцу Цицерона – «Об обязанностях». Это книга правил, первый опыт систематизации христианского нравоучения. Во многом прибегнул к идеям стоиков. Следуя их традициям он выделил четыре главные добродетели: благоразумие, справедливость, умеренность и мужество.
Благоразумие (христианская мудрость) – исследование причин бытия
Справедливость, ко всем, включая благотворительность и помощь всем.
Умеренность – пост, спокойствие духа, кротость и смирение, приличие поведения.
Мужество – крепость духа.
Иероним – образование получил в Риме, изучая там Римских философов. В молодом возрасте отправился в паломничество в Иерусалим. Однако там он не мог отказаться от античного наследия. Постился, молился, плакал, чтобы читать Цицерона, Плавта. А вот пророки отталкивали его необработанным языком.
После он живет в Вифлееме, где переводит Ветхий и Новый Заветы на латинский язык. Латинская Библия получает название Вульгата. Дело в том, что к концу IV века н. э. возникла потребность в едином и достоверном тексте латинской Библии, на котором Западная церковь могла бы основывать своё учение.
Бенедикт Нурсийский –родился в обеспеченной семье, отец отправил его учиться в Рим, но он бросил учебу. Через какое-то время он стал отшельником, живя в пещере. К нему приходило много людей, а как-то его пригласили быть священником в соседнем монастыре. Из-за очень жестких правил, Бенедикт не понравился общине, его даже пытались отравить. Он снова стал отшельником.
У него были ученики, которых он разделил на 12 групп и дал каждой своего настоятеля.
Зависть и интриги местных монахов заставили его переселиться на гору Кассино, где он основал свой монастырь Монте-Кассино. Там он составил свой знаменитый устав монастырского общежития (семьи).
ü Устав очень практичен, в нём сделан упор на повседневные нужды и обязанности монашеской общины, как в богослужениях, так и в хозяйственной деятельности.
ü Соединение восточных и западных особенностей.
ü Монастырь огорожен от внешнего мира. Во главе стоит пожизненный аббат (выборы, большинство). Монахи спят в общей спальне, одетые. С ноября до Пасхи сна больше.
ü Среди предписаний устава, помимо молитв, постов и других внешних средств, особое место занимает смирение.
Дата добавления: 2015-01-30; просмотров: 11458 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав |