Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Аллегорический роман

Читайте также:
  1. II. Тема творчества и любви в романе
  2. Александр Дюма-сын (1824-1895). Роман «Дама с камелиями» (1848).
  3. Английский философский роман
  4. Варьирование грамматических средств выражения будущего времени в романе Дафны дю Морье «Ребекка».
  5. Від Лжедмитрія І до початку правління Романових
  6. Вокальное творчество А. С. Даргомыжского. Воплощение творческих принципов в романсах и песнях композитора.
  7. Вопрос№13:Смута: социальная катастрофа или время альтернатив? Причины и последствия смутного времени. Начало династии Романовых.
  8. Воцарение династии Романовых
  9. Год супервыборов. Выборы депутатов Европарламента, президента ФРГ, выборы в бундестаг и в ландтаги 8 земель из 16. СвДП не прошла в ландтаги. Президент (ХДС/ХСС) – Роман Херцог.

Аллегория (говорю другое), понимаемая прежде всего как иносказание, имела в средние века более широкое значение. Это было обусловлено влиянием религии. Так, например, красная роза была символом Богоматери, невинности, страданий Христа. Вода символизировала чистоту и благодать. Также большое значение имела восходящая к раннему христианству традиция иносказательного толкования текстов (эксегеза). Основоположником эксегезы считается Филон, живший в I веке нашей эры. Большой вклад в развитие практики внёс Августин Блаженный, которого считают считаю основоположником религиозной герменевтики (искусства вычитывать в тексте того, что тебе нужно). Наконец, существенную роль в развитии аллегорической литературы сыграли многочисленные интерпретации известных произведений античности, приспособленные под конкретные религиозные задачи. Иными словами, средневековая литература являлась лишь формой отражения общего символико-аллегорического восприятия.

Основной памятник — французский роман «О Розе» (прочитать краткое содержание). Он состоит из двух частей: первая было составлена Гийомом де Лоррисом (1225-1260), в 1240 году. Вторая дописана спустя 40 лет Жаном де Меном (1240-1305). В жанровом отношении роман восходит к видению. Такой жанр предполагал наличие нескольких устойчивых сюжетных компонентов, скрепляемых мотивом пути. Главный герой романа, прекрасный юноша, увидел во сне Розу и влюбился. Поиск Розы сопрягается со множеством опасностей: герой попадает в Сад, где видит разнообразные аллегорические фигуры (Красоту, Щедрость, Дружбу, Жалость, Страх, Стыдливость и другие). Эти персонажи содействуют или мешают герою в зависимости от возложенных на них аллегорических функций. Авторский вклад в поэму был неодинаков: первая часть содержит около 4 тысяч стихов, вторая — порядка 18 тысяч. Меняется и смысловой вектор. Если Гийом де Лоррис был представителем куртуазной литературы, то Жан же Мен был типичным горожанином: первая часть заканчивается тем, что вокруг розы появляется высокая стена, цветком невозможно обладать, его можно только любить на расстоянии. Во второй части юноша показан как персонаж отрицающий исключительно платоническое чувство: культ служения сменяется культом обладания и влюблённый срывает розу.

Главной аллегорической фигурой романа является природа. Этот образ был заимствован из латинской аллегорической поэмы Алана Лилльского «Плач Природы» XII век. В ней Природа предстаёт как могущественная сила, подвластная только Богу. Именно Природе в поэме принадлежит ставшее крылатым высказывание:

Всё благородство — в поведенье

А знатное происхожденье

Не стоит ровно ничего.

Этот тезис противоречил установкам куртуазной и шире всей средневековой литературе и сближает роман «О Розе» с ренессансной литературой.

Роман «О Розе» оказал большое влияние на популяризацию жанра аллегорического видения; впоследствии им воспользуются Джефри Чосер (Кентерберийские рассказы) и Данте (Божественная комедия).

Дидактическая литература

Делится на научно-дидактическую и морально-дидактическую.

Научно-дидактическая (научно-популярная) литература отражала состояние науки того времени: с одной стороны средневековый человек уже хотел познавать мир, с другой, наука оставалась под влиянием церкви. Научно-дидактическая литература отличалась жанровым разнообразием: существовали книги о символических значениях камней (лапидарии), о животных (бестиарии), сочинения энциклопедического характера (зерца́ла), известно «Тройное зерца́ло» Винцентия из Бове (1190-1264), трактат «Картина мина» Брунетто Латини (1220-1294). Все эти книги сочетали в себе научные факты и буйную фантазию.

Морально-дидактическая литература была представлена т.н. «экземплумами» (примерами). Такие тексты группировались в книги (сохранилось около десяти, каждая насчитывает порядка тысячи произведений). Большинство таких памятников был анонимны («Книга примеров на потребу проповедникам», «Книга примеров в алфавитном порядке» (XIII век), «Деяния римлян» XV век.), но встречались и авторские. Авторами были в основном священники: Жак де Витри «Народные проповеди», Цезарий Гейстербахский «Диалог о чудесах», Рудольф Шлеттштадтский «Достопамятные истории». Изначально пример был частью проповеди, его задача составляла в иллюстрации основного тезиса. Впоследствии к примерам присоединились моральные выводы, и текст обрёл самостоятельную жизнь. Период расцвета экзамплумов XIII век, совпадает со временем широкого распространения городской новеллы, что наводит на мысль о намеренном противодействии популяризации альтернативной повествовательной традиции. Носителями и распространителями экземплумов стали странствующие монахи. Для того чтобы собрать аудиторию, им необходимо было особое красноречие: следовало сделать рассказ увлекательным и понятным и пример в данном случае оказывался весьма кстати. Подобно фаблио́ в примере описывалось какое-то одно событие, как правило, парадоксальное.




Дата добавления: 2015-01-30; просмотров: 235 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав

1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | <== 12 ==> | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 |


lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.005 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав