Читайте также:
|
|
Понятие «образ персонажа» шире понятия «характер персонажа». Потому что образ человека на экране складывается не только из его характера, но и из:
а) портретной внешности персонажа — она может соответствовать характеру, но может с ним не совпадать и даже ему противоречить;
б) вещей и предметов, персонажа окружающих — из среды, в которой он живет и действует;
в) из отношения к нему других персонажей («Короля играет его свита»);
г) и главное — в образ героя входит в качестве важного слагаемого — отношение к нему со стороны авторов фильма.
Характер есть данность, «тесто» для создания образа. Автор использует характер как материал, преобразовывая и восполняя его своим в и дением и отношением к нему, как было уже сказано, со стороны других персонажей.
Образ человека на экране
Как и образ действительного человека, образ героя фильма многосоставен.
В каждом из нас можно насчитывать по крайней мере четырех человек?
- Того, каким знают тебя окружающие в обществе люди — сотрудники, друзья, знакомые.
- Того, каким знают тебя в семье (например: в дружеском кругу и на работе ты — милый покладистый товарищ, а дома — нетерпимый «держиморда», черствый эгоист; и наоборот).
- Того, каким ты знаешь себя сам: в своем сознании («ах, никто меня не понимает!» — порой безмолвно восклицаешь ты).
- Наконец, того, каким ты сам себя не знаешь (эта твоя ипостась лежит в твоем подсознании, ты до поры до времени о ней не догадываешься, но она может обнаружиться совершенно для тебя неожиданно — так, человек мягкий и робкий по натуре, попав в экстремальную ситуацию, вдруг обнаруживает в себе решительность и безоглядную храбрость).
Четыре ипостаси образа человека часто не совпадают — в большей или меньшей степени. Возможные несоответствия ипостасей образа человека на экране позволяют авторам фильма:
- строить образ персонажа как образ глубокий, стереоскопический, неоднозначный,
- осуществлять неожиданные повороты в сюжетном движении произведения.
Сочетание разных плоскостей в образе героя может быть присуще любому человеку независимо от его характера.
Х а р а к т е р (от греч. charactér — отпечаток, признак, отличительная черта) — это комбинация определенных душевных качеств человека.
Характер отличают два свойства:
- возможность изменения. На протяжении жизненного пути человека характер может измениться очень сильно:
- большое несчастье;
- серьезная болезнь;
- смена жизненных обстоятельств;
- перемена веры,
и человека, хорошо нам знакомого, не узнать: перед нами — другой характер.
- возможная схожесть характеров у разных людей.
Виды характеров
Характеры отличаются друг от друга степенью сложности.
Известно, что в драматургическом произведении (для кино или для театра) встречаются характеры многосложны е, состоящие из комбинаций целого ряда душевных, порой противоречивых, качеств.
И вместе с тем, существуют прекрасно выполненные образцы характеров односложных. В них авторами подчеркнута одна, но очень яркая черта, порой гиперболизированная.
В литературоведении бытует даже специальное обозначение двух методов разработки характеров персонажей: «шекспиризация» и «шиллеризация».
В случае преобладания в герое одного ярко выраженного душевного качества, необходимо, чтобы персонаж хотя бы однажды поступил бы не по характеру, даже вопреки ему. Тогда изображенный характер в своем основном значении будет лучше восприниматься зрителями.
Драматургические способы изображения характеров
Три основных и один дополнительный:.
Первый способ. Постепенное раскрытие характера: перед нами возникают все новые и новые грани характера героя, все более глубинные его пласты.
Второй способ. Развитие характера, его рост и становление. Традиция подобного изображения характера человека в литературе идет от просветительского «романа воспитания» XVIII века — через романы XIX века — в современность.
Третий способ. Внезапный слом, резкое изменение характера героя.
Четвертый (дополнительный) способ — сочетание постепенного развития характера с резким его изменением.
Дата добавления: 2015-04-22; просмотров: 67 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав |