|
Реализм и номинализм в средневековой философии.
Реализм – концепция, признающая первичность общего и вторичность единичного.
Номинализм – признание первичности единичных вещей реального мира и производности общего (идей, возникающих у человека в процессе познавательной деятельности).
Одной из основных проблем средневековых философов была проблема бытия Бога и его отношения к сотворенному миру. Она выступает как проблема соотношения общего и единичного (идеи в уме Бога – общее; чувственно воспринимаемые, телесные вещи, сотворенные Богом – единичное). В средние века существовало два подхода к решению этой проблемы: реализм и номинализм.
Аврелий Августин: Бог мыслится как творец мира, личностного духовного существа.
Отношение Бога как творца мира на основе концепции реализма – мир (единичные телесные вещи) сотворен волей Бога в соответствии с теми совершенными идеями, α находятся в разуме Бога. Сущность вещей (идеи Бога) оторваны от мира единичных вещей и существуют только в разуме Бога, Þ крайний реализм. (общ и единич разведены по концам)
I Универсалии | II Возникновение единичных вещей |
Общие идеи в разуме Бога как идеальные духовные прообразы единичных вещей.-первичны | Не содержат общих идей, универсалий |
Пьер Абеляр:
Бог | I Единичные вещи | II Универсалии |
Воля в соответствии с разумом творит мир Общие идеи в разуме Бога | Которые содержат сходные общие черты.(пер) Общее в вещах как их сущность | В разуме человека (общие понятия) Общее в определении понятий |
Умеренный номинализм, так как единичное и общее не разорваны в понятиях. Возрастает ценность познания единичных вещей.
Фома Аквинский:
Позиция Фомы Аквинского по проблеме общего и единичного - умеренный реализм:
I Бог (общие идеи) | II Единичная вещь | III Универсалии |
Универсалии как форма в разуме Бога | Универсалии как сущность, форма вещей. | Как понятия в разуме человека, общее в мысли |
Фома Аквинский признает троякое существование универсалии: 1. Универсалии как общие идеи, формы в разуме Бога. 2. Универсалии как сущность единичных вещей их идеальная форма. 3. Универсалии как общие понятия в знаниях человека.
Попытался «примирить» реализм и номинализм.
Дунс Скот
БОГ Þ Единичные вещи Þ Через познание, Þ Универсалии как абстракции
(воля) (ЕДИНИЧНОЕ) абстрагирование (ОБЩЕЕ)
Это умеренно номиналистическое учение.
Уильям Оккам
БОГ Þ Единичные вещи Þ Познание Þ Знания об единичных вещах
(воля) (Сугубо индивидуальные) эмпирическое
Крайний номинализм.
Дата добавления: 2015-01-30; просмотров: 27 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав |