Читайте также:
|
|
Категории «различия» и «тождества». Тождество, нюанс, контраст. Соподчинение элементов формы. Напряженность, «визуальная инерция», движение, визуальное равновесие.
Категории «различия» и «тождества». Тождество, нюанс, контраст.
Категории «различия» и «тождества» не являются специфическими для архитектурного мышления, они применяются
в различных областях человеческой деятельности тогда, когда необходимо определить степень различия между предметами или явлениями, выделить единичное, обладающее особыми свойствами, характеризующими его количественную или качественную определенность.
В ряде работ по проблемам информации, семиотики, теории распознания образов показано, что различия и тождества,
как результат сравнения воспринимаемых материальных объектов и их элементов по отдельным признакам, лежат в
основе информационных процессов. Близкий вывод о различие и тождестве, как основе языка, еще раньше
получивший развитие в лингвистике, был сформулирован швейцарским языковедом Фердинандом де
Соссюром (1857-1913).
Анализ показывает, что в основе художественной выразительности архитектурной формы также лежат отношения
различия и тождества между ее элементами по многим признакам и свойствам. Они объективно возникают на уровне собственно материальной организации объекта, и на уровне визуальном, и на содержательно-смысловом.
Смысл категориальной оппозиции «различие-тождество» в объемно-пространственной композиции раскрывается при помощи понятий ТОЖДЕСТВО, НЮАНС, КОНТРАСТ. Они играют организующую и регулирующую роль в процессе
создания целостной архитектурной формы, определяя меру отношений между другими средствами композиции. Отношения между элементами формы, устанавливающие с помощью этих понятий, называют количественно-качественными, так как они отражают сложный процесс накопления количественных изменений в формах при переходе
их в новое качество.
Исходным состоянием при отсчете различия является состояние полного сходства, совпадения, идентичности, т.е ТОЖДЕСТВА. Тождество, как принцип полного сходства, является по-видимому наиболее древним в архитектуре.
В любом архитектурном сооружении мы без особого труда можем выделить группы тождественных элементов.
Тождественные отношения способны выражать некую массивность, множественность, протяженность, соборность,
и т.д. Поэтому формы построенные на основе повторяющихся элементов содержат, чаще всего, дополнения,
включения, отличающиеся от основного материала, фона или закономерности.
Принцип тождественности лежит в основе модульных систем. Модульность, как выражение строения объемно-пространственной формы, вносит объединяющие начало в отношениях между элементами формы.
На принципе тождества основано построение метрических рядов. Тождество по разным признакам и свойствам служит общей организованности, отражая при этом смысловую идентичность визуально отождествляемых элементов.
Целостность, организованная на основе тождественных отношений между элементами объемно-пространственной
формы носит простейший характер формы ЦЕЛЬНОЙ (монолитной, однообразной, монотонной...).
В НЮАНСных отношениях между предметами или явлениями сходство (повторяемость) выражено сильнее чем различие.
Понимание роли нюансных отношений между элементами объемно-пространственной формы в архитектурной
композиции связано с представлениями о поступательном развитии, движении, росте и т.д., что находит свое
выражение, например, в таких важных характеристиках формы как «верх-низ», или многоуровенность, где каждый последующий уровень нюансно отличен от предыдущего.
Нюанс используется с целью создания форм, выражающих спокойствие и равновесие со слабо выраженным движением форм, бесконфликтное сосуществование не лишенное однако НАПРЯЖЕНИЯ и внутренней энергии.
Различия между нюансной размерностью отдельных элементов и интервалов служит для построения некоторых ритмических рядов, в том случае, если эти различия нарастают или убывают равномерно. Целостность достигаемая при использовании нюансных отношений меду элементами носит характер однородной формы, не лишенной
направленности и ощущения устойчивости.
КОНТРАСТными принято считать такие отношения между сравниваемыми объектами, в которых активно выражено различие, неравенство и противопоставление.
Трудности, возникающие в процессе построения целостной объемно-пространственной формы с помощью нюансных
и тождественных отношений между ее элементами, объясняются главным образом тем, что в восприятии человека
быстрее и активнее фиксируются элементы существенно выделяющиеся среди остальных своими особыми свойствами
и признаками – величиной, конфигурацией, положением в пространстве и т.д. Именно поэтому представление о
контрасте в композиции связывают прежде всего с акцентированием узлов, отдельных деталей, которым отводится
особая роль и поэтому требующим специальных средств для выявления этой роли и обеспечению выразительности
формы в целом.
Контрастные отношения демонстрируют ритмические ряды и построения, когда различия нарастают или убывают ускоренным образом.
Контраст применяется в качестве основы иерархического упорядочивания и создания формы разнородной, но целостной.
Тождество, нюанс и контраст применяются в качестве РЕГУЛЯТОРА отношений между элементами объемно-пространственной формы, определяя место и роль каждого элемента в общей системе. Такие отношения позволяют обеспечить УПОРЯДОЧЕННОСТЬ и ГАРМОНИЧНОСТЬ формы.
Дата добавления: 2015-04-26; просмотров: 21 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав |
<== предыдущая лекция | | | следующая лекция ==> |
Каковы особенности оказания неотложной помощи пострадавшему в зависимости от способа попадания отравляющего вещества? | | | Напряженность, «визуальная инерция», движение, визуальное равновесие. |