Читайте также:
|
|
Семиотика художественной литературы
1. Семиотика языка и художественной литературы
2. Язы́к худо́жественной литерату́ры
3. «Поэзия грамматики и грамматика поэзии» Романа Якобсона
Семиотика языка и художественной литературы
Из всей обширной группы объектов семиотики наибольшая общность обнаруживается между языком и художественной литературой, т. е. искусством, использующим язык в качестве своего средства; поэтому семиотика языка и литературы образует центр гуманитарной семиотики. Другой ветвью семиотики является формальная, или логико-математическая, семиотика, относящаяся к так называемой «металогике».
Произведение художественной литературы может исследоваться по двум разным линиям:
1) как объект конкретно-исторического, литературоведческого, историко-литературного анализа;
2) как объект семиотического анализа, зачастую переходящего в сферу общей поэтики (см. Язык художественной литературы).
Основы семиотики языка и литературы заложили представители европейского структурализма 1920—30‑х гг. — Пражской лингвистической школы и Копенгагенского лингвистического кружка (Н.С.Трубецкой, Р.О. Якобсон, Я. Мукаржовский, Л. Ельмслев, В. Брёндаль), русской «формальной школы» (Ю.Н. Тынянов, В.Б. Шкловский, Б.М. Эйхенбаум), а также независимые от направлений А.Белый и В.Я. Пропп. К этим исследованиям примыкают некоторые работы М.М. Бахтина, Ю.М. Лотмана и других советских учёных. Наиболее оформленными направлениями семиотики за рубежом являются: американская школа Ч.У. Морриса, во Франции — этнографическая (антропологическая) школа К. Леви-Строса, семиология Р. Барта, психоаналитическая семиотика Ж. де Лакана, семиология кино К. Метца, в Италии — семиология кино П.П. Пазолини и др.
По мере развития семиотики понятие «знак» (на котором особенно настаивал Соссюр) постепенно отходило на второй план, поскольку не удалось обнаружить какие-либо знаки, универсально присущие разным естественным языкам и тем более разным семиотическим системам (нет знаков, общих для языка, живописи, кино и т. д.). ↔ Единство семиотики языка и литературы основывается, прежде всего, на явлении «высказывание», которое обнаруживаются во всех языковых произведениях (текстах) как обыденной речи, так и художественной литературы, являясь их основной семиотической ячейкой.
В прагматике языка особенно интенсивно исследуются два центра — субъект речи и адресат речи, а также связанные с ними «точки референции», выражающиеся дейктическими словами (см. Дейксис), местоимениями, относительными временами глагола и т. д.
В семиотике художественной литературы типология художественных текстов с точки зрения субъекта (текст от автора, от рассказчика, от повествователя; различные «я» от автора и т. п.) дополняется типологией художественных текстов с точки зрения «образа адресата». Кроме того, важным для семиотики художественной литературы является анализ языка.
Дата добавления: 2015-04-26; просмотров: 26 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав |
<== предыдущая лекция | | | следующая лекция ==> |
Стихотворение А.С. Пушкина «На холмах Грузии лежит ночная мгла»: поэтика и грамматика | | | Язы́к худо́жественной литерату́ры |