Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Полемика реализма и номинализма.

Читайте также:
  1. А - утверждению соц. реализма в литературе и искусстве;
  2. А.В. МЕНЬ И ПОЛЕМИКА ОБ ЭВОЛЮЦИОННОЙ ИДЕЕ
  3. ГЛАВА ВТОРАЯ. ШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 1. ПОЛЕМИКА О ПУТЯХ ОБРАЗОВАНИЯ
  4. Ж.Кокто. Трилогия об Орфее, как отражение идей и эстетики сюрреализма.
  5. Значение жанра романа для развития реализма в западноевропейской литературе второй половины XIX века.
  6. Концепция Г. Тарда. Полемика Тарда с Дюркгеймом о соотношении личности и общества. Социальные процессы как процессы психологического взаимодействия индивидов.
  7. Ораторское искусство Эсхина. Полемика Демосфена и Эсхина.
  8. От неореализма к современности.
  9. Полемика вокруг биопсихиатрии
  10. Полемика реализма и номинализма

Итак, в средневековой философии чётко проводится различение бытия и сущности. У всех средневековых философов познание каждой вещи сводится к ответу на четыре вопроса: 1. Есть ли вещь? 2. Что она такое? 3. Какова она? 4. Почему она есть? Многие характерные особенности средневековой философии проявились в происходившей на протяжении нескольких веков борьбе реализма и номинализма. «Реализм» в его средневековом понимании не имеет ничего общего с современным значением этого термина.

Под реализмом, подразумевалось учение, согласно которому подлинной реальностью обладают только общие понятия, или универсалии, а не единичные предметы, существующие в эмпирическом мире. Нетрудно видеть, что средневековый реализм сближается с платонизмом, для которого тоже реальным бытием обладают вечные и самотождественные идеи, а не преходящие и изменчивые чувственные вещи.

Согласно средневековым реалистам, универсалии существуют до вещей, представляя собой мысли, идеи в божественном разуме. И только благодаря этому челове­ческий разум в состоянии познавать сущность вещей, ибо эта сущность и есть не что иное, как всеобщее понятие. Ясно, что для реалистов, например для Ансельма Кентерберийского (1033— 1109), познание возможно лишь с помощью разума, ибо лишь разум способен постигать общее. Противоположное направление было связано с подчеркиванием приоритета воли над разумом и носило название номинализма.

Термин «номинализм» происходит от латинского «имя». Согласно номиналистам, общие понятия — только имена; они не обладают никаким самостоятельным су­ществованием вне и помимо единичных вещей и образуются нашим умом путем абстрагирования признаков, общих для целого ряда эмпирических вещей и явлений. Так, например, мы получаем по­нятие «человек», когда отвлекаемся от индивидуальных особен­ностей отдельных людей и оставляем только то, что является общим для них всех. А поскольку все люди суть живые и одушев­ленные существа, обладающие разумом, то, стало быть, в понятие человека входят именно эти признаки: человек есть живое суще­ство, наделенное разумом.

Таким образом, согласно учению номи­налистов, универсалии существуют не до, а после вещей. Крайние номиналисты даже доказывали, что общие понятия суть не более чем звуки человеческого голоса; реально лишь единичное, а общее — только иллюзия, не существующая даже в челове­ческом уме. Спор номиналистов и реалистов возник в связи с проблемой единичного и общего, как она ставилась еще у Аристотеля, раз­личавшего первичные и вторичные сущности и затруднявшегося в определении онтологического статуса тех и других.

Одним из наиболее выдающихся представителей зрелой схо­ластики был монах доминиканского ордена Фома Аквинский (1225/26—1274). Фома пытался обосновать основные принципы христианской теологии, опираясь на учение Аристотеля. Большое влияние на философов XI-XIV веков оказали логические сочинения Боэция. Средневековая философия вошла в историю мысли под именем схоластики, которое уже с давних пор употребляется в нарицательном смысле как символ оторванного от реальности, пустого словопрения. И для этого, несомненно, имеются основания. Главная отличительная особенность схоластики состоит в том, что она сознательно рассматривает себя как науку, поставленную на службу теологии, как «служанку теологии».

Начиная примерно с XI века в средневековых университетах возрастает интерес к проблемам логики, которая в ту эпоху носила название диалектики и предмет которой составляла работа над понятиями. Стремление к рационалистическому обоснованию христианской догматики привело к тому, что диалектика превратилась в одну из главных философских дисциплин. Вместе с тем, расчленение и тончайшее различение понятий, установление определений и дефиниций, занимавшее многие умы, подчас вырождалось в тяжеловесные многотомные построения.

Увлечение таким образом понятой диалектикой нашло свое выражение в характерных для средневековых университетов диспутах, которые иной раз длились по 10—12 часов с небольшим перерывом на обед. Эти словопрения и хитросплетения схоластической учености порождали к себе оппозицию Схоластической диалектике противостояли различные мистические течения, а в XV- XVI веках эта оппозиция получает оформление в виде гуманистической светской культуры, с одной стороны, и неоплатонической натурфилософии, с другой.




Дата добавления: 2015-04-26; просмотров: 25 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Теоцентризм средневековой философии.| Проблема природы и человека в средние века.

lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав