|
Слайд.
Философия социалистов-утопистов,
Сущность вопроса: в эпоху Возрождения наблюдается повышенный интерес к проблемам общества и государства, Церкви.. Однако часть философов основное внимание сосредоточила на разработке проектов идеального государства, где были бы уничтожены все социальные противоречия и восторжествовала социальная справедливость. Поскольку их проекты были сильно оторваны от реальности и практически неосуществимы, данные философы вошли в историю как социалисты-утописты. Наибольший вклад в развитие теории утопического социализма внесли Томас Мор и Томмазо Кампанелла. - Томас Мор (1478 - 1535) считается основателем утопического социализма. Свои идеи по поводу устройства общества и государства будущего Т. Мор изложил в произведении «Утопия».
Nb: Утопия (греч. -место, которого нигде нет) - выдуманный остров, на
котором находится идеальное государство. Согласно Т. Мору в
Утопии: не существует частной собственности; все граждане
участвуют в производительном труде; труд осуществляется на основе
всеобщей трудовой повинности; все произведенные продукты (результаты
труда) поступают в собственность общества (общественные склады) и
затем равномерно распределяются между всеми жителями Утопии (в
связи с тем, что трудом заняты все, для обеспечения Утопии достаточно
короткого рабочего дня - шесть часов; от трудовой деятельности
освобождаются люди, проявивши особые способности к наукам; самые
грязные работы выполняют рабы - военнопленные и осужденные
преступники; первичной ячейкой общества является не кровнородственная семья, а «трудовая семья» (фактически - трудовой коллектив); все должностные лица избираются - прямо или косвенно; мужчины и женщины имеют равные права (как и равные обязанности); жители верят в Бога, существует полная веротерпимость.
- Другой проект идеального общества был дан Томмазо Кампанеллой (1568 -1639) в произведении «Город Солнца». Действие происходит в фантастическом Городе Солнца, где его жители - солярии - построили идеальное общество, основанное на социальной справедливости, и наслаждаются жизнью и трудом. По Кампанелле, в Городе Солнца: отсутствует частная собственность; все граждане участвуют в производительном труде; результаты труда поступают в собственность всего общества, а затем равномерно распределяются между его членами; труд совмещается с одновременным обучением; жизнь соляриев регламентирована до мельчайших подробностей, от подъема до отхода ко сну; солярии все делают вместе (ходят с работы и на работу, трудятся, едят, отдыхают, поют песни); большое внимание уделяется воспитанию - с рождения ребенок забирается от родителей и воспитывается в специальных школах, где обучается наукам и приучается к коллективной жизни, другим правилам поведения Города Солнца; во главе Города Солнца стоит пожизненный правитель (избираемый соляриями) - Метафизик, владеющий всеми знаниями своей эпохи и всеми профессиями.
слайд.значение
Ф.Энгельс назвал философов эпохи Возрождения титанами мысли, а саму эпоху определил как величайший прогрессивный переворот в истории. Главное достижение этой эпохи состоит в развитии богатейшей культуры гуманизма и в исключительно тесном и многостороннем взаимодействии с ней философских идей и учений.
Происходит взаимопроникновение земного, природного и божественного начал. Природа начинает мыслиться как одушевленное целое, а материя как нечто, внутри себя несущее форму, движение и жизнь.
Гуманизм поставил человека в центр внимания как существо, подобное богу.
Природа и человек понимаются как активные гармонические единства.
Дата добавления: 2015-04-26; просмотров: 12 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав |
<== предыдущая лекция | | | следующая лекция ==> |
Движении | | | В.В. Чернышов |