Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Древнеиндийская философия.

Читайте также:
  1. Античная философия.
  2. Античная философия.
  3. Античная философия. Натурфилософские ориентации досократической философии.
  4. Апория закрытой социальной системы Эпименида. Демократия и философия.
  5. Белорусская философия.
  6. Билет 1. Философия. Ее роль в жизни общества.
  7. Билет 2. Античная философия.
  8. Билет 3. Средневековая философия.
  9. Билет 5. Немецкая классическая философия.
  10. Билет 7. Русская философия.

Древнеиндийская философия представлена ортодоксальными классическими системами вайшешика, ньяя, санкхья, йога, миманса, веданта, и неортодоксальными – чарвака, буддизм, джайнизм.

1. Вайшешика.

Школа Вайшешика основана мудрецом Канадой. Он учил, что весь мир состоит из субстанций, качества, действия, всеобщности, особенности присущности и небытия. Существует девять видов субстанций: земля, вода, огонь, воздух, эфир, время, пространство, душа, ум. Первые четыре субстанции состоят из невидимых и неделимых первочастиц. «Ум» и «душа» – вечные субстанции. Индивидуальная душа сознается внутренне, умом индивида. Есть Верховная душа или Бог – Творец всего сущего. Бог сотворил мир из вечных атомов. Предметы состоят из соединенных атомов: разъединение атомов влечет за собой распад и смерть предметов. Воля Бога - первоисточник действий атомов. Бог перемешивает атомы по закону Кармы. Любая личность должна стремиться к избавлению от тел. Освобождение от цепи перерождений означает абсолютное прекращение всех мучений и страданий.

2. Ньяя.

Основателем школы Ньяя является Готама. Он учил, что Бог сотворил мир не из ничего, а из вечных атомов, пространства и времени, эфира, умов и души. В реальном мире человек может жить счастливо или страдать в соответствии со своим поведением в этом мире и в других мирах.

3. Санкхья.

Основателем школы Санкхья считается мудрец Капила. Капила учил, что есть два источника мира и две независимые первичные реальности: 1) Пуруша – разумное начало, начало вне мира объектов, вечное сознание, недействующее и неизменяющееся; 2) Пракрити – первичная материя, основа всех имеющихся материальных вещей. Пракрити – вечное бессознательное начало. Сначала Пракрити существовала в аморфной, нерасчлененной форме, а её превращение в мир существ и предметов, которые воспринимаются чувствами, осуществилось под влиянием трех качественных элементов (гун): 1) раджас (стремление); 2) та мае (тьма); 3) саттва (ясность). Гуны вызывают удовольствие, страдание, безразличие, а также активность и пассивность. Эволюция мира начинается с соединения двух первоначал, возникает великий зародыш вселенной ‑ «махат». «Махат» обладает интеллектом, который дальше развивает мир. Затем возникает множество элементов, как вещественных, так и духовных. Этих элементов-начал ‑ двадцать пять. Человеческое «я» свободно и бессмертно, но под влиянием незнания оно смешивает себя с телом. Итог такого смешения – горести и страдания. Если мы осознаем, что наше тело и «я» – разные субстанции, если мы будем стремиться освободиться от телесного, искать покой в себе, мы сможем достичь состояния свободы от страданий. Освободиться можно при жизни в этом мире или после смерти в другом мире. Достижение свободы и покоя предполагает отрешение от мирской суеты.

4. Йога.

Основателем школы йога считается мудрец Патанджали. Философия йоги, делающая акцент на исследование психологиче­ских категорий и на практическое психологическое обучение, исходит во многом из положений о медитации различных ранее существовавших систем Йога более известна своей практикой достижения избавления от страданий и просветления. Есть восемь ступеней совершенствования:

1. «Обуздание». Здесь человек воздерживается от лжи, воровства, жадности и т. д. Главное – не нанести вреда чьей-либо жизни.

2.«Культура этики». Здесь воспитываются хорошие привычки, изучаются тексты «Веды»; человек думает о Боге.

3.«Положения» ‑ выработка устойчивых и удобных положений тела при размышлении.

4. «Контроль над дыханием». Комментарии здесь излишни. Некоторые «Йоги» могут замедлить и на короткое время прекращать физиологически нормальное дыхание.

5.«Контроль над чувствами» ‑ на этой ступени чувства как бы отделяются от объектов.

6. «Внимание». При этом внимание сосредоточивается на отдельном объекте (например, на собственном пупке).

7. « Созерцание » ‑ продолжение внимания, когда мышление неуклонно и непрерывно сосредоточено на объекте.

8. « Сосредоточенность » ‑ состояние, когда созерцающее предмет сознание не просто проникает в предмет, но и сливается с ним, перестает сознавать самое себя.

6. Веданта.

Школа Веданта вырастает из положений последней части Вед – «Упанишады». «Упанишады» по форме представляют собой обычно диалог мудреца-учителя с его учеником, либо с человеком, ищущим истину. Школа Веданта, опираясь на текст «Упанишад», сформулировала свое учение. Суть его в следующем: все есть Бог. Душа есть Бог. Бог – единственная предельная реальность. Такая концепция называется монистичной.
5. Миманса.

Школа Миманса была основана Джаймини примерно в 200 г. до н. э. Ее основная задача – продолжить традиции Вед, особенно ритуальной их стороны.

Веды – наиболее древнее литературно-философское произведение индийской мысли и основа религии индуизма. Древнейшую часть Вед составляют четыре сборника (самхиты):

1. Ригведа (гимны в честь богов);

2. Яджурведа (жертвенные формулы и гимны);

3. Сававеда (религиозные песнопения);

4. Атхарваведа (заклинания);

Школа Миманса утверждала, что Веды вечны и существуют самостоятельно, иногда они позволяют обнаружить себя для людей через избранных пророков.

7. Буддизм.

Огромное влияние на духовную жизнь Индии оказал буддизм. Буддизм возник в VI-V вв. до н. э. Основатель – принц Сиддхартха Гаутама из рода Шакья. В 35 лет в ходе длительной семинедельной медитации ему открылась истина, он стал Буддой, т.е. просветленным. Будда не занимался детальной разработкой собственно философских основ своего учения, Будда выступал против двух крайностей в действиях людей: против безудержной погони за мирскими наслаждениями и против аскетического умерщвления плоти и самоистязания. Он осуждал ведический ритуализм и преклонение перед всякими авторитетами. Будда считал, что спасение доступно всем людям. Он призывал к терпимости, всепрощению, ненасилию, воздержанности. В течение сорока пяти лет Будда проповедовал своё учение. Суть его учения в четырех благородных истинах: 1) жизнь есть страдание (рождение, болезнь, смерть, разлука с милым, отсутствие того, чего хочется); 2) причина страданий – страсти, желания человека; 3) избавление от страданий – через избавление от желаний (путь нирваны); 4) выработка пути к нирване.




Дата добавления: 2015-01-30; просмотров: 32 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав

1 | 2 | <== 3 ==> | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 |


lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав