Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Исторический характер общественной жизни. Материальный, объективный аспект жизни

Читайте также:
  1. A) Объективный и системный
  2. A. Характеристика нагрузки на организм при работе, которая требует мышечных усилий и энергетического обеспечения
  3. A]в течение всей жизни автора и пятидесяти лет после его смерти, считая с первого января года, следующего за годом смерти автора.
  4. Cучасні моделі розвитку підприємства: їх суть та характеристика
  5. D) обстоятельства, влияющие на степень и характер ответственности потерпевшего
  6. D. Физиологическое состояние организма, которое обусловлено характером питания
  7. I .Характер действия лекарственных веществ 25 мин.
  8. I Объективные характеристики (потребление материальных благ; продолжительность жизни; система образования; время труда; показатель преступности);
  9. I. Исторические аспекты возникновения теории инвестиций и инвестиционного менеджмента.
  10. I. Исторические аспекты маркетинга

Людей и духовный, субъективный характер истории общества их взаимообусловленность.

33. Культура и цивилизация. Понятие «культуры» и её компоненты. Культуры и религии.

Человек в мире культуры.

“Культура” переводится как “возделывание, обработка, развитие, почитание” и подразумевает на ранних этапах его употребления целенаправленное воздействие человека на природу, а также воспитание и обучение самого человека. Понятие “цивилизация” (гражданский, государственный) обозначало идеальное общество, основанное на разуме и справедливости.

Цивилизованный человек — тот, кто не чинит неприятностей другому, принимает его в расчет, при этом вежлив, внимателен. Культура же есть деятельность, в которой человек реализует свою сущность. Высшая степень развития культуры связана с развитием способностей и моральным совершенством человека, которое проистекает единственно из уважения к нравственному закону, а не только из эмпирической склонности к его выполнению.

Культура и цивилизация органично связаны, их нельзя мыслить как два параллельных процесса. Генетически цивилизация произрастает из культуры, она есть в некотором роде культура. То есть цивилизация выступает как отчужденная в институциональных, общезначимых процессах культура. Именно цивилизация вырабатывает средства, постоянно сокращающие вмешательство человека в мир природный — необходимый признак культуры. Материальные ресурсы современной цивилизации позволяют обеспечить бытие индивида, неделимость человека, благодаря чему дух получает куда больше возможностей заняться тем, что соответствует его сути — от воздействия на природу в ее физическом виде обратится к человеку. Поэтому цивилизация, являясь результатом культуры, не противостоит ей.

 

Познание как культурно-исторический процесс. Объект, предмет и субъект познания. Диалектика субъективного и объективного в познании.

Познание (гносеология) – процесс целенаправленного активного отображения действительности в сознании человека. В ходе познания выявляются разнообразные грани бытия, исследуется внешняя сторона и сущность вещей, явлений окружающего мира, а также субъект познавательной деятельности – человек – исследует человека, то есть самого себя.

Субъект познания — носитель познавательной деятельности, источник активности, направленной на объект. Объект познания - то, на что направлена познавательная деятельность субъекта познания.

 

Диалектический характер процесса познания от живого созерцания (чувственного познания) к абстрактному мышлению (рациональному, логическому познанию), а от него к практике. Практика как критерий истины. Формы практики (производственная, общественная и научно-экспериментальная).

Познание (гносеология) – процесс целенаправленного активного отображения действительности в сознании человека. В ходе познания выявляются разнообразные грани бытия, исследуется внешняя сторона и сущность вещей, явлений окружающего мира, а также субъект познавательной деятельности – человек – исследует человека, то есть самого себя.

Субъект познания — носитель познавательной деятельности, источник активности, направленной на объект. Объект познания - то, на что направлена познавательная деятельность субъекта познания.

ФОРМЫ ПОЗНАНИЯ:

чувственное познание:

1.Ощущения - отражение в сознании человека отдельных свойств внешних предметов и внутренних состояний организма при непосредственном воздействии раздражителей;

2. Восприятие - отражение в сознании человека предметов и явлений окружающего мира;

3. Представление - возникающее в сознании человека образы предметов и явлений внешнего мира или их свойств, которые человек когда-то воспринимал или ощущал.

рациональное познание:

1. Понятие - отражает предметы в их существенных и отличительных признаках;

2.Суждение. Это форма мышления, в которой что-либо утверждается или отрицается;

3. Умозаключение - из одного или нескольких суждений выводится новое суждение.

ЧУВСТВЕННОЕ и РАЦИОНАЛЬНОЕ ПОЗНАНИЕ характеризуют взаимодополнительные ФОРМЫ ПОЗНАНИЯ.

 

С точки зрения диалектического материализма познание есть бесконечный процесс движения мысли от незнания к знанию, от знания неполного и непостоянного к знанию более точному и более полному.

Развитие познания происходит от живого сознания к абстрактному мышлению, от него к практике, таков диалектический путь процесса познания истины.

Философия нового времени уделило пристальное внимание к процессу познания. Сложилось 2 направления теории познания, это сенсуализм и рационализм.

Рационалисты преувеличивали роль мышления в познании.

Сенсуалисты преувеличивали роль опыта в процессе познания.

Скептики высказывали сомнения в достоверности наших знаний.

С точки зрения диалектического материализма познание всегда начинается со знакомства человека с предметами внешнего мира, с помощью органов чувств, которые дают нам правильные знания о предметах.

Через органы чувств внешний мир проникает в человеческое сознание, благодаря им человек познает цвет, вкус.

Первоступенью процесса познания является чувственность; второе-мышление.

Логическое: 1. Понятие; 2. Суждение; 3. умозаключение

Чувственное: 1.ощущение; 2.восприятие; 3.представление; 4.воображение

36. Учение об истине. Объективность, абсолютность – относительность, конкретность истины. Критерии истины и концепции истины (корреспондентская, когерентная и прагматическая).

Истина - это цель, к которой устремлено познание.

а) Материалисты древности понимали истину как соответствие наших знаний вещам. Такое понимание истины было продолжено и материалистами Нового времени. б) Объективные идеалисты истину понимали как вечные и неизменные свойства идеальных объектов (Платон). в) Софисты считали, что объективной истины нет: «Человек — мера всех вещей».

Спорным является вопрос о наличии абсолютных истин. Некоторые считают, что это — истины факта (вечные истины), все остальное — относительные истины.

Если истина существует и наше познание ее возможно, то в нашем знании должны быть элементы истины и заблуждения. Если есть только истина, то познавать дальше не надо. Такой подход называется догматизмом. Если все наше знание — заблуждение, а к истине мы постоянно только приближаемся, такой подход называется релятивизмом. Таким образом, вопрос об истине является самым сложным в познании.

Разные философские учения подчеркивают лишь одну из сторон истины, но преувеличивают ее.

Истина и объективна, и субъективна, она должна приводить к успеху, ее формирование происходит на основе опыта и интуиции, она логически непротиворечива и в какой-то мере и условна, так как носит относительный и субъективный характер.




Дата добавления: 2015-04-26; просмотров: 18 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав

Эллинистическая и римская философия античности. Киники, стоики, скептики, эпикурейцы | Философия Нового времени (XVII в.). Формирование механико-материалистической картины мира и идея универсального метода научного познания. Эмпиризм и рационализм. | Английский эмпиризм (Ф. Бэкон, Дж. Локк, Дж. Беркли, Д. Юм). Метод индукции. | Классическая немецкая философия. Трансцендентальный идеализм, априоризм и агностицизм философии И. Канта. Этика Канта. | Классическая немецкая философия. Метод и система философии Г. Гегеля. | Антропологическая философия Л. Фейербаха. | России (В.Г. Белинский и Н.Г. Чернышевский). | Экзистенциальный персонализм Н.А. Бердяева. | Бытие. Виды бытия. Материя и дух. Материализм и идеализм как альтернативные способы миропонимания. | Принципы диалектики (всеобщей связи и развития, принцип цельности, принцип причинности, принцип единства логического и исторического). |


lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав