Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Пьеса «Гроза» в оценке русской критики

Читайте также:
  1. III. Экологическая экспертиза при оценке воздействия на литосферу
  2. NB! При Василии II произошло важное событие в истории РПЦ – с 1448 г. началась автокефалия Русской православной церкви.
  3. Анкета по оценке уровня школьной мотивации
  4. Антропологическая проблема в русской философии
  5. Безумие русской смуты: начало революции 1905 года.
  6. В феврале 1816 года после возвращения большей части русской армии из Европы в Петербурге возникло тайное общество будущих декабристов – «Союз спасения».
  7. В) Умение наблюдать - значимое профессиональное важное качество практического психолога, которое связано с восприятием и проявляется преимущественно в оценке деталей образа
  8. В. отсутствие критики
  9. Великий миротворец и реформатор русской монашеской жизни
  10. Виды потерь при оценке предпринимательского риска.

Театр Островского

Именно с Островского начинается русский театр в его современном понимании: писатель создал театральную школу и целостную концепцию театральной постановки.

Основные идеи реформы театра:

· неизменность отношения к языку: мастерство речевых характеристик, выражающих почти все о героях;

· ставка не на одного актёра;

· «люди ходят смотреть игру, а не самую пьесу — её можно и прочитать»

· Создает театральную школу и целостную концепцию игры в театре (продолжил Станиславский);

· отсутствие экстремальных ситуаций и противодействия актёрскому нутру;

· На сцене изображаются обычные ситуации с обычными людьми, драмы которых уходят в быт и человеческую психологию;

· театр должен быть построен на условностях;

· мастерство речевых характеристик, выражающих почти все о героях;

Театр Островского требовал новой сценической эстетики, новых актёров. В соответствии с этим Островский создает актёрский ансамбль, в который входят такие актёры, как Мартынов, Сергей Васильев, Евгений Самойлов, Пров Садовский.

Естественно, что нововведения встречали противников. Им был, например, Щепкин. Драматургия Островского требовала от актёра отрешенности от своей личности, чего М. С. Щепкин не делал. Идеи Островского были доведены до логического конца Станиславским и М. А. Булгаковым.

Пьесы


· «Семейная картина» (1847)

· «Свои люди — сочтёмся» (1849)

· «Неожиданный случай» (1850)

· «Утро молодого человека» (1850)

· «Бедная невеста» (1851)

· «Не в свои сани не садись» (1852)

· «Бедность не порок» (1853)

· «Не так живи, как хочется» (1854)

· «В чужом пиру похмелье» (1856)

· «Доходное место» (1856)

· «Праздничный сон до обеда» (1857)

· «Не сошлись характерами» (1858)

· «Воспитанница» (1859)

· «Гроза» (1859)

· «Старый друг лучше новых двух» (1860)

· «Свои собаки грызутся, чужая не приставай» (1861)

· «Женитьба Бальзаминова» (1861)

· «Козьма Захарьич Минин-Сухорук» (1861, 2-я редакция 1866)

· «Тяжёлые дни» (1863)

· «Грех да беда на кого не живёт» (1863)

· «Воевода» (1864; 2-я редакция 1885)

· «Шутники» (1864)

· «На бойком месте» (1865)

· «Пучина» (1866)

· «Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский» (1866)

· «Тушино» (1866)

· «Василиса Мелентьева» (в соавторстве с С. А. Гедеоновым) (1867)

· «На всякого мудреца довольно простоты» (1868)

· «Горячее сердце» (1869)

· «Бешеные деньги» (1870)

· «Лес» (1870)

· «Не всё коту масленица» (1871)

· «Не было ни гроша, да вдруг алтын» (1872)

· «Комик XVII столетия» (1873)

· «Снегурочка» (1873)

· «Поздняя любовь» (1874)

· «Трудовой хлеб» (1874)

· «Волки и овцы» (1875)

· «Богатые невесты» (1876)

· «Правда хорошо, а счастье лучше» (1877)

· «Женитьба Белугина» (1877)

· «Последняя жертва» (1878)

· «Бесприданница» (1878)

· «Добрый барин» (1879)

· «Сердце не камень» (1880)

· «Невольницы» (1881)

· «Светит, да не греет» (1881)

· «Без вины виноватые» (1881—1883)

· «Таланты и поклонники» (1882)

· «Красавец-мужчина» (1883)

· «Не от мира сего» (1885)

 

 

Творческая история «Грозы»

Созданию “Грозы” предшествовало путешествие Островского по Верхней Волге, предпринятое по заданию морского министерства. Итогом этой поездки явился дневник Островского, многое приоткрывающий в его восприятии жизни провинциального Верхневолжья.

«С Переяславля начинается Меря, – записывает он в дневнике, – земля, обильная горами и водами, и народ и рослый, и красивый, и умный, и откровенный, и обязательный, и вольный ум, и душа нараспашку. Мы стоим на крутейшей горе, под ногами у нас Волга, и по ней взад и вперед идут суда то на парусах, то бурлаками, и одна очаровательная песня преследует нас неотразимо… И нет конца этой песне...»

Впечатления от приволжских городов и сёл, от красивейшей природы, встреч с интересными людьми из народа долго накапливались в душе драматурга и поэта, прежде чем родился такой шедевр его творчества, как “Гроза”.

В течение длительного времени считалось, что сюжет драмы “Гроза” Островский взял из жизни костромского купечества, а в основу произведения положено нашумевшее дело Клыковых.

Вплоть до начала XX века многие костромичи с горестью указывали на место самоубийства Катерины – беседку в конце маленького бульварчика, в те годы буквально нависавшую над Волгой. Указывали и на дом, где она жила. А.П. Клыкова была выдана шестнадцати лет в угрюмую купеческую семью, состоявшую из стариков родителей, сына и дочери. Хозяйка дома, суровая старообрядка, заставляла молодую сноху делать любую черную работу, отказывала ей в просьбах повидаться с родными. В момент драмы Клыковой было 19 лет. В прошлом она воспитывалась любимой бабушкой, была девушкой веселой, живой, жизнерадостной. Молодой муж ее, Клыков, беззаботный, апатичный человек, не мог защитить жену от придирок свекрови и относился к ним равнодушно. Детей у Клыковых не было. И тут на пути Клыковой встал другой человек, Марьин, служащий почтовой конторы. Начались подозрения, сцены ревности. Кончилось тем, что 10 ноября 1859 года тело А. П. Клыковой нашли в Волге. Возник шумный судебный процесс, получивший широкую огласку.

Прошло много лет, прежде чем исследователи творчества Островского точно установили, что “Гроза” была написана до того, как костромская купчиха Клыкова бросилась в Волгу. Но сам факт подобного совпадения говорит о гениальной прозорливости драматурга, глубоко почувствовавшего нараставший в купеческой жизни Верхней Волги драматический конфликт между старым и новым, конфликт, в котором Добролюбов неспроста увидел “что-то освежающее и ободряющее”.

Писать “Грозу” Островский начал в июне – июле 1859 года и закончил 9 октября того же года. Впервые пьеса была опубликована в журнале “Библиотека для чтения” в январском номере 1860 года. Первое представление “Грозы” на сцене состоялось 16 ноября 1859 года в малом театре в бенефис С.В. Васильева с Л.П. Никулиной-Косициной в роли Катерины

– В итоге можно сказать, что именно путешествие по Волге оставило у Островского несомненный след в его творчестве, поскольку именно красоты этих мест он и описывает в «Грозе».

ДРАМА КАК РОД ЛИТЕРАТУРЫ

Драма - литературный род (наряду с эпосом и лирикой), предполагающий создание художественного мира для сценического воплощения в спектакле. Как и эпос, воспроизводит объективный мир, то есть людей, вещи, явления природы.

ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ

1. Драма - самый древний род литературы, из той же древности исходит его главное отличие от других - синкретизм, когда разные виды искусства объединены в одном (синкретизм древнего творчества - в единстве художественного содержания и магии, мифологии, морали).

2. В основе драмы лежит конфликт, событие, разыгрываемое действием. Сюжет образуют события и действия людей.

3. Специфика драмы как литературного рода состоит в особой организации художественной речи: в отличие от эпоса в драме отсутствует повествование и первостепенное значение приобретает прямая речь героев, их диалоги и монологи.

Драма не только словесное (реплики "в сторону"), но и постановочное действо, поэтому важна речь героев (диалоги, монологи). Еще в античной трагедии важную роль играли хоры (выпевая мнение автора), а в классике эту роль выполняли резонёры.

4. Как правило, драматическое произведение предполагает сценические эффекты, быстроту действия.

5. Драматические произведения - небольшие по объёму.

6. В драме создаётся иллюзия полного отсутствия автора. От авторской речи в драме остаются только ремарки — краткие указания автора на место и время действия, на мимику, интонацию и т.п.

7. Поведение персонажей - театральное.

ТРАДИЦИОННАЯ СХЕМА СЮЖЕТА ЛЮБОГО ДРАМАТИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ

ЭКСПОЗИЦИЯ - представление героев

ЗАВЯЗКА - столкновение

РАЗВИТИЕ ДЕЙСТВИЯ - набор сцен, развитие идеи

КУЛЬМИНАЦИЯ - апогей конфликта

РАЗВЯЗКА

Драма как жанр литературы — это один из основных жанров (видов) драмы как рода литературы наряду с трагедией и комедией. Как и комедия, драма воспроизводит преимущественно частную жизнь людей, однако главная ее цель не осмеяние нравов, а изображение личности в ее драматических отношениях с обществом.

При этом, как и трагедия, драма тяготеет к воссозданию острых противоречий, но вместе с тем эти противоречия не столь напряжены и допускают возможность благополучного разрешения. Пьеса социального или бытового характера с острым конфликтом, который развивается в постоянном напряжении. Герои - преимущественно обычные, рядовые люди. Автор стремится раскрыть их психологию, проследить єволюцию характеров, мотивацию поступков и действий.

«Темное царство» «Жертвы»
Дикой – дикий, крутой сердцем, властный человек. Власть денег – основа самодурства. Грубость, невежество, брань, ругань привычны для Дикого. Кабанова – воплощение деспотизма, прикрытого ханжеством. Постоянно и изощренно точит она своих домочадцев. Кабаниха – защитница обычаев и порядков патриархальной старины. «Домострой». Феклуша –странница, безграмотная. Пустыми добродетелями украшает купечество. Тихон – слабохарактерный, спокойный, измученный укорами матери. Но он любит Катерину. Борис – он действительно понимает Катерину, но помочь ей не в силах; нерешительный, неспособный бороться за свое счастье. Борис выбирает путь смирения. Кулигин – талантливый человек из народа. В решительную борьбу с самодурами он не вступает, больше уговаривает их, убеждает что-то сделать для общего блага. Варвара – понимает бессмысленность протеста, она живет по принципу: можно все, но делай так, чтобы никто об этом не узнал. Для Варвары ложь – норма жизни. Кудряш– отчаянный, хвастливый, но вместе с тем способный на искренние чувства. Он тревожится о Катерине, не боится своего хозяина.

 

Пьеса «Гроза» написана в течение лета и осени 1859 года, в этом же году поставлена на сцене, а напечатана в январе 1860 года. Это был период общественного подъема, когда трещали устои крепостничества, зарождались новые настроения, которыми жили передовые люди той эпохи. Все это не могло не отразиться на пьесе «Гроза». Основной конфликт, составляющий основу сюжета драмы, – конфликт между старыми социально-бытовыми принципами и новыми, прогрессивными стремлениями к равноправию, к свободе человеческой личности.

По просьбе друзей А.Н. Островского цензор И. Нордстрем, благоволивший к драматургу, представил «Грозу» как пьесу не социально-обличительную, сатирическую, а любовно-бытовую, ни словом не упомянув в своем рапорте ни о Диком, ни о Кулигине, ни о Феклуше…

Все это не могло не отразиться на пьесе «Гроза». Конфликт, составляющий основу сюжета драмы, – это конфликт между старыми социально-бытовыми принцами и новыми, прогрессивными стремлениями к равноправию, к свободе человеческой личности. Основной конфликт-Катерины и Бориса с окружающей их средой-объединяет все остальные.

К нему присоединяются конфликты Кулигина с Диким и Кабанихой, Кудряша с Диким, Бориса с Диким, Варвары с Кабанихой, Тихона с Кабанихой. Пьеса является правдивым отражением общественных отношений, интересов и борьбы своего времени.

Пьеса А. Н. Островского «Гроза» была написана в 1859 г., в период кризиса, накануне отмены крепостного права. Основной задачей драматурга было сатирическое изображение купечества, старых устоев, которые в скором времени должны были уйти в прошлое. По словам Н. Добролюбова, это «самое решительное произведение». «Действие происходит в городе Калинове, на берегу Волги, летом...» — так начинается пьеса «Гроза». Этой ремаркой драматург очерчивает место действия пьесы, а не просто сообщает о названии города. Все действие пьесы происходит за пределами дома Кабанихи, кроме второго акта, где действие происходит в комнате. Начинается драма на живописном берегу Волги, в городе Калинове. Город в пьесе является фоном, на котором разворачивается драма Катерины. Его быт и нравы, его обитатели — все это помогает понять характер главной героини пьесы. Города Калинова, где разворачиваются события «Грозы», никогда не существовало, Островский создал собирательный город, воплотивший в себе черты провинциальных городов России первой половины XIX в. Калинов — тихий городок с размеренным ритмом жизни. На протяжении всей пьесы он статичен и пуст. В произведении нигде нет указаний на то, что по городу гуляют люди, слышится шум проезжающего транспорта. В целом Калинов производит впечатление мертвого города. Зато странницу Феклушу пребывание в нем приводит в восхищение: «...в обетованной земле живете». Полная характеристика Калинова звучит в устах Кулигина. «Паршивый городишко», — говорит он, имея в виду не только сам город, но его обитателей, живущих по законам Домостроя. «В мещанстве... ничего кроме грубости да бедности нагольной не увидите». Даже «тротуар сделали, а не гуляют», хотя город окружает великолепная природа. Большую часть времени богатые горожане проводят дома, занимаются хозяйством и наживаются на чужом добре, как Дикой, который присвоил состояние своего племянника Бориса. Читая пьесу, кажется, что судьба Катерины изначально никак не связана с общественной жизнью Калинова. В самом деле, наиболее яркие представители двух крайних проявлений общественной жизни Калинова — Кулигин и Дикой — на всем протяжении «Грозы» ни разу не обменялись репликами с Катериной. Но драматург, раздвинув рамки драмы на всю пестроту местной жизни, показывает нам гнетущую, порабощающую силу общественного мнения, которая в конечном счете и привела героиню пьесы к обрыву Волги. ВСПОМНИМ знаменитую реплику Кулигина: «Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие!» Вспомним его знаменитый монолог о слезах невидимых и неслышимых, что льются за запорами. Вспомним, как озабочена Кабанова тем, что скажут люди: «Никому не закажешь говорить: в глаза не посмеют, так за глаза станут». Не может не думать об этом и Борис: «Видеть ее никогда нельзя, да еще, пожалуй, разговор какой выйдет, ее-то в беду введешь. Ну, попал я в городок!» Об этом же говорит и Кудряш: «А то вот здесь какой народ. Сами знаете. Съедят, в гроб вколотят». Только сама Катерина поначалу не желает считаться с общественным мнением калиновских жителей: «Пусть все знают, пусть все видят, что я делаю. Коли я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда?» Однако и ей оказалось не под силу снести тяжесть «людского суда»: «Все и ходят за мной целый день, — жалуется она Борису, — и смеются мне прямо в глаза».

       
В домах представителей «темного царства» царят жестокие нравы. Кабанова держит в черном теле своих детей Тихона и Варвару, Дикой манипулирует Борисом, так как тот зависит от него материально. Тихону, Варваре и Борису приходится приспосабливаться, но они живут во лжи. Варвара прямо говорит, что дозволено все, лишь бы «шито да крыто было», Тихон, уезжая по делам из дома, предается разгулу, чтобы хоть немного почувствовать себя свободным от гнета матери. Борис, следуя велению дяди, уезжает, оставляя Катерину. Они — жертвы «темного царства», неспособные противостоять ему, в отличие от главной героини пьесы. Калиновцы живут по веками заведенному порядку, все новое для них «происходит от нечистой силы». Так, Кабанова требует от Катерины соблюдения этих вековых порядков: «Другая хорошая жена, проводивши мужа-то, часа полтора воет, лежит на крыльце». Добролюбов так написал в своей статье о представителях «темного царства» города Калинова: «Их жизнь течет ровно и мирно, никакие интересы мира их не тревожат... Обитатели городка Калинова будут себе существовать по-прежнему в полнейшем неведении об остальном мире... Темная масса». Все что им известно об окружающем мире, они узнают от странниц, которые «далеко не ходили», зато много слышали. Многие обитатели Калинова люди необразованные и страшные «в своей наивности». На предложение Кулигина установить громоотвод Дикой отвечает, что гроза — это кара за грехи. И вот драма Катерины свершается на глазах у города, этой темной массы. Вот когда раскрывается подлинная суть обитателей Калинова. На людях Катерина признается мужу в измене. Люди видели,как бросилась она с обрыва в Волгу. «Здесь видели», — говорит Кулигин. Он же с народом, как сказано ремарке, несет Катерину, когда ее мертвую вытащили из реки. Кабаниха низко кланяется народу: «Спасибо вам, люди добрые, за вашу услугу». Ремарка: «Все кланяются». Читая драму «Гроза», мы поражаемся жестокости и даже бездушию жителей Калинова, их неспособности вникнуть в чужую беду. Кажется, что только Кулигин смог вникнуть в истинную драму Катерины. Неся ее бездыханное тело, он говорит. «Вот вам ваша Катерина. Делайте с ней, что хотите. Тело ее здесь, возьмите его, а душа теперь не ваша, она теперь перед судией, который милосерднее вас» (кладет на землю и убегает). Вот вам и приговор миру «диких» и «кабаних».

 

Драма «Гроза» А.Н.Островского – одно из выдающихся произведений русской драматургии. В ней автор показал быт и нравы типичного провинциального городка, жители которого упорно держатся за давно сложившийся образ жизни с его патриархальными традициями и устоями. Описывая конфликт в купеческой семье, писатель обличает духовные и нравственные проблемы России середины XIX века.
Действие пьесы происходит на берегу Волги, в небольшом городе Калинове.

В этом городе основа взаимоотношений людей – материальная зависимость. Здесь деньги решают все, а власть принадлежит тем, у кого больше капитала. Нажива и обогащение становятся целью и смыслом жизни большинства калиновцев. Из-за денег они ссорятся между собой и вредят друг другу: «Я уж потрачусь, да и ему станет в копеечку». Даже передовой по своим взглядам механик-самоучка Кулигин, осознавая власть денег, мечтает о миллионе, чтобы на равных разговаривать с богачами.

Итак, деньги в Калинове дают власть. Перед богачами робеют все, поэтому их жестокости и самодурству нет предела. Дикой и Кабаниха, самые богатые люди в городе, угнетают не только своих работников, но и родных. Беспрекословное подчинение старшим, по их мнению, является основой семейной жизни, а все, что творится внутри дома, кроме семьи не должно никого касаться.

Самодурство «хозяев жизни» проявляется по-разному. Дикой открыто груб и бесцеремонен, жить не может без ругани и брани. Человек для него – червяк: «Захочу – помилую, захочу – раздавлю». Он обогащается, разоряя наемных рабочих, причем сам не считает это преступлением. «Не доплачу я им по какой-нибудь копейке с человека, а у меня из этого тысячи составляются», – хвастливо говорит он городничему, который сам находится от него в зависимости. Кабаниха же скрывает свою истинную суть под маской праведности, при этом изводит придирками и упреками и своих детей, и невестку. Меткую характеристику дает ей Кулигин: «Ханжа, сударь! Нищих оделяет, а домашних заела совсем».

Ханжество и лицемерие определяют поведение власть имущих. Добродетель и благочестивость Кабанихи фальшивы, религиозность выставляется напоказ. Она хочет и молодое поколение заставить жить по законам лицемерия, утверждая, что важнее всего не истинное проявление чувств, а внешнее соблюдение приличий. Кабаниху возмущает, что Тихон, уезжая из дома, не приказывает Катерине, как себя вести, а жена не кидается в ноги мужу и не воет, чтобы показать свою любовь. А Дикой не против прикрыть свою жадность маской раскаяния. Сначала он «изругал» мужика, пришедшего за деньгами, а «после прощения просил, в ноги кланялся, … при всех кланялся».

Мы видим, что Калинов веками живет по давно устоявшимся законам и традициям. Горожан не интересуют новые идеи и мысли, они суеверны, невежественны и необразованны. Жители Калинова страшатся различных нововведений, немногое знают о науке и об искусстве. Дикой не собирается ставить в городе громоотводы, считая, что гроза – Божье наказание, Кабанихе поезд кажется «огненным змием», на котором нельзя ездить, а сами горожане думают, что «Литва с неба упала». Но они охотно верят рассказам странниц, которые «по немощи своей» далеко не ходили, но «слыхать – много слыхали».

Город Калинов стоит в очень живописном месте, но его жители равнодушны к окружающей их красоте. Построенный для них бульвар остается пустым, там «гуляют только по праздникам, да и то… ходят туда наряды показывать».

Безразличны калиновцы и к окружающим их людям. Поэтому все просьбы и старания Кулигина остаются безответными. Пока у механика-самоучки денег нет, все его проекты не находят поддержки.
Любое проявление искреннего чувства в Калинове расценивается как грех. Когда Катерина, прощаясь с Тихоном, кидается ему на шею, Кабаниха ее одергивает: «Что на шею-то виснешь, бесстыдница! Не с любовником прощаешься! Он тебе муж, глава!» Любовь и замужество здесь несовместимы. Кабаниха вспоминает о любви лишь тогда, когда ей надо оправдать свою жестокость: «Ведь от любви родители и строги к вам бывают…»

Вот в таких условиях вынуждено жить молодое поколение города Калинова. Это Варвара, Борис, Тихон. Каждый из них по-своему приспособился к жизни в условиях деспотизма, когда подавляется любое проявление личности. Тихон полностью подчиняется требованиям матери, шагу не может ступить без ее указаний. Материальная зависимость от Дикого делает бессильным и Бориса. Он не способен ни защитить Катерину, ни постоять за себя. Варвара же научилась лгать, изворачиваться, притворяться. Ее жизненный принцип: «делай, что хочешь, только бы шито да крыто было».

Одним из немногих, кто осознает атмосферу, сложившуюся в городе, является Кулигин. Он прямо говорит о необразованности и невежестве горожан, о невозможности честным трудом заработать деньги, критикует жестокие нравы, царящие в Калинове. Но и он не способен выступить с протестом в защиту своего человеческого достоинства, считая, что лучше уж стерпеть, покориться.

Таким образом, мы видим пассивность большинства жителей Калинова, их нежелание и неспособность бороться с устоявшимися порядками, с деспотизмом и произволом «хозяев жизни».
Единственным человеком, не побоявшимся бросить вызов «темному царству», является Катерина. Она не хочет приспосабливаться к окружающей жизни, но единственный выход, который она видит для себя, – это смерть. По словам Добролюбова, гибель главной героини – это «протест против кабановских понятий о нравственности, протест, доведенный до конца».

Таким образом, Островский мастерски показал нам типичный провинциальный город с его обычаями и нравами, город, где царит произвол, насилие, где подавляется любое стремление к свободе. Читая «Грозу», мы можем провести анализ купеческой среды того времени, увидеть ее противоречия, понять трагедию того поколения, которое больше не может и не хочет жить в рамках старой идеологии. Мы видим, что кризис деспотичного, невежественного общества неотвратим и конец «темного царства» неизбежен.

 

Пьеса «Гроза» в оценке русской критики

I. Николай Александрович Добролюбов (1836-1861) – критик, публицист, поэт, прозаик. Революционный демократ. Родился в семье священника. Учился на историко-филологическом факультете Главного педагогического института Санкт-Петербурга. В годы учебы сформировались его материалистические взгляды. «Я – отчаянный социалист…» - говорил о себе Добролюбов. Постоянный сотрудник журнала «Современник». По воспоминаниям людей, близко его знавших, Добролюбов не терпел компромиссов, «не умел жить», как живет большинство.

В историю русской литературы Добролюбов вошел, прежде всего, как критик, продолжатель идей Белинского. Литературная критика Добролюбова ярко публицистична.

- У Добролюбова развернутые параллели между литературой и жизнью, обращения к читателю – и прямые, и скрытые, «эзоповские». Писатель рассчитывал на пропагандистский эффект некоторых своих статей.

При этом Добролюбов был чутким ценителем прекрасного, человеком, способным глубоко проникать в суть художественного произведения.

Разрабатывает принципы «реальной критики», суть которой в том, что к произведению надо относиться как к явлениям действительности, выявляя его гуманистический потенциал. Достоинство литературного произведения ставится в прямую связь с его народностью.

Самые известные литературно-критические статьи Добролюбова: «Темное царство» (1859), «Когда же придет настоящий день?» (1859), «Что такое обломовщина?» (1859), «Луч света в темном царстве» (1860).

II. Дмитрий Иванович Писарев (1840-1868) – литературный критик, публицист. Родился в небогатой дворянской семье. Учился на историко-филологическом факультете Петербургского университета. Именно в университете прорастает в юноше «ядовитое зерно скептицизма». С 1861 г. работает в журнале «Русское слово». Статьи Писарева быстро привлекли внимание читателей остротой мысли, бесстрашием авторской позиции, принесли ему славу дерзкого и пылкого полемиста, не признающего ничьих авторитетов.

После 1861 г. Писарев возлагает надежды на полезную научно-практическую деятельность, на пробуждение интереса к точным, естественнонаучным знаниям. С предельно прагматических позиций он подходит к анализу некоторых художественных произведений. Писарев настаивает на том, что всеми силами надо увеличивать число мыслящих людей.

Трагически погиб в июне 1868 г.

Наиболее известные критические работы Писарева: «Базаров» (1862), «Мотивы русской драмы» (1864), «Реалисты» (1864), «Мыслящий пролетариат» (1865).

III. Образ Катерине в оценке критиков

Н.А. Добролюбов Д.И. Писарев
1. Характер Катерины составляет шаг вперед…во всей нашей литературе 1. Добролюбов принял личность Катерины за светлое явление
2. Решительный, це льный русский характер 2. Ни одно светлое явление не может возникнуть в «темном царстве»…
3. Это характер по преимуществу созидательный, любящий, идеальный 3. Что это за суровая добродетель, сдающаяся при первом удобном случае? Что за самоубийство, вызванное такими мелкими неприятностями?
4. У Катерины все делается по влечению натуры 4. Добролюбов отыскал…привлекательные стороны Катерины, сложил их вместе, составил идеальный образ, увидел вследствие этого луч света в темном царстве
5. В Катерине видим мы протест против кабановских понятий о нравственности, протест, доведенный до конца… 5. Воспитание и жизнь не могли дать Катерине ни твердого характера, ни развитого ума…
6 Горько такое освобождение; но что же делать, когда другого выхода нет. В том и сила ее характера. 6. Катерина разрубает затянувшиеся узлы самым глупым средством – самоубийством.
7 Нам отрадно видеть избавление Катерины. 7. Кто не умеет сделать ничего для облегчения своих и чужих страданий, тот не может быть назван светлым явлением

- Писарев открыто и явно полемизирует с Добролюбовым. В своей статье он заявляет: «Добролюбов ошибся в оценке женского характера». Писарев остается глух к духовной трагедии Катерины, он подходит к этому образу с откровенно прагматических позиций. Он не видит того, что увидел Добролюбов – пронзительной совестливости и бескомпромиссности Катерины. Писарев, исходя из собственного понимания конкретных проблем новой поры, наступившей после крушения революционной ситуации, полагает, что главный признак по-настоящему светлого явления – сильный и развитый ум. А поскольку ума у Катерины нет, то она – не луч света, а всего лишь «привлекательная иллюзия».

V. Неприятие трактовки образа Катерины Писаревым высказал в своей статье Максим Антонович, сотрудник журнала «Современник». Максим Алексеевич Антонович (1835-1918) – радикальный русский литературный критик, философ, публицист. Родился в семье дьячка. Учился в Петербургской духовной академии. Был сотрудником «Современника». Отстаивал взгляды на искусство Чернышевского и Добролюбова. Выступал за демократическую, разночинскую литературу. Однако он вульгаризировал положения материалистической эстетики. Полемизировал с журналом Д.И. Писарева «Русское слово».

Самые известные работы М.Антоновича: «Асмодей нашего времени» (1862), «Промахи» (1864).

М.Антонович был инициатором полемики «Современника» с «Русским словом». Эти ведущие демократические журналы расходились в понимании самих путей прогрессивных преобразований. Ставка Писарева на научный прогресс приводила к определенному пересмотру взглядов Чернышевского и Добролюбова. Это наглядно проявилось в писаревской трактовке образа Катерины. Антонович в статье «Промахи» подверг резкой критике эту попытку ревизии Добролюбова, инкриминируя Писареву искажение смысла статьи Добролюбова.




Дата добавления: 2015-04-26; просмотров: 22 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Основні напрями підвищення ефективності використання ресурсного потенціалу підприємства| Тема 1. Философия, ее предмет и место в культуре человечества

lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.015 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав