Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

ВВЕДЕНИЕ

Читайте также:
  1. I Введение в экономику
  2. I ВВЕДЕНИЕ.
  3. I. Введение
  4. I. ВВЕДЕНИЕ
  5. I. ВВЕДЕНИЕ
  6. I. ВВЕДЕНИЕ
  7. I. Введение
  8. I. Введение
  9. I. Введение
  10. I. Введение

СОДЕРЖАНИЕ

1 Введение

2 Метод чувственного осознавания

3 Взаимосвязь чувственного осознавания и других методов психотерапии

4 Психофизиологические аспекты метода чувственного осознавания

5 Техники

6 Тренинг сенситивности

7 Вопросы

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

В телесно-ориентированной психологии и психотерапии боль-
шое внимание уделяется техникам работы с телесными ощущения-
ми. В методе же чувственного осознавания (sensory awareness) no
Ш. Селвер и Ч. Бруксу эти техники занимают ведущее место. Соб-
ственно, работы этих авторов опирались на метод Э. Гиндлер (уче-
ницей которой являлась Ш. Селвер), названный впоследствии те-
рапией, основанной на движении и расслаблении. Основа подобных
подходов - самонаблюдение, изучение собственного тела, обнаружение и устранение участков застойного мышечного напряжения
и косвенно - связанных с ними психологических стереотипов. Та-
ким образом, чувственное осознавание подразумевает в первую оче-
редь осознавание кинестетических ощущений.

Если в первоначальной технике Э. Гиндлер много внимания
уделяется осознаванию телесных ощущений, возникающих в фик-
сированной позе на жесткой опоре (например, лежа на спине) или в
позах, связанных с растяжением, то Ч. Брукс основное значение
придает «осознанному стоянию» (то есть осознаванию ощущений
опоры в положении стоя). Важную роль играет также осознавание
ощущений, возникающих при исчезновении опоры (что само по себе
является глубокой метафорой). По мысли Ч. Брукса, при использо-
вании самонаблюдения мы не стараемся достичь некоторого резуль-
тата, а лишь помогаем определенным физиологическим процессам
реализоваться. Наблюдая за собственными телесными процессами,
мы можем отделиться от них: если вначале мы запускаем их проте-
кание, то в дальнейшем просто позволяем этим процессам происхо-
дить естественным образом (принцип идеодинамики), при этом до-
пуская их в сферу осознавания.

Полнота осознавания собственного тела достигается за счет
деавтоматизации восприятия - привлечения внимания к обычно
игнорируемым ощущениям, а также отключения его интеллектуа-
лизации, приостановки вербализации сенсорного опыта. Тем самым
человек обучается ощущать свое тело «с детской непосредствен-
ностью» (Д. Андерсон, 1996), возвращает себе природную, естест-
венную полноту переживаний, свойственную маленькому ребенку
(Ч. Брукс, 1997). Это еще один пример физиологической возраст-
ной регрессии, оживления детской телесной памяти. Взрослый че-
ловек в подобном состоянии не только как бы по-новому ощущает
собственное тело - как ребенок, который только приступает к изу-
чению своей телесной оболочки. Он еще и начинает осваивать ее за-
ново, в чем-то так же, как и ребенок, который учится владеть своим
телом. Повторное открытие человеком собственного тела приводит
и к открытию им новых сторон своего физического «Я», а заодно и
своего существования в целом, переосмысления своего места и пред-
назначения в жизни. Тем самым сенсорное осознавание можно упо-
добить мосту между внутренним миром и миром внешним, позволя-
ющим переходить из виртуального времени и пространства в состо-
яние «здесь-и-сейчас», утвердиться в контакте с реальностью.

Необходимо подчеркнуть, что сенсорное осознавание - это
именно «свободнотекущее» самонаблюдение, основанное на непро-
извольном внимании и требующее особого функционального состо-
яния человека. Состояние сенсорного осознавания - по сути, изме-
ненное состояние сознания, при погружении в которое становятся
осознанными психические процессы, обычно игнорируемые или
вытесняемые, правополушарные. Четкое разделение между непро-
извольным самонаблюдением (сенсорным осознаванием) и самонаб-
людением произвольным (самоанализом) провел еще Ф. Перлз
(1993): «Сознавание - это спонтанное чувствование того, что в вас
возникает - что вы делаете, чувствуете, планируете. Интроспекция
же, наоборот - произвольное обращение внимания на эти деятель-
ности, включающее оценку, исправление, управление, вмешатель-
ство; часто как раз само это «обращение внимания» изменяет дей-
ствия или не дает им достичь сознавания».

 

 




Дата добавления: 2015-04-26; просмотров: 17 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав

ВЗАИМОСВЯЗЬ ЧУВСТВЕННОГО ОСОЗНАВАНИЯ И ДРУГИХ МЕТОДОВ ПСИХОТЕРАПИИ | ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МЕТОДА ЧУВСТВЕННОГО ОСОЗНАВАНИЯ | Упражнение 22. Приятие | Упражнение 9. Проба жанра |


lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав