Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

И. Кант о творческом характере познания и о методологической роли категорий. Антиномии Канта и современное естествознание.

Читайте также:
  1. Аристотель о первых причинах бытия и о процессе познания
  2. Аристотель о проблеме познания
  3. Атомистическая и идеалистическая трактовка бытия и познания (Демокрит и Платон).
  4. Билет 19 Теория познания И. Канта: анализ основных познавательных способностей человека.
  5. Билет 31. Проблема познания в философии. Социокультурная природа познания. Проблема достоверности знания. Теория истины.
  6. Билет 34. Специфика социального познания: особенности взаимодействия субъекта и объекта.
  7. Билет 39 Понятия «субъект» и «объект» познания. Формы познавательной деятельности.
  8. Билет 6. Генезис и современное состояние отечественной педагогической теории и воспитательных практик.
  9. В философии И. Канта «вещь в себе» - это
  10. Важнейшее философское произведение Иммануила Канта

При рассмотрении теологической идеи Кантом была выявлена несостоятельность доказательств бытия Бога, которые у него сводятся к трем: онтологическому, космологическому, физико-теологическому. Значение этих опровержений доказательств бытия Бога в том, что они способствовали освобождению философии от теологии, которая еще была сильна в то время в Германии. При рассмотрении космологической идеи Кант выдвигает 4-е антимонии, которыми Кант называл противоречащие друг другу космологические утверждения.

мир конечен в пространстве и во времени; мир бесконечен в пространстве и во времени

всякая сложная вещь состоит из простых частей; ни одна сложная вещь не состоит из простых частей

в мире существует абсолютный детерминизм и все совершается в соответствии с необходимыми законами природы, и познается на основе закона причинности; в мире закон причинности является не единственным законом, для объяснения требуется допустить существование свободной причинности

существует некое высшее существо и мир им порожден; не существует высшего существа.

Кант говорит, что эти антимонии возникают из-за того, что мы лезем в мир «вещей в себе» и выходим за пределы того, что мы можем познать и разум запутывается. Из того, что разум запутывается, следует его ограниченность.

Творческий характер познания:

Суть науки, суть человеческого познания, по Канту, заключается в том, что человек не тащится на поводу у природы. В математике, например, человек изобретает, строит геометрические фигуры, причем он делает это соответственно некоторой необходимости, согласно определенным принципам. В естествознании дело обстоит, согласно Канту, аналогичным образом. Естествоиспытатель ставит эксперимент, опыты, производит расчеты и, значит, заставляет природу отвечать на свои вопросы. Иными словами революционную перемену, которая должна произойти в философии, в метафизике, Кант видит в том, чтобы раскрыть творческий, конструктивный характер человеческого познания, человеческого мышления, деятельности человеческого разума. Речь идет об осмыслении исторического факта: наука не рождается вместе с природой, даже если это наука о природе. Наука – конструктивное и творческое создание человеческого ума.

В предисловии ко второму изданию «Критики чистого разума» Кант с самого начала стремится выразить свое отношение к коренной проблеме: мир и познание, мир и человек. Кант показывает, что здесь заключен единственный способ теоретически обнаружить истоки человеческой свободы, понять человека как свободное существо. Путь доказательства – тщательное обнаружение того, что человек есть по природе своей творческое существо, способное производить новые знания, делать то, чего не делает природа, или по крайней мере вносить некоторые существенные дополнения к миру природы. Наука и искусство – яркие взлеты, впечатляющие воплощения исконного человеческого творчества, т.е. той самой свободы, которой проникнуто любое в сущности созидательное действие.

Система Канта глубоко противоречива. Кант пытался «примирить» непримиримое: веру и знание, религию и науку, рациональное и иррациональное. «Я должен был, - писал Кант в Критике чистого разума», - ограничить область знания, чтобы дать место вере».

 




Дата добавления: 2015-01-30; просмотров: 30 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав

1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | <== 8 ==> | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |


lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.008 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав