Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Воспитательное пространство образовательных учреждений в современных условиях

Читайте также:
  1. C.) Обеспечение оптимальной трудовой подготовки учащихся в условиях развивающейся технологической культуры
  2. III. Порядок оформления требований-накладных в аптечное учреждение (организацию) на получение лекарственных средств для лечебно-профилактических учреждений
  3. Oslash;В каком случае фирма, действующая в условиях совершенной конкуренции, должна прекратить производство?если P < AVC.
  4. Агропромышленный комплекс и его развитие в условиях рыночной экономики
  5. Административно-правовой статус предприятий и учреждений.
  6. Административно-правовой статус предприятий и учреждений.
  7. Административное принуждение в условиях чрезвычайного положения.
  8. Анализ инвестиционных проектов в условиях риска
  9. Анализ современных концепций обучения в зарубежной педагогике.
  10. Анализ современных УМК по иностранному языку для средней школы (УМК на выбор).

Ребята здесь нет 5,29,30

Вопросы, которые стоят по 2 (1,2 и 9,10 они взаимосвязаны и вообще здесь можно наболтать из других ответов.)

СПАСИБО ЗА РАБОТУ!!!!

Удачи на зачете!!!

  1. Сущность и содержание понятия «открытая школа».
  2. Формы существования открытых социальных систем.

Трактовка понятия «открытая школа»[1] представляет собой очень широкий разброс мнений, но в характеристике основных ее признаков позиции сходятся. Подчеркивается прежде всего ее многофункциональный характер, открытая школа – это «окно в мир», она открыта к жизни, миру, культуре, природе, сфере социальных действий, другим людям и т.д., открыта для различных убеждений, диалога, межличностного и межгруппового общения, открыта как для детей, так и для взрослых. Эта школа постоянно расширяет и укрепляет взаимосвязи с жизнью, социальными институтами, средой, прежде всего, - с семьей, окружающими предприятиями, культурно-досуговыми учреждениями, общественными организациями, местными властями и др.

Деятельность «открытой» школы направлена именно на «разворот» детских, подростковых организаций к среде, к повседневным заботам детей и взрослых в реальной жизни. Нередко это становится одним из (а в определенных ситуациях – единственным) средств, способствующих выживанию многих детских инициативных объединений, сохранению и возрождению лучших традиций пионерии и школьного комсомола. Благоприятное влияние и наличие этой тенденции отмечается во многих регионах страны.

Открытая школа – это школа, открытая для всех: детей дошкольного возраста, школьников, неработающей молодежи, людей пожилого возраста, что превращает ее в центр общинной жизни села, социокультурный комплекс, интегрирующий общеобразовательную школу для учащихся, школу раннего развития для детей дошкольного возраста, школу образования взрослых, клуб для подростков, молодежи, людей пожилого возраста. Все эти культурно-образовательные структуры работают на базе сельской школы в тесном содружестве, и, прежде всего, в содержательном плане.

Открытая школа формирует информационное образовательное пространство, используя, прежде всего, различные виды информации педагогического содержания. Насыщая сельское образовательное пространство общественно ценной информацией, способной влиять на сознание граждан, уровень их мышления и образованности, сельская школа содействует распространению новых знаний и повышению культурного уровня сельского населения.

Работа открытой школы предполагает обеспечение ее соответствующими кадрами. Школьные учителя, социальные педагоги, педагоги дополнительного образования, психолог, мастер производственного обучения реализуют многочисленные функции сельской школы.

Типы «открытых школ»:

Общинная школа. Первые проекты ее создания появились в Великобритании и Соединенных штатах Америки еще в 30-х годах нашего столетия. Модель «общинной школы», в отличие от традиционной, прежде всего, характеризовалась введением системы «неформального», «открытого» обучения. Одновременно она предполагала превращение обычной школы в образовательный, культурный и духовный центр общины.

Американская община (коммьнити) – как основная административно-хозяйственная единица страны (будь то город, пригород или сельская местность) – является своего рода социальным институтом общества, основанным на территориальной общности, этнической принадлежности, социально-экономическом положении.

3. Сущность концепции «интегрированного развития компетентности» в Швеции, США.

Американская община (коммьнити) – как основная административно-хозяйственная единица страны (будь то город, пригород или сельская местность) – является своего рода социальным институтом общества, основанным на территориальной общности, этнической принадлежности, социально-экономическом положении. Поэтому она выступает в качестве регулятора общественной жизни входящего в нее населения. Община в силу своей специфики является наиболее адекватным проводником идей государства в области воспитания и образования подрастающего поколения. В свою очередь, школа на территории общины становится полноправным агентом социализации, социальной политики, осуществляя целевую установку общества на микроуровне. Поэтому община и ее интересы играют весьма важную роль в социальной жизни страны. Общине дается право на уровне каждого штата открывать новые школы, создавать учебно-воспитательные центры. Поэтому почти все американские школы в той или иной мере являются общинными, ибо каждая из них находится в сильной зависимости от социально-экономических условий данной общины – богатой или бедной.

К «необщинным» школам можно отнести закрытые элитарные школы и школы-«изоляторы» для несовершеннолетних правонарушителей, но все же и те и другие испытывают известное влияние общины.

Американская община рассматривается как микромодель общества, в которой наглядно отражаются все социально-политические отношения социальной системы. В силу своей уникальности – она имеет возможность широко участвовать в работе многообразных институтов и организаций, которые в нее входят и взаимодействуют. Общине отводится наряду со школой роль – глобально влиять, управлять развитием, а самое важное – участвовать в воспитании и образовании подрастающего поколения Америки, осуществляя это на «локальном уровне». Кроме того, община выполняет почетную роль по «врачеванию» общественных недугов. Укреплению и налаживанию ослабевающих социальных связей.

Американская «община» (коммьюнити) традиционно обозначает «сообщество», некий эквивалент русского «микрорайона». Современные американские исследователи, в частности педагоги, изучающие данное явление, представили его под названием «кластер» - (группа, пучок, гроздь) или «соседская группа», социальный кластер, который также является сообществом соседей. На сегодняшний день в американских общинах нет закрытости от внешнего мира и друг от друга, как это было два-три десятка лет назад. Наблюдается взаимный интерес «соседских кластеров» друг к другу, открывающий большие социальные, в том числе и воспитательно-образовательные возможности.

Все изменения, происходящие в американском обществе, отражаются и на общине. Поэтому «кластерное воспитание», тесно связанное с общиной, характеризует состояние и тенденции развития американской воспитательно-образовательной системы в целом.

Функции общины многогранны. Она должна, прежде всего, помочь школе справиться с основными учебно-воспитательными задачами. По признанию американских педагогов одна школа с ними не справляется. Последние годы американскую общественность беспокоит рост функциональной неграмотности в стране, неподготовленность молодежи к выполнению профессиональной работы. В решении этой проблемы община также принимает живейшее участие.

Особую роль в развитии интереса к учебе американских школьников играет «Союз учителей и писателей», включающий профессиональных писателей непосредственно в работу общинных школ.

Американские педагоги общинных школ стараются создать в них атмосферу «радости и сотрудничества», заботятся о создании особой психологической обстановки, которая царит в общинных школах, работающих практических круглосуточно. Перед поступлением в школу ребенка, независимо от того, какого он возраста, его родители получают своеобразную воспитательную программу, которая «работает» в данной школе. Главные задачи программы состоят в воспитании уважения и доверия детей друг к другу и ко взрослым, гордости и чувства собственного достоинства, совести и доброты. Хотя воспитательные позиции базируются на уважительном отношении к личности ребенка, в них нет противопоставления индивидуального общественному. Подчеркивается стремление гармонизировать взаимоотношения личности и группы. Одной из характерных особенностей атмосферы «кластерских» школ является то, что каждый ученик чувствует себя свободно и в то же время защищенно. Он легко может высказаться по любому поводу, ему разрешено пользоваться спортинвентарем и площадками, музыкальными инструментами когда и сколько он хочет. Учитель всегда доброжелательно настроен на контакт с ним. У каждого ученика в общинных школах есть свой «советчик». Это взрослый воспитатель, призванный «пасти» ребенка во всех сферах: познавательной, эмоциональной, нравственной, физической, словом нести за него ответственность и направлять его во всех жизненных ситуациях. При этом «советчик» действует не прямо, а «исподволь», приближая к себе ребенка, налаживая контакты, вызывая доверие и интерес к себе. Этим целям служат дискуссии, семинары, обсуждения проблем с большой группой детей различного возраста, степени развития, этнической принадлежности. У каждого «советчика» может быть до ста подопечных. Это не лишает его доброжелательного отношения к каждому и готовности «разделить проблему» и «решить ее». Часто «советчик» и учитель тесно сотрудничают с родителями учеников.

Формы взаимодействия семьи и школы в рамках общины сегодня существенно изменились. Связано это с тем, что проблемы семьи и брака, их стабильность, укрепление брачно-семейных отношений, повышение престижа семьи, родительства привлекают пристальное внимание американского общества. Это имеет конкретное проявление, которое отражено в трех общегосударственных программах «Семья», «Мать и дитя» и «Старость». Каждый проект этих программ находит живейшее отражение в жизни общины и учитывается в воспитательной работе общинных школ и внешкольных детских учреждений, особенно клубов по интересам, различных ассоциаций.

На территории каждой общины работают множество организаций, призванных помочь семьям («Мама-одиночка», «Старшие сестры», «Родитель-одиночка», «Старший брат», «Строительство семьи») с обширным штатом специалистов-советчиков (педагогов, психологов, сексологов, психиатров, библиотекарей, поэтов, музыкантов).

С недавнего времени в общинные школы привлекаются не только писатели, но и танцоры, художники, кинематографисты и музыканты с тем, чтобы помочь учителям привнести в обучение и воспитание элемент художественного творчества. Кроме того, предполагается, чтобы каждый учитель-предметник был бы не только высококомпетентным в своей области, но и (в зависимости от соответствующих данных) умел играть на том или ином музыкальном инструменте, или обладал навыками изобразительного искусства, был хорошим оратором. Все привлеченные представители различных видов искусств помогают детскому театру, который существует в каждой американской школе. Это очень подвижный организм, который сочетает в себе музыкальное направление, кукольный театр, драматический коллектив, балетный ансамбль – классический и современный. В театральных постановках участвуют дети всех возрастов, от малолетних до взрослых.

Содержание концепции холлистской школы в ФРГ.

Немецкая модель общинной, региональной школы, школы для ближайшего окружения также интегрирует общеобразовательную школу для детей и юношества и образование взрослых (так называемую народную школу). Это значит, что они работают вместе не только потому, что находятся под одной крышей, но прежде всего в содержательном плане. Таким образом, эта интегрированная школа открыта полный день: до обеда – для детей, а после обеда – для всех желающих независимо от возраста, т.е. для всей округи.

Школа предоставляет все свои ресурсы – кадровые и производственные (классные помещения, специальные кабинеты, спортивные сооружения, библиотеку, кухню, залы и пр.) своим новым клиентам, реализуя таким образом полную эксплуатацию всего комплекса в течение всего дня.

Эта школа является не только местом учебы, но и культурным центром, местом для проведения свободного времени. Такая многофункциональность школы не просто принципиальный аспект ее концепции, но и вопрос ее внутренней архитектуры, оборудования, обстановки и пр.

Школа – это своего рода «база самопомощи» для всех с ней соседствующих: безработной молодежи, для желающих пополнить свое образование и получить определенную квалификацию, для ищущих контактов, для всех, кто не может в одиночестве справиться со своими проблемами, и в этом плане она выполняет социально-терапевтическую функцию.

Общинная школа как неотъемлемая часть городской (или сельской) среды, теснейшим образом переплетается с ней, создает повсюду учебные площадки, формирует своеобразные «спутники», сотрудничает с властями, предприятиями, учреждениями, группами общественности и т. п., функционируя и развиваясь вместе с городом, районом, кварталом.

Данная школа не признает никаких видов сегрегации, раскола. Деления на старых и молодых, немцев и иностранцев, здоровых и больных, среду внутришкольную и внешкольную и т. д.

Учителями такой школы являются не только школьные учителя, но и активисты общины, работающие на ее развитие, специалисты разных профессий без педагогического образования, просто люди с большим жизненным опытом, живущие по соседству со школой.

Этот тип школы – составная часть философии общинного воспитания или «воспитания в духе общности». Она объединяет под одной крышей то, что педагоги и чиновники от образования (управленцы) привычно разъединили: детскую школу, школу для взрослых, детский сад, учреждения для отдыха и досуга и пр.; здесь переплетаются социальная и школьная педагогика, образование взрослых; школьная, социальная и культурная политика.

Общинная школа носит менее разграничительный характер (в возрастном отношении), успешнее преодолевая тем самым барьер отчуждения (между различными поколениями) и продвигая подрастающее поколение уже в школьный период в реальную жизнь. Не поддерживая радикальных призывов к упразднению существующей школы и замене ее «школой жизни», авторы вместе с тем полагают, что общинная школа – это возможность диалектически решить проблему школьной изоляции и возрастных разграничений.

Общинная школа помогает в решении одной из ключевых проблем молодежи – проблемы безработицы, ибо она готовит ее к встрече с теневыми сторонами современной экономики.

Наконец, общинная школа решает также проблему комплектования школ, вынужденного закрытия многих в связи с падением рождаемости. Она предлагает путь использования простаивающих мощностей (пустующих помещений, оборудования, незагруженности учителей и т. п.). Эта школа не вступает в противоречие с новыми социальными движениями молодежи, в рамках которых осуществляется стихийный процесс ее социализации, формируется социальный опыт в ходе активной и многосторонней деятельности. В отличие от старой школы, которая, не выдерживая конкуренции с этими движениями, игнорирует их или даже объявляет «войну», общинная школа открывает для них свои двери, вступает в диалог, видя в них своих союзников и партнеров.

 

 

  1. Концепция социальной среды как целостной системы воспитания и образования во Франции.
  1. Общая характеристика основных типов открытых школ.

Типы «открытых школ», обеспечивающих разнообразные формы образования, воспитания и социальной защиты детей и молодежи, отражают как общие тенденции развития школы, характерные для общества стран мира, так и специфику этого процесса в каждой стране. Приведем несколько наиболее распространенных в мировой практике моделей таких школ.

Общинная школа. Первые проекты ее создания появились в Великобритании и Соединенных штатах Америки еще в 30-х годах нашего столетия. Модель «общинной школы», в отличие от традиционной, прежде всего, характеризовалась введением системы «неформального», «открытого» обучения. Одновременно она предполагала превращение обычной школы в образовательный, культурный и духовный центр общины.

Американская община (коммьнити) – как основная административно-хозяйственная единица страны (будь то город, пригород или сельская местность) – является своего рода социальным институтом общества, основанным на территориальной общности, этнической принадлежности, социально-экономическом положении. Поэтому она выступает в качестве регулятора общественной жизни входящего в нее населения.

Вальдорфская школа. Она возникла более 70 лет назад.

Вальдорфская школа является прототипом современной интегрированной общей школы в ФРГ, которая, однако, не поддерживается правыми силами как «слишком либеральная» и до сих пор остается дискуссионной, фактически на уровне экспериментальной школы.

Нельзя не отметить, что вальдорфская школа возникла в период реформаторского социально-педагогического движения 20-х годов, которое характеризовалось поисками и экспериментированием новых типов школ. Это были школы-общины, сельские воспитательные школы-интернаты, открытые, автономные, свободные школы, центры интересов и т.п.

Воспитательное пространство образовательных учреждений в современных условиях

Воспитательное пространство является необходимым и эффективным механизмом личностного развития школьников.

Воспитательное пространство – это среда, механизмом организации которой является педагогическое событие детей и взрослых (Григорьев Д.В., Новикова Л.И., Селиванова Н.Л.). Сама по себе среда – данность и не всегда обладает воспитывающим влиянием. Не факт, что и ребенок, находящийся в этой среде, будет осваивать и присваивать ее. Педагогизация среды, а также освоение ее ребенком как раз и происходят в процессе целеи ценностноориентированной встречи педагога и ребенка.

Воспитательное пространство может возникнуть в результате как инициативной деятельности “сверху” (прежде всего территориальных органов управления, в том числе и управления образованием), так и деятельности детей по освоению и присвоению жизненного пространства, в основе которой лежат их личностные потребности. Это как бы две крайние точки, между которыми расположены различные социальные институты, участвующие в этом процессе.

Воспитательное пространство может реализоваться на уровнях образовательного учреждения, муниципальном, городском, районном, региональном. В последнем случае чаще речь идет не столько о воспитательном пространстве региона, сколько о региональной политике в области воспитания.

Воспитательное пространство – пространство воспитания, а не функционирования различных образовательных, культурных и других учреждений.

Субъекты воспитательного пространства могут быть: индивидуальными (дети; родители; соседи; педагоги различных специальностей, работающие в различных воспитательных учреждениях; волонтеры, из числа родителей и других членов микросоциума; муниципальные служащие и т.д.) и групповыми (семья; группы сверстников; соседские объединения по интересам; дошкольные, школьные и внешкольные учреждения; детские и юношеские объединения,; медицинские, культурные, общественные, религиозные, благотворительные организации; муниципальные органы управления и самоуправления и т.д.).


Дата добавления: 2015-01-30; просмотров: 16 | Нарушение авторских прав

<== 1 ==> | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |


lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2020 год. (0.013 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав