Читайте также:
|
|
История свидетельствует о том, что проблемы лечения
имеют давнее происхождение.
До настоящего времени сохранилась как музейная
редкость личная аптечка с набором лечебных средств,
принадлежащая одной из египетских цариц, которая жила
за 2000 лет до нашей эры. В папирусе Древнего Египта,
датированном XVI веком до н. э., содержатся заклинания,
которые могут оказать помощь при ста различных заболеваниях.
По описанию Геродота, посетившего Египет в V
веке до н. э., ≪медицина у египтян разделена на отделы;
каждый врач занимается лишь определенным видом болезни,
один лечит глаза, другдй—голову, третий—зубы;
есть и такие, которые заняты невидимыми болезнями≫. К
последним Геродот относил и многие болезни духа,
болезни психические, которые уже в то время побуждали
к поискам специальных методов подхода к больному и
особых форм предупреждения болезненных изменений
психики.
Элементы медикогпсихологического, психогигиенического
влияния можно видеть в особенностях подхода к
больному врачей древности. Египетские врачи, внимательно
обследуя больного, высоко ценили значение анамнеза,
а исследованию подвергали не только ≪человеческое тело≫
(у нас — соматическое обследование), не только то, что
≪выходит из него — кал, мочу, мокроту, кровь≫ (прообраз
параклинических исследований), но и особенности изменений
духовной его жизни.
В арсенале лечебных средств египетской медицины
наряду с химическими, физическими и биологическими
использовались и психические формы влияния на больного,
в частности словесное, мимическое и пантомимическое
воздействия.
Одновременно с развитием медицины в Египте значительных
успехов она достигла в Мессопотамии. Свод
законов Гаммураби (около 2000 лет до н. э.) включал
наряду со многими иными и положения о медицинской
этике. Эти законы, в частности, высоко оценивали деятельность
и звание врача. Врачебная этика поддерживалась
не только значительными размерами вознаграждения,
но и системой наказаний, которые применялись по отношению
к врачам, совершившим проступки или обнаружившим
свое невежество. Интересно, что уже в этот период
были сформулированы законы, направленные на охрану
здоровья, т. е. по сути дела законы, регламентирующие
гигиенические, в том числе и психогигиенические, основы
оздоровления населения.
Сирийский врач Сараджа в свое время говорил больному:
≪Смотри, нас трое: я, ты и болезнь. Если ты будешь
на моей стороне, нам вдвоем будет легче одолеть ее≫.
Со времени расцвета персидской медицины Зореастра
(примерно XI—II век до н. э.) сохранилось описание
идеальных качеств, к обладанию которыми должны стремиться
все врачи. Некоторые из этих качеств, специально
отмеченные персидской медициной, раскрывают ее эмпирические
подходы к проблемам психогигиены, а следовательно,
и к медицинской психологии. По указаниям
персидской медицины, врач должен не только глубоко
изучать медицину, много читать и заниматься, накапливать
возможно больший опыт по специальности, но и
вырабатывать в себе умение выслушивать больного спокойно,
болезнь его распознавать тщательно и старательно,
а лечить добросовестно. При встрече с больным врач
обязан пользоваться мягкой речью, быть на всем протяжении
встречи с ним внимательным, сердечно, дружественно
настроенным и делать все это для того, чтобы
умышленно не затягивать болезнь, способствовать
ее быстрейшему лечению, чтобы обеспечивать выздо-
ровление больного и предупреждать рецидивы болезни.
В этот период развития персидской медицины значительных
успехов достигла практическая гигиена. Большое
внимание уделялось чистоте жилищ, очистке питьевой
воды, профилактике заразных болезней, воспитанию чистоплотности.
Домашняя муха в то время описывалась как
одно из самых вредных существ. В ряде законоположений
того времени прямо указывалось на то, что правители
Персии обязаны строить больницы, снабжать их врачами,
лекарственными средствами и т. д.
Следует отметить, что медицинские школы Персии
выпускали врачей трех профилей: ≪исцелителей святостью
≫, ≪исцелителей законом≫ и ≪исцелителей ножом≫.
Наиболее высокой подготовкой славились первые. Их
обязанностью было врачевание в широком смысле этого
слова и тонкое, мудрое, разумное использование в нем
высших душевных качеств врача, того, что в настоящее
время мы называем психотерапией в практике врачевания.
Вторые исцеляли законом, т. е. занимались устранением
причин болезней. Их называли иначе — ≪мастерами здоровья
≫. Третьи, как видно из наименования, занимались
хирургической помощью.
Одновременно с египетской, вавилонской, персидской
культурой бурный подъем и расцвет переживала культура
древней Индии, а позднее и Древнего Китая. Медицина
того периода отличалась многими оригинальными особенностями,
среди которых прославились на весь мир практическая
система самовоспитания йогов и китайская дыхательная
гимнастика.
Как та, так и другая выгодно отличались в первую
очередь тем, что были пронизаны разумными идеями
самопознания, самовоспитания, методами достижения
внутренней гармонии и самокоррекции аномальных телесных
или психических качеств.
Греческая медицина, видимо, переняла в ходc своего
развития многие рациональные достижения как египетской,
так и персидской медицины. Об этом, в частности,
свидетельствует тот исторический факт, что еще в VIII
веке до н. э. в Древней Греции культура и наука не были
высоко развиты, а уже во II веке,греческая наука и
медицина достигли небывалого расцвета. Успехи греческой
медицины настолько широко известны, что вряд ли
стоит на них останавливаться. Напомним лишь, что
изучение основ нравственности, добродетельности, в том
числе и врачей, достигло в этот период высокого уровня.
Проиллюстрируем это лишь двумя высказываниями великих
мыслителей Греции: ≪Природа,— учил Аристотель,—
дала человеку в руки оружие —интеллектуальную моральную
силу, но он может пользоваться этим оружием и в
обратную сторону, поэтому человек без нравственных
устоев оказывается существом самым нечестивым и диким,
низменным в своих половых и вкусовых инстинктах≫.
Подчеркивая практическую важность добродетельного отношения
к людям, Демокрит учил, что ≪должно приучать
себя к добродетельным делам и поступкам, а не к речам'о
добродетели≫.
Настоятельная необходимость познавать не болезни, а
больных, со всем многообразием особенностей течения
заболеваний и разного отношения к ним привела, в
частности, Гиппократа к разделению типов человеческих
индивидуальностей на четыре темперамента. Гиппократ, а
позднее Гален определяли эти темпераменты как сангвинический
(представители его отличаются уравновешенностью,
подвижностью, живостью, эмоциональной выразительностью,
отзывчивостью), флегматический (обладателям
его свойственны спокойствие, медлительность, размеренность
в действиях, обстоятельность и последовательность),
холерический (холерики безудержны, порывисты,
резки в своих проявлениях, им присущи бурные реакции,
состояния подъема, горячности, нередко сменяющиеся
периодами спада активности) и меланхолический (угрюмость,
робость, неуверенность, нерешительность, преобладание
грусти, подавленного душевного состояния, боязнь
трудностей). В этой систематике темпераментов были
заложены основы индивидуального подхода к людям,
обеспечивающие развитие дифференцированной психопрофилактики
и психотерапии.
Не случайно, что с именем Гиппократа, этого величайшего
мыслителя и врача Эллады, связана клятва, которую
на протяжении многих веков давали выпускники высшей
медицинской школы. Не случайно и то, что в тексте
клятвы особое внимание уделено утверждению высоких
моральных качеств врача, обеспечивающих наиболее гуманные
формы общения с больными.
Дата добавления: 2015-04-26; просмотров: 17 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав |