Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Государственная деятельность Фемистокла

Читайте также:
  1. F) Cознательная деятельность отождествляется рефлекторной
  2. I ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА
  3. I. Введение в педагогическую деятельность
  4. II. Внешнеэкономическая деятельность
  5. II. ДОКУМЕНТЫ, РЕГУЛИРУЮЩИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СОБСТВЕННО ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА КАК СОТРУДНИКА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
  6. III) Ведущая деятельность учебно-профессиональная
  7. III. Управление познавательной деятельностью и ее проявление на уроке.
  8. III.УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
  9. V1:СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНИЗАТОРА РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ
  10. V2:Социально педагогическая инновационная и проектная деятельность в молодежной работе

 

Курсовая работа по истории Древнего мира

студента 1 курса д/о

Суслова К. И.

 

Руководитель семинара

к.и.н., доцент Соловьева С.С.

Москва, 2015

Оглавление:

Введение – стр.2

Обзор источников – стр.3

Историография – стр.6

Основная часть – стр.7

· Вступление. Детство, отрочество, юность. – стр.7

· Политическая ситуация в Афинах перед началом деятельности Фемистокла – стр.8

· Архонтство – стр.9

· Битва при Марафоне. Деятельность Фемистокла перед персидским вторжением в Элладу. – стр.10

· Вторжение персов в Элладу – стр.13

· Триумф и изгнание – стр.20

· Жизнь в изгнании – стр.23

· Наследие Фемистокла – стр.24

Послесловие – стр.25

Список используемой литературы – стр. 26

 

Введение.

Греко-персидские войны выдвинули поколение греческих борцов за родину. История сохранила нам мало сведений о жизни и подвигах этих героев. Но жизнь наиболее выдающихся вождей народа осталась в памяти поколений как пример беззаветной преданности отечеству во время освободительной войны против персидского царя. Особенно интересна биография вождя афинских демократов Фемистокла.

Фемистокл - афинский государственный деятель, один из «отцов-основателей» афинской демократии, полководец периода Греко-персидских войн. С 492 гг. неоднократно занимал высшие должности — архонта и стратега. Его политические реформы способствовали дальнейшей демократизации афинского государственного строя.

Будучи вождём так называемой морской партии, отражавшей интересы торгово-ремесленных слоёв и бедноты, он стремился превратить Афины в морскую державу. Среди преобразований, предпринятых Фемистоклом накануне вторжения персов, важнейшее значение имели укрепление гавани Пирей и наращивание боевого потенциала афинского военного флота.

Фемистокл играл важную роль в организации сопротивления персам. При приближении персидской армии принял решение оставить Афины, понимая, что одержать победу он мог только на море. Афинский флот под руководством Фемистокла одержал ряд решающих побед над персами, за что ему были возданы почести даже в Спарте. После разгрома персов стал инициатором создания Делосского союза.

В 471 году до н. э. в результате происков афинской аристократии Фемистокл был подвергнут остракизму, позднее обвинён в дружбе с персами, в тайной связи со спартанским полководцем Павсанием и осуждён. После долгих скитаний бежал к персидскому царю Артаксерксу I, получил от него в управление ряд городов Малой Азии. Умер в 459 г. до н. э.

В своей работе я бы хотел рассказать о довольно противоречивой личности – Фемистокле: о его детстве, о его становлении как политического лидера, о его победах, как военных, так и на политической арене, о его службе государству и народу.

Обзор источников.

Первый рассматриваемый мной источник – «История», автором которой является Геродот, повествует о Фемистокле в период Греко-персидских войн. Сочинение Геродота — не история в современном смысле слова. Хотя основным сюжетом для неё стала история греко-персидских войн, автор попутно создаёт настоящую энциклопедию, содержащую географические, этнографические, естественно-исторические и литературные сведения. Первая половина содержит в себе рассказы о возвышении Персидского царства, о Вавилонии, Ассирии, Египте, Скифии, Ливии. Единство изложения достигается в известной мере и тем ещё, что с первых слов и до конца историк старается проследить борьбу между варварами и эллинами.

Этот важнейший труд античной историографии дошёл до нас во множестве списков X—XV вв. на греческом языке и был впервые опубликован (в переводе на латынь) Лоренцо Валлой в конце XV в. н. э. Сам труд состоит из 9 глав, которые названы в честь муз. Отсюда и второе название труда – «Музы».

Следующий рассматриваемый мною источник – «Персы». Это трагедия древнегреческого драматурга Эсхила. В отличие от других эсхиловых произведений, в основе лежит не мифологический, а исторический сюжет — разгромное поражение персидского царя Ксеркса I в морском сражении при Саламине с греческим флотом. Возможным участником этого сражения был и сам Эсхил. Кроме того, он определенно участвовал и в других эпизодах греко-персидских войн.

Трагедия изображает состояние Персии после поражения Ксеркса у Саламина. Трагедия Эсхила полна патриотическими идеями. Сравнивая Грецию и Персию, свободу и деспотизм, Эсхил своей трагедией говорит о необходимости прекращения преследования персов, понёсших уже достаточно наказаний за свою агрессивность.

«Афинская полития». Это – трактат о государственном устройстве Афин, часть обширного труда Аристотеля, содержавшего в себе историю и описание строя различных государств, греческих и «варварских».

По своему содержанию «Афинская полития» Аристотеля делится на две части: историческую и систематическую. Первая содержит историю афинского государственного строя до конца V в, вторая — описание самого строя, каким он был во время Аристотеля, в IV в. Таким образом, «Полития» является произведением древности, в котором впервые обнаруживается связная история и описание афинского государственного строя; она раскрывает постепенное его развитие. По «Политии», падение монархии и переход к аристократии совершается медленно; затем постепенно демократия занимает место аристократии.

Во многих случаях в основе сообщений «Политии» лежит враждебный демократии источник, хотя в общем взгляды Аристотеля и здесь умеренны и напоминают его взгляды в «Политике». Он относится сочувственно к вождям аристократической партии, не будучи, однако, сторонником крайней олигархии; его симпатии на стороне середины.

О биографии Фемистокла подробно можно узнать из «Сравнительных жизнеописаний» Плутарха. Своей огромной литературной славой Плутарх обязан не философским рассуждениям и даже не сочинениям по вопросам этики, а жизнеописаниям.

Плутарх описывает поочередно рождение, юность, характер, деятельность, смерть героя. Нигде Плутарх не является историком, критически исследующим факты. Доступный ему огромный исторический материал используется очень свободно («пишем биографию, а не историю»). Прежде всего Плутарху нужен психологический портрет человека; чтобы зримо его представить, он охотно привлекает сведения из частной жизни, анекдоты и остроумные изречения. В текст включены многочисленные моральные рассуждения, разнообразные цитаты поэтов. Биографии Плутарха имеют большую историческую ценность, ибо он располагал множеством ценнейших источников, которые впоследствии были утрачены.

О Фемистокле писали древнеримские писатели и историки: Корнелий Непот в книге «О знаменитых иноземных полководцах» и Клавдий Элиан в «Пестрых рассказах».

«Пестрые рассказы» - книга римского софиста Элиана, писавшего на греческом языке, - для занимательного чтения: короткие исторические анекдоты, занимательные случаи, диковинки природы и культуры, описания местности расположены в ней в прихотливом беспорядке. Первый русский перевод был сделан в XVIII в. и опубликован под названием: "Елиана Различные повести. С еллиногреческого на российский язык перевел Иван Сичкарев".

«О знаменитых иноземных полководцах» - сохранившаяся часть обширного сочинения Непота "О знаменитых людях", состоявшего не менее чем из 16 книг, содержавших биографии выдающихся людей, сгруппированные по сериям. Очевидно, отдельные книги представляли собой жизнеописания знаменитых полководцев, историков, поэтов, грамматиков, ораторов и т.д. Поскольку в рукописях дошедших до нас жизнеописаний встречаются письма Корнелии, матери Гракхов, можно предположить, что была книга, посвященная выдающимся женщинам. Рассказы Непота изобилуют яркими происшествиями и дают краткую "историю в лицах".

 

Историография.

При работе над докладом мною были прочитаны и разобраны следующие книги И. Е. Сурикова - российского историка, одного из крупнейших специалистов в области истории античной Греции – «Античная Греция: политики в контексте эпохи» и «Остракизм в Афинах».

Научный труд, посвященный остракизму, представляет собой комплексное исследование остракизма - важного института античной афинской демократии, внесудебного изгнания наиболее влиятельных граждан из государства сроком на десять лет. Суриков рассматривает все основные аспекты истории остракизма: происхождение этого института, время, причины и цели его учреждения; основные элементы процедуры, применявшейся при остракизме; место и роль остракизма в политической системе и политической жизни демократического полиса; факторы, способствовавшие выходу остракизма из употребления. Проблемы, связанные с остракизмом, изучаются в контексте истории классических Афин, становления и функционирования феномена полисной демократии.

Книга «Политики в контексте истории» представляет собой вторую часть цикла биографий выдающихся политических деятелей архаической и классической Греции, на этот раз Аристида, Фемистокла, Кимона, Перикла. Опираясь на данные античных источников и результаты работ современных исследователей, автор реконструирует основные события яркого, зачастую противоречивого и насыщенного разнообразными перипетиями жизненного пути этих политиков. Особое внимание уделяется историческому контексту и ключевым вопросам, связанным с развитием древнегреческой цивилизации, прежде всего проблемам классической афинской демократии в V в. до н.э. — в период наибольшей мощи и процветания демократических Афин.

Помимо этих трудов, при написании доклада я уделил внимание статье Шувалова В.В. «Морская программа Фемистокла», которая была опубликована в журнале «Вестник древней истории» в 2006 г. В этой статье рассказывается краткая биография Фемистокла. Статья содержит повествование о нововведениях политического деятеля, дается характеристика этих реформ.

При написании работы были использованы следующие справочные материалы: параграфы, посвященные Фемистоклу и Греко-персидским войнам, из Большой Советской Энциклопедии; а так же глава «Греко-персидские войны» (В. И. Кузищин) из учебника по истории Древней Греции под ред. Кузищина.

Основная часть.

Вступление. Детство, отрочество, юность.

Фемистокл родился около 524 г. до н.э., происходил из Фреарийского дема, который не принадлежал к высшей аристократии. Матерью Фемистокла, согласно Плутарху, была либо фракиянка Абротонон[1], либо женщина родом из Галикарнаса Эвтерпа[2]. В любом случае, он был незаконнорожденным сыном. Многие ставили маленькому Фемистоклу в упрек его происхождение, не признавали его полноправным афинянином и относились к нему с презрением. Такое отношение развило в мальчике болезненное самолюбие.

Во всем - в играх, в гимнастических упражнениях, в занятиях - он всегда стремился быть первым. Талантливый мальчик мечтал прославиться, чтобы блеск подвигов заставил всех позабыть о его происхождении. В свободные часы, после учения, он не бездельничал, а придумывал речи, так как знал, что в Афинах сможет выдвинуться только тот, кто, удачно выступая в народном собрании, сумеет повести за собой народную массу. Учитель, обратив внимание на его способности, предсказал ему: "Из тебя, мальчик, выйдет или что-нибудь очень хорошее, или очень дурное. Ничтожеством ты не будешь!"[3] Современники не раз вспоминали эти слова наставника Фемистокла.

 

Не всеми науками мальчик занимался одинаково охотно. Музыку, поэзию и другие предметы, обязательные для образованного афинянина, он изучал только по необходимости; зато всем, что могло пригодиться для будущего руководителя государства, он занимался с увлечением. Впоследствии, встречая насмешки людей, получивших, по их мнению, утонченное образование, Фемистокл гордо отвечал: "Если я и не умею настроить лиру или сыграть на кифаре, зато я сумел прославить и сделать могущественными родные Афины".

 

В ранней молодости Фемистокл был не сдержан и часто совершал дурные поступки. Презрение со стороны знатных афинян бесило его, и он старался выделиться хотя бы в дурном. Позже, став выдающимся государственным деятелем, он сам, вспоминая о своем детстве, говорил: "Из самых необузданных жеребят могут вырасти прекрасные лошади: нужно только как следует их воспитать и выездить".

 

Поведение Фемистокла в молодости впоследствии дало повод его врагам постоянно напоминать народу о его прошлых ошибках, а иногда и обвинять его в вымышленных преступлениях. Рассказывали, будто отец отрекся от Фемистокла и лишил его наследства, а мать в отчаянии от позорного поведения сына покончила с собой[4]. Все это, вероятно, вымысел, но поступки молодого человека давали, очевидно, какой-то повод к такой клевете.

 

Политическая ситуация в Афинах перед началом деятельности Фемистокла.

Фемистокл рос в условиях частых смен власти в Афинах. После смерти тирана Писистрата в 527 г. до н. э. власть перешла к его сыновьям Гиппарху и Гиппию. После убийства Гиппарха в 514 г. до н. э. оставшийся в живых Гиппий окружил себя наёмниками, с помощью которых надеялся сохранить власть. В 510 г. до н. э. спартанский царь Клеомен предпринял военный поход против Афин, в результате которого тиран был свергнут.

В Афины вернулся представитель рода Алкмеонидов Клисфен. Ему была поручена подготовка новых законов. Осуществлённые им нововведения сделали Афины демократией. Им также был введён остракизм — изгнание из города путём голосования выдающихся граждан, которые угрожали демократии. Нововведения Клисфена не нравились представителям афинской аристократии — эвпатридам. Сумев избрать архонтом своего представителя Исагора, они изгнали Клисфена и отменили его реформы. Исагор и его сторонники поддерживались спартанцами. Народ воспротивился этой перемене и сумел изгнать как Исагора, так и спартанцев из Афин.

После изгнания из Афин тиранов могущество города стало возрастать[5]. Новая политическая система открыла путь к власти людям, которые ранее были лишены возможности её достичь. Среди них был и незаконнорожденный Фемистокл. Жажда славы быстро заглушила в Фемистокле дурные страсти и, хотя отец отговаривал его, он начал выступать в народном собрании, стремясь к активной политической деятельности. Не боясь аристократов, он предлагал провести коренные преобразования в армии и в государстве, и это привлекло к нему симпатии широких народных масс. Для участия в новых политических реалиях Афин требовались умения убеждать, выступать перед народным собранием, быть постоянно на виду — те черты, которыми обладал молодой афинский политик. Помимо этого, он снискал популярность у народа благодаря своей памяти — он называл каждого гражданина по имени — и потому, что оказывался беспристрастным судьёй в делах частного характера.

 

Так, согласно Плутарху, когда знаменитый древнегреческий поэт Симонид Кеосский попросил у Фемистокла чего-то незаконного, то получил отказ. Афинский стратег ответил, что, как он, Симонид, не был бы хорошим поэтом, если бы в своих стихах не соблюдал законов стихосложения, так и он, Фемистокл, не был бы хорошим правителем, если бы в угоду кому-нибудь поступал противозаконно[6].

 

Архонтство.

В 494 г. до н. э. Фемистокл занял весьма высокую и почётную должность архонта. На волне своей популярности в следующем 493 г. до н. э. он стал архонтом-эпонимом — главой исполнительной власти древних Афин. Во время своего архонтства, Фемистокл стал проводить ряд реформ, которые в будущем обеспечили грекам победу над персами и возвышение Афин над другими древнегреческими государствами. Архонт приложил максимальные усилия для того, чтобы сделать Афины сильным морским государством. Для этого он начал строительство нового порта в Пирее. Старый порт в Фалере, хоть и располагался значительно ближе к центру города, был непригоден для содержания большого флота. Сооружение Пирея стало краеугольным камнем будущего величия Афин.

Нововведения Фемистокла по усилению морской мощи Афин имели долгосрочное значение, не только в контексте греко-персидских войн, но также и политического устройства государства[7]. Этим он усилил демос против аристократии и придал ему смелости[8].

 

Битва при Марафоне. Деятельность Фемистокла перед персидским вторжением в Элладу.

В 490 г. до н. э. войско персов под командованием Датиса и Артаферна высадилось неподалёку от Афин на равнине под городом Марафон. В ходе произошедшей битвы персы потерпели сокрушительное поражение. Главнокомандующим афинян был полководец Мильтиад. Победа при Марафоне пробудила честолюбие у Фемистокла, который также захотел добиться военных успехов. С тех пор он часто повторял «Лавры Мильтиада не дают мне спать»[9]. Данная фраза впоследствии стала крылатой. Это было тяжелое время для родины Фемистокла. Грозные тучи собирались на Востоке. Могущественная Персидская держава по-прежнему угрожала независимому существованию маленьких, разобщенных городов Эллады. Новые завоевания были необходимы персидским царям для поддержания и упрочения власти, и неудачи первых походов на Грецию не могли их остановить. Даже Марафонская битва, окончившаяся поражением непобедимой дотоле армии "великого царя", не испугала персов: слишком очевидным было превосходство сил огромной, простиравшейся от Египта до реки Инд державы над маленьким и свободолюбивым народом Греции.

Но в Афинах было немало людей, которые надеялись, что война с персами не возобновится. Они не видели и не хотели видеть угрожавшей родине опасности. Это были главным образом аристократы, среди которых был и герой Марафона Мильтиад. Эти люди знали, что подготовка к войне потребует включения в армию афинских бедняков, а это означало бы, что бедноте придется предоставить и долю в управлении государством. Вот почему эти люди (среди которых были, и подкупленные персами предатели) не обращали внимания на военные приготовления Персии, призывали граждан сохранять спокойствие и не соглашаться ни на какие перемены в государстве. Аристократы, которые в это время стояли у власти в Афинах, считали безнадежным делом сопротивление могущественной Персии.

Через год Мильтиад потерпел поражение и был серьёзно ранен при осаде острова Парос. Воспользовавшись недееспособностью полководца, представители знатного рода Алкмеонидов привлекли его к суду. Афинские аристократы завидовали славе и влиянию Мильтиада. По обвинению в «злоупотреблении доверием народа» Мильтиад был приговорён к громадному по тем временам штрафу в 50 талантов и заключён в тюрьму. Через несколько недель знаменитый полководец скончался.

После смерти Мильтиада, Фемистокл, используя своё влияние на беднейшие слои населения, стал одним из самых влиятельных политиков в Афинах. Его соперником был Аристид, вокруг которого объединилась аристократия. В противоположность Фемистоклу, он был честным, добродетельным и справедливым. Последователи Аристида дали ему прозвище «Справедливый». Плутарх пишет, что вражда Аристида и Фемистокла началась ещё в молодости на почве привязанности обоих к некоему выходцу с острова Кеоса Стесилаю[10]. Когда Аристиду было поручено наблюдение за общественными доходами, он уличил многих влиятельных лиц, в том числе и Фемистокла, в громадных хищениях. Фемистоклу удалось не только выпутаться из сложившейся ситуации, но и выиграть суд против Аристида, найдя в его отчётах незначительные несоответствия. Афиняне возмутились, и проигравший суд Аристид «Справедливый» вновь был назначен на прежнюю должность. Вот как это описывает Плутарх: «На этот раз, делая вид, будто раскаивается в прежнем своём поведении, он выказал куда большую снисходительность и пришёлся по душе расхитителям казны, которых он теперь не изобличал и не допекал расследованиями, так что они, набив кошельки общественными деньгами, рассыпались в похвалах Аристиду, с немалым рвением убеждая народ переизбрать его ещё раз. Перед самым началом голосования Аристид обратился к афинянам с таким упрёком: «Когда я управлял вами добросовестно и честно, меня опозорили, а теперь, когда я позволил ворам поживиться немалой толикой общественного добра, меня считают отличным гражданином. Но сам я больше стыжусь нынешней чести, чем тогдашнего осуждения, а об вас сожалею: вы охотнее одобряете того, кто угождает негодяям, нежели охраняющего государственную казну»[11].

Фемистокл понимал, что Марафонская битва - только начало длительной и напряженной войны с Персией. Он считал необходимым усиленно готовиться к обороне. Понимая, что персидское войско раз в десять превосходит армии всех вместе взятых греческих государств, Фемистокл видел единственное спасение греков в создании сильного флота.

События показали правильность предвидения Фемистокла. После того как греки одержали победу на море, персы оказались не в состоянии продолжать борьбу, хотя их сухопутные силы сохранили свою мощь.

Большинство афинян понимало необходимость строительства могучего военного флота. Однако государство не располагало средствами для постройки кораблей. У афинян был обычай делить между собою доходы от серебряных рудников в Лаврионе. Собственником этих рудников было государство. В Афинах после падения тиранов государственное имущество стало считаться собственностью всех граждан. Если после покрытия всех государственных потребностей в кассах оставались значительные суммы, то этот излишек делился между всеми гражданами. Фемистокл предложил направить получаемые средства на постройку кораблей[12]. Предложение было воспринято весьма неоднозначно. Принимая его, каждый афинянин лишался хоть и небольшого, но верного денежного пособия, предоставляемого государством. Готовя корабли для войны с персами, Фемистокл понимал, что афиняне не согласятся с его предложением, так как не считают разбитых под Марафоном персов серьёзной угрозой. Поэтому он убедил сограждан, что новые корабли и мощный флот необходимы для войны с Эгиной — островом, который вёл непрерывную войну с Афинами[13], [14].

Аристократы в Афинах не посмели открыто выступить против патриотического дела обороны государства. Они предпочитали тайные происки и личные нападки против вождя демократии Фемистокла. Одни говорили, что Фемистокл превратил афинян из стойких воинов-гоплитов в каких-то корабельщиков: вырвав копье и щит из рук сограждан, он приковал их к корабельйым скамьям; другие упрекали его в расточительстве; третьи, наоборот, выставляли его скаредным и даже вымогателем. Эти происки аристократов, однако, терпели неудачу. Народ верил Фемистоклу и не хотел лишаться талантливого руководителя. Сторонники Персии и вожди аристократов один за другим были изгнаны из Афин путем остракизма. В 483 г. до н.э., незадолго до начала войны, остракизму подвергся личный враг Фемистокла, Аристид. Фемистокл, в преддверии нашествия войска Ксеркса, стал главным политиком Афин. Он приступил к объединению всех сил, способных противостоять персам, стремился укрепить и расширить существовавший союз греческих государств. На собрании делегатов союза Фемистокл убедил эллинов прекратить внутренние споры и поручить командование всеми союзными силами спартанцам. Во главе союза стояли спартанцы, но афиняне, благодаря сильному флоту, пользовались теперь одинаковым с ними влиянием.

Не все греческие государства приняли участие в этом объединении. Ближайшие соседи и исконные враги Афин и Спарты - Беотия и Аргос не вошли в союз, а Фессалия сразу же после начала военных действий открыто перешла на сторону персов. Греческие государства Южной Италии и Сицилии также не примкнули к союзу, так как опасались нападения союзников Персии, карфагенян.

 

Вторжение персов в Элладу.

 

Между тем персидский царь Дарий в течение трех лет после Марафонской битвы готовился к новой войне. Вся Персидская держава пришла в движение. Бесчисленные племена и народы, подвластные персам, должны были выставить свои отборные отряды в армию "великого царя"; финикийцы, сирийцы, эллины - жители ионийских островов собрали и построили для персов 1200 триер. Численность сухопутной армии персов, по словам историков, достигала 800 тыс. человек пехоты и 80 тыс. конницы с огромным обозом, верблюдами и боевыми колесницами; другие писатели называют еще большие цифры. Для снабжения этой огромной армии были устроены продовольственные склады в Малой Азии и во Фракии. По плану персов их войска должны были одновременно напасть на Элладу с моря и с суши.

Во время приготовлений к небывалому походу внезапно умер царь Дарий. После его смерти вспыхнули восстания в Персии, Вавилоне и, наконец, в Египте, которые с трудом удалось подавить наследнику Дария, Ксерксу. Но через 9 лет после Марафонской битвы персы смогли бросить свои огромные силы против Эллады, и в первую очередь против Афин.

Перед началом похода Ксеркс послал в Грецию послов с требованием "земли и воды" (т. е. безусловной покорности). Сигналом же к началу войны было прорытие персами Афонского канала. Царь хотел избежать таким образом катастрофы, которая постигла в прошлую войну персидский флот, когда он огибал Афонский перешеек. Для переправы сухопутной армии из Азии в Европу Ксеркс приказал построить мост через Геллеспонт (Дарданеллы). Однако внезапная буря разрушила мост, возведенный с величайшими трудами. Тогда Ксеркс, как передают греческие историки, велел казнить строителей моста, а море приказал бичевать и опустить на дно его цепи, в знак того, что и Геллеспонт станет теперь рабом "великого царя".

В 481 г. до н. э. состоялся конгресс 30 древнегреческих государств, на котором было принято решение сообща отражать предстоящее вторжение персов[15]. В данном союзе наибольшей военной мощью обладали Афины и Спарта. При этом спартанцы имели сильное сухопутное войско, а афиняне морской флот, созданный вследствие проведённых ранее Фемистоклом реформ и нововведений. Коринф и Эгина, другие греческие государства с сильным флотом, отказались передавать его под командование афинян. В качестве компромисса командование над морскими силами было возложено на Спарту и её военачальника Еврибиада.

Конгресс собрался вновь весной 480 года до н. э. Представители из Фессалии предложили грекам сделать попытку остановить войско Ксеркса в узком ущелье Темпе на границе Фессалии и Македонии. В Фессалию морем было направлено 10 тысяч гоплитов для защиты ущелья. Симпатизировавший грекам Александр, царь Македонии, которая до этого признала верховную власть персидского царя, предупредил войско греков о наличии обходного пути. Через несколько дней греки отплыли обратно. Вскоре после этого Ксеркс со своей армией переправился через Геллеспонт. Снова был построен мост, на этот раз более прочный, и по нему персидская армия в течение семи дней беспрерывным потоком переправлялась на европейский берег. Флот персов благополучно прошел Афонский канал и направился к берегам Фессалии. Фессалийцы открыто перешли на сторону персов, а Беотия и Аргос изъявили царю покорность.

Ужас объял эллинов. Население многих городов с приближением персов садилось на корабли и отплывало в Италию, оставляя свои города на разорение персам, только бы избавиться от рабства.

После этого афинским стратегом Фемистоклом был предложен другой план действий. Путь в южную Грецию (Беотию, Аттику и Пелопоннес) проходил через узкое Фермопильское ущелье. В нём греческое войско могло удерживать превосходящие по численности силы противника. Для предотвращения обхода ущелья с моря афинским и союзным кораблям следовало контролировать узкий пролив между островом Эвбея и материковой Грецией (впоследствии, практически одновременно с Фермопильским сражением, там состоялась морская битва при Артемисии). Данная стратегия была одобрена общегреческим конгрессом, хотя представители некоторых пелопоннесских городов были не согласны с таким решением. Они считали, что лучшим будет все силы направить на защиту коринфского перешейка, соединяющего Пелопоннесский полуостров с материком. Женщин и детей из оставленных Афин они предлагали эвакуировать в другие города[16].

Греческий союзный флот находился у острова Эвбеи для поддержки сухопутной армии. Первое морское сражение с персами произошло у северного берега Эвбеи, при мысе Артемисия. Согласно Геродоту, в проливе между островом Эвбея и материком, около мыса Артемисий, собралось более 200 греческих кораблей[17]. Во время этой битвы погодные условия для греков оказались крайне благоприятными. На пути к мысу персидский флот попал в сильный шторм, во время которого разбилось много кораблей, однако по-прежнему он оставался очень мощным. Когда эллины увидели огромный флот противника, то они устрашились и решили бежать. Фемистокл выступил резко против этого предложения. Он сумел убедить эллинов поступить следующим образом. Жители острова Эвбея просили подождать с отплытием, так как им было необходимо переправить женщин и детей в безопасное место. Отплытие же греческого флота означало скорое разграбление острова персами. Фемистокл взял у них 30 талантов, из которых отдал Еврибиаду 5, а военачальнику коринфян Адиманту 3. Плутарх упоминает также об 1 таланте, выданном триерарху (капитану) одного из афинских судов, требовавшего немедленного отплытия. Остальные деньги Фемистокл оставил себе[18].

 

Видя перед собой небольшой греческий флот, персы считали свою победу неоспоримой. Для того, чтобы не допустить бегство греков, они решили отправить 200 кораблей в обход Эвбеи. Планы персов стали известны грекам от перебежчика. Не дожидаясь окружения, союзный флот эллинов неожиданно для персов напал на их основные силы и нанёс им существенный урон. С наступлением темноты начался шторм, в результате которого находившиеся в открытом море 200 персидских кораблей, плывших для окружения греков, разбились о прибрежные скалы.

 

Греки продолжали 2 дня успешно атаковать персидский флот, пока не получили сообщение о гибели царя Леонида и 300 спартанцев в Фермопильском сражении. Решающего значения это сражение, однако, не имело, так как греческому флоту не удалось выполнить основной задачи - прийти на помощь сухопутной армии в Фессалии. Весть о героическом, подвиге спартанцев воодушевила эллинов. Узнав о занятии Фермопил, греческий флот двинулся от мыса Артемисия на прикрытие берегов Аттики[19]. После начала отступления Фемистокл предпринял следующую хитрость, направленную на то, чтобы либо отколоть от персидского войска родственных афинянам ионян, либо посеять к ним недоверие со стороны персов. Он во время отступления на быстроходном корабле заходил во все бухты, где была пресная вода, и оставлял на камнях надписи: «Ионяне! Вы поступаете несправедливо, идя войной на своих предков и помогая поработить Элладу. Переходите скорей на нашу сторону! Если же это невозможно, то по крайней мере хоть сами не сражайтесь против нас и упросите карийцев поступить так же. А если не можете сделать ни того, ни другого, если вы скованы слишком тяжёлой цепью принуждения и не можете её сбросить, то сражайтесь как трусы, когда дело дойдёт до битвы. Не забывайте никогда, что вы произошли от нас и что из-за вас первоначально пошла у нас вражда с персидским царём»[20].

Между тем, Армия Ксеркса, пройдя Фермопилы, медленно приближалась к пределам Аттики, грабя и сжигая города. Афиняне пытались убедить союзников дать решительное сражение персам в Беотии, чтобы спасти Афины. Однако союзники и слышать не хотели об этом. Они решили сосредоточить все силы на Коринфском перешейке. Здесь уже начали строить стену, чтобы остановить персов и защитить южную часть Греции - Пелопоннес. Афины в то время еще не имели стен, соединявших город с гаванью; персы могли осадить Афины и с моря, и с суши.

Фемистокл принял героическое решение убедить народ, твердо положившись на свой флот, покинуть Афины и переселиться на соседний остров Саламин и в город Трезену (в Сароническом заливе). Большинство народа вначале не хотело и слышать об этом. Люди считали, что если придется покинуть храмы богов и могилы предков, то и победа, и спасение не к чему.

Тогда Фемистокл решил принять крайние меры - подействовать на народ иначе. В одном из храмов в Афинах пропала священная змея богини Афины, покровительницы города. Жрецы, по наущению Фемистокла, объявили, что богиня покинула город и зовет с собой афинян к морю. Знаменитый дельфийский оракул советовал афинянам "спасаться за деревянными стенами". Фемистокл истолковал загадочные слова оракула так, что "деревянные стены" - это корабли, сев на которые афиняне одержат победу в морском бою[21]. Народ решился покинуть Афины, оставив врагу на разорение цветущие виноградники и сады, прекрасные здания, храмы богов и могилы предков. Только немногие старцы не захотели покинуть священный город Афины, и все они потом погибли от рук разъяренных персов. Вскоре персы опустошили Аттику и сожгли Афины.

При посадке афинян на корабли происходили печальные сцены прощания женщин и детей с мужьями и отцами. Город был наполнен плачем и воплями женщин и детей, ревом и жалобным воем домашних животных, метавшихся по опустевшему городу. В 1960 году была найдена и опубликована табличка с декретами Фемистокла. Её содержание во многом совпадает с записями античных классиков. В ней говорится о мобилизации всего мужского населения, об эвакуации женщин, стариков и детей на остров Саламин и в Трезен, о возвращении изгнанных из Афин граждан для общей борьбы.

Переселением и устройством граждан на новых местах руководил ареопаг. Фемистокл же раздобыл деньги, необходимые для содержания флота и войска. Направляясь из города к гавани Пирей, чтобы сесть на корабли, афиняне увидели, что статуя богини Афины, высившаяся на акрополе, стоит без золотого щита. "Куда пропал сверкающий щит грозной богини?" - спрашивали недоуменно люди. Фемистокл принялся за поиски пропавшего щита. Он не нашел его, так как щит, видимо, был спрятан по его приказу, но наткнулся на запрятанные богачами сокровища. Эти ценности были взяты в казну по распоряжению Фемистокла, и ими выплачивалось жалованье экипажам кораблей[22]

В такой тяжелый для родины момент следовало забыть о гражданских несогласиях, и Фемистокл предложил народу вернуть из изгнания Аристида и вождей аристократов[23]. Он хотел дать и им возможность бороться за свободу Греции. Мысль о спасении родины воодушевляла теперь всех жителей Афин: и аристократы, и ремесленники, и крестьяне - все думали только о том, как победить персов и изгнать их из родной страны.

Когда сухопутная армия персов заняла Афины, персидский флот подошел к городу и стал на якорь в фалерской гавани. Греческий союзный флот, состоявший примерно из 380 кораблей, из которых примерно180 было афинских, остановился у берегов острова Саламин.

Плутарх весьма подробно описывает колебания греков за несколько дней до битвы. Еврибиад хотел сняться с якоря и плыть к Коринфскому перешейку, на котором находилось сухопутное войско пелопоннесцев. Фемистокл понимал, что узкие проливы нивелируют численное превосходство флота Ксеркса, поэтому он возражал командующему флотом. Спартанец увидел в возражении Фемистокла неповиновение начальнику; схватив палку, он замахнулся на Фемистокла. "Бей, но выслушай!"[24] - сказал ему Фемистокл, и вспыльчивый спартанец смутился. Другой стратег язвительно заметил Фемистоклу, что ему, афинянину, утратившему родину, не подобает побуждать тех, у кого она еще есть, оставить на произвол судьбы свое отечество. Фемистокл резко ответил: "Негодяй! Мы, афиняне, покинули жилища и стены, не желая стать рабами ради бездушных вещей. Но есть город, величайший из городов Эллады - вот эти двести афинских кораблей перед нами, готовые помочь вам спастись, если вы этого желаете. А если вы уйдете, снова предав нас, то мы, афиняне, также оставим вас и отплывем в Южную Италию. Там мы воздвигнем новый город!" Гордый ответ Фемистокла заставил замолчать малодушных.

Своими доводами Фемистокл смог на несколько дней отсрочить отплытие союзного флота. Однако, когда неприятельский флот подошёл к Фалерской гавани, а на берегу появилось громадное персидское войско, греки решили бежать. Фемистокл, недовольный тем, что эллины упустят возможность воспользоваться выгодами местоположения и узких проливов, решился на беспрецедентную для мировой истории хитрость. Он отправил одного из своих доверенных рабов, Сикинна, перса по национальности, к Ксерксу с сообщением: «Афинский военачальник Фемистокл переходит на сторону царя, первый извещает его о том, что эллины хотят бежать, и советует не дать им убежать, а напасть на них, пока они находятся в тревоге по случаю отсутствия сухопутного войска, и уничтожить их морские силы»[25].

Ксеркс повелел созвать военный совет и обсудить планы дальнейшего завоевания Греции. Большинство военачальников советовало дать грекам сражение в узких проливах около Саламина. Лишь сопровождавшая войско персов царица Артемисия советовала отказаться от сражения. Согласно Геродоту, приводимые ею доводы были весьма схожими со словами Фемистокла. Она просила передать Ксерксу, что, согласно её мнению, греческий флот долго сопротивляться не сможет, и эллины вскоре разбегутся по своим городам. Продвижение в сторону Пелопоннеса и Коринфского перешейка принесёт армии персов безоговорочную победу. Ксеркс решил последовать мнению большинства военачальников и навязать эллинам сражение[26]. Пока военачальники эллинов продолжали жаркий спор, персы начали их окружение. Во время этих споров с Эгины прибыл Аристид, с трудом избежав преследования персидских сторожевых кораблей. Фемистокл знал благородную душу Аристида, хотя и не любил его. Он рассказал Аристиду о том, как послал к персам доверенного человека, и изложил свой план. Зная, как популярен Аристид у союзников, он просил вождя аристократов использовать свое влияние, чтобы убедить союзников отважиться на сражение.

Минул еще один день, и наступило утро Саламинской битвы. Эллины вновь увидели флот персов в боевом порядке. В отдалении на холме под золоченым балдахином, на золотом троне сидел Ксеркс. Вокруг царя расположились приближенные и множество писцов, которые должны были описать великую победу персов.

Афинский флот состоял из 180 быстроходных кораблей. На палубе каждого корабля находилось 14 тяжеловооруженных воинов (гоплитов) и 4 стрелка из лука. По свидетельству участника сражения, знаменитого поэта Эсхила, у персов было до 1000 больших кораблей, из них быстроходных 207. Согласно Плутарху, перед сражением один из жрецов потребовал от Фемистокла принесения человеческих жертв. В жертву Дионису Оместу были принесены трое персидских пленных юношей[27].

Для начала сражения Фемистокл выбрал момент, когда дует свежий ветер с моря. Ветер не вредил плоским с низкими бортами судам эллинов; тяжелые же корабли персов с высоко поднятой кормой испытывали сильную качку.

Взоры всех эллинов были направлены на Фемистокла. С огромного корабля персов брат царя Ксеркса, опытный флотоводец Ариамен, заметил Фемистокла и повелел метать в него стрелы и копья. Тогда корабль афинян, плывший рядом с триерой Фемистокла, ударил носом в триеру Ариамена. Корабли противников сцепились. Ариамен во главе своих воинов пытался вскочить на афинский корабль. Закипел беспощадный рукопашный бой. Афиняне храбро сражались, и персидский флотоводец пал мертвым. Нападающие персы были перебиты и их тела брошены в море. Смерть командира расстроила ряды персов и лишила их мужества. Греки же воодушевились и сражались с небывалой храбростью, они понимали, что им остается победить или умереть.

Афинянин Ликомед первым захватил вражеский корабль, затем афиняне захватили и потопили множество персидских кораблей. Персы храбро сражались, но их огромные корабли не могли противостоять нападавшим на них с обоих бортов проворным кораблям эллинов.

Бой длился целый день. К вечеру персидский флот не выдержал и обратился в бегство. В честь этой победы было постановлено ежегодно в течение одного дня устраивать петушиные бои в театре[28].

Битва при Саламине стала поворотным событием в греко-персидских войнах. Многие историки называют битву при Саламине одним из самых важных сражений истории. Греки, ранее уступавшие персам как в сухопутных, так и морских силах, получили преимущество на море. Согласно Геродоту, Ксеркс испугался, что греческие корабли поплывут к Геллеспонту и преградят ему путь обратно. Согласно Плутарху, после сражения между греческими военачальниками состоялся совет. Фемистокл предложил разрушить мосты в Геллеспонте, чтобы «захватить Азию в Европе»[29]. Аристид, которому Фемистокл сообщил свой план, не согласился с ним. Он говорил, что не следует доводить персов до крайности, потому что они будут сражаться тогда с мужеством отчаяния. "Наоборот, - сказал Аристид, - мы не только не должны разрушать мост, но, если бы была возможность, следует построить еще и другой мост, чтобы как можно скорее изгнать персов", Фемистокл согласился с ним.

Он придумал средство заставить персидского царя уйти из Эллады. Фемистокл послал одного из знатных персидских пленников к царю с сообщением, что эллины намерены разрушить мост на Геллеспонте[30]. Испуганный Ксеркс стал поспешно отступать. Он оставил в Элладе только часть войска под командой полководца Мардония. Вскоре его армия потерпела решительное поражение при Платеях, и остатки ее покинули Элладу. Так Эллада была спасена от страшной опасности.

 

 

Триумф и изгнание.

Зимой греческие союзники вновь собрались в Коринфе для празднования победы и обсуждения дальнейших военных действий. На собрании было решено определить самого доблестного военачальника путём тайного голосования. Большинство военачальников первый камешек подали за самих себя, а второй за Фемистокла. В результате он получил вторую награду[31]. Спартанцы же по достоинству оценили вклад Фемистокла в победу над персами при Саламине и оказали ему большие почести. Согласно Плутарху, они привезли его в Спарту, где вручили венок из маслины в награду за ум, подарили лучшую колесницу и послали эскорт в 300 спартанцев проводить его до границы[32].

По приезде из Лакедемона в Афины один из врагов Фемистокла начал его критиковать, говоря, что дарами спартанцев тот обязан только Афинам, но не себе. На что стратег ответил: «Будь я бельбинитом, спартанцы не оказали бы мне столь высоких почестей, но тебя, человече, они не почтили бы, хотя бы ты и был афинянином»[33].

Несмотря на столь внушительные заслуги Фемистокла перед афинянами, он был отстранён от верховного командования над войсками. Так, руководителем сухопутных сил стал Аристид, а морских — Ксантипп. В античных источниках отсутствуют свидетельства о деятельности Фемистокла, вплоть до битвы при Платеях.

После победы над Ксерксом Фемистокл заложил основу будущего возвышения Афин. После битв при Марафоне и Саламине слава афинян среди других греческих государств значительно возросла. Афины обладали самым мощным флотом. Предвидя возможные разногласия и вражду в будущем с Афинами, спартанцы запретили жителям возводить вокруг своего города стены. Согласно Плутарху[34] и Корнелию Непоту[35], за разрешение вопроса взялся Фемистокл. Он понимал, что теперь, после изгнания персов из Греции, главный враг афинян - спартанцы.

Политик приказал гражданам строить стену максимально быстро, не щадя ни частных, ни общественных владений, а сам отправился в Спарту. Постройка стен велась с величайшей поспешностью. В работе принимали участие все жители Афин, включая иностранцев, рабов, женщин и даже детей. В Лакедемоне Фемистокл не спешил с визитом к официальным лицам — эфорам. Узнав, что укрепления почти окончены, Фемистокл явился к лакедемонским эфорам, обладавшим верховной властью, и стал уверять их, что полученные ими сведения ложны и поэтому необходимо отправить в Афины послов, которые подтвердили бы его правоту. Спартанцы отправили послов из числа высших должностных лиц. Они, по предварительному приказу Фемистокла, были задержаны афинянами. После этого эфоров предупредили о том, что заложников отпустят только тогда, когда Фемистокл прибудет обратно в Афины[36].

Фемистокл положил начало образованию Делосского морского союза, в который вошли приморские и островные греческие полисы; Афины в этом союзе играли решающую роль. Данный союз во времена Перикла и Пелопоннесской войны во многом обеспечивал мощь Афин.

Когда эллинский флот после отступления Ксеркса вошёл в гавань неподалёку от Афин и остановился на зимовку, Фемистокл в одной своей речи перед народным собранием сказал, что у него есть план, полезный и спасительный для афинян, но что нельзя говорить о нём при всех. Афиняне предложили ему сообщить этот план одному Аристиду и, если тот одобрит его, привести его в исполнение. Фемистокл сообщил Аристиду, что он задумал поджечь эллинский флот на его стоянке. Аристид заявил в народном собрании, что нет ничего полезнее, но в то же время бесчестнее того, что задумал Фемистокл. После этого афиняне отказались от предложения Фемистокла[37].

Фемистокл продолжал укреплять морскую мощь Афин. Он строил новые корабли. По его совету союз греческих государств был расширен. Много новых городов-государств вступило в союз и признало главенство Афин.

Такая политика Фемистокла усилила в Афинах демос - простой народ. Матросы, рулевые, гребцы, строители различных специальностей, многочисленные ремесленники стали влиятельными в народном собрании. Фемистокл сделал афинян морским народом и, укрепив афинскую гавань Пирей, он "привязал город к Пирею", сушу к морю.

Спартанцы между тем предложили исключить из союза греческие государства, не принимавшие участия в войне с персами (как, например, Фивы и Аргос). Фемистокл воспротивился этому. Он понимал, что в таком случае в союзе получат преобладание спартанцы и зависящие от них мелкие Пелопоннесские государства.

С островными государствами Фемистокл обращался повелительно и гордо. Он требовал от них денежной дани и безоговорочного подчинения Афинам. Так он поступил с жителями острова Андроса. Явившись с большим флотом к острову, он осадил его и потребовал денег, говоря, что явился с двумя богами - Убеждением и Силой. Кто не последует за первым, будет вынужден подчиниться второму. Жителям пришлось уступить[38]. Более значительные островные государства были вовлечены в союз путем переговоров, В этих переговорах Фемистокл играл главную роль. Афиняне имели теперь превосходство перед союзниками на море. Политика упрекали за решение многих вопросов за взятки[39]. Афиняне из зависти верили наветам на спасителя своего города и всей Эллады от персов. Причиной изгнания Фемистокла была потеря расположения народа. Афиняне опасались слишком решительной политики Фемистокла, направленной, против Спарты. Народ устал от Персидской войны и не хотел новой войны со Спартой, силы которой на суше превосходили афинян. Помимо этого, согласно Плутарху, в конечном итоге он надоел согражданам частыми напоминаниями о своих заслугах[40]. В результате Фемистокл был подвергнут остракизму и изгнан из города на 10 лет.

 

 

Жизнь в изгнании.

После изгнания Фемистокл некоторое время жил в Аргосе. В это время у победителя битвы при Платеях спартанского регента Павсания возникли серьёзные разногласия с эфорами. Он начал секретные переговоры с персами. Видя опалу Фемистокла, военачальник пригласил его участвовать в измене. Фемистокл отказался от сотрудничества, однако не выдал планы спартанского регента, с которым у него были хорошие взаимоотношения. Когда заговор Павсания был раскрыт, среди его документов были найдены письма, в которых упоминался Фемистокл. Всякие сношения с персами считались тогда государственной изменой. Враги Фемистокла - афинские аристократы - поддержали это обвинение. Они добились от народного собрания решения о том, чтобы силой доставить Фемистокла в суд. Бывший военачальник, сыгравший знаковую роль в победе над персами, был заочно осуждён в Афинах[41]. За ним послали гонцов в Аргос[42].

Фемистокл не стал дожидаться казни и бежал на Керкиру, жителям которой он когда-то оказал услугу в их споре с Коринфом. Оттуда, преследуемый спартанцами и афинянами, он перебрался в Эпир, которым правил царь Адмет, а затем в Сиракузы. После того, как тиран Сиракуз Гиерон отказал Фемистоклу, сел на грузовой корабль и отплыл в Азию[43]. Никто из спутников Фемистокла не знал, кто он, пока корабль не пригнало ветром к острову Фасосу, который расположен у северных берегов Греции. Остров этот в то время был осажден афинским флотом, и Фемистокл опасался, что попадет в руки своих сограждан. Он открыл свое имя капитану корабля. Ему удалось убедить капитана миновать остров и причалить к малоазийскому берегу. Пристав к городу Кима, Фемистокл заметил, что его здесь подстерегают, чтобы схватить и выдать персидскому царю. За поимку Фемистокла персидский царь объявил огромную награду в 200 талантов.

Из Кимы Фемистокл направился в эолийский город Эги, где его принял старый друг Никоген, связанный с ним узами гостеприимства. Здесь Фемистокл добровольно решил отдаться в руки персов. В империи Ахеменидов Фемистокл оказался в большей безопасности, чем у себя на родине. С помощью своих друзей он был доставлен к царю и пал перед ним ниц. Удивлённый царь, видя преклонённого перед ним некогда самого знакового врага персов, не только сохранил ему жизнь, но и по прошествии года, когда Фемистокл изучил персидский язык и обычаи страны пожаловал в управление несколько городов — Магнесия-на-Меандре, Лампсак, Миунт[44].

Некоторое время Фемистокл спокойно жил в одном из пожалованных ему городов. В Магнесии же Фемистокл и скончался в 459 г. до н. э, будучи 65 лет от роду. Обстоятельства смерти Фемистокла неизвестны. По свидетельству Плутарха, царь повелел ему исполнить ранее данные обещания и возглавить войну против греков. Фемистокл, получив данные распоряжения, принял яд[45]. Впрочем, скорее всего, он умер от болезней и старости[46].

Его гробница находилась в Магнесии; однако ходили слухи, что на самом деле она пуста, а прах Фемистокла был тайно, вопреки законам, перевезен его друзьями в Аттику и похоронен там, чтобы дать ему возможность хотя бы посмертно возвратиться на родину. Показывали даже некую безымянную могилу в укромном месте на побережье близ Пирея, видную только с моря, и говорили, что там-то и нашел свое последнее пристанище этот герой. Победитель при Саламине, покоящийся на берегу Саламинского пролива, — символично и красиво[47].

 

Наследие Фемистокла.

Наибольшим достижением Фемистокла является полная победа греков над армией Ксеркса. Несмотря на подавляющее численное превосходство армии империи Ахеменидов, Греция выстояла. Доктрина морского могущества Афин, превращение их в одну из сильнейших античных держав имели ряд важных исторических последствий. В 478 г. до н. э., вскоре после победы над персами, союз эллинов был создан вновь, но уже без пелопоннеских городов-государств. В новом, Делосском союзе Афины играли ведущую роль. Под руководством Перикла Делосский союз превратился в Афинскую империю. Входящие в союз острова были обязаны выплачивать афинянам дань и не имели возможности вести самостоятельную внешнюю политику. Возвышение Афин, вследствие деятельности Фемистокла, привело вначале к ухудшению отношений с другими греческими городами-государствами, в частности со Спартой, что вылилось в длительную Пелопоннесскую войну.

 

Послесловие.

Перед нами прошла одна из самых сложных и богатых разнообразными переменами биографий античной эпохи. Что можно сказать на ее основе об общем характере деятельности Фемистокла? Несомненно, этот политик успешно мог приспособиться к новым условиям общественной жизни, создавшимся после возникновения демократии, и воспользоваться этими условиями в свою пользу.

Незаконнорожденный, он сумел пробиться к власти и стать архонтом и стратегом Афин. Многие мероприятия, проведенные по его инициативе, имели демократический характер, способствовали укреплению народовластия в Афинах. Его решение о строительстве новой гавани и флота сыграли важную роль в победе над Персией.

Хотя вряд ли следует считать, что Фемистокл был принципиальным «демократом» по убеждениям. Он стремился к укреплению своего влияния и, инициируя те или иные меры, руководствовался не соображениями общего порядка, а оценкой конкретной ситуации.

Завершилась же политическая карьера Фемистокла довольно необычно. Тем не менее, его падение типично в том отношении, что оно может служить иллюстрацией судьбы политического лидера в демократических Афинах: ведь практически все его партнеры и конкуренты (будь то Мильтиад или Аристид, Ксантипп или Кимон) на том или ином этапе своей деятельности тоже становились жертвами немилости демоса.

Образ Фемистокла, как человека, сыгравшего ключевую роль в победе над противником, а затем вынужденного просить у него же приюта, был использован Наполеоном. Французский император в своём письме к англичанам о капитуляции сравнивает себя с Фемистоклом, отдающимся на милость бывшего врага.

 

Список используемой литературы

Источники:

1. Плутарх. Фемистокл и Камилл (Фемистокл) // Сравнительные жизнеописания. — М.: «Правда», 1987.

2. Эсхил. Персы. — М.: Государственное издательство художественной литературы, 1961.

3. Аристотель. «Политика. Афинская полития». (Афинская полития) // Классическое наследие. — М.: «Мысль», 1997

4. Геродот. История. – Л.: «Наука», 1972

5. Клавдий Элиан. Пестрые рассказы. — М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1963

6. Корнелий Непот. Фемистокл. – М.: Изд-во МГУ, 1992

Историография:

7. Суриков И. Е. Фемистокл: Homo novus в кругу старой знати // Античная Греция: политики в контексте эпохи. — М.: Наука, 2008.

8. Суриков И. Е. Остракизм в Афинах. — М.: «Языки славянских культур», 2006.

9. Шувалов В. В. Морская программа Фемистокла. — // Вестник древней истории. 2006. № 2. стр. 24-42.

Справочная литература:

10. Под ред. Кузищина В. И. История Древней Греции. — М.: «Высшая школа», 2005. Глава «Греко-персидские войны» (В. И. Кузищин); стр. 131-148.

11. Интернет-ресурс Большая Советская Энциклопедия онлайн. Параграфы: Фемистокл, Греко-персидские войны.

 


[1] Плутарх. Фемистокл и Камилл (Фемистокл) // Сравнительные жизнеописания. — М.:: "Правда", 1987. 1

[2] Корнелий Непот. Фемистокл. – М.: Изд-во МГУ, 1992. 1

[3] Клавдий Элиан. Пестрые рассказы. — М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1963. Книга II; 12

[4] Клавдий Элиан. Пестрые рассказы. Книга II; 12

[5] Геродот. История. – Л.: «Наука», 1972. V. 78

[6] Плутарх. Фемистокл. 5

[7] Суриков И. Е. Фемистокл: Homo novus в кругу старой знати // Античная Греция: политики в контексте эпохи. — М.: Наука, 2008. стр. 166

[8] Плутарх. Фемистокл. 19

[9] Плутарх. Фемистокл. 3

[10] Плутарх. Фемистокл. 3

[11] Плутарх. Аристид и Марк Катон. (Аристид) // Сравнительные жизнеописания. — М.:: "Правда", 1987. 4

[12] Плутарх. Фемистокл. 4

[13] Плутарх. Фемистокл. 4

[14] Суриков И. Е. Фемистокл: Homo novus в кругу старой знати. стр. 165

[15] Геродот. История. VII. 145

[16] Геродот. История VIII. 40

[17] Геродот. История. VIII. 1

[18] Геродот. История. VIII. 5

[19] Плутарх. Фемистокл. 9

[20] Геродот. История VIII. 22

[21] Суриков И. Е. Фемистокл: Homo novus в кругу старой знати. стр. 167-168

[22] Плутарх. Фемистокл. 10

[23] Суриков И. Е. Фемистокл: Homo novus в кругу старой знати. стр. 168-170

[24] Плутарх. Фемистокл. 11

[25] Плутарх. Фемистокл. 12

[26] Геродот. История VIII. 68

[27] Плутарх. Фемистокл. 13

[28] Клавдий Элиан. Пестрые рассказы. Книга II; 28

[29] Плутарх. Фемистокл. 16

[30] Плутарх. Фемистокл. 16

[31] Геродот. История. VIII. 123

[32] Плутарх. Фемистокл. 17

[33] Геродот. История. VIII. 125

[34] Плутарх. Фемистокл. 19

[35] Корнелий Непот. Фемистокл. 6

[36] Корнелий Непот. Фемистокл. 6

[37] Плутарх. Фемистокл. 20

[38] Геродот. История. VIII. 111

[39] Плутарх. Фемистокл. 21

[40] Плутарх. Фемистокл. 22

[41] Суриков И. Е. Фемистокл: Homo novus в кругу старой знати. стр. 181-184

[42] Плутарх. Фемистокл. 23

[43] Плутарх. Фемистокл. 24

[44] Плутарх. Фемистокл. 29

[45] Плутарх. Фемистокл. 31

[46] Суриков И. Е. Фемистокл: Homo novus в кругу старой знати. стр. 185

[47] Суриков И. Е. Фемистокл: Homo novus в кругу старой знати. стр. 185




Дата добавления: 2015-04-26; просмотров: 20 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Индивидуальная часть| Конспект

lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.055 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав