Читайте также:
|
|
Занятие № 1 – 2
СИСТЕМЫ РУССКОГО СТИХОСЛОЖЕНИЯ
1. Объясните значение слов «стих» и «проза».
2. Что такое ритм? Каково происхождение ритма в стихе?
3. Что является ритмической единицей стихотворной речи? Что такое корпус строки, константное ударение, анакруза и клаузула?
4. Понятие системы стихосложения.
5. Ритмические особенности русского народного песенного стиха.
6. Русская силлабика. Проблема происхождения и исчезновения в отечественной поэзии.
7. Реформа В.К. Тредиаковского и М.В. Ломоносова: содержание и последствия.
8. Ритмические определители силлабо-тоники.
9. Дольники, логаэды, тактовики.
10. Своеобразие тоники. Споры о стихе В. Маяковского.
11. Что такое свободный стих (верлибр)?
ЛИТЕРАТУРА
1. Баевский, В. С. К истории русского свободного стиха / В. С. Баевский и др. // Русская литература. – 1975. – № 3.
2. Гаспаров, М. Л. Русские стихи 1890-х – 1925-го годов в комментариях / М. Л. Гаспаров. – М., 1993.
3. Гончаров, Б. П. Поэтика Маяковского / Б. П. Гончаров. – Л., 1975.
4. Жирмунский, В. М. Теория стиха / В. М. Жирмунский. – Л., 1975.
5. Илюшин, А. А. Русское стихосложение: учеб. пособие / А. А. Илюшин. – М.: Высш. шк., 2004.
6. Калачева, С. В. Эволюция русского стиха / С. В. Калачева. – М, 1986.
7. Квятковский, А. П. Поэтический словарь / А. П. Квятковский. – М., 1966.
8. Лили, Й. Динамика русского стиха / Й. Лилли.– М., 1997.
9. Лотман, Ю. М. Анализ поэтического текста / Ю. М. Лотман. – Л., 1972.
10. Маяковский, В. Как делать стихи / В. Маяковский // Введение в литературоведение: Хрестоматия. – М., 1979. – С. 215-248.
11. Мысль, вооруженная рифмами: Поэтическая антология по истории русского стиха. – Л., 1994.
12. Тимофеев, Л. И. Слово в стихе / Л. И. Тимофеев. – М., 1982.
13. Томашевский, Б. В. Стилистика и стихосложение / Б. В. Томашевский. – Л., 1959.
14. Современный словарь-справочник по литературе / Сост. и науч. ред. С. И. Кормилов. – М, 1999.
15. Федотов, О. И. Основы русского стихосложения. Метрика и ритмика / О. И. Федотов. – М., 1997.
16. Холшевников, В. Е. Основы стиховедения. Русское стихосложение / В. Е. Холшевников. – Л., 1972.
Занятие № 3
ЭЛЕМЕНТЫ ТЕКСТОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА
НА ПРИМЕРЕ СТИХОТВОРЕНИЯ А.С.ПУШКИНА
«НА ХОЛМАХ ГРУЗИИ...»
1. Текстология как область литературоведения и задачи текстологического анализа.
2. Что общего в форме и содержании обоих вариантов стихотворения?
3. Что отличает эти тексты?
4. Проследите этапы работы поэта над текстом стихотворения и поясните изменения, производившиеся на семантическом, ритмическом, фонетическом уровнях.
5. Как изменилось содержание стихотворения после синтаксического объединения первой и второй строф в окончательном (каноническом) тексте?
6. Сопоставьте лирические зачины и концовки первоначального и окончательного вариантов. Определите их содержательную (смысловую) функцию.
ТЕКСТЫ
1. Пушкин, А.С. Полн. собр. соч.: в 10 т. Т.3 / А.лександр Пушкин.– Л., 1977. – С. 111.
2. Бонди, С. М. Черновики Пушкина / С. М. Бонди. – М, 1971. – С.22-23.
ЛИТЕРАТУРА
1. Романова, Г. И. Творческая история произведения / Г. И. Романова // Введение в литературоведение. Литературное произведение: основные понятая и термины. – М., 1999. – С.393-405.
2. Елина, E. Г. Текстология / Е. Г. Елина, И. А. Книгин // Введение в литературоведение. Литературное произведение: основные понятая и термины. – М., 1999. – С. 415-425.
3. Холшевников, В. Е. «На холмах Грузии лежит ночная мгла...» А.С.Пушкина / В. Е. Холшевников // Анализ одного стихотворения. — Л., 1985. – С. 98-105. (Статья также воспроизводится в книге: Степанов В. А. Анализ художественных произведений в национальной школе. – Чебоксары, 2000. – С. 316 – 327.).
4. Холшевников, В. Е. Анализ композиции лирического стихотворения. / В. Е. Холшевников // Анализ одного стихотворения. — Л., 1985. – С. 5-48.
ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ
1. Теория литературы как наука. Поэтика в составе литературоведения.
2. Литература как вид искусства. Специфика словесно-художественных образов в литературном произведении.
3. Объяснить значение следующих понятий: «тип», «прототип», «художественный характер», «герой», «персонаж», «образ».
4. Автор и читатель. Понятия «классика», «беллетристика» и «массовая литература».
5. Литературная критика: сущность и назначение.
6. Понятие творческой истории произведения.
7. Проблема целостности, единства художественного произведения. Содержание и форма в литературном произведении.
8. Структура художественной формы литературного произведения. Понятия стиля и стилевой доминанты.
9. Художественное содержание и характеристика его аспектов: тематики, проблематики и идейно-эмоционального авторского отношения к действительности, выраженного в произведении.
10. Типы содержания художественных произведений: героическое, трагическое, идиллическое, сентиментальное, романтическое, комическое в его основных разновидностях: юмор и сатира.
11. Понятие пейзажа.
12. Литературные роды. Принципы деления литературы на роды.
13. Литературный жанр как литературоведческая проблема.
14. Эпические жанры.
15. Драматургические жанры.
16. Лирические жанры.
17. Межродовые и внеродовые художественные явления.
18. Специфика художественной речи (поэтический словарь).
19. Понятие художественной детали.
20. Виды тропов и иносказательные возможности художественной речи.
21. Интонационно-синтаксическая выразительность художественной речи.
22. Происхождение ритма в стихе и прозе.
23. Стихотворная строка как единица стихотворной речи. Понятия корпуса строки, анакрузы, клаузулы, константы, цезуры, переноса.
24. Рифма: сущность и принципы классификации.
25. Понятие системы стихосложения.
26. Песенный тонический стих.
27. Русская силлабика.
28. Силлабо-тоническая система стихосложения, основные размеры силлабо-тонического стиха.
29. Дольники, логаэды, тактовики.
30. Декламационно-тонический (акцентный) стих.
31. Свободный стих (верлибр) и попытки классификации верлибра.
32. Строфика. Виды строф.
33. Понятие цикла и циклизации.
34. Художественная фонетика. Звукоподражание и звукопись, аллитерация и ассонанс.
35. Понятие художественного мира произведения и художественного мира писателя.
36. Принципы организации времени и пространства в произведении. Понятие хронотопа (М.М.Бахтин).
37. Персонаж и структура его образа. Характерологическое значение речевых, портретных; психологических деталей. Система персонажей в литературном произведении.
38. Понятия сюжета и фабулы. Основные компоненты сюжетного действия. Типы сюжетов.
39. Понятие мотива.
40. Понятие конфликта. Типы конфликтов.
41. Понятие композиции.
42. Понятие психологизма.
43. Понятие лирического героя, персонажа. Ролевая лирика.
44. Портрет и его роль в литературном произведении.
45. Текстология как вспомогательная научная дисциплина.
46. История литературы как наука. Понятие традиции.
Дата добавления: 2015-04-26; просмотров: 26 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав |
<== предыдущая лекция | | | следующая лекция ==> |
Функции Истории экономических учений | | | Специальность «лечебное дело». |