Читайте также:
|
|
Большинство философов Нового времени признавали возможность познания законов мира с целью усовершенствования жизни человека, увеличения власти человека над природой. Но Бэконом и Декартом были разработаны 2 различных метода научного познания и 2 соответствующие гносеологические модели.
Для Ф.Бэкона исходным моментом любой познавательной деятельности человека являются чувства. Поэтому Бэкона называют основателем эмпиризма – направления, которое строит свои гносеологические посылки на чувственном познании и опыте. Основной принцип этой философской ориентации в области теории познания выражен в тезисе: «Нет ничего в разуме, что бы до этого не было в чувствах». Опыт, опирающийся на эксперимент, является для Ф.Бэкона исходным пунктом нового научного метода – индуктивного метода. Именно этот метод помогает человеку преодолеть сложности и трудности познания – «идолы» познания:
А) «идолы рода» - ложные представления о мире, которые присущи всему человеческому роду и являются результатами ограниченности человеческого ума и органов чувств;
Б) «идолы пещеры» - искаженные представления, возникающие под влиянием внутреннего субъективного мира каждого отдельного человека;
В) «идолы рынка» - ошибочные взгляды людей, порожденные неправильным употреблением слов, что приводит к непониманию между людьми, искажению знаний;
Г) «идолы театра» - слепое, некритичное следование авторитетам прошлого, что может приводить к заблуждениям.
Ф.Бэкон указывал 3 возможных пути приобретения достоверных знаний:
1.- Путь паука: получение знаний путем размышлений без опоры на данные опыта, «ткут паутину мысли из своего ума». Такая позиция в теории познания называется рационализмом.
2.- Путь муравья: способ познания, где основное внимание уделяется данным опыта и наблюдений. Но сбор разрозненных фактов не дает знаний об общем, поэтому Бэкон критиковал «ползучий эмпиризм» за поверхностность знаний и отсутствие обобщений;
3.- Путь пчелы: идеальный путь познания, когда собранные факты обобщаются, выявляется общее и закономерное в предметах. Такой метод он называет индуктивным, где мышление движется от частных, конкретных случаев к выявлению общего, закономерного.
Ярким представителем эмпиризма был и Д.Локк, который обосновал сенсуалистическую теорию познания, в основе которой лежит концепция сознания как «чистой доски»: все человеческие знания и понятия не врожденны человеку, а приобретаются в процессе опытного познания в результате воздействия предметов на органы чувств.
Декарт стал основателем другого подхода к теории познания – рационалистического, в соответствие с которым основой и единственным источником знания является разум, на помощь которому приходит интеллектуальная интуиция, опирающаяся на врожденные идеи. Суть этой концепции состоит в том, что основой деятельности разума являются знания, которые не нуждаются ни в каких доказательствах и не подлежат сомнению – они (аксиомы) изначально достоверны и самоочевидны. Они всегда существуют в разуме Бога и человека и передаются от поколения к поколению. Такими врожденными идеями являются: Бог, число, воля, тело, душа и др. Эта мысль Декарта во многом созвучна позиции Платона. Но Декарта интересует научный метод, который позволяет на этих основаниях, получать новые научные истины. И такой метод – дедукция (от общего к частному), опирающаяся на врожденные идеи (самоочевидные аксиомы). Провозглашая принцип сомнения как основной принцип научного познания, Декарт пришел к выводу, что есть одно положение, сомнение в котором невозможно: «Мыслю, следовательно, существую». Это положение является основой и началом познания.
Обсуждение концепций Ф.Бэкона и Р.Декарта привело к формированию 2-х противоположных философских концепций познания:
- сенсуализм – философский подход, в соответствие с которым, единственным источником знаний являются чувственные ощущения; разум лишь комбинирует их и анализирует их содержание, но не порождает нового знания;
- рационализм – философский подход, в соответствие с которым, единственным источником знаний является разум. Чувственные восприятия лишь представляют материал для рациональных рассуждений, в ходе которых и появляется новое знание. «Нет ничего в разуме, чего бы не было в чувствах, кроме самого разума» (Лейбниц).
Особую позицию в теории познания Нового времени занимал Д.Юм. Сторонник субъективного идеализма, он считал источником знаний опыт, но опыт не может доказать правильность наших знаний. Он занимает позицию скептицизма.
Дата добавления: 2015-04-26; просмотров: 30 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав |
<== предыдущая лекция | | | следующая лекция ==> |
Вопрос №2. Основные философские направления XVII-XVIII веков. | | | Вопрос №4. Человек и общество в философии XVII- XVIII веков. |