Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Судебно-психиатрическое значение и оценка расстройств личности

Читайте также:
  1. A) Множество пар (имя атрибута, значение атрибута)
  2. A) определение спроса на товар, оценка издержек производства, выбор метода ценообразования, установление окончательной цены
  3. AND(Логическое значение 1; Логическое значение 2 ...Логическое значение 30)
  4. B. Помощь в становлении личности ученика
  5. Cущность и общественное значение средств массовой информации
  6. D) формирование сознания личности.
  7. F 11 Психические и поведенческие расстройства вследствие употребления опиоидов
  8. I. Значение математики в медицине
  9. I. Концепция акцентуаций характера личности преступников
  10. I. Назначение методических рекомендаций

Выделение психопатий в отдельную группу психических расстройств окончательно произошло в конце XIX в. Интерес психиатров к таким пациентам был связан с необходимостью анализировать особенности личности обвиняемых в судопроиз­водстве с участием присяжных. В то время в России стала бурно развиваться судебная психиатрия, и во многих судебных про­цессах эксперты-психиатры устанавливали у обследованных патологические особенности характера, которые могли иметь значение в реализации противоправного поведения. В те же го­ды появилась точка зрения об особой склонности психопатиче­ских личностей к совершению преступлений. Эти взгляды, не­смотря на множество возражений, в той или иной степени со­хранили свое значение до сих пор. Их подтверждают сведения о большом числе психопатических личностей среди осужденных, особенно за тяжкие преступления. Вместе с тем, объяснять пре­ступность аномальных личностей только биологической пред­расположенностью без учета всего комплекса факторов, прежде всего социальных, было бы опрометчиво. Убедительных данных о прямой связи типа личности со склонностью к совершению определенных преступлений не имеется.

Как и в общей структуре преступности у нас в стране, у психопатических личностей преобладают имущественные дея­ния. Однако можно утверждать, что некоторые психические особенности психопатических личностей позволяют им легко включаться в криминальное поведение, не пытаясь находить приемлемые выходы из различных ситуаций, действуя без до­статочного продумывания поступков и полного учета ситуации. Эти особенности наблюдаются во всех психопатических группах и не всегда зависят от тяжести клинических проявлений психо­патии.

Говорят об «относительном», «парциальном слабоумии» психопатических личностей. При этом имеется в виду их аффек­тивное мышление, подчинение рассудочной деятельности эмоциям, неспособность к трезвому обдумыванию обстоятельств. Психопатические личности не учатся на своем, зачастую горь­ком опыте, не в состоянии логично прогнозировать последствия своих действий. В то же время в состоянии компенсации их по­ступки в целом мало отличимы от поведения здоровых, и моти­вация действий внешне не носит болезненного патологического характера. Учет мотивации поведения при расстройствах лич­ности важен для судебно-психиатрического анализа и эксперт­ной оценки.

Анализируя проблему мотивации криминального поведе­ния при расстройствах личности, В.В. Гульдан установил, что в основе формирования мотивов лежат два механизма: нарушение опосредования потребностей и нарушение их опредмечивания. Первая группа мотивов заключается в неспособности к форми­рованию или же разрушению у таких лиц социально-при­емлемых способов реализации потребностей под влиянием ка­ких-либо факторов. К таким мотивам относятся аффектогенные, ситуационно-импульсивные и анэтические.

Аффектогенные мотивы криминального поведения обус­ловлены особенностями эмоциональных реакций психопатиче­ских личностей с повышенной раздражительностью, застреванием на отрицательных переживаниях. В их возникновении иг­рают роль содержание, сила и длительность травмирующего переживания, его субъективная значимость для личности. Такие мотивы приводят к агрессивным, разрушительным действиям, причем повод для таких действий нередко бывает незначитель­ным.

Ситуационно-импульсивные мотивы, когда ситуация субъ­ективно воспринимается как требующая немедленного удовлет­ворения потребности, несмотря на запреты, противодействия. Импульсивные действия не планируются заранее, их нередко провоцирует алкогольное опьянение.

Наконец, анэтические мотивы характеризуются сознатель­ным игнорированием социальных, моральных и правовых норм. Эти три вида мотивов встречаются как у психопатических личностей, так и у здоровых, определяя их поведение в крими­нальной ситуации.

Вторая группа мотивов, связанных с нарушением опредме­чивания потребностей, включает мотивы-суррогаты, обусловленные формированием расстройств сексуального влечения, когда преступные действия совершаются в отношении биологи­чески неадекватных или запрещаемых социальными нормами объектов, и мотивы психопатической самоактуализации. По­следние заключаются в том, что главную движущую силу пове­дения приобретает определенная черта психопатической личности. При этом поведение становится подчиненным стремле­нию реализовать ее. Например, при истерической психопатии подавляющей становится потребность манипулировать, сохранять контроль над окружающими, при возбудимой — выделяется тенденция к властвованию, у тормозимых личностей — стре­мление к уходу от жизненных неприятностей и т.д. Причем пра­вонарушения могут иметь разное содержание, но их мотивация оказывается сходной.

Наконец, еще выделяются суггестивные (внушенные) моти­вы поведения, достаточно распространенные при расстройствах личности, особенно часто проявляющиеся в групповых преступ­лениях. Их сущностью является внушающее воздействие, давле­ние лидера группы и влияние всей иерархии взаимоотношений в группе на психопатическую личность, которая стремится сохра­нить свое место в значимой для нее группе, показать таким об­разом свою самооценку. Очевидно, что мотивы-суррогаты и мотивы психопатической самоактуализации свойственны патологическим личностям. Внушенные мотивы могут быть и у здо­ровых, особенно у подростков.

Приведенные данные о мотивации поведения психопатиче­ских личностей имеют значение для выяснения вопроса об их ответственности за совершенные противоправные деяния. Есте­ственно, что они должны сопоставляться с клиническими осо­бенностями обследуемого.

Психопатические личности, совершившие правонарушение в состоянии компенсации, а таких абсолютное большинство, признаются вменяемыми. По данным российской судебно-психиатрической статистики, 95-97 % психопатических личностей, направленных судами и органами расследования на экс­пертизу, расцениваются экспертами ответственными за содеян­ное. Это общепринятая точка зрения и, как правило, так же решается этот вопрос в других странах, даже там, где действует институт ограниченной вменяемости.

Наличие признаков психопатической динамики, декомпен­саций во многих случаях требует дифференцированной эксперт­ной оценки.

При психопатических реакциях отмечаются неодинаковые уровни нарушения социальной адаптации и разные степени де­компенсации психопатий.

Реакции без грубых признаков изме­нения компенсации, с обострением основных характерологических черт (реакции однозначные типу психопатии), при которых мотивация поведения главным образом носит аффектогенный характер, обычно расцениваются как не влекущие невменяемос­ти. Основанием для такого решения служат в таких случаях от­сутствие глубоких болезненных нарушений, относительная со­хранность адаптации до правонарушения. Психопатические особенности личности делают эти реакции лишь более резкими, яркими.

При неоднозначных реакциях возможна неответственность в случаях, когда они сопровождаются изменениями настроения, значительной извращенностью эмоциональности с неадекват­ностью вызвавшей причине, на фоне депрессии. При этом соци­альная адаптация оказывается нарушенной. Одним из призна­ков, которые обусловливают неспособность отдавать отчет в своих действиях и руководить ими, является изменение критиче­ского отношения к своим поступкам, мотивация поведения в соответствии с болезненными мотивами. Вместе с тем, неодно­значные истерические реакции не вызывают значительного из­менения структуры личности, не сопровождаются выраженными расстройствами мышления и критических способностей, поэто­му в таких случаях решается вопрос о вменяемости.

Психопатические реакции по типу «глубокой психопатии», которые в целом встречаются крайне редко, с длительным со­стоянием усиления всех особенностей личности, изменением мышления, критических способностей и возможности прогнозирования своих действий, изменением мотивационной сферы с утратой социальной адаптации, обычно оцениваются как при­водящие к невменяемости.

Судебно-психиатрическая оценка патологического пара­нойяльного развития различна в зависимости от этапа и психопатологического содержания синдрома. Наличие доминирую­щих идей, представляющих аффективно окрашенные мысли и представления, которые не меняют качественно структуру лич­ности и не нарушают социальную адаптацию, следует расцени­вать как состояния, не исключающие вменяемости. Патологические сверхценные идеи с утратой критического отношения к ситуации, подчиненностью поведения больного сверхценному симптомокомплексу и паранойяльные бредовые идеи, несомненно, служат основанием экскульпации.

Экспертиза психопатий в гражданском процессе проводит­ся редко.

В период компенсации психопатические личности, несомненно, дееспособны. Заключение каких-либо сделок во время психопатических реакций сомнительно. При динамиче­ских состояниях типа «глубокой психопатии» вопрос о возмож­ности понимать значение своих действий и руководить ими должен решаться индивидуально. Видимо, иногда здесь прихо­дится говорить о недееспособности с учреждением опеки. Нали­чие бредового комплекса при паранойяльном развитии чаще всего влечет недееспособность больного и необходимость уч­реждения опеки. Вместе с тем, необходимо подчеркнуть, что этот вопрос должен решаться с учетом конкретного характера оспариваемого гражданского дела и выяснения степени соци­альной адаптации больного.

Психопатические личности, отбывающие наказание в мес­тах лишения свободы, в случаях обострения их состояния, де­компенсации могут направляться на лечение в психиатрические отделения или больницы системы Управления исполнения нака­зания МВД, которые обслуживают этот контингент. При улуч­шении состояния они могут отбывать наказание. Признание таких лиц неспособными отбывать наказание в соответствии со ст.81 УК РФ происходит крайне редко, в основном при нали­чии патологического паранойяльного развития личности.

 




Дата добавления: 2015-01-30; просмотров: 38 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав

1 | 2 | 3 | 4 | <== 5 ==> |


lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав