Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Вопрос 4.

Исторические типы мировоззрения. Специфика философии. Мировоззрение – обобщенная система взглядов человека (и общества) на мир в целом, на свое собственное место в нем, понимание и оценка человеком смысла своей жизни и деятельности, судеб человечества; совокупность обобщенных научных, философских, социально-политических, правовых, нравственных, религиозных, эстетических ценностных ориентаций, верований. Убеждений, и идеалов людей. Типы мировоззрения: В зависимости от того, как решается вопрос о соотношении духа и материи, мировоззрение может быть идеалистическим или материалистическим, религиозным или атеистическим. Материализм есть философское воззрение, признающее субстанцией, сущностной основой бытия материю. Идеализм есть философское мировоззрение, согласно которому истинное бытие принадлежит не материи, а духовному началу – разуму, воле. Спецификой философии является: 1. ее всеобщий характер; 2. философия носит проблемный характер.

 

Философия, ее определения. В философской литературе существует многообразие подходов к понятию философии. Этимологический: философия образована от 2-х понятий «филео» - любовь и «софия» - мудрость. Впервые понятие философия возникает в 5-4 вв. до н.э. и введено древнегреческим философом Пифагором. Пифагор объяснял, что человек не может обладать абсолютной мудростью, его познание, способности ограничены. Поэтому человек может лишь стремится к познанию истины (трактат о природе). Философия – стремление к познанию истины. Сциентический: определяет философию как науку. Например, Аристотель говорит о том, что философия – наука о сущности вещей. Философия – наука о наиболее общих закономерностях развития природы, общества, мышления. Мировоззренческий: определяет философию как теоретическую и историческую форму мировоззрения. Мировоззрение как совокупность взглядов, теорий, представлений человека о мире, развивалась в 3-хисторических формах: 1. мифология – историческая форма мировоззрения, отражает мир с помощью фантастических существ, героев, богов. Для мифологии характерно: описательный характер, антропоизоморфность (приписывание явлениям природы человеческих черт и свойств животных); 2. религия форма мировоззрения, объясняет мир через веру в бога; 3. философия – исторически возникла в тот период когда возникла рефлексия (процесс самосознания, процесс познания своего сознания). Т.о. философия – это системное знание о мире. Философия всегда выражает определенное отношение человека к миру (1. объективному миру – в философии под объективным понимают существование того, что не зависит от сознания человека; 2. субъективному миру: субъективно – существует то, что зависит от сознания человека, включая самосознание; 3. выражает отношения человека к миру в целом, включает объективный и субъективный мир). Культурологический: определяет философию, как особую форму культуры, особую форму мышления.

Вопрос 6. Критерии типологизации историко-филос. Процесса.

1. Временной критерий:

- Философия Др.Востока (сер.1го тысячел-я до н.э.- 1 в.н.э.)

- Античная философия (Др.Греция, Др. Рим) с 6в. до н.э. – 6 в н.э.

- Средневековая философия с 5-15 вв. н.э.

- Философия Эпохи Возрождения 14-16 вв. н.э.

- Философия Нового Времени: - Европейская фил-я 17в.

- Философия Просвещения 18в.

- Немецкая Классич. Философия 19 в.

- Современная Философия 20-21 вв.

2. Содержательный критерий. Все философы различаются по принадлежности к философским направлениям, течениям, группам, школам.

3. Территориальный критерий. – Восточная;- Западная; -Русская.

4. Типы философствования.

-Созерцательный принцип. Характерен для Востока. Основан на наблюдении.

-Умозрительный принцип. Характерен для Запада. Цель сознания –рациональная форма познания.

-Деятельный. Целью является познание мира для его активного преобразования.

- Экологический. Возник в 60-х гг. 20 в. С возникновением римского клуба, где сформировались глобальные проблемы.

5. Методы философии:

-диалектический метод. Рассматривает мир в состоянии его развития, движения, взаимодействия.

- метофизический – рассматривает мир в статичном состоянии, отрицает развитие, признает лишь механическую форму движения.

Вопрос 7. Философия Др. Индии, этапы развития и философские школы. В истории философии Др. Индии выделяют несколько периодов, главные из них – ведический и эпический. Начало формирования философского мышления в Индии связано с БРАХМАНИЗМОМ, т.е. учениями брахманов (священников, жрецов). В своих догмах брахманизм основывался не ведах (от древнеиндийского слова «веда» – знание ведение), представляющих собой собрание древнеиндийских источников, сборники гимнов в честь богов. ФИЛОСОФИЯ УПАНИШАД. Первоначально упанишады означали сидение вокруг учителя с целью познания истины. Затем этот термин стал применятся для обозначения тайного учения. В упанишадах развивается тематика Вед: идея единства все6го сущего, космологическая тематика, поиск причинно-следственных связей явлений и т.д. В качестве универсальной первоосновы здесь выступает брахман – универсальная, безличная мировая душа, духовное начало, из которого возникает весь мир со всеми его элементами. Эта универсальность брахмана достигается через познание им самого себя. Брахман тождественен и вместе с тем противопоставляется атману – индивидуальной душе, субъективному духовному началу, «Я». ЧАРВАКА – это материалистическое учение, отрицавшее концепцию брахмана, атмана, сансары и кармы. Основой всего сущего здесь выступает материя в виде 4-х элементов: земли, огня, воды и воздуха. Жизнь рассматривается как производное от этих элементов. ДЖАЙНИЗМ возник в 6 в. до н.э. Его основателем считается Махавира Вардхамана, получивший прозвище Джина – Победитель. В центре данного учения находится проблема бытия личности, сущность которой усматривается в 2-х аспектах – духовном (джива) и материальном (аджива). БУДДИЗМ – так же как и джайнизм, возник в 6 в. до н.э. Его основатель – индийский принц Сиддтхартха Гаутама, впоследствии получивший титул «Будда», что значит просветленный, так как достиг просветления после долгих лет отшельничества. В основе буддизма лежат так называемые «четыре благородные истины»: 1. жизнь – это страдание; 2. причиной страдания является жизнь; 3. существует избавление от страдания; 4. путь избавления от страдания следовать учению Будды.

 

Философия Др.Индии. Этапы развития и школы.

Философия Др.Индии (сер.1го тыс. до н.э. – 1 в.н.э). Осн-ые периоды философии Др.Индии:

- ведический – первая пол. 1 тыс. до н.э.

- эпический(вторая пол.1 тыс. до н.э.)

- классический (1 тыс н.э. до 16 в.)

Ведический период берет свое начало в литературных памятниках, возникших на рубеже 2-1 тыс. до н.э. «Веды» - это сборник древних текстов. Состоит из: - Регведы – сборник гимнов в честь богов.

- Брахманы – сборник ритуальных текстов.

-Араньяки – правила поведения монахов-отшельников.

-Упанишиады – философская книга.

Здесь заметен переход от мифологического мировоззрения к философскому.

Характерные черты:

1. ведический характер

2. основными понятиями рассматриваемыми в Упанишиадах является такие как:

- брахман – материальная объективная субстанция

-атман – объективная идеальная субстанция.

Эти 2 субстанции рассматриваются в единстве.

- сансара – круг перевоплощения души.

-карма – закон воздояния.

- ахимса – единство всего живого.

3. гилозоизм – одушевление всего.

4. антропоцентризм – в центре познания стоит человек.

5. человек рассматривается как микрокосм, в единстве с окруж.. миром.

Философские школы: - ортодоксальные(согласные с положением Вед и признающие авторитет Вед).

- неортодоксальные, которые не признают авторитет Вед.

К ортодоксальным относятся:

- Миманса – ритуальная школа, которая прописывала ряд обязательных усилий ученику для достижения чистого существования.

- Веданта – основатель мудрец Бадараяна. Цель: получение знания прямого созерцания истины – система объективного идеализма.

- Санкхья – Основатель мудрец Капила. Весь мир образован 2мя субстанциями: материальная субстанция – протриция, духовная субстанция –пуруша). Все в мире находится в причинно-следственной связи. Познание мира возможно через воспритие гунов(образы вещей).

- Йога – Основатель Мудрец Патанджави. Религиозная филос. Школа, которая требует от йогина подготовки внутренней и внешней для познания Бога. (система дыхания, упражнения, правильная медитация, дисциплины, питания).

- Ньяя – первая логическая школа Др.Индии. основные полож-я: - материальный мир объективен; - познается мир через 5 органов чувств; - Разработали следующие средства познания (восприятие, выбор, сравнение, свидетельство). По некоторым источникам мудрец Готама – основатель 3 в. до н.э.

- Вайшишека – первая философская школа предложившая атомистическую модель мира.

Неортодоксальные школы:

- Чарвака – возникла в 4 в до н.э является материальной школой, утверждающей, что мир образуется 4мя элементами: водя,земля, воздух, огонь. Они отрицают понятие Бога, атмана, брахмана. Существует только материальный мир для них, не существует загробного мира. Единственным источником познания для Чарваков явл-ся чувственное познание.

- Джайнизм – 6 в. до н.э. Основатель мудрец Джина. В основном это этическая философская школа, указывающая душе путь, освобождение от страданий, подчинение страстям.

Цель философии – святость, т.е. определенный образ жизни, тот который прописывает учитель. В джайнизме выделяется живая субстанция (душа) и неживая в которой пространство, время, движение и покой. Душа человека-это результат прошлой жизни и воплощение, поэтому необходимо освободить душу от тела от материи тем самым оно обретает свободу, счастье.

- Буддизм – 6-5 вв. до н.э. основатель Сидхара Будда.(просвятленный). В основе философии буддизма лежат 4 благородные истины: - вся жизнь это страдания, испытания; - причиной страданий является человеческие желания, влечения, привязанности; - избавиться от страданий можно через нирвану; - достичь нирваны можно пройдя восьмеричный путь.

Буддизм отрицает понятия атмана и брахмана. Весь мир образован соединением неких материальных и духовных элементов дхарм. Для буддизма любая форма бытия находится в стадии возникновения, развития и распада. Поэтому в Б. рассматривается единство живого и неживого на земле.

Вопрос 8. Философия Др. Китая, особенности и школы. Зарождение китайской философии происходило в период династий Шан (17-12 вв. до н.э.) и Чжоу (11-3 вв. до н.э.) в рамках мифологии, в которой к тому времени уже был выделен принцип, управляющий миропорядком: 1. при династии Шан таким высшим началом, божеством, создавшем все существующее, считался шанди (верховный император); 2. а при династии Чжоу возникло представление о «воле неба» как о всемогущем первоначале и первопричине всех вещей. Школы: ДАОСИЗМ. Философский даосизм представлен творчеством Лао-Цзы (6-5 вв. до н.э.), Ян Чжу (ок. 440-334 гг. до н.э.). Основоположником даосизма является Лао-Цзы, автор трактата «Дао дэ-цзин». Даосизм обращается к родовому прошлому, в котором усматривает природно-социальный идеал. В центре Дао даосизм помещает своего представителя – совершенно мудрого человека Гармония Дао достигается не через цивилизацию и не вопреки ей, а вне ее. КОНФУЦИАНСТВО – одно из наиболее влиятельных течений китайской философии, оказавшее влияние на общественное сознание современных китайцев. Основатель – Конфуций (551-479 гг. до н.э.). Главное его произведение – книга «Люнь юй» («Беседы и рассуждения»). Небо Конфуций рассматривает в связи с человеком, а не природой. Именно человек главный предмет его философии, которая обладает ярко выраженной антропоцентрической направленностью.

 

. Философия Др.Китая. особенности и философские школы.

Философия Др.Китая появилась в 8-5 вв. до н.э. в период царствования династии Джоу. Особенности: - антропоцентризм; - в ней отсутствует спец. Филос. Категории; - утилитарность (направлена на принесение пользы человеку); - практицизм (в основном носила политико-философский характер); - распространено учение о 5 элементах и противоположных начал (инь,янь).

Центральное место занимает золотое правило или срединный путь (правила умеренности во всем).

Основные школы:

- Даосизм – основатель мудрец Лао Цзы. Основным понятием явл-ся «дао». Трактуется в 3х смыслах: 1. закон мироздания (инь+янь= дао дэ)

2. дао – субстанция (истинное дао – неминуемое, объект. Духовная субстанция)

3. путь – естественного следования человека согласно закону «Дао» (путь который называется «У вэй»).

Вопрос 9. Античная философия (от Фалеса до элеатов).

Миситская школа. ОВФ выступал в форме вопроса о первопричине вещей. С точки зрения Фалеса (основатель) материальная первооснова вещей - вода. Из воды всё возникает. 1) На этот вопрос можно ответить не прибегая ни к религии ни к мифам. 2) Основание материально и оно одно. Анаксимен: первоосновой вещей считал воздух. Механизм образования вещей: воздух разрежаясь превращается в огонь, потом уплотняясь в облака, ветер, камни. Анаксимандр: из чего возникают вещи в то они и превращаются. Неопределенное материальное является основой окружающего мира. В его основе лежит качественная неопределенность. Пифагорейская школа: (подход со стороны количества). Пифагор - основатель первых математических представлений (все вещи есть числа). В основе мира вещей и людей лежат числа и числовые соотношения (число 7 он рассматривал как символ судьбы). Ошибка Пифагора состояла в попытке представить идеальные математические объекты как мысли бога. В рамках Пифагорейской школы возникает новый тип человека - ученый. Гераклит: считал первоматерией огонь, который лежит в основе вечного круговорота в природе. Он считал, что космос существует сам по себе и будет существовать вечно. Мир изменяется, но в нем существуют закономерности. Противоположности переходят друг в друга. Гераклит высказал догадку о движении, как о борьбе противоположностей. Диалектика Гераклита является скорее диалектикой движения а не развития. Ученик Гераклита Кратил утверждал, что нельзя даже один раз войти в одну и ту же реку. Считал, что в силу непрерывного изменения вещей их невозможно правильно назвать, он предпочитал указывать на вещь пальцем. Мир никем не создан, он был и будет вечным огнем, мерами загорающимися и мерами потухающий. Элеаты (Ксенофан, Парменид, Зенон) рассматривали мир как мир ложных мнений, т.е. мир чувств, искажающий действительный мир. Новая сфера - сфера разума. 3 постулата: 1) Любое тело занимает равное себе место, не зависимо от того покоится оно или движется. 2) Двигаясь, тело проходит все точки своего пути. 3) Для прохождения пути необходимо время. Мир неделим, неподвижен и покоится. Парменид и Зенон: мир который отражается в голове человека, иллюзорен. Движение существует в ложном чувственном восприятии, бытие - неподвижно. Ксенофан: не бог создал мир, а человек придумал бога. Мелмес вывел закон единого бытия: из ничего не может возникнуть ничто. Вечность бытия - есть вечность во времени. Отождествление бога и мира носит название пантеизма. Бог - это мир в его неограниченности и бесконечности во времени и пространстве.

 

Античная философия. Общая характеристика.

АФ- период развития древнегреч. И древнеримск. Философии, возникшие в 7-6 вв. до н.э. Этот период развития философии принято считать классическим, т.к. именно здесь появляется философский категориальный аппарат, формулируется основной вопрос философии, возникают основные типы философских знаний. АФ отличается космоцентризмом, т.е. в центре философского знания стоит космос – природа.

Пантеизм – отождествление понятий бога и природы.

Основные периоды АФ:

- досократический 7-5 вв. до н.э. Милетская школа – первая школа Др. Греции

Фалес(625-547 гг. до н.э.) Утверждал, что «архэ»(от греч. Первоначало) – вода. Вода предшествует во всем. Вода яв-ся основой органическ. И неорганического существования. Его философия гилозоична(одушевление всех природных начал). Разделил год на 365 дней, месяц на 30, открыл полярную звезду;

Анаксимен(585-524 гг. до н.э.) Субстанцией бытия яв-ся воздух. Сгущение и разряжение воздуха рождает грубые и тонкие тела, из воздуха образуются все вещества: вода, земля, камень, огонь. Умирание или разряжение воздуха образуют огонь, его сгущение рождает ветер, гоняемый ветром пра образует облако и воду. Первый выдвинул гипотезу о том что земля вращается вокруг солнца;

Анаксимандр(610-546 гг. до н.э.) субстанцией бытия – аппейрон (некое безначальное материальное абстрактное начало), Аппейрон выделяет противоположности (холод – жар), которые во взаимодействии рождают всесущее.

Он предположил первый из философов что земля шарообразна, а луна светит отраженным светом. Он разработал циклическую модель развития мира.

Пифагор (580-500гг. до н.э.) Первый философ обративший внимание на количественную сторону бытия. Для него субстанцией явл-ся число. Комбинация чисел рождает все. Число полуматериально и полуидеально.

Гераклит (530-460 гг. до н.э) Субстанцией бытия яв-ся огонь. Постоянно возгорающийся и постоянно меркнущий.Явился первым стихийным диалектиком утверждающим что все в мире находится в движении и изменении. «Все течет, все изменяется», «В одну и ту же реку нельзя войти дважды». Источником движения и изменения в мире яв-ся борьба противоположностей.

Демокрит (470-380 гг. до н.э.) Субстанцией яв-ся атомы (неделимые материальные частицы различные по форме, размерам, направленности движения), которые взаимодействуя между собой и кружась в пустоте образуют все.

Панемид (540-470г. до н. э.) 1-ый философ разработавший категорию – Бытие. Для него бытие это абсолютная мысль. Развивал объективный идеализм.

Зенон – (480-430 г. до н.э.) пытался развивать метафизическую картину мира через свои апории (док-ва).

Классический период (сократический) с 5 до конца 4 в. до н.э.

Сократ (469-399 г. до н.э.) 1-ый из философов чья философия была Антропоцентрична. Цели философии должно быть познанием человека «познай самого себя». Для сократа главной добродетелью человека является –знание, а пороки – невежество.

Он разработал новые методы познания:

1. ирония

2. майектика

3. индукция

ирония этот метод привидения собеседников в противоречие с самим собой.

Майектика метод получения истины познание всеобщего как основы морали.(вспомогательные).

Индукция метод познания от частного к общему.

Платон (428 -) явился основателем системой объективного идеализма, утверждающий что субстанцией бытия является Мир божественных идей. Познание мира возможно через «воспоминание души».

Аристотель (384-327 г.до н.э.) аристотель пытался приодолеть платоновский разрыв между миром идей и миром вещей Божественные идеи стал называть Формами. Весь мир образуется 4-мя причинами:

1.Форма;

2.Материя

3.Движение

4.цель

Вопрос 10. Годы жизни 469-399 г.до н.э. его философия антропоцентрична. Целью философии явл-ся познание человека. Для сократа главные добродетели человека явл-ся знания, а порок –это невежество.

Он разработал представления о том, что природа человека заключается в душе.

По сократу человек наделен не только душой, но и разумом,кот. Способен понять все и обладать проведеньем (- это христианское мироощущение).

Смысл человеческого сущ-ния,по сократу закл-ся в интеллектуальном и нравственном самосовершенствовании.

Душа явл-ся антиподом тела,

Вопрос 11. Философия Платона (онтология, гносеология). ПЛАТОН – крупнейший представитель античной философии, первым создал философскую систему, которая охватила все сферы научного знания. Поворотным моментом в жизни Платона стала его встреча с Сократом в 407г. до н.э. Платон в отличие от Сократа оставил после себя множество философских трудов, написанных в жанре диалога и в которых его учитель выступает центральным персонажем. В его уста Платон вкладывает собственные мысли. Наиболее интересным и значительным во всем творчестве Платона является его Диалог «Государство», который относится к рассвету его творчества (70-60 гг. 4 в. до н.э.). Создававшийся на протяжение многих лет, этот диалог вобрал в себя все аспекты учения философа, включая: 1. его представления о добродетелях, искусстве и художественном воспитании; 2. проект идеального государства как осуществление высшей добродетели – справедливости; 3. учения об идеях (изложено в метаморфической форме в 6-ой книге диалога в знаменитом «Мифе о пещере») и ряд фундаментальных выводов, вытекающих из него, и т.д. В основе платоновского учения о бытие – его теории «идей», или «эйдосов» - лежит различение 2-х миров: умопостигаемого и чувственного, каждый из которых он делит на 2 области: 1. сферу умозрительных образов (или «теней») и 2. область в которой существуют все живые существа, применительно к сфере видимого мира. Умопостигаемое делит на: 1. область умопостигаемых предметов, которые ищет душа с помощью полученных в мире чувств и 2. область, которую душа исследует. Эти 4-е области строго соответствуют у Платона 4-м видам познавательной деятельности души: разуму, рассудку, вере и уподоблению. Гносеология (теория познания) и онтология (учение о бытие) Платона пересекаются с его пониманием души. Бестелесная и бессмертная душа не возникает одновременно с телом, но существует извечно. Тело однозначно подчиняется ей. Душа состоит из 3-х упорядоченных частей: 1. разума (высшая часть) ФИЛОСОФЫ, 2. воли, благородного желания ВОИНЫ, 3. влечения и чувственности (низшая часть) ЗЕМЛЕДЕЛЬЦЫ И РЕМЕСЛЕННИКИ. 3-м основным сословиям соответствуют 3-и из 4-х основных добродетелей. Мудрость – добродетель правителей и философов, храбрость – воинов, умеренность – народа.; 4-я наивысшая – справедливость – не относится ни к одному из сословий, а является «надсословной». С точки зрения Платона, всякое познание есть припоминание («анамнезис»).

Вопрос 12. учение о человеке и идеальном государстве Платона.

Идеальное гос-во, яв-ся сообществом земледельцев, ремесленников, производящих все необходимое для поддержания жизни граждан, воинов.

С т.з. платона, идеальное государство базир-ся на определенном соц-ном строе.

В совершенном государстве 3 ряда граждан:

Правители –философа

Стражи-войны

Работники производного труда

Вопрос 13. Философия Аристотеля. АРИСТОТЕЛЬ (384-322 гг.ж до н.э.) –крупнейший представитель античной философии. Он создал философскую систему, охватывающую все без исключения области научного знания своего времени. По признанию немецкого философа Гегеля, Аристотель был первым, кто сделал философию научной. Оставил после себя множество сочинений по: 1. физике и астрономии («Физика», «О небе», «Метеорологика», «О возникновении и уничтожении»); 2. биологии («О душе», «История животных», «О частях животных», «О возникновении животных», «О движении животных»); 3. этике («Никомахова этика», «Большая этика», «Эвдемова этика»); 4. эстетика («Поэтика»); 5. социально-политическим и историческим проблемам («Афинская политика», «Политика»). Главные темы основного труда Аристотеля – «Метафизики» - критика взглядов предшествующих Аристотелю философов (в основном это Платон и пифагорейцы), а также рассмотрение вопроса о том, что следует понимать под первой философией и какие ее понятия должны быть исходными. Предметом первой философии, или метафизики, как науки особого рода является, по Аристотелю, то, что называется «сущим как таковым», - сущее в аспекте 4-х его измерений: формы, материи, начала движения (движущей причины) и цели. Исходя из такого новаторского понимания предмета «первой философии», Аристотель критикует Платоновскую концепцию идей как ненаучную. Аристотель стремится показать, что «идеи» - это либо действительность без возможностей, либо возможность без действительности. Метафизика – это исследование первых причин. Аристотель выделял следующие: 1. причину формальную; 2. материальную; 3. действующую; 4. финальную. Одушевленное тело – есть сочетание формальной и целевой причин (душа – форма тела, потенциально обладающего в возможности жизнью). «душа – есть причина того, откуда происходит движение, а также цели и сущности (формы) одушевленных тел». Искусственный предмет обладает только формальной причиной. Ум бога вечно актуален, так как он все производит. Человеческий же ум всегда потенциален, поскольку лишь становится всем.

 

Вопрос 14. 15. Средневековье занимает длительный отрезок в истории Европы. От распада Римской империи в 5 веке до эпохи Возрождения 14-15 века. Возникновение Средневекой философии очень часто связывают с падением римской империи. В этот период культура и философия были занятием духовенства: все идеологически значимые сферы были связаны с христианством даже основной философский вопрос: что же такое бытие? Приобрел религиозный характер. Бог рассматривался религиозными философами как основная форма бытия, и с этим связано значительная часть размышлений средневековых философов. Для средневековой философии характерной чертой является постановка в центр картины мира БОГА. Бог рассматривался как внеприродное начало фактически это означало постановку знака равенства между Богом и бытием. При этом мир рассматривался как творение БОГА, а потому считалось, что он несет на себе печать Бога, т.е печать совершенства.

В средневековой философии принято выделять три периода:

1. период формирования когда была осознана важность философии для постижения божественной мысли, т.е ПАТРИСТИКА (2-6 век) – это очень важное явление средневековой философии. Активное развитие христианства участвовавшего во всех сферах жизни и определявшая средневековую картину мира, сталкивалась с опасностью еретических учений, угрожавших целостности христианства. Борьба с еретиками стала причиной возникновения патристики. Общей чертой для еретических учений ранних периодов христианства является дуализм т.е. представление о мире как о месте борьбы добра и зла. Одним из таких учений был гностицизм (учение получившее

2. период, в который максимальное влияние уделялось анализу возможностей слова, или период между номинализмом и реализмом.

Наиболее ярким представителем реализма был Ансельм Кентерберийский, а наиболее ярким представителем номинализма был Росцелин, Вильям Оккам. Реализм сформировался под влиянием идей Платона. В соответствии с философией реализма – реальным бытием обладают только универсалии

(предметы находящиеся в божественном разуме), а не единичные предметы. Основой для познания с точки зрения реалистов является разум.

Номинализм оспаривает положения реализма об универсалиях. С т.зр этой школы первичны не идеи, а вещи. Номиналисты на первый план не ставили разум, хотя и не отрицали его существование.

3. Схоластика. Наиболее крупный представитель это Ф. Аквинский. Он предполагал, что существуют 3 вида познания Бога: через разум, через откровение и через интуицию по вещам, который были заранее познаны посредством откровения.

15. Средневековье занимает длительный отрезок в истории Европы. От распада Римской империи в 5 веке до эпохи Возрождения 14-15 века. Возникновение Средневекой философии очень часто связывают с падением римской империи. В этот период культура и философия были занятием духовенства: все идеологически значимые сферы были связаны с христианством даже основной философский вопрос: что же такое бытие? Приобрел религиозный характер. Бог рассматривался религиозными философами как основная форма бытия, и с этим связано значительная часть размышлений средневековых философов. Для средневековой философии характерной чертой является постановка в центр картины мира БОГА. Бог рассматривался как внеприродное начало фактически это означало постановку знака равенства между Богом и бытием. При этом мир рассматривался как творение БОГА, а потому считалось, что он несет на себе печать Бога, т.е печать совершенства.

В средневековой философии принято выделять три периода:

1. период формирования когда была осознана важность философии для постижения божественной мысли, т.е ПАТРИСТИКА (2-6 век) – это очень важное явление средневековой философии. Активное развитие христианства участвовавшего во всех сферах жизни и определявшая средневековую картину мира, сталкивалась с опасностью еретических учений, угрожавших целостности христианства. Борьба с еретиками стала причиной возникновения патристики. Общей чертой для еретических учений ранних периодов христианства является дуализм т.е. представление о мире как о месте борьбы добра и зла. Одним из таких учений был гностицизм (учение получившее

2. период, в который максимальное влияние уделялось анализу возможностей слова, или период между номинализмом и реализмом.

Наиболее ярким представителем реализма был Ансельм Кентерберийский, а наиболее ярким представителем номинализма был Росцелин, Вильям Оккам. Реализм сформировался под влиянием идей Платона. В соответствии с философией реализма – реальным бытием обладают только универсалии

(предметы находящиеся в божественном разуме), а не единичные предметы. Основой для познания с точки зрения реалистов является разум.

Номинализм оспаривает положения реализма об универсалиях. С т.зр этой школы первичны не идеи, а вещи. Номиналисты на первый план не ставили разум, хотя и не отрицали его существование.

3. Схоластика. Наиболее крупный представитель это Ф. Аквинский. Он предполагал, что существуют 3 вида познания Бога: через разум, через откровение и через интуицию по вещам, который были заранее познаны посредством откровения.

 

философия Средних веков. Теоцентризм. Патристика и схоластика.

Философия средних веков (5-15в.)отличается прежде всего религиозным характером. Характерные черты Сред.фил.:

1. философия была призвана через филосовские методы объяснять основные религиозные догмы (знание принимаются на веру)

2. основным вопросом философии (вопрос о соотношении знания и веры, философии с религией)

3. теоцентрична -источником всякого бытия явл-ся Бог.

4. аппологистична – т.е. философия стремилась защитить основ. Религиозные положения философским языком и методом.

Осн. Догматы:

1) догматы творения (креоцинизм – сотворения мира Богом из ничего).

2) Бог вечен и всепроникающь.

3) Нет четкой границы между богом и его творением.

Догмы творения:

1) мир можно познать только через бога

2) бога познать полностью нельзя

3) способ познания бога – толкование библии

5. осн. Понятия: ничто, сущее, субстанции, троица, душа.

6. казуэстичность – фил. Прием, который пытается на основе отдельного факта сделать обобщающий вывод.

7. дидактизм – все фил. Работы носили поучительный характер.

Периоды:

1. патристика (от лат. Pater – отец) – обоснование и разработка идеи христианства.

2. спекулятивный

3. схоластика (Ф.Аквинский)

Осн. Направления:

1. реализм (объективн. Идеализм) – фил. Направление, согласно которому подлинной реальностью обладают только общие понятия универсалий, а не мир вещей. Универсалии – существует до и вне мира вещей (А. Блаженный).

2. номинализм – фил. Направление, которое утверждает, что реально существует только мир вещей, отрицает реальное существование универсалий.

3. Концептуализм – фил направление, согласно которому универсалий существует «до», «в» и после и мира вещей.

Схоластика – от греч. Schoole – школа –средневековая христианвская школа, господствующая в школьном преподавании и всецело зависящая от теологии.

Осн. Задача схоластики:

1) обоснование;

2) защита и систематизация незыблемых религиозных догматов абстрактным и политическим путем.

 

Вопрос 15. Философия Августина Блаженного. АВГУСТИН Аврелий (Блаженный) (354-430 гг.). К христианской религии пришел уже в зрелом возрасте, увлекшись по началу манихейством – широко распространенной в то время ересью. Бог, с точки зрения Августина: 1) наивысшая сущность. Только его существование вытекает из собственного естества, все остальное существует исключительно в силу его воли; 2) есть причина существования всякого сущего и всех его проявлений; 3) сотворил мир и продолжает его творить (тем самым Августин отвергает аристотелевскую концепцию Бога как первотолчка, перводвигателя). Цель всякого познания – Бог. Познание же переходящих вещей и явлений – ничто по сравнению с этим абсолютным познанием. В то же время Бог – и причина познания, вносящая свет в человеческий дух, направляющий людей к свету истины. Бог также и причина всего блага. Здесь Августин поднимает одну из главных проблем патристики – проблему теодицеи (оправдания Бога). Как может существовать зло в мире, который создал всеблагой Бог, воплощение всякого добра?

 

Философия Августина Блаженного

Это крупнейший теологический философ, представитель патристики, направления реализм. Более 100 работ: «Истина», «Исповедь о троице», «О граде божьем», «против академиков». Годы жизни: 354 – 430гг.

Осн. Тезисы:

1. согласно его учению мир создается и познается благодаря богу

2. виновником зла является не бог, а дьявол

3. познать бога можно через веру

Он первый высказал мысль о том, что человек обладает свободой воли. Но в рамках божьего определения.

Вопрос 16. Философия Фомы Аквинского. ФОМА Аквинский (Аквинат) (ок. 1225-1274 гг.) – выдающийся представитель средневековой философии периода зрелой схоластики. Одному из значительных вопросов средневековой философии, прежде всего схоластического периода, - соотношение науки и веры, веры и знания Аквинский уделяет большое внимание. Задачу науки он усматривает в объяснении закономерностей мира. Наряду с этим он также признает возможность достижения объективного достоверного знания и отходит от позиции, согласно которой достоверной считается лишь деятельность человеческого разума. Аквинский признает объективность и истинность познания, но при этом, подчеркивает, что оно не может быть всеобъемлющем, поскольку над философией и метафизикой по иерархической лестнице познания стоит богословие, в котором недостаточно использовать лишь естественную силу мышления. Вывод Аквината: чувственное познание – источник всякого и, что особенно важно, достоверного знания. И чувственное, и рациональное познание выполняют важную функцию: способствуют познанию совершенных образцов, по которым был сотворен весь природный мир, обращая ум от рассмотрения видимого мира к его вечным умопостигаемым причинам, коренящимся в божественном разумении. Таким образом, Аквинский ставит истину выше разума, но вместе с тем она не противоречит ему. Источником истины может быть лишь Бог. В томизме (философия Фомы Аквинского) реализуется один из главных принципов христианства – дуализм (двойственности) Бога и мира. Фома Аквинский, так же как и Августин, рассматривал и социально-политические проблемы: 1) задача государства – заботится об общем благе. Подданные должны подчиняться господам; покорность – их главная добродетель, как и любого христианина. Т.о. Аквинат обосновывает ценность социальной структуры (сословной системы) феодального общества; 2) монархия – лучшая форма государственного правления. Монарх в своем государстве тоже самое. Что душа в теле, и Бог в мире. 3) церковь – залог достижения ими небесного блаженства, к которому граждан ведут священники и наместник бога на земле – Римский папа.

 

Философия Фомы Аквинского

Представитель схоластики, систематизатор ортодоксальной схоластики. Главн. Работа «Сумма теологии». Последователи его учения образовали фил. Течение – томизм. Исходный принцип учения Фомы – божественное откровение.

Разработал фил. Доказательства бытия бога:

1) Онтологическая – если есть понятие о боге у людей, то он существует реально.

2) Гносеологическая – если в сознании есть идея бога и мы чувствуем и переживаем, значит, есть реальн. Прообраз этой идеи.

3) Космологическая – всякое явление имеет свою причину и только первопричиной является бог.

4) Телеогическая – если мир целесообразен значит должен быть высший разум (бог).

5) Моральная – в каждом человеке есть моральн закон с абсолютным требованием.

Душа, согласно Фоме, бессмертна и неразрушима. Всякое разрушение это есть отделение от материи. Принадлежал

Вопрос 17. 17. Антропоцентризм, гуманизм, пантеизм философии Эпохи Возрождения.

Эпоха Возрождения (Ренессанса) охватывает период с XIV в. по начало XVII в. и приходится на последнее столетие средневекового феодализма. Эпоха Возрождения – это прежде всего переворот в системе ценностей, в оценке всего сущего и отношения к нему. Человек в Возрождении провозглашается высшей ценностью. Данная попытка обусловила важнейшую черту культуры этой эпохи – развитие индивидуализма в сфере мировоззрения и всестороннее проявление индивидуальности в общественной жизни. Одной из характерных черт культуры Эпохи Возрождения стал гуманизм (образ мышления, провозглашающий идею блага человека основной целью социального и культурного развития и отстаивающий ценность человека как личности). В формировании специфики мышления той эпохи и культуры в целом решающую роль сыграл возврат к наследию античной культуры: возрос интерес к изучению античных текстов и использованию языческих

для воплощения христианских образов в искусстве. Само Возрождение понимается как возрождение античной культуры. Важное место в духовной культуре Ренессанса занимала философия. Ее характерные особенности: 1) антисхоластическая направленность воззрений и трудов мыслителей; 2) создание новой, пантеистической картины мира, отождествляющей Бога и природу; 3) генеральным вектором ренессансной философской мысли, в отличие от теоцентризма философии средневековья, стал антропоцентризм: человек становится не только важнейшим объектом философской рефлексии, но и центральным звеном всей концепции космического бытия. Гуманизм (термин ввел в культурный оборот еще римский оратор Цицерон, понимавший его как воспитание и образование человека, способствующее его возвышению) ведет свое начало от деятельности поэта и философа ФРАНЧЕСКО ПЕТРАРКИ (1304-1374). Свое неприятие схоластической учености, характерной для средневековья, он демонстрирует в трактате "О невежестве собственном и многих других". В этой работе он говорит о своем невежестве (мнимом), подчеркивая, таким образом, абсолютную бесполезность схоластики в современном ему мире. Мыслители Возрождения говорят о прекрасной сути человека, о человеке как существе творческом, созидательном, что, однако, не мешало им видеть его недостатки. Стержнем гуманистического мировоззрения была его антиклерикальная направленность, стремление ограничить притязания церкви и духовенства на власть в обществе.

 

. Философия эпохи Возрождения.

Хар-ка времени: 1) Возникновение, зарождение кап-их отношений. 2) Расширение кругозора человека, возникновение естествознания. Кузанский - теолог и философ: бог не творит мир из ничего, а разворачивает мир из себя, раскрывает свою внутреннюю сущность – мист-ий пантеизм. Бруно: бог находится во всех матер-х вещах в виде закономер-ей, которые связывают вещи - натуралистический пантеизм. Чел-к должен прибл-ся к богу. Солн-ая система создана богом, в центре - Солнце, опр-ое место отведено чел-ку, созданному по образу и подобию бога. Галилей - создатель экспериментальной науки. Бруно - теолог, он отстаивал свои идеи, за что и погиб. Галилей не погиб, т.к. это другой вид ученого, экспериментатор. Он показал связь философии и научных знаний. Его взгляды: не зависимо от его отношения, природа остается такой же: h=qt2/2. Изучение античной философии приводит к мысли о единстве мира. Изучая законы падения тел на земле, он считал, что изучает законы падения небесных тел. Коперник остановил Солнце и завертел Землю. Место человека - периферийное, т.к. Земля не первая планета Солнечной системы. Человек - высшая ценность, центр мира. Солнце обладает наибольшей массой, что и определяет такую структуру. 1859г. - книга Дарвина: человек произошел от обезьяны. Эти книги понижали достоинство человека в мире, низводят человека с божественной высоты до земной. Гуманизм - человек предстает как высшая ценность, способности которой должны быть раскрыты полностью, всё для блага человека. Художники ЭВ: видят человека как самостоятельную эстетическую ценность, человек в центре внимания. Художники приближают человека к богу. Человек может творить подобно богу и даже лучше его. Человек поднялся из варварского состояния до цивилизационного с помощью своих действий, усилий и независимо от бога. Монтень: смысл человеческой деятельности не в результатах его деятельности а в том, как человек проживает жизнь. Томас Морр: Утопия: все должны работать, вся собственность превращается в общую, всё становится одинаковым, следовательно люди должны меняться домами. Утопия справедливого общества: отсутствует частная собственность, общественный труд. Морр отстаивал независимость церкви, определённый демократизм. Кампанелла: общество находится в неблагоприятной ситуации из-за частной собственности, следовательно выход: все трудятся, труд общественный, рабочий день - 4 часа. Создана община - все одновременно бедны (нет собственности) и богаты (у всех всё есть). Ликвидирует институт семьи - все жены общие. В городе Солнца он оставляет церковь - т.к. не видит другой силы, которая способна держать в руках общество. Платон - принцип действовать убеждением/силой. Тоталитарное государство: страх - шестое свойство человека. Кампанелла: общество простоты + роль науки, следовательно просвещение, прекращение войны.

 

 

Антропоцентризм и гуманизм философии эпохи Возрождения (14-16вв)

Период интереса к античной культуре, к античному образу жизни, а также философскому способу мышления. Эпоха Возрождения пред-т из себя своебразный итог средневекового христианства. Начиная с 15в. в Зап.Европе происходит ряд изменений в соц-экон. И духовных сферах общественной жизни. В это время происходит активное развитие промышленности, торговли, мореплавания, определенное развитие происходит в технике, естествознании, механике и математике.

Характерные черты: - антропоцентризм. Впервые в эпоху возрождения получает развитие идея индивидуализма. Идея человека противопоставляется идеям Бога. Человек провозглашается господином себя, своей судьбы, природы.

- пантеизм. (отождествление понятий бога и природы)

- гелиоцентрический характер;

- гуманизм, d философии большое распространение имеют представления о человеке, как о личности, т.е. антропоцентризм носит свободолюбивый характер.

- натурфилософы Эпохи возрождения заимствовали из античной философии идею Мировой души, котор. Заменили идею Бога., т.е. во многом философия стала носить атеистический характер устраняя идею творения. Мировая душа представала как изначально присущее самой природе, поэт. Делался вывод, что жизненная сила природы самостоятельна и не нуждается в потустороннем начале.

Основные периоды развития эпохи Возрождения:

 

- гуманистический (конец 14-на. 15 в.) Идея человека доминирует над идеей Бога.

- неоплатонический (с сер. 15-2 пол. 16 в) Период формирования онтологических и гносеологических понятий этого периода.

- натурфилософский (2 пол. 16 – нач. 17 в.) Период создания целостной картины мира.

Вопрос 18. Пантеизм философии Николая Кузанского.

НИКОЛАЙ КУЗАНСКИЙ в качестве главной проблемы

ставит перед собой отношение Бога и мира. Несмотря на то, что он понимает эту проблему теоцентрически, тем не менее, он не дублирует средневековое схоластическое богословие. Исходя из своей концепции "ученого незнания", он считал, что познание вещей возможно на основе чувств, разума и интеллекта: 1) чувственное восприятие всегда положительно, или утвердительно; 2) рациональное (то есть дискурсивное) познание подтверждает или отрицает согласно принципу различения противоположностей и согласно принципу непротиворечия; 3) интеллект же, напротив, превосходит любое рациональное утверждение и отрицание, схватывает принцип совпадения противоположностей в интуиции, познавательном акте более высокого порядка. Однако знания о конечных вещах всегда выходят за свои пределы. Отсюда основой познания, с его точки зрения, должна быть противоположность обыденного конечного постоянно преодолеваемому знанию, то есть чему-то абсолютному, определенному и безусловному, а, следовательно, "незнанию, неведению об этом безусловном". Знания о безусловном возможно достичь лишь символически на основе математических символов. В то время как разум подчиняется закону противоположностей, ученое "незнание" приближается к бесконечному, где все противоположности сливаются. Никакие рациональные потуги философии не могут уяснить сущность бесконечного Бога, в котором сливаются все противоположности. В философии Кузанского Бог находится не вне мира, а в единстве с ним, охватывая все сущее, содержит мир в себе. Именно подобная трактовка соотношения мира и Бога дает возможность охарактеризовать философское учение Кузанского как пантеизм (от греч. рап — "все", theos — "Бог"), в котором безличное божественное начало максимально приближено к природе. Мир поглощен Богом и не способен существовать самостоятельно. Эта зависимость мира от божественного начала приводит к безграничности, так как центром всего является Бог. Мир не бесконечен, однако "его нельзя помыслить и конечным, поскольку у него нет пределов, между которыми он был бы замкнут".

 

 

. Пантеизм философии Кузанского.(1401-1464гг.)

Его работы «Об ученом незнании», «О бытии возможностей». Он создает учение о совпадении противоположностей. Для Н.Кузанского Бог рассматривается как максимум, природа – как минимум. При его учении макс. И миним. При опред-х условиях совпадают. Единое не имеет противоположностей.

Особ-ть в том,что он доказывает полное отсутствие тождественности бога и природы. Т.е. с одной стор. Бог содержит в себе природу, и они едины, а с друг. Стор. Бытие природы не равняется бытию Бога, т.к. природа не обладает полной степенью совершенства.

Т.О. согласно Кузанскому Вселенная-это результат развертывания божественного первоначала.

Человек-это божье создание кот. Отлич-ся от животных и тем что стоит ближе к богу.

Познание мира возможно через священные писания, и через природн. Возможности человека, кот. Заключается в разуме.

Закон о совпадении противоположностей:1. Бог совпадает с сотворенным миром следовательно форма совпадает с материей. Макс.—миним.

2. Земля не явл. Центром вселенной. Бог явл. Центром вселенной и все в нем.

Вселенная бесконечна. Отсюда и познание бесконечно.

Вопрос 19. Гелиоцентрические теории Коперника, Бруно и Галилео Галилея. Одним из наиболее значительных достижений естествознания этого времени было создание польским астрономом Николаем Коперником (1473—1543) гелиоцентрической системы мира. Основные идеи, положенные в основу этой системы, состоят в следующем: Земля не является неподвижным центром мира, а вращается вокруг своей оси и одновременно вокруг Солнца, находящегося в центре мира. Это открытие произвело поистине революционный переворот, так как опровергло существовавшую более тысячи лет картину мира, основанную на геоцентрической системе Аристотеля—Птолемея. Однако значение работ Коперника значительно шире, ибо, устранив Землю из центра Вселенной, он с необходимостью изменил и место человека в космосе. Коперник удалил человека из центра Вселенной. В основе научного подхода Коперника лежит метафизика Платона. Ученый видит в математике ключ к познанию Вселенной. Коперник радикально изменил всю систему мировоззрения, при этом наиболее ценно то, что он внес в мир идей новую традицию мышления, опирающуюся на релятивистские формы знания, способные к саморазвитию, наращиванию потенциала.. Движение в этом направлении продолжил Джордано Бруно (1548—1600), с чьим именем связан решающий поворот в утверждении новой космологии. Если в рассуждениях Кузанского природа как бы погружается в Бога, который сохраняет свою обособленность от мира, то у Бруно Бог отождествляется с природой, и он немыслим вне материального мира. Центральная идея космологической доктрины Бруно — тезис о бесконечности Вселенной. «Она никоим образом не может быть охвачена и поэтому неисчислима и беспредельна, а тем самым бесконечна и безгранична...» Эта Вселенная не сотворена, она существует вечно и не может исчезнуть. Она неподвижна, «ибо ничего не имеет вне себя, куда бы могла переместиться, ввиду того, что она является всем». В самой же Вселенной происходит непрерывное изменение и движение. Отождествляя космос с бесконечным божеством, Бруно получает и бесконечный космос. Положение о бесконечности Вселенной позволило ему по-новому поставить вопрос о центре мира, отрицая при этом не только геоцентрическую, но и гелиоцентрическую системы. Центром Вселенной не может быть ни Земля, ни Солнце, потому что существует бесчисленное множество миров. И у каждого мира-системы есть свой центр — его звезда. Основы экспериментально-математического метода исследования природы заложил великий итальянский ученый Галилео Галилей (1564—1642).. Для торжества теории Коперника и идей, высказанных Джордано Бруно, а следовательно, и для прогресса материалистического мировоззрения вообще, огромное значение имели астрономические открытия, сделанные Галилеем с помощью сконструированного им телескопа. Они стали наглядным доказательством истинности гелиоцентрической теории Коперника и подтвердили идею Бруно о физической однородности Земли и неба. Открытие звездного состава Млечного Пути явилось косвенным доказательством бесчисленности миров во Вселенной. Философское значение законов механики, открытых Галилеем трудно преувеличить. Галилей выделил два основных метода экспериментального исследования природы: 1) аналитический («метод резолюций») — прогнозирование чувственного опыта с использованием средств математики, абстракций и идеализации; 2) синтетически-дедуктивный («метод композиции») — выработка на базе количественных соотношений определенных теоретических схем, которые применяются при интерпретации явлений, их объяснении. Следовательно, отличительное свойство метода Галилея — построение научной эмпирии, которая резко отличается от обыденного опыта Воззрения Галилея носили механистический характер, а метафизичность выводов, согласно которым в природе, состоящей в своей основе из одних и тех же элементов, ничто не уничтожается и ничего нового не нарождается, открывала возможность апелляции к Богу как последнему источнику наиболее достоверных истин.

 

Гелиоцентрические теории (Коперник, Бруно, Галилей)

В эпоху возрождения природа становится центром философского внимания и рассматривается, как основа развития всего сущего, как источник всех знаний человека.

Н.Коперник в 1543г. выдвинул гипотезу о том, что Земля вращается вокруг солнца и вокруг своей оси.

Джордано Бруно философски обосновал учение Коперника. В своей работе «О причине, начале и едином» он признавал первичность материи, пытался доказать, что природа – это Бог в вещах. Он развивал мысль: 1. О бесконечности Вселенной; 2. О единстве и многообразии Вселенной; 3. Вселенная вечна и неисчерпаема в своих проявлениях.

«Вселенная не уничтожается, ибо нет другой вещи, в которую она могла бы превратиться, т.к. она яв-ся и всякой вещью. Она не может измениться, уменьшиться или увеличиться, т.к. она бесконечна.

Кроме идей абсолютности Вселенной Дж. Бруно пытался доказать мысль О единстве движения конечного и бесконечного, о противоречиях между ними как источнике всякого движения в природе.

Галилей, в свою очередь, утверждал что: 1. материальный мир находится в состоянии вечного движения и изменения; 2. для Вселенной необходим божественный толчок; 3. Критерием истинных знаний яв-ся опыт и разум человека.

Вопрос 20. Социалистические утопии эпохи возрождения (Мор, Кампанелла).

Томас Мор – англ. Мыслитель, основоположник утопического социализма «Золотая книга».

Утопия – буквально означает остров которого нет.

Главным смыслом идеального государства должно быть построение свободного и равноправного общества.

Для этого он разработал несколько утопических принципов:

1. уничтожение частной собственности на средства производства.

2. должен господствовать принцип распределения продуктов по потребностям.

3. свобода вероисповедания

4. принцип равноправия мужчин и женщин

5. обязательное шестичасовой рабочий день

6. коллективный отдых

Допускается труд рабов из военнопленных.

Т. Кампанелла – итальянский монах. «Город солнца»

Принципы идеального государства:

1. во главе находится мудрый правитель

2. жизнь в обществе жестко регламентирована

3. 4хчасовой рабочий день

4. распределение продуктов по потребностям

5. бесплатное обязательное образование

6. дети воспитываются отдельно от родителей в школах и интернатах

7. государство представляет собой город-крепость

8. отдых регламентирован, определяется наклонностями человека

Вопрос 21. Общая характеристика философии Нового Времени.

17в. открывает исторический этап развития Философии Нового Времени и отличается тем, что в этот период происходит Буржуазная революция.(разложение феодальных отношений). Происходит 1 научная революция. Начинает развиваться естественные науки и математика. Одной из главных наук становится механика (наука о движении тел).

Основные черты:

1. рационализм (философское течение, утв-щее что источником познания яв-ся разум)

2. механицизм, т.е. В философии принцип рассмотрения механического движения, явлений природы и общества.

3. Основными философскими проблемами становятся гносеологические вопросы.

Главной целью философии 17в. становится поиск научного метода через который возможно философское обоснование основных проблем. Фил-я Нового Времени ставит перед собой задачу практического служения людям, т.е. принесение пользы человеку. Философы заняты обоснованием господства человека над действительностью с помощью науки.

Вопрос 22. 5. Френсис Бекон (1561-1626)

Бэкон Френсис - родоначальник английского материализма и методологии опытной науки. Философия Бэкона соединила в себе эмпиризм с теологией, натуралистическое миросозерцание - с началами аналитического метода. Был первым и величайшим исследователем природы в Новое время. В своих исследованиях он вступил на путь опыта и обратил внимание на исключительную значимость и необходимость наблюдений и опытов для обнаружения истины. Естествознание - истинная наука, а физика, опирающаяся на чувственный опыт - важнейшая часть естествознания. Чувства непогрешимы и есть источник всякого знания. Наука есть опытная наука, и состоит в применении рационалистического метода к чувственным данным. Индукция, анализ, сравнение, наблюдение, эксперимент - главные условия рационалистического метода. Бекон различает 2 вида опытов:

1. "плодоносные" - цель - принесение непосредственной пользы человеку;

2. "светоносные" - цель не непосредственная польза, а познание законов и свойств вещей.

До сих пор открытия делались случайно. Их было бы больше, если бы исследователи были вооружены правильным методом. Метод - это путь, главное средство исследования. Науку расширяет не пассивное созерцание, а эксперимент, т. е активное испытание природы.

Высшей целью науки он считал гс,подство человека над природой, а господствовать над природой можно только подчиняясь ее законам. Знание - сила. Ученый должен, по Бекону, идти в своих исследованиях от наблюдения единичных фактов к широким обобщениям, те применять индуктивный метод познания. Могуществен тот, кто может, а может тот, кто знает. Главное условие прогресса знания - совершенствование способности умозаключения, важнейшей формой которого является правильная индукция. До Бекона философы, писавшие об индукции, обращали внимание на те случаи, которые подтверждают доказываемые или обобщенные ими положения. Бекон подчеркнул значение тех случаев, которые опровергают обобщение, противоречат ему. Это так называемые отрицательные инстанции.

«Новый органон».

 

 

Философия Ф. Бекона. ФРЭНСИС БЭКОН (1561-1626) - английский философ, лорд-канцлер при короле Якове I. В своем основном произведении "Новый органон" (1620) он обозначил целью науки увеличить власть человека над природой, предлагая реформу научного метода - очистить разум от заблуждений ("идолов", или "призраков"), обратиться к опыту, обработанному посредством индукции. При этом последняя должна основываться на эксперименте. Бэкон резко отмежевался от предложенного еще Аристотелем метода установления истины из априорных предположений, предлагая производить множество экспериментов, которые способствуют ускорению темпа и строгости научного открытия. Важнейшим условием познания является его опора на новые научные принципы. Необходимо очистить познание от мешающих ему "призраков", то есть определенных установок сознания или сложившихся традиций мышления. Английский философ считал, что существуют четыре вида призраков, которые "осаждают умы людей": призраки рода, пещеры, рынка, театра: 1) под призраками рода Бэкон понимал некоторые устойчивые человеческие представления; 2)призраки пещеры — это заблуждения одного отдельного человека, детерминированные его индивидуальными особенностями; 3) призраки рынка порождаются мнением толпы или большинства; 4)призраки театра — это вера в авторитеты — мнения ученых, священников (здесь Бэкон имеет в виду, прежде всего, мудрствования схоластов). Только подвергнув свое знание строгой проверке, мы можем

познать истину. Главный учитель человека — природа. В отличие от -античной философии, видевшей свою задачу в созерцании природы, и средневековой, которая ставила целью постижение Бога, Бэкон считал, что цель научного познания — в принесении пользы и выгоды человечеству. Наука — это средство, а не цель сама по себе; человек же в этой связи — властелин природы. То есть, чтобы подчинить себе природу, следует изучить ее законы и научиться использовать свое знание на практике. Именно английскому философу принадлежит знаменитое изречение "Знание — сила", в котором скрыт весь смысл философской концепции Бэкона. Человек у Бэкона выступает как познающее и деятельное начало (субъект), а природа — это объект, познаваемый и используемый. Понятие опыта — центральное в философии Бэкона; именно от него берет свое начало познание и к нему же приходит, в опыте проверяется истинность знания. Вне чувственного освоения действительности не может быть никакого знания, без чувств слеп разум, — считал английский философ. В своих трудах Бэкон отчетливо ставит проблему не просто познания как такового, но и метода познания. И здесь важной его заслугой является философское обоснование индукции — метода, основанного на движении познания от частного к общему. Индукция, с его точки зрения, может быть полной и неполной. Идеал познания — полная индукция, то есть такая, которая означает, что собраны абсолютно все факты, относящиеся к области изучаемого явления.

Три описанных (в философских концепциях) пути познания Бэкон рассматривает как пути муравья, паука и пчелы: 1) путь муравья, жилище которого представляет кучу мелких частиц, собираемых им день за днем, означает путь грубого эмпиризма, когда знание представляет собой нагромождение отдельных фактов, никак не систематизированных и необработанных; 2) паук строит паутину, выплетая нити из самого себя, так и рационалист создает умозрительные концепции, исходя из данных разума без всякой опоры на опыт; 3) и только тот, кто идет путем пчелы, сооружающей соты, опирается и на опыт и систематизирует материал, обрабатывая его с помощью индукции, достигает истины. Френсис Бэкон неслучайно был тем ученым, с которого начинается новый этап развития философии; его концепция — это поистине гимн научному знанию, основа формирования современных ценностей научного познания, зарождение "нового европейского мышления".

 

 

Вопрос 22. Эмпирическая философия Ф. Бэкона, Идолы и методы.

Бекон(основатель англ. Эмпиризма;

Рассматривал филос. Проблемы познания в антропологии и филос. Природе, он выделил след. Необходимые этапы

:1. наблюдение;2. анализ;3. сравнение; 4. эксперимент. Целью филос. Познания должно стать господство над природой)

1) основоположник анг.-го эмпиризма.

2) Занимался поиском научного метода фил-го познания

Выдвинул 3 пути познания:

1-ый путь «паука» - получение знаний от чистого разума или теории.

2-ой путь «муравья» - получение знаний от опыта и практики.

3-ий путь «пчелы» - получение истинных знаний, сочетающих в себе пути «паука» и «муравья» (индуктивный метод)

.3) также он утверждал,что в процессе познания человек может впадать в заблуждение.

Выдвинул «теорию 4 идолов»:

• Идол рода – заблуждения, кот. Человек получает в результате собственно человеческой природы.

• Идол пещеры – индивидуальные заблуждения

• Идол театра – заблуждения, получаемые под влиянием авторитетов.

• Идол рынка(площади) – заблуждения кот. Человек получает в результате неправильной интерпретации каких-то понятий, языка.

4)Выявил классификацию наук на основе челов. Способностей.

 

Человек:

1)память(история);

2)Рассудок (философия)

3) воображение (искусство, поэзия, литература)

5) путями, ведущими к знанию,явл-ся наблюдение, анализ, сравнение, эксперимент.

6) различал 2 истины:

- религиозная;

- светская.




Дата добавления: 2015-05-05; просмотров: 6 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Глобальные проблемы человечества.| Модуль 1. Основы теории статистики

lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.065 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав