Читайте также:
|
|
В говорит, что нет общего понятия фил. Подразделяет 4 эпохи понятия фил: 1) философия как метафизика 2) фил на службе религиозного мировоззрения 3) использование фил для службы счастья 4) философия как теория познания. Их объединяет разные места науки. В фил выражается культурное значение. Нет общего понятия фил, оно менялось, но в каждой эпохе фиксировались разные функции науки. В основе идей В. лежит – место науки в культуре. Фил в 19 в с одной стороны претендует на объективность, пытается сохранить традиции, фил идеалы, с другой открывается история, и оказывается, что существует историческое многообразие философии. В разные эпохи функции фил меняются, но есть что-то единое, объединяющее фил. Фил должна выявить основы научного мышления. А научное мышление общенаучно.
Теперь фил не явл уч. о мире, а явл уч о науке, исследование ценностей, которые лежат в основе науки и делают ее общенаучной. Объектом фил становится сама наука. Фил есть уч о знании, фил перестает быть метафизикой вещей, а становится метафизикой знания. Научное мышление отличается от ненаучного тем, что оно организованно определенными нормативами. Такими нормами являются законы о логике – эти законы о логике действуют не принудительным образом, а как нормы, как сила убеждения. Эти законы являются законами должествования. Эти законы определяют каким должно быть мышление для того, чтобы быть общенаучным. В основе науки лежат определенные нормы – это отличие научного от повседневного. В основе научного мышления лежит ценность.
Ценность должна быть предметом фило-го исследования. Есть ценности, которые меняются, а есть ценности универсальные – именно они должны быть предметом филос-го исслед-ия.
В науке мы оцениваем суждения(истинные и ложные). Когда мы оцениваем, должно быть какое-то мерило – это должна быть цель.
В науке этим мерилом должна быть истина. Критерием оценок является цель. Истина отличает истинное от ложного. Виндельб верит, что есть универсальные ценности и они являются общенаучными.
Различие эмпирического и нормативного сознания: Фил описывает нормативное сознание. Нормативное сознание – это система ценностей и норм. Существует еще эмпирическое сознание – это народ, эпоха. Мы не можем поставить знак равенства между этими сознаниями, потому что каждая эпоха, каждый народ, имеет свои ценности, кот различны. Но с т.зр Винд мы можем описывать историю как движение эмпирического сознания к нормативному.
Фил должна выявить универсальные ценности, кот общезначимы, эти ценности нельзя доказать, их можно только довести до ясного сознания – это и является задачей фил-и. Винд пытается преодолеть релятивизм – это означает, что всякое искусство стремится к общезначимости. Винд же полагает, что в основе нормы, морали и искусства лежат нормативные нормы, такие как красота, идея долга.
Дата добавления: 2015-05-05; просмотров: 22 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав |