Читайте также:
|
|
Философское мировоззрение отличается от других мировоззренческих систем, хотя и включает в себя некоторые их элементы. В переводе с древнегреческого «философия» означает «любовь к мудрости».
Понятие «мудрость» следует отличать от понятия «знание». «Мудрость» имеет предельно фундаментальный характер, т.е. отражает наиболее общие законы и процессы реальности. Помимо знаний о мире, имеющих научное происхождение, мудрость включает в себя элементы жизненного опыта человечества. Знание, в его чистом виде, зачастую имеет более частный и конкретный характер, отличается локальностью.
Философское знание (мудрость) помимо фундаментальности и всеобщности также характеризуется антропоцентричностью, т.е. в конечном итоге задача философии не только в изучении мира и человека, но и в осмысление проблемы смысла человеческого бытия, место человека в мире. Таким образом, философия стремиться не только к постижению знаний, но и к обнаружению ценностей (этических, эстетических), лежащих в основе человеческой жизни.
Как и большинство гуманитарных дисциплин философия характеризуется междисциплинарностью, т.е. она тесно связана с другими областями знаний, такими как: естествознании, психология, история.
Философия – дисциплина, изучающая наиболее общие и фундаментальные законы и процессы, лежащие в основе существования и развития природы, человека и общества. Для философии характерен высокий уровень обобщения и абстракции, а также сочетание в ней интереса к познавательным, ценностным объектам реальности.
В процессе развития философской мысли оформились следующие традиционные области философских исследований:
· Онтология (наука о бытии) изучает наиболее фундаментальные основания и элементы существующей реальности (время, пространство, материя)
· Гносеология (знание, теория познания) изучает процессы познавательной деятельности, его элементы и методы: как устроен процесс познания
· Логика изучает процессы и формы мыслительной деятельности
· Этика изучает нравственные и моральные ценности и идеалы
· Эстетика изучает идеалы и ценности человеческого восприятия
На рубеже XIX-XX вв. возник ряд новых философский дисциплин, отражающих потребности современного общества в осмыслении мира: философия экономики, философия науки и техники, философия культуры.
4) Античная философия: концепции возникновении; досократики
Западноевропейская философская традиция начинает формироваться в IV-V вв. до н.э.
Сформировалось 3 основных концепции, рассматривающих причины возникновения философии Древней Греции:
1. Гносеогенная концепция – согласно данной точке зрения, переход от мифологического мировоззрения к философскому произошел в процессе накопления знаний о природе, которые древние греки усвоили у других более древних цивилизаций (Вавилон, Египет)
2. Мифогенная концепция – философия возникла в результате трансформации греческой мифологии.
3. Социогенная концепция – с этой точки зрения, философское мышление возникает в Греции под действием социально-экономических факторов: наличие института рабского труда создавало фактор свободного времени для граждан, которое они могли тратить на занятия искусством и науками; существование в большинстве греческих городов-государств демократической формы правления формировало у граждан навыки самостоятельного мышления, рассуждения и доказательства.
Начальным периодом античной философии является досократический этап, который характеризуется преобладанием онтологической и натурфилософской проблематики, т.е. в центре интересов мыслителей было объединение причин возникновения мира, а также описанием фундаментальных природных процессов.
В этот период сформировалось 3 крупных философских школы:
1. Милетская школа (Фалес, Анаксимен, Анаксимандр)
Фалес: утверждал, что все существующее возникло из первозданной водной стихии и представляет собой различные ее трансформации.
Анаксимен: считал, что основой мира является воздух, различные его трансформации образуют многообразие мира.
Анаксимандр: первоосновой мира считал «апейрон», т.е. некую бескачественную природную субстанцию, из которой возникает многообразие существующего и в которую превращаются все вещи при их разрушении.
2. Элейская школа (Парменид, Зенон)
Парменид: существующее чувственно-воспринимаемое многообразие мира Парменид считал иллюзорным и утверждал, что подлинно существует лишь то, что может являться объектом чистой мысли, т.е. некая единая нематериальная сущность, которую он именовал бытие.
Зенон: ученик Парменида. Зенон создал ряд теоретических парадоксов (апорий), которые опровергают существование, с точки зрения разума, таких атрибутов чувственно-воспринимаемого мира, как движение, множественность, изменчивость.
3. Атомизм (Демокрит, Эпикур)
Демокрит: утверждал, что подлинно существуют лишь атомы и пустота. Атом является фундаментальным элементом реальности, т.к. он неделим. Атомы движутся в пустоте и, взаимодействуя, образуют различный объект. Демокрит считал, что движение атомов является заранее предопределенным, т.е. в мире нет случайных событий.
Эпикур: в целом разделял основные взгляды Демокрита, но считал движение атомов абсолютно случайным, тем самым исключая существование в мире какой-либо предопределенности.
Также крупными мыслителями досократического периода являются:
· Пифагор
· Гераклит
· Анаксагор
· Эмпедокл
Дата добавления: 2015-05-05; просмотров: 15 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав |