Читайте также:
|
|
Экзистенциализм является крупнейшим направлением XX века, занимавшийся проблемой человека и смыслом его бытия.
В своем развитии экзистенциализм разделился на 2 основных течения:
1. Атеистический экзистенциализм (А. Камю, Ж. П. Сартр, М. Хайдеггер) – данное направление экзистенциализма не вовлекало в описание мира и человека представления о какой-либо сверхъестественной реальности, бессмертие души и т.д. С их точки зрения, существуют лишь мир и человек. Происхождение мира неизвестно и необъяснимо. Человеческое существование также совершенно случайно – оно характеризуется «заброшенностью» человека в мире, т.е. человек рождается в мире без какой-либо предваряющей его появление цели, осмысленности, он не выбирает ни времени, ни места своего рождения, ни те социальные и культурные условия, которые его окружают. Исходя из этого существование человека в мире уже изначально трагично, т.к. мир в основе своей является чужим для человека.
Сущностью личности человека является экзистенция (существование), т.е. некоторое рационально не фиксируемое основа нашего личного бытия, которое может лишь переживаться в «пограничных ситуациях», т.е. в моменты сильного страдания, балансирования на грани жизни и смерти. Сущностью экзистенции является свобода, т.е. человек в отличие от животного может сам влиять на собственную жизнь через совокупность свободных действий. В то же время свобода человека ограничена, она не находит в мире своего полного выражения, т.к. человек ограничен рамками природы, общества и т.д. таким образом, всегда существует конфликт между внутренне свободной экзистенцией человека и внешней реальностью, несущей необходимость. В целом представители атеистического экзистенциализма критические относились к современному обществу, утверждая, что он подавляет в человеке личностное и свободное начало, стандартизирует людей и мешает их личному развитию. Мыслители данного направления пропагандировали гуманистическую этику с оттенками персонализма, т.е. признавали отдельную личность наивысшей ценностью, а. также пропагандировали принцип ответственности человека за проявление своей свободы, т.е. свобода должна быть направлена на достижение общечеловеческих ценностей, на преодоление хауса и страданий, существующих в мире.
2. Религиозный экзистенциализм (Н. Бердяев, К. Ясперс, Г. Марсель) – представители данного течения рассматривали человека и мир с религиозной точки зрения. Для них человек – духовное внутрее свободное существо, сущность которого является вечной. Трагическое положение человека в мире, скованность его духовной природы материальной они рассматривали как результат отпадения человека от Бога, как выражение виновности человека. Религиозный экзистенциализм не проповедовал какой-либо определенной религии, утверждая, что все религии в целом выражают сходные ценности и идеалы, к которым человек должен направлять свою свободную волю, чтобы вернуться в состояние прежнего совершенства и единства с божественным миром
Экзистенциализм оказал сильное влияние на культуру XX века, прежде всего тем, что сделал акцент на свободе и уникальности каждой человеческой личности, выявил те проблемы и противоречия, с которыми личность сталкивается в своем развитии, а также указал на принцип ответственности как на фундаментальное основание человеческой свободы. Идея экзистенциализма получили широкое распространение не только в философии, но и в искусстве, а также в идеологии различных социальных организаций.
Дата добавления: 2015-05-05; просмотров: 11 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав |