Читайте также:
|
|
ФИЛОСОФИЯ ТЕХНИКИ — одно из значимых проблемных полей современной западной философии, основанное на комплексном системном анализе техники как социального феномена в историко-цивилизационном контексте. Вырастает из анализа "материальной культуры" в классической философской традиции и анализа технического знания, пристальное внимание к которому со стороны философской методологии характеризует 1960-е. Техническое знание трактуется как знание о специфическом объекте (искусственно созданные системы — в отличие от естественного объекта естествознания), в котором, однако, в эксплицитном виде сформулирована универсальная, но обычно неартикулируемая цель любого познавательного процесса — достижение прагматического результата (Ф. Рапп). Современная проблематика Ф.Т. оформляется в начале 1970-х в процессе становления синтетической программы исследования техники как многоаспектного феномена, требующего междисциплинарного подхода, включающего усилия далеко не только методологической, но также цивилизационной, исторической и культурологической парадигм, что предполагает анализ феномена техники в рамках социально-политической, антропологической, нравственно-эстетической и аксиологической исследовательских матриц. Ориентация на такое предельно широкое рассмотрение феномена техники находит свое выражение в концепции "технического мировоззрения" (Ж.Эллюль), в рамках которой под техникой понимается не только машинно-механизмное оснащение деятельности, но и особый стиль мышления — тип рациональности, ориентированный на операционализм и инструментализм.
Согласно Технократической концепции производство - это не что иное, как техника и технические системы. Образование подчинено этой парадигме, т.е. оно готовит только специалистов для этой системы. Власть здесь представляется институтом, основная роль которого поддерживать техническое развитие. Отмечу особо, сознание технократа должно быть особо ориентировано на технику и технологии. "Никакое суждение не приемлимо, - замечает один из технократических теоретиков В.П.Рачков, - если это тормозит ход развития науки и техники. Это так же отказ от морального суждения. Что касается разума, то его рациональные аргументы очень легко, оказывается, повернуть в нужную сторону"
Следующая естественнонаучная концепция (дискурс) родилась в процессе критики технократической концепции. Здесь представители точных наук попытались взглянуть на технику как на природное явление, которое подчиняется определенным законам. Открытие этих законов обещало возможность прогнозирования, расчета и даже управления техническим развитием. Одним из известных теоретиков этого направления был наш соотечественник профессор Б.И.Кудрин. Он не только утверждал, что техническая реальность стала всеобщей, но и что ее сущность представляет собой естественный процесс, где "вне желания человека техническое порождается техническим". Свои идеи он реализовал в теории техноценоза.
Социокультурная концепция рассматривает сущность техники и технологии в соотнесении с социокультурными явлениями: бытием, природой, человеком, языком, деятельностью. Эти реальности рассматриваются посредством естественной и технической науки и связанной с ними практики. В целом эта картина представляется как пространственно - временная человеческая жизнедеятельность, культура, социум. В реальном осознании развития современной цивилизации социокультурный и естественнонаучный дискурсы часто смыкаются, представляя техногенез как цивилизационное явление. В настоящее время социокультурная концепция все чаще обращается и к вненаучным знаниям.
Дата добавления: 2015-05-05; просмотров: 18 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав |