Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

В ту же эпоху появляются учения, оппозиционные Ведам: -буддизм; -джайнизм; - чарвана-лакаята.

Читайте также:
  1. II. ЕВРОПЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ В СРЕДНИЕ ВЕКА И ЭПОХУ ВОЗРОЖДЕНИЯ.
  2. Билет. Преступление и наказание в доиндустриальный период и современную эпоху. Социальный класс, пол и преступления.
  3. Благодаря разлукам, в Узоре отношений появляются особенные искры обостренного взаимного влечения. Этим искрам дана большая сила поддерживать взаимную Любовь.
  4. В условиях функционирования рынка ценных бумагу предприятий появляются такие виды финансовых ресурсов, как
  5. Взаимосвязь обучения, воспитания и развития в процессе физического воспитания
  6. Власть и общество в эпоху «Оттепели»: попытки диалога.
  7. Вопрос 3. Общественно-политическая мысль России в николаевскую эпоху.
  8. Воспитание и образование в эпоху Средневековья
  9. Воспитание и обучение в странах западной Европы в эпоху средневековья.

 

Одновременно возникает ряд философских школ («даршан»), которые развивают ведическое учение: йога; веданта; вайшешина; ньяя; миманса; санкхья. Завершает период древнеиндийской философии эра сутр (11 в.
до н.э.
VII в. н. э.) - кратких философских трактатов, рас­
сматривающих отдельные проблемы (например, «кама-сутра» и др.).
В дальнейшем (в средние века) господствующее положение в
индийской философии заняло учение Гаутамы Будды - буддизм. В
^ XVIII - XX вв. индийская философия обогатилась достижениями
европейской философской мысли (к частности, английской).

 

Вопрос 5:

-космоцентризм (Древний Восток);

-антропокосмизм (Древняя Греция);

-теоцентризм (Средневековая Европейская философия);

-антропоцентризм (эпоха Возрождения);

 

КОСМОЦЕНТРИЗМ И ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ (КОСМОС, ПРИРОДА, ЛОГОС, ЭЙДОС, ДУША)

Спецификой греческой философии, особенно в начальный период ее развития, является стремление понять сущность природы, космоса, мира в целом. Природа - материя во всём многообразии своих проявлений и форм движения, Космос – мир, вселенная как единое связное целое. Природа - первый предмет философии. Именно природу изучали первые греческие философы. Их интересовали возникновение звезд, Солнца, Земли. Рождение и гибель с их первоистоками, первопричинами - самая широкая все единящая тема философии. Грек-философ одновременно и физик, и космолог, и этик. Он разыскивает одно первоначало, сославшись на которое можно разом ответить на все проблемы. И общекосмическое начало разыскивается не где-нибудь, а в самой природе. Не случайно первых греческих философов - Фалеса, Анаксимандра, Анаксимена, представителей милетской школы (6 в.до н.э.), несколько позднее пифагорейцев, Гераклита, Эмпидокла так и называли “физиками” от греческого слова physis - природа. Направленность их интересов определялась в первую очередь характером мифологии, традиционных языческих верований и культов. А греческая мифология была религией природы, и одним из важнейших вопросов в ней был вопрос о происхождении мира. Но между мифологией и философией было существенное различие. Миф повествовал о том, кто родил все сущее, а философия спрашивала, из чего оно произошло. В древнегреческих мифологических текстах постепенно накапливались сведения объективного характера и предпринимались первоначальные попытки объяснения мира. В поэме “Теогония” (происхождение богов) Гесиода - первого известного по имени древнегреческого поэта - читаем, что раньше всех возник Хаос, затем Земля, Тартар (подземное царство) и Эрос - любовное влечение, Хаос породил Ночь и Мрак, от их любовного союза возникли День и Эфир. Для последующего возникновения философии существенно то, что вопрос о рождении мира, небесных тел, земных и небесных стихий уже поставлен. Человек бросает взгляд на мир в целом, пытается представить себе и его рождение и его единство.

Ранние мыслители ищут первоначало, из которого все произошло. У Фалеса (7 - 6 вв до н.э.) - это вода, у Анаксимена - воздух, у Гераклита (ок.544 - 483 гг до н.э.) - огонь. Само же первоначало представляло собой не просто вещество, а нечто такое, из чего возникает живая природа и все населяющие ее одушевленные существа. Однако путь мысли, ставящий понятия “вода”, “воздух” над природой, трактующий их в качестве первоначала, оказался тупиковым. Тем не менее он не был философски бесплодным. Размышления и утверждения о первоосновах могли выводить к тому, для чего философия и возникла: нацеливать человеческую практику на работу с общим, а потом рождать всеобщее и работать с ним. У первых “физиков” философия мыслится как наука о причинах и началах всего сущего (космогонизм). В этом подходе сказывается объективизм и онтологизм древней философии. Её центральный мотив - выяснить, что действительно есть, т.е. пребывает неизменным во всех своих изменчивых формах, а что только кажется существующим. Уже раннее фил. мышление ищет рациональные объяснения происхождения и сущности мира, отказываясь от характерных для мифологии персонификаций, а тем самым от образа “порождения”. На место мифологического порождения у философов становится причина. Др. Греч ф-фы(милетцы) в основном - гилозоисты – любое мат тело обладает душой. Душа – особая нематериальная субстанция, независимая от тела, бессмертие души (Платон) – между миром идей и чувств, божественный статус души.(движ начало всей природы – милетцы; Огненное дыхание, основа жизни – Гераклит; Я-познающее – Сократ; Причина и начало живого тела – Аристотель)

Для ранних натурфилософов характерна особого рода стихийная диалектика мышления. Они рассматривают космос как непрерывно изменяющееся целое, в котором неизменное и самотождественное первоначало предстает в различных формах, испытывая всевозможные превращения. Особенно ярко представлена диалектика у Гераклита, согласно которому все сущее надо мыслить как подвижное единство и борьбу противоположностей. Не случайно Гераклит считал первоначалом огонь: огненная стихия - самая динамичная и подвижная среди элементов космоса. Однако диалектика натурфилософов, как и все их мышление, еще не свободна от образно-метафорической формы, в ней логическая обработка понятий еще не заняла сколько-нибудь заметного места. Логос - корневая основа логики – слово и смысл; введено Идеалисты, начиная с Платона, представляли стройную систему из космоса идеального и физического, являющегося отражением первого. Мир идей (эйдосов) признаётся в качестве первичного по отношению к миру вещей. Существует сверхчувственный мир, который постигается только понимающим умом. Этот мир есть «идеи в себе и для себя». Космос (материальное бытие) – прекрасная, одухотворенная, живая, причастная бытию иерархическая структура, сотворенная демиургом (созидающее начало), гармонически расчисленная и обустроенная. Многие античные философы представляли его как самодовлеющее и вечное бытие, живое и одушевленно целое.

Эйдос – (вид, образ) = идея, «видимое», «то, что видно» (Гомер), затем – конкретная явленность, видимая сущность (Парменид), субстанциальная идея (Платон), форма (Аристотель) – общность, единичность, целостность.

Эйдосы (идеи) – сверхчувственные, идеальные модели, образцы, в соответствии с которыми Демиург творит мир (у Платона).

Космоцентризм античной философии – это первый этап развития мировой философской мысли, который длился с 6 века до нашей эры по шестое столетие нашей эры. Ранняя античная философия была основана на мифологическом представлении о мире, который неразрывно связан с природой и ее явлениями, поэтому она носила название «физической», то есть натуральной. Космоцентризм античной философии рассматривает космос как центр мироздания, в основе которого лежит природная естественная гармония.

Главным был вопрос о происхождении мира – из чего, из какой материи, каким образом зародилась жизнь. Философы-«физики» находили ответ в природных явлениях, а источником порядка и гармонии они считали природу. В древнегреческом языке слово «природа» являлось противоположностью слова «хаос».

Основной задачей своих раздумий мыслители ставили поиск первоосновы бытия, некой материи, из которой смог зародиться не только весь видимый мир, но и разумные одушевленные существа.

6) Философия сформировала новое решение с помощью «учения о первоначале».

Идея была выдвинута первыми греческими философами. Представителями Милетской школы были: Фалес, Анаксимен, Гераклит.

Первоначалом они считали те или иные явления природы, саму природу. Таким образом,

был осуществлен переход от олимпийских богов (мифологии) к философии (всеобщему),

к естественному объяснению всего.

Фалес считал первоначалом мира воду («все из воды»), Анаксимен – воздух, Анаксимандр–

первовещество апейрон, Гераклит – огонь. Затем стихии Эмпедокла стали символами всеобщего

(земля, вода, огонь, воздух). Это были не просто вещества, а разумные, божественные,

вечные вещества. Греческие натурфилософы заменили миф логосом (понятием).

Школы Пифагорцев- основой было число.

Представители Элейской школы (Ксенофан, Парменид, Зенон), наоборот, сосредоточили внимание на устойчивости, покое.

Атомисты (прежде всего – Демокрит) рассматривали мир как единое целое,

состоящее из огромного множества мельчайших невидимых и неделимых частиц – атомов.

 

7) Сократ. Происходит переход от преимущественного изучения природы к рассмотрению человека,

его жизни во всех многообразных проявлениях, возникает субъективистско-антропологическая тенденция в философии.

Родоначальниками этой тенденции являются софисты и Сократ. Строго говоря,

именно с их деятельностью начинается переход от философии как любви к мудрости вообще,

как «первонауки» к философии в подлинном смысле этого слова - это осмысление,

переживание мыслителем своего места, своей роли, своего предназначения в бытие.

Следовательно, начиная с Сократа, философия впервые формулирует основной

мировоззренческий вопрос как вопрос об отношении субъекта к объекту, духа к природе,

мышления к бытию. В философии Сократа человек становится единственным бытием.

Сократ занимает важное место в истории античной философии. Диалектика,

и притом диалектика в её положительном смысле, в её постоянном искании

объективной истины, - вот то новое, чем Сократ резко отличается и от старой

натурфилософии, и от софистики.

 

8) Бог, человек и мир в средневековой христианской философии.

Возникло феод. Общество. Монастыри были центрами просвещения и культуры.

Церковь стала хранительницей письменности и образованности в Европе. Ф. была

объявлена служанкой богословия, кот. должна была использовать свой рацион.

аппарат для подтверждения догматов христианства. Эта фил. получила название

“схоластики”.(опиралась на форм. логику Аристотеля)

Одни христианские идеологи склонялись к отрицанию, другие к использованию

учений философов идеалистов древности. Так возникла литература апологетов

(защитников) христианства, а за тем патристика - сочинения отцов церкви,

заложивших основы философии христианства.

Не создав философской системы, апологеты, наметили круг вопросов, которые

стали основными для христианских философов (о боге, о творении мира, о

природе человека и его целях). Апологетика использует логические доводы,

обращенные к разуму, для доказательства бытия бога, бессмертия души.

Разбирает доводы, обращенные против религии и отдельных догматов.

Наиболее влиятельный из отцов церкви - это Августин (354 –430 н.э.).

Доказывал, что бог является высшим бытием, Бог сотворил мир из ничего по

своей доброй воле, а не по необходимости. Мир представляет собою непрерывную

лестницу существ, восходящую к создателю. Особое место занимает человек,

который соединяет природные материальные тела и обладает разумной душой и

свободой воли. Душа нематериальна, бессмертна. Субъективно человек действует

свободно, но на самом деле все, что он делает, делает через него бог. Развил

христианскую концепцию всемирной истории, противопоставив град человеческий -

греховное светское государство, граду божьему - всемирное господство церкви.

Схоластика. главное. направление в развития философии средневековья. Она

преподавалась в школах и университетах. 3 периода: 1) ранняя схоластика (9-

12вв) 2) период зрелости (13в) 3) упадок (14-15вв). Центральный вопрос – об

отношении знания к вере. Считалось, что истина уже дана в библейских текстах

и необходимо правильно истолковать их. Так как библейские тексты отличались

иносказательным характером, то для их толкования требовалась изощренная

логика.

Существуют два основных решения этого вопроса:

1) общие роды (универсалии) существуют реально, независимо от человека. Три

вида универсалий: (троякость существования): «до вещей» в божественном

разуме, «в самих вещах» как их сущность или формы и «после вещей» - в чел.

разуме как абстракции.

2) Универсалии не существуют реально, независимо от человека. Существуют только

индивидуальное, и только оно может быть предметом познания - номинализм. Знание

<> вера, вера тем сильнее, чем сильнее рациональная недоказуемость

догматов. Задача знания - постижение частного, единичного. Общее существует

только в уме чел

Природу разделяют на четыре части:

1) природа несотворенная и творящая (бог); 2) природа сотворенная и творящая

(идеи, непосредственные причины единичных вещей); 3) природа сотворенная и

нетворящая (конечный мир и земное бытие человека); 4) природа нетворящая и

несотворенная (бог как цель мирового процесса). Мир вечно мыслим богом.

Фома Аквинский (1225-1274). Основная цель отработка основных догматов

христианского вероучения в формах здравого смысла. Опираясь на позднего

Аристотеля канонизировал христианское понимание соотношения идеального и

материального как соотношение изначального принципа формы с неустановившимся

принципом материи (слабейшим видом бытия). Слияние первопринципов формы и

материи рождает мир индивидуальных явлений. Причислен к лику святых.

 

9) Антропоцентризм и гуманизм в философской мысли Возрождения.

В эпоху Возрождения было выработано новое философское мировоззрение прежде

всего благодаря творчеству целой плеяды выдающихся философов, таких как

Николай Кузанский, Марсилио Фичино, Леонардо да Винчи, Микеланджело, Джордано

Бруно и др.

Основные установки философии Возрождения: Итогом античной философии был

безличный неоплатонизм с его квартой: Единое-Благо, Мировой Ум, Мировая Душа,

Космос; в нем еще нет четкого деления на субъект и природу. В средневековой

ф. эта концепция подверглась существенной трансформации: на место Единого-

Блага был поставлен Бог, в соответствии в этим стали понимать содержание

Мирового Ума (читай: Христа), Мировой Души (читай: Святого Дуxa), Космоса

(вообще всего природного).

В эпоху Возрождения в центр мироздания будет поставлен человек (антропос).

Философская база возрожденческого мировоззрения: Формально по-прежнему в

центр мироздания ставили Бога, но преимуще-ственное внимание уделяли уже не

ему, а человеку. Таким образом, философской основой возрожденческой философии

был антропоцентрический неоплатонизм.

Теперь мыслителей интересует уже не столько системность философских

построений, сколько человек, его природа, его самостоятельность, его

творчество и красота, его само-утверждение, наконец. Вместе с тем философы

Возрождения стремились максимально ис-пользовать преимущества как античного,

так и средневекового неоплатонизма. От первого перенимается эстетическое

внимание ко всему телесному, природному, восхищение человече-ским телом

особенно.

Антропоцентризм, не мог не способствовать развитию гуманизма, воззрения,

признававшего ценность человека как лично-сти, его права на свободу, счастье

и развитие.

Гуманизм имел длительную предысторию в античности и средневековье, но как

широкое общественное движение он складыва-ется впервые именно в эпоху

Возрождения.

Принцип гуманизма знаменует собой переворот во всей культуре и соответственно

мировоззрении человечества. Одной из форм выражения этого переворота было

противо-стояние схоластике

Гуманисты возрождает идеалы античных эпикурейцев, но без их спокойного и

пассивного отношения к жизни. Эпоха Возрождения была этикой нарождавшейся

активной молодой буржуазии в первую очередь. Вопрос стоит о благородстве

человека, об истинном благородстве. Этот вопрос поставил еще Данте.

Благородство человека заключает ся не в чужой славе, даже если этой славой

является слава Бога. не в величии рода и не в скоплении богатства, а в

доблести духа. Все люди равно получают от природы, каждый не меньше, чем

сыновья царей и императоров, дело же состоит лишь в том, чтобы довести свою

доблесть и благородство до совершенст-ва, будь то в науке, искусстве или

производственной деятельности.

Многие гуманисты отстаивают идеалы умеренного утилитаризма. Под утилитаризмом

понимается учение, согласно которому цель жизни и добродетель отождествляются

с пользой.

Люди должны, считают гуманисты, быть друг для друга источником радости, а это

невозможно без того, чтобы основу человеческих отношений составляли любовь и

дружба.

Таким образом, гуманизм Возрождения ориентируется на свободомыслие и

соответственно справедливое устроение обществен-но-государственной жизни.

 

10) направление в философской теории познания, сводящее его к чувственному опыту.

Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998.

Эмпиризм

Убеждение в том, что любое знание происходит или должно происходить от непосредственного опыта.

В качестве теоретического подхода в психологии эмпиризм предполагает, что основная часть человеческих

знаний приобретается через изучение и опыт, а не через генетическую предрасположенность. Как метод

приобретения психологических знаний, эмпиризм делает акцент на эксперимеиталы юм сборе данных,

а не на дедукции результата из теоретических предпосылок (рационализм). Чтобы продемонстрировать

различие между двумя путями к знанию, рассмотрим вопрос «Сколько ног у лошади?», заданный человеку,

никогда не видевшему лошадь. Рассмотрев функции лошади, рационалист может прийти к выводу о наиболее

вероятном расположении ее ног для выполнения этих функций.

 

16.русская философия Серебряного века (конец 19 – начало 20 вв.) Основные признаки: религиозность, теоретическая зрелость, фундаментальность проблем (Бытие Бога, мира и человека; смысла жизни; жизни-смерти-бессмертия; онтология свободы) и оригинальные способы их решения (концепция всеединства, софийности, соборности); антропоцентричность и нравственная направленность; концепции «цельного знания», интуитивизма; историческое многообразие жанров и стилей философствования. Наиболее значительный вклад внесли Г. Н. Теплов,Д. С. Аничков, Г. С. Сковорода,Я. П. Козельский,С. Е. Десницкий,И. А. Третьяков,А. Я. Поленов,Д. И. Фонвизин, П. С. Батурин,Н. И. Новиков,М. Н. Щербатов.   17. Онтология – учение о бытии. Гносеология -учение о возможностях и путях познания мира. Методология – учение о методах организации и проведения теоретической и практической деятельности. Аксиология –учение о ценностях. Антропология –учение о человеке. Этика –наука о нравственных ценностях. Эстетика –наука о художественных ценностях. Логика –наука об общезначимых формах и средствах мысли. Специфика философского метода: проблема взаимосвязи природы (материи) и духа (идеи). 18. Онтология – учение о бытии, изучает фундаментальные основы и принципы существования мира. Если основа представляется в виде первовещества, природы,материи-возникает материалистическая картина бытия; если в виде Абсолютного духа (Бога),общей, абсолютной Идеи – то религиозная или идеалистическая картина мира.   19.Основные виды материи–вещество и поле–взаимодействуют, отражая дискретное (прерывное) и континуальное (непрерывное) состояние материи. Сознани е–высшая форма отражения, субъективная реальность, «проявление бытия в нас»; источник знаний человека о мире и осмысления содержания и природы явлений и процессов. 20. Движение –способ существования бытия; изменение количественных и качественных характеристик объекта или системы, вызывающее их переход из одного состояния в другое. Движение универсально, всеобще, противоречиво, бесконечно вследствие взаимопереходов друг в друга конкретных конечных видов движения. Развитие –необратимое, направленное, закономерное изменение и преобразование качества материальных и идеальных объектов.В результате развития возникает новое качественное состояние объекта.  

 




Дата добавления: 2015-05-05; просмотров: 39 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Основные этапы китайской философии.| Понятие стресса

lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.019 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав