Читайте также:
|
|
Младогегельянцы:
Л. Фейербах (1804 – 1872) Философия антропотеизма, которую можно пояснить цитатой: «Не Бог создал человека, а человек создал Бо- га». Утверждал, что человек – единственный предмет философии: «Что-бы познать человека, нужно его полюбить».
«Происхождение религии», «Сущность христианства»
К. Маркс (1818 – 1883) – обратил внимание на роль экономики в жизни человека. Обратил философию к повседневной жизни. Проанали-зировал понятие «отчуждение» применительно к человеку.
Темы, которые появляются в XIX веке
· Проблемы человека в целостности телесного и материального бы-тия
· Разрушение рационализма. Признание иррациональных аспектов бытия человека равноправными с разумом.
· Повседневность. Тематизация бытовых аспектов человеческой жизни, которые становятся предметом философского анализа, приобре-тая статус легитимных в бытии человека.
Философы, в работах которых впервые были сформулированы но-вые темы и подходы к философствованию – А.Шопенгауэр, С.Кьеркегор.
ШОПЕНГАУЭР Артур (1788 – 1860) – немецкий философ, ирра-ционалист.
«Мир как воля и представление»
Мир обнаруживает себя как воля и представление – две формы ми-ра по отношению к человеку.
Воля – абсолютное начало, в некотором смысле биологическое на-чало, иррациональное в своей основе.
Три ступени проявления «мировой воли»:
1. Силы природы (тяготение, магнетизм).
2. Силы жизни (воля к жизни, противоречивая в своих основах, т.к. служит основой (пищей) самой себя).
3. Человек (осознанная воля к жизни, поглощающая природу и в ко-нечном счете, себя).
Вместе с человеком возникает мир как представление
«Есть одна для всех врожденная ошибка – это убеждение, будто бы мы рождены для счастья». Воля создает человека для того, чтобы он по-знавал законы природы, существуя таким образом, на благо воли. Но человек не в силах выносить такое понимание собственного существо-вания, поэтому он создает себе иллюзии – представления, которые по-зволяют ему достойно жить.
Способы достойной жизни:
Искусство – создает иллюзию красоты, освобождает человека от жизненной суеты. Религия – отказ от соблазнов, сострадание, что уменьшает страда-ния, т.к. происходит отождествление собственной воли с другими.
Философия – выясняет подлинную трагичность бытия.
КЬЕРКЕГОР Серен (1813 – 1855) – датский философ, теолог, ос-нователь экзистенциализма.
«Или – или»
«Страх и трепет»
Проблема философии – бытие единого и единственного человека. Человек не является родовым существом, нельзя определить его сущ-ность через обобщение. Все родовые признаки человека, в том числе ра-зум, являются вторичными. Кьеркегор употребляет понятие «экзистен-ция», описывая через него ужас человеческого существования, внутрен-нюю жизнь личности, осмысление человеком вопросов о предназначе-нии себя, жизни.
Три сферы существования человека или познания человеком само-го себя:
1. Эстетическая (здоровье) – жизнь человека, который руково-дствуется принципом сохранения своего здоровья, сохранения удоволь-ствия, получаемого здесь и сейчас. Это состояние сравнимо с ребенком или животным.
2. Этическая (отчаяние) – человек, который думает о будущем, ощущает моральную ответственность и долг каждого человека перед другим и перед человечеством в целом. Путь к этой сфере – отчаяние, которое испытывает человек. Но он замыкается на самом себе, единст-венное его требование – стать самим собой.
3. Религиозная (вера) – на эту стадию человека приводит борь-ба с необходимостью – смертью. Вера понимается Кьеркогором фило-софски – это высшее напряжение, особое измерение мышления, которое нормальному рассудку представляется безумием. Здесь открывается высший парадокс – для Бога все возможно, осознание и принятие кото-рого невозможно для обыденного сознания.
Работы С.Кьеркегора существенно отличаются по способу подачи материала от работ его предшественников.
10. Античная философия существовала с 6в. до н.э. до 6 в. н.э. Ее творцами были древние греки и римляне.
Отличается от древних восточных философских систем и является, первой в истории попыткой рационального постижения окружающего мира.
Философское знание Древней Греции сложилось в результате синтеза:
· традиций востока; · собственной мифологии;
· искусства;
· начала наук.
Тип мировоззрения – космоцентризм.
Космоцентризм – стремление найти единую космическую перво-основу, которая связывала бы все в мире между собой и одновременно с человеком.
Тип философствования, присущий античной философии созерца-тельный.
Философия древних мыслителей, представляла собой единую, уни-версальную науку, включавшую все знания известные людям той эпохи: естественнонаучные, социально – политические, гуманитарные и др. На этом этапе философия была " наукой наук ".
Античная философия возникла как стихийно – диалектическая на-турфилософия, где получили развитие следующие идеи:
· идея об универсальной всеобщей связи всех вещей и явлений ми-ра;
· идея бесконечного мирового развития.
Подходы к периодизации Античной философии:
Первый подход включал три периода:
1. Досократический VI – V вв.до н.э.
2. Классический сер.V – IV вв. до н.э.
3. Эллинистический к.IVв.до н.э. – VI в.н.э.
Второй подход это периодизация Г. Челпанова (1862 – 1936) по критерию объектов и задач философии.
1. Первый период (6 – 5 вв. до н.э.) досократовский, натур-философский или космологический. Характеризуется интересом к проблемам космоса, поиск субстанционального начала всех вещей. Представители: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Пифагор, Парменид, Зенон, Эмпедокл, Демокрит.
2. Второй период (5 в. До н.э.) антропологический. Главный предмет исследования человек, определение его сущности. Представи-тели Сократ, Протагор.
3. Третий период (5 – 4 вв. до н.э.) систематический. Фор-мулируются основные философские проблемы, разрабатывается катего-риальная диалектика. Представители: Платон, Аристотель
4. Четвертый период (3 в. до н.э. – 1 в. Н.э.) этический. Фи-лософия понимается как нравственное учение, разрабатывающая нормы и правила человеческой жизни. Представители: Эпикур, Пиррон,
5. Пятый период (1 – 6 вв. н.э.) религиозный. В качестве главного объекта философии выделяет познание божественного. Пред-ставители: Плотин, Сенека, Марк Аврелий.
Дата добавления: 2015-05-05; просмотров: 15 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав |